Литературная гостиная по произведениям пушкина

Несколько раз в году, для более узкого, чем общешкольные праздники, круга участников и ценителей, проходят в школе «Образ» литературно-музыкальные гостиные. Одна из главных целей, для достижения которой почти не предусмотрено времени в школьной программе, является знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры. Гостиная – не драматический театр, это, скорее, музыкальный салон с литературными чтениями и элементами театрализации.

Начало этой работе было положено в 2003-2004 уч. году спектаклем по повести А.С.Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова. Спектакль задумывался как разовое мероприятие со своими педагогическими задачами, обусловленными сложившейся на тот момент ситуацией в восьмом классе. Успех спектакля позволил продолжить работу уже на постоянной основе. Постепенно складывалась концепция студии, подсказанная накапливающимся опытом. В настоящее время студия существует в следующем виде.

Состав студии не является постоянным, он меняется в зависимости от того, какой спектакль ставится в каждый данный момент. На роли назначаются, с одной стороны, желающие, с другой стороны, приглашаются подходящие учащиеся средней и старшей школы (иногда и начальной школы) для решения тех или иных задач педагогического плана. Таким образом получается, что почти все ученики средней и старшей школы за время обучения принимают участие в том или ином спектакле. Разумеется, есть группа ребят, которым это настолько интересно, что они участвуют во всех спектаклях и других мероприятиях студии.

Студия носит название «Литературно-музыкальная гостиная», что точно отражает характер её деятельности. Может быть, коллектив можно было бы назвать музыкально-поэтическим театром, но это сдвинуло бы акцент на сценические задачи, а они в данном случае не являются главными. Работа над спектаклями студии даёт возможность организовать коллективную деятельность подростков, многообразную и постоянную, в процессе которой они связаны друг с другом и со взрослыми отношениями взаимной ответственности. Хотя студия не ставит своей задачей повышение актёрского мастерства, работа над дикцией, выразительным чтением, осанкой, пластикой, умением свободно держаться на публике даёт подросткам весьма полезные в жизни навыки.

Спектакли студии не являются инсценировками или постановками драматургических произведений. Это в точном значении слова литературно-музыкальные композиции либо на основе какого-то эпического произведения («Метель», «Реквием», «Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне», «Маленький принц», «Евгений Онегин», «Дикие лебеди»), либо тематические («Лицейская годовщина», «Болдинская осень», «К 60-летию великой Победы», «Творчество А.К.Толстого», «Великая княгиня», «Вечер классического вальса», «Творчество И.С.Баха», «Творчество В.А.Моцарта» и др.) или на основе цикла музыкальных произведений («Детский альбом» и «Времена года» Чайковского). Диалоги появляются в спектакле только тогда, когда они есть в произведении. Непременным принципом составления сценариев композиций является сохранение авторского текста, хотя и с неизбежными при больших объёмах произведений купюрами. Благодаря работе хореографа, многие спектакли украшены танцами. Другим важным эстетическим и педагогическим принципом спектаклей студии является исключительно живое исполнение музыки, и только учащимися. Понятно, что в таком случае мы ограничены и в выборе произведений (которые должны быть доступны для исполнения детьми), и в качестве звучания. И тем не менее мы твёрдо держимся этого установления. Живая музыка в спектакле создаёт совершенно особую атмосферу в зрительном зале, а артистам позволяет в процессе создания композиции глубоко пережить произведение, как литературное, так и музыкальное.

Уже из одного списка наших спектаклей ясно, что мы дерзаем брать в работу произведения самого высшего уровня. Это тоже принципиальный момент. Подобный выбор обусловлен тем, что студия, как это уже было сказано, не обучает актёрскому мастерству, а ставит задачей своей работы возможно более глубокое и точное прочтение произведений мировой классической литературы и его сценическое воплощение, а в процессе этого – «проживание» произведения, позволяющее научить любить литературу, глубоко понимать и чувствовать, что такое поэзия. Немаловажной является также возможность для учеников практического усвоения реалий эпохи, её художественного стиля.

Итогом такой комплексной работы является спектакль, но внутренняя позиция исполнителей иная, нежели в настоящем театре. Это, повторим ещё раз, не театр. Это ролевая игра. Мы играем не «для» зрителей, мы играем «в» (в «Снежную королеву», в «Маленького принца», в «Евгения Онегина»). Разумеется, чтобы зрителям это было интересно, необходим определённый эстетический уровень спектакля. И всё же эстетические задачи ставятся только в комплексе с педагогическими.

Литературная гостиная по произведениям пушкина

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 66

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Может ли стать альтернативой школе семейное образование? По мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, у школы в этом плане противоречивая позиция: когда дети плохо себя ведут, учителя заявляют, что воспитание – это ответственность семьи, но когда родители забирают детей на домашнее обучение, им говорят: «А как же социализация? Как вы без школы сможете научить ребенка правильно себя вести в обществе?» Выводы эксперта, увы, не в пользу качества социализации в современной школе.

В Москве завершился финал IV Всероссийского конкурса «Успешная школа». Победителями признаны команды из шести городов России. Они получили гранты от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на развитие своих школ. Еще одна команда удостоена специального приза «Учительской газеты». Подробнее о школах-победительницах – в репортаже Лоры Зуевой!

Кто читал «Конька-Горбунка»? Пару десятилетий назад такой вопрос в классе показался бы странным. Сегодня этот «лес рук» заметно поредел. И дело совсем не в том, что дети перестали понимать прочитанное, если оно написано не на языке мемов. В преддверии 205-летия со дня рождения Петра Ершова Марина Кудимова рассуждает о тайне и судьбе его творчества.

Артемий Троицкий – легендарный музыкальный критик, журналист, преподаватель, писатель. Сам он, к слову, уверяет, что любит провоцировать и опровергать сложившиеся мнения о себе. Артемий Троицкий дал эксклюзивное интервью «Учительской газете», в котором рассказал о состоянии современного русского рока, исследовании молодежных субкультур и о том, почему перестал преподавать в МГУ после 2014 года.

Наши приложения

«Учительская газета», №36 от 6 сентября 2016 года

Культурный бренд России

​Литературная гостиная

В новой рубрике «Учительской газеты» под названием «Литературная гостиная» мы постараемся, с одной стороны, восстановить историю наиболее значимых литературных салонов, кружков, объединений, оказавших влияние на отечественную и мировую культуру. С другой стороны, в ней будут предложены методические рекомендации для проведения литературных гостиных и создания атмосферы диалога о художественных текстах, актуальные для современного читателя. Эльмира Афанасьева

Сверхзадачей этой рубрики станет выявление круга единомышленников, уникальных личностей, способных пробуждать интерес к произведениям художественной словесности, формировать представление о русской литературе как культурном бренде России.
В России XVIII — начала XIX века местом, где можно было узнать о культурных тенденциях разных эпох, обменяться мнениями о прочитанном, были литературные салоны и гостиные. Примерами могут служить салоны И.И.Шувалова, Е.А.Карамзиной, Е.И.Голицыной, З.А.Волконской, А.О.Смирновой-Россет, А.Н.Оленина, Вяч. Иванова, З.Гиппиус, В.Брюсова и др. На смену им приходят демократические литературные кружки середины ХIХ в. В начале ХХ столетия эпицентром обсуждения литературных тем становятся кафе и кабаре (например, знаменитое кабаре «Бродячая собака»), а также разного рода литературные объединения («Башня» Вячеслава Иванова, «Центрифуга», ЛЕФ, ОБЭРИУ и др.). В период «оттепели» в отечественной культуре утверждается «громкая поэзия» и поэты читают свои произведения на площадях и в концертных залах. Параллельно рождается феномен самиздата и «кухонных» обсуждений литературных текстов. А в школах и вузах советского времени популярными становятся литературные вечера, часто стилизующие атмосферу Золотого и Серебряного веков. Писатели нашего времени активно осваивают интернет-пространство.
В современном мире у литературной гостиной появляется новая функция — стимулирование читательского интереса людей разных возрастов с помощью погружения в художественный мир произведения.
Важная форма диалога с творческими современниками — международный конкурс Института Пушкина «Открой свою литературную гостиную». Он направлен на выявление уникальных личностей, способных пробудить интерес современного читателя к литературным текстам. Условия конкурса размещены на портале «Образование на русском» в специальном разделе «Литературные гостиные Института Пушкина» (https://lit.pushkininstitute.ru). Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться на портале, ознакомиться с бесплатным онлайн-курсом «Литературная гостиная: история и современность» и провести оригинальную гостиную. По итогам проведенной гостиной необходимо подготовить проморолик длительностью не более 7 минут и разместить его на YouTube, сопроводив заставкой Института Пушкина. Заявку на участие в конкурсе можно подать до 30 сентября 2016 года на портале «Образование на русском».
Победитель конкурса получит право провести свою литературную гостиную в литературных музеях Москвы, Подмосковья или на площадках зарубежных партнеров Института Пушкина (в посольствах, резиденциях, музеях) в 2016-2017 годах. Информация о лучших проектах войдет в международную базу данных о литературных гостиных ХХI века, размещенную на портале «Образование на русском».

Эльмира АФАНАСЬЕВА, доктор филологических наук, литературовед, хозяйка Литературных гостиных, прошедших апробацию во Владивостоке, в Кемерове, Москве, Париже, Ярославле, куратор инновационного гуманитарного проекта «Литературные гостиные Института Пушкина»

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Литературный досуг по произведениям А. С. Пушкина

(старший дошкольный возраст)

29 января день гибели А. С. Пушкина.

Был проведен литературный досуг, посвященный этой дате.

Чтение стихов и сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание иллюстраций к этим произведениям.

Народные игры. Посещение библиотеки на которой была организована выставка книг А. С. Пушкина.

Акция «Подари книгу детскому саду»

Образовательные – обобщить знания о великом русском поэте Александре Сергеевиче

Воспитательные – формировать у детей с помощью сказок нравственные качества личности. Вызывать чувство радости от прослушивания стихов и сказок, желание услышать другие произведения поэта.

Развивающие – развивать наглядно-образное мышление, развивать умение обобщать, развивать произвольное восприятие, развивать речь, выразительность, развивать память, творческое воображение.

Принципы проведения досуга:

Воспитывающий и развивающий характер обучения, доступность, последовательность, активность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Решение поставленных задач.

Игровой метод закрепления материала, практика коллективных действий.

Портрет и выставка книг А. С. Пушкина.

Музыкальная шкатулка. Волшебный клубочек.

Иллюстрации к сказкам и стихам А. С. Пушкина.

В группу входит сказочница (воспитатель).

Она в длинном сарафане, на голове кокошник. В руках музыкальный ларец из которого звучит музыка.

— Я сказочница Варвара, у меня для вас есть что-то интересное.

— Хотите узнать что? Тогда садитесь.

— Я приглашаю вас послушать и вспомнить интересные сказки и замечательные стихи, которые написал А. С. Пушкин. Этого великого русского поэта знают и любят и дети и взрослые. Вы узнали его?

Показ портрета А. С. Пушкина (достает из ларца).

А. С. Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и интересно, что многое из написанного понятно и близко детям.

В детстве А. С Пушкин тоже любил слушать сказки и сам много читал. Уже в семь лет он сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке.

— А кто чаще всего рассказывал ему сказки?

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала ему сказки.

Сказочница достает из ларца клубочек. Он поможет путешествовать нам по сказкам. Кладет на золотую тарелочку.

В сказке может все случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Скажет гостю заходи!

Сказочница катает клубочек по тарелочке и приговаривает, дети закрывают глаза: «Катись, катись клубочек по тарелочке». К кому прикатиться тот и сказку будет отгадывать.

Ребята открывают глаза и отгадывают из какой сказки зачитанный отрывок.

Показ иллюстрации к сказке.

1. «У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том……»

Сказочница после того, как дети отгадали, достает из ларца кота и дарит детям.

2. «Первый раз закинул старик невод,

Пришел невод с одною травою…..»

Сказочница дарит золотую рыбку.

3. «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом……»

Исполняется «Белка» — фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказочница достает из ларца и дарит Белку.

4. «Долго царь был неутешен.

Но как быть? И он был грешен.

Год прошел как сон пустой…….»

Сказочница: «А чем заканчивается сказка?»

Дети вспоминают: И с невестою своей обвенчался Елисей.

Я вам предлагаю присоединиться к веселью. Свободная пляска на р. н. мелодию.

Сказочница дарит волшебное зеркальце.

Спрашивает, из какой сказки отрывок.

Зеркальце поможет превращаться вам в сказочных героев.

5. «Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей…..»

Сказочница дарит золотого петушка.

Если дети не отгадывают из какой сказки отрывок, достает в подарок книгу (со сказкой, которую не отгадали).

«В мире много сказок.

Грустных и смешных.

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.»

Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок):

1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)

2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)

3) Весть царевну в глушь лесную.

И связав ее живую под сосной оставить там.

На съедение (волкам)

4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)

5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)

6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)

7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)

А. С. Пушкин долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы, любил он и народные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра «Гори, гори ясно» (с подаренными сказочными героями).

После игры дети занимают свои места.

Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение, Александр Сергеевич был патриотом своей Родины.

Вот ветер тучи нагоняя.

Дохнул, завыл и вот сама

Пришла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов.

И рады мы проказам матушки-зимы.

Вот так писал о весне:

Гонимые весенними лучами

С окрестных гор снега сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ох лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя нас мучишь.

Любимым временем года была осень:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поле туман.

Гусей крикливых караван тянулся к югу,

Приближалась довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора!

Чтение стихов сопровождается показом иллюстраций времен года (на интерактивной доске).

А. С. Пушкин давно умер, а слава его растет день ото дня. Его сказки слушали и ваши мамы и ваши бабушки. А когда вы вырастите, то расскажите его сказки своим детям. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. И с каждым днем Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Путешествие по произведениям А. С. Пушкина в страну сказок заканчивается. Пора и мне прощаться с вами. Звучит музыка.

Волшебный ларец, клубочек, зеркальце и сказочные герои остаются у вас в группе. Они помогут вам узнать новые сказки. Ну а потом, я надеюсь, вы их передадите малышам. Ведь они тоже любят сказки.

До свидания, до новых встреч в стране сказок.

После окончания досуга дети рассматривают подарки от сказочницы.

Литературная гостиная «В гостях у Пушкина»

Цель:

  • Научить детей осознанно воспринимать содержание произведений А. С. Пушкина.
  • Развивать в юном читателе творческую фантазию.
  • Воспитывать трепетное отношение к пушкинской поэзии.

Оборудование:

  • Выставка книг поэта.
  • Выставка детских рисунков к произведениям А. С. Пушкина.
  • Иллюстрации.
  • Словарь.
  • Запись на доске с эпиграфом.
  • Книги:

Московская изобразительная Пушкиниана.

Государственный музей А. С. Пушкина.

Литературные ме6ста России. М.»Советская Россия», 1987

С. С. Гейченко «под пологом леса». Москва, ДЛ., 1987

Семен Гейченко «Завет внуку». Москва, ДЛ, 1986

А.Пьянов «Под голубыми небесами». Москва, ДЛ, 1986

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Целевая установка:

— Прочитайте строки П. Антокольского

Это имя знакомое с детства —

Вместе с грамотой впаяно в речь

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

3. Сообщение новых знаний

Сегодня наша литературная гостиная открыла двери и посвящает свою работу творчеству А. С. Пушкина.

… на исходе тусклого зимнего дня 1837 года в окрестностях Санкт-Петербурга был смертельно ранен на дуэли А. С. Пушкин. Прожив два дня в тяжелых страданиях, он скончался. Место, где все это произошло, называлось Черной речкой (показ иллюстрации).

Более 170 лет прошло со дня гибели Пушкина. Много воды утекло за эти годы. Но имя Пушкина не потеряло своей значимости. Мы встречались с произведениями Пушкина в раннем детстве, когда еще сами не умели читать, а нам читали: « У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…», «Три девицы под окном», или «Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».

Ежегодно, в день гибели поэта проводятся Пушкинские чтения. В России нет такого города, где бы не было увековечено имя А. С. Пушкина. Его именем названы улицы, площади, музеи, школы, библиотеки, выставочные залы. В городах, связанных с биографией Пушкина, воздвигнуты памятники, скульптуры этому великому русскому поэту.

В Москве, скульптор Опекушин, 1857г.

В Санкт- Петербурге, скульптор Аник4ушин, 1957г.

В Твери, скульптор Комов, 1974г.

В парке г. Пушкино, там, где учился в лицее Пушкин

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве (в этом доме сейчас находится музей А. С. Пушкина). Учиться маленького Сашу отправили в лицей Царское Село (показ иллюстрации). В лицее была строгая дисциплина, воспитанников очень редко выпускали за стены лицея, приезд родителей был нечастым. Там Александр обрел добрых и верных друзей. Но, пожалуй, единственным преданным другом на всю жизнь осталась его няня – Арина Родионовна.

Стихотворение «У домика няни»

Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой. В год рождения Пушкина отказалась от предложенной ей вольной, осталась у Пушкиных, вынянчила всех детей. Она славилась памятью на старинные сказания и народные мудрости. Именно она прививала будущему поэту любовь к природе, к народным песням и сказкам. Ей он посвятил свои стихотворения:

И. Уткин «Михайловское»

«Заочная экскурсия по пушкинским местам».

Навсегда в памяти поэта останутся села Берново, Малинники, Старица, Михайловское.

Ест в окрестностях Верхневолжья маленькая речушка Тьма, о существовании которой знают только местные жители, а стихи, посвященные ей, знают многие.

Стихотворение «Зимнее утро»

Слово учителя (продолжение)

Стихи написаны на берегах Тьмы. Негромко шумит она под крутым каменистым берегом, и ее прозрачная вода вдруг уходит в темно-зеленую глубину. (показ иллюстрации)

Над рекой поднимаются вековые деревья. Правый берег мрачный, таинственный. Левый – низкий, веселый, солнечный. Тьма протекает мимо Бернова, Павловского, Малинников. Парки в этих имениях были разбиты так, что тропинки сбегали прямо к реке. Пушкин любил гулять берегами Тьмы.

И, продолжая зимнюю тему, давайте вспомним стихи, которые рассказывают нам об этом прекрасном времени года.

«Вот север тучи нагоняя»

«Зима! Крестьянин торжествуя…»

«Опрятней модного паркета»

«В тот год осенняя погода»

— Какая картина в этих стихах вам понравилась больше всего,

— Как поэт называет зиму? Какие чудеса она творит?

— Подумайте, какое чувство рождается у нас, когда мы видим, как преобразилась зима от первого снега?

— Какое из прочитанных вами стихотворений более всего соответствует пословице: «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, кружит, лужит и рвет, и льет, и метет»? объясни, почему так думаешь?(стихотворение «Зимнее утро» )

Среди всех времен года Пушкину наиболее любимой была осень. Мы сейчас послушаем стихотворения, посвященные осени, а вы послушайте и ответьте на вопрос:

— Какие чувства и настроения вызывает у Пушкина это время года?

Чтение стихов учащимися

«Уж небо осенью дышало»

«Октябрь уж наступил»

— Как вы думаете, почему поэт, говоря об одной и той же осенней поре, употребляет такие слова и выражения: «Осень – унылая пора», «очей очарованье», «пышное природы увяданье»?

— Как вы представляете себе выражения: «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?

Поэт родился в Москве, но несколько лет прожил в Санкт-Петербурге, полюбил этот город и посвятил ему свои стихи.

Чтение стихотворения «Люблю тебя, Петра творенье»

Словарная работа.

«Петра творенье»- на пустынном, заболоченном берегу Невы Петр I основал в 1703 г. Город Санкт – Петербург (в 1914 – 1924 Петербург, 1914- 1924гг. Ленинград ), который в 1712 – 1918 годах был столицей России, это один из красивейших городов мира.

«Прозрачный сумрак, блеск безлунный» — в Петербурге, как и вообще на севере, летом не бывает темно ночью, так как солнце не опускается низко за горизонт, стоят так называемые «белые ночи».

«Адмиралтейская игла» — золоченый шпиль на здании Адмиралтейства (бывшее морское министерство) в Санкт – Петербурге, построенном в 1806-1823 годах архитектором Захаровым А. Д.

4. Итоги урока

— О чем заставляют нас задумываться стихи Пушкина?

— Какое у вас настроение было сегодня? Почему?

Учитель читает стихотворение А. Титова

Поет листва. Синеет лето.

Зря в полнеба занялась.

Мечта великого поэта

С любовью, как к родному дому,

Со всех концов, со всех широт

К нему идут, словно к живому

Народы мира круглый год.

И молодеет год от года

Земля, что полита слезой,

И им воспетая природа сияет вечною красой.

И нежно Сороть голубеет,

И льну не миновать снопа,

Не зарастет, не оскудеет

Сюда народная тропа.

Автор: Суханова Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов и кубановедения, МОБУ СОШ №22 станцы Чамлыкской, Лабинского района Краснодарского края.

Статья размещена в авторской редакции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: