Образ Пугачева (по повести А

Средняя оценка: 4.5

Одним из главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачев. Это – реальная историческая личность: сбежавший из-под стражи донской казак и безбожник, возглавивший в ХVIII веке крестьянское восстание против императрицы Екатерины II.

Емельяна Пугачева А.С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом.

Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на «сверкающие глаза».Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере.

Пушкин показывает противоречивость личности Пугачева. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимопомощи, что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки), помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп).

Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем.

По моему мнению, такое неоднозначное описание А.С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой – историческая личность, поднявший восстание народный герой.

На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А.С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что является одним из несомненных достоинств повести.

Вместе с сочинением «Образ Пугачева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)» часто ищут

Популярность темы: 98601 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Сочинение по произведению на тему: Образ Пугачева

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном историческом событии, повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Кто же был этот человек, объявивший себя Петром III, сумевший поднять и повести за собой огромные массы Забитого и угнетенного народа?
Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. ”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.

Сочинение на тему

Сочинение на тему, по русскому языку и литературе

    Сочинение — это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению — логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

Сочинение по русскому языку и литературе

Сочинения по литературе (по произведениям классиков).

Как правильно написать сочинение.
Нужно изложить собственное высказывание в виде размышления.
Размышление должно передать ход собственных мыслей пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
В этом выявляется способность ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.

Сочинения на различные темы школьной программы по произведениям известных авторов

Булгаков Михаил Афанасьевич

Бунин Иван Алексеевич

Гоголь Николай Васильевич

Гончаров Иван Александрович

Максим Горький (псевд.), настоящее имя — Алексей Максимович Пешков

Грибоедов Александр Сергеевич

Достоевский Фёдор Михайлович

Куприн Александр Иванович

Лермонтов Михаил Юрьевич

Островский Александр Николаевич

Пушкин Александр Сергеевич

Солженицын Александр Исаевич

Толстой Лев Николаевич

Тургенев Иван Сергеевич

Фонвизин Денис Иванович

Шолохов Михаил Александрович

Лучшие (недавно добавленные) сочинения по литературе

Литература 8 класс сочинение по произведениям пушкина

По повести «Капитанская дочка» предложено четыре темы. Повесть школьники изучали в 8-м классе, с чем и связана сложность этих тем: во-первых, произведение может быть основательно забыто учениками; во-вторых, оно может казаться обманчиво простым. Предупредим учеников, что на экзамене недостаточно будет воспроизвести сочинение 8-го класса, — надо показать новый уровень мышления, понимания проблемы.

Тема 35.

Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачёва представлен в двух произведениях Пушкина: в «Истории пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке». Можно сравнить портреты Пугачёва, данные автором в разных произведениях: в «Истории…» описание наружности героя фотографично, в повести дано много деталей и высказывается отношение рассказчика к герою: “Наружность его мне показалась замечательна”. Такое различие обуславливалось разными задачами, стоящими перед А.С. Пушкиным. В первой работе он писал широкое историческое полотно, важны были понимание процессов и фактическая точность. В художественном произведении основной целью было изображение людей, их внутреннего мира и реакции на те самые грандиозные события.

Пугачёв изображён преимущественно через его отношение к Гринёву. Можно проследить взаимодействие героев, начиная от встречи в степи и заканчивая казнью. Предупредим учеников: не стоит превращать анализ в пересказ. Пушкин не изображает Пугачёва непосредственно как полководца, не подчёркивает в нём вождя крестьянского движения, но мы можем по косвенным деталям судить об этом. Перед нами — талантливый предводитель народа, умный, расчётливый, удалой, безгранично смелый, пользующийся поддержкой крестьянско-казачьей массы. Но надо отметить противоречивость его натуры: бунтовщик, жестоко карающий сопротивление, — и чуткий человек, жалеющий сироту, чувствующий и ценящий доброту и искренность. Пугачёв осознаёт трагизм своего положения, но выбирает бунт (сказка об орле и вороне).

Существенные черты к характеристике Пугачёва добавляют зеркальные сцены: военный совет в Оренбурге — военный совет у Пугачёва, помилование Гринёва Пугачёвым — помилование Гринёва Екатериной. Использование в анализе зеркальных сцен покажет литературоведческую подготовку учащихся.

Тема 36.

Почему повесть А.С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?

Скажем, что повесть посвящена восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва (1773–1775). Этому событию посвящено ещё одно произведение — «История пугачёвского бунта». Пушкин первым изучил историю восстания, попытался осмыслить причины бунта. В исследовании автор ставил перед собой задачу исторически точно изобразить “русский бунт”. Задача повести иная — дать нравственную оценку событиям через изображение внутреннего мира и нравственных переживаний героев, главные из которых — сам предводитель восстания, человек с трагической раздвоенностью натуры, молодые влюблённые, нравственные основы в душах которых сформированы под влиянием родителей и представителей народа (Савельич), и Швабрин — офицер, который уже сформировался как безнравственный человек.

Судьба Маши Мироновой — тот пробный камень, о который проверяется подлинная нравственная ценность каждого героя. Сначала — чувства Гринёва и Швабрина к Маше; отношение к Маше её родителей и отца Гринёва; затем, после гибели капитана Миронова и его жены, — отношение к судьбе девушки представителей власти — коменданта Оренбурга и Пугачёва; сохранение на допросах тайны и Гринёвым, и Швабриным; изменение отношения к Маше родителей Гринёва. Сама Маша — простая девушка, приверженная традициям, беззащитная и в то же время сильная нравственно, готовая на самопожертвование ради спасения любимого человека. Но название повести связано именно с её ролью “нравственного индикатора”.

Тема 37.

Как раскрывается тема “русского бунта” в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

В начале целесообразно обратиться к сопоставлению двух произведений Пушкина, посвящённых пугачёвскому бунту (см. темы 35, 36). Затем можно вспомнить высказывание историка В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории пугачёвского бунта»: в художественном произведении А.С. Пушкину удалось настолько глубоко вжиться в эпоху и так описать внутреннюю сторону событий, что теряется ощущение стороннего наблюдателя, отгороженного вековым пластом, становятся яснее мотивы людей, наглядно можно представить себе, каким образом желания трансформируются в поступки, а поступки влекут за собой те или иные следствия.

Можно сосредоточить своё внимание на описании поведения казаков, примкнувших к бунтовщикам, на описании поведения вожаков восстания (Хлопуши, Белобородова), на изображении самого Пугачёва.

Если же мы берём за основу знаменитые слова Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” — то нужно раскрывать философско-исторические проблемы повести. Почему Пушкин называет бунт бессмысленным? Причины его возникновения нельзя свести только к экономическим и социальным противоречиям. У русского народа на протяжении всей истории одним из ключевых является понятие правды, связанное с соблюдением христианских заповедей. Начальство обманывает, грабит простой народ, нарушая эти заповеди. Народ же в рамках социальной системы не может восстановить правду и бунтует против системы. Трагедия заключается в том, что народу тоже приходится нарушать нравственные законы: убивать, грабить. Оставаясь в рамках системы, изменить ситуацию нельзя, а для выхода из системы уровень сознания народа недостаточен.

Русский бунт беспощаден: бунтовщики не жалеют не только угнетателей, но и самих себя. Нравственная раздвоенность заставляет Пугачёва не щадить самого себя: “…Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования”.

Какой же выход видит автор? Самые прочные изменения в обществе — те, которые обусловлены постепенным улучшением нравов. Сохранение и укрепление собственного нравственного стержня, следование голосу совести — то, что может сделать каждый человек. Примером этому служат поступки главного героя Петра Гринёва.

Тема 38.

Гринёв и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Главные проблемы, на которых может сосредоточиться ученик при работе над этой темой, — проблема сохранения лучших нравственных качеств, проблема чести и достоинства в человеке. Можно выбрать одну из двух схем сочинения, построенного на сравнении персонажей: поочерёдная характеристика каждого из героев или перекрёстная характеристика, то есть последовательное выявление черт, поступков, отношения каждого из героев к тому или иному событию.

Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов. Гринёв мог заразиться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью. Для Швабрина появление Гринёва даёт возможность оставить свой иссушающий сарказм. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин при этом сознательно шёл на убийство, потому что никак не ожидал, что юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Гринёв не колебался, обороняя крепость от пугачёвцев, а Швабрин заблаговременно улизнул к мятежникам и попытался погубить Гринёва наветом при казнях.

Испытание властью — самое сложное. Получив власть над Марьей Ивановной, Швабрин готов обречь девушку на унижения и смерть. Гринёв в самых сложных ситуациях непрестанно думает о помощи любимой, а оказав её, отворачивается от Швабрина, не желая унижать его своим торжеством. Уже оказавшись в плену у правительственных войск, Швабрин, понимая, что не сможет уже выпутаться сам, хочет утянуть за собой и Гринёва, клевеща на него и злорадствуя при встрече. Гринёв же только поражён изменениями в недруге и пытается найти в нём какие-то остатки человеческих черт.

Каждое из четырёх столкновений Гринёва и Швабрина всё повышает драматизм испытания и цену ответственности за принятое решение. Гринёв с самого начала пошёл по пути открытому и честному, и каждый последующий выбор имел под собой прочный нравственный фундамент. Швабрин, напротив, приняв однажды решение подлое и злое, остановиться мог уже со всё большим трудом, даже если бы захотел. Месть, к которой стремится Швабрин, вконец иссушает его, как всегда бывает с человеком, который думает не о созидании, а о разрушении. Гринёв же по ходу повести приобретает всё большую уверенность в высшей справедливости своих поступков, потому что сердцу своему и понятиям о чести он не изменял.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: