Литература 6 класс стихи лермонтова

1. Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

2. Бахтиярова Л. Р. «И вижу я себя ребенком. «: устный журнал «Детство Лермонтова». VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)

3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина» / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение «Родина» связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)

4. Бражников И. Л. Чувство России. «Родина» М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»)

5. Бурцева Е. А. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)

6. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога. «. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)

7. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. «: «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Бородино» и более раннего (1831) текста «Поле Бородина», рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)

8. Костерина Э. В. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. «. Материал для урока литературы в 9 классе)

9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассмотрены разные трактовки произведения)

10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)

11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. » / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова » Когда волнуется желтеющая нива. » в 11 классе)

12. Нахапетов Б. А. «Нынче поутру зашел ко мне доктор. «: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе «Герой нашего времени» и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)

13. Нестор Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ «Героя нашего времени»)

14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. «Беглец». VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец». Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)

15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)

16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)

17. Сизова М. А. Жанр «светской» повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: «Три повести» Н. В. Павлова, «Княгиня Лиговская» М. Ю. Лермонтова», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина и т. д.)

18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова «Бэла»: «Дорога на небо»? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)

19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком. «: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются «На севере диком. » М. Ю. Лермонтова и «Кедр стоит одиноко. » Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета «На севере дуб одинокий. «, Ф. И. Тютчева «С чужой стороны», Н. Н. Михайлова «На северном голом утесе. » и З. Н. Гиппиус «На севере кедр одиноко. «)

20. Табакова Л. П. Сказка «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»)

21. Харитонова О. Н. «Герой нашего времени» / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»)

22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова»
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе «Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова» ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений «На севере диком стоит одиноко. » и «Утес».

Скачать:

Вложение Размер
motiv_odinochestva_v_lirike_m.lermontova.docx 19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорили, что Лермонтов был очень одинок, и тема одиночества, глубокая грусть и тревога звучат чуть ли не в каждом стихотворении поэта. А природа у Лермонтова правдиво и точно отражает внутренний мир поэта, его тоску и неумение до конца слиться с окружающим миром.

2. Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»

— Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было написано в 1822 году и входило в в большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова — это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.

Чтение стихотворения Лермонтова.

-А теперь прочитаем его подстрочный перевод. Обращаю ваше снимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. .

-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова? ( одиноко, одна)

Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива. Лермонтов не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихи звучат еще более проникновенно и выразительно.

— Разберемся, какие поэтические средства помогают этому?

Обратим внимание на прием, о котором недавно говорили: парус одинокий

в тумане моря голубом

Да, это инверсия. Вспомните определение инверсии. Инверсия – необычный порядок слов в предложении, он помогает выделить значимые слова, передать настроение.

-Давайте найдем примеры инверсии в стихотворении.

на севере диком пустыне далекой

стоит одиноко на утесе горючем

-Какова же роль инверсии в этом стихотворении? (она усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности — вместе находим эти слова).

— Далее в этих же примерах инверсии нельзя не увидеть использование еще одного изобразительно-выразительного средства. Какого? (Конечно, это эпитеты, художественные, образные определения).

-Какой из этих эпитетов обращает на себя особое внимание, потому что он фольклорный, глубокий, проникновенный? (Горючий – он соединяет два значения: горячий и горестный)

— А что еще в сказках бывает горючим? (Конечно, слезы. Это постоянный эпитет).

-Давайте еще посмотрим на художественные средства, не разрубая на составляющие – слова, не теряя целостного образа. На что можно обратить внимание? (на сравнение «как ризой»)

Сравнение великолепное. Обратим внимание на сноску в учебнике: риза – парадное, богато украшенное одеяние царя, священника.

-Какова роль этого сравнения? (автор передает торжественную красоту).

-Обращаем внимание на то, что сосна «дремлет, ей снится». Это еще одно изобразительно-выразительное средство. Какое? (олицетворение). И оно тоже усиливает чувство одиночества.

А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне (работаем на доске)

На голой вершине на холодной вершине

-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноть, обездоленность?

( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)

Снегом сыпучим белым покрывалом окутывает ее снег и лед

Одета, как ризой, она

-Чем Лермонтовский перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)

На утесе горючем на пылающей скале

У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.

М. Лермонтов не только точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами.

-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?

Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.

-Словесное рисование. Художник рисует кистью, а мы словом. Попробуем после такого детального разбора нарисовать словесную картину. ( Ученик реализует домашнее задание).

Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. Вот переводы Тютчева и Фета. (Они на партах).

Фет и Тютчев учли, что в немецком языке сосна мужского рода и заменили ее существительными того же рода «кедр» и «дуб». Давайте прочитаем их стихотворения .

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его буря лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отлаленном востока

Под мирной лазурь, на светлом холму

Стоит и цветет одиноко.

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным покровом.

Во сне ему видится пальма,

В далекой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,

Одна на горячей скале…

Переводы Фета Тютчева ближе к Гейне по характеру лирического переживания( именно любовного чувства). Оригинальность Лермонтова в изменении акцентов, изменении характера переживания – чувство безысходного одиночества.

4.Анализ стихотворения «Утес».

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?

ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия, беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы). Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.

УТЕС — воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой он? ( Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Великан – тоже определение, выраженное существительным).

-Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.

-Какой прием использует автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий). Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения.

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.

Домашнее задание: выучить Стихотворение «На севере диком…» наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс.

Урок литературы в 6 классе «Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова» ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений «На севере диком стоит одиноко. » и «Утес».

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики.

Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ.

Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ.

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр.

По теме: «Лирика М.Ю. Лермонтова» мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии «педагогических мастерских». Данная технология позволяет научить.

Урок литературы в 8-м классе по теме «Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы»

Разделы: Литература

Цели урока: продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова; вызвать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; воспитать у ребят чувства бережного отношения к лирике; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова; выставка книг поэта; иллюстрированный материал по теме урока; романс «Парус» (грамзапись).

Ход урока

Вступительное слово учителя.
Перевернуты последние страницы произведений нашего национального гения А.С. Пушкина и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».
М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.

Запись в тетрадях: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.)
«Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова».
(В.Г. Белинский)

— Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.
Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!

(Сонет читает подготовленный ученик).

— Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.
Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым…
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый».
Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других.

— «Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.

Запишем тему сегодняшнего урока:
«М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы».
Эпиграфы:
«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
(М.Ю. Лермонтов)
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?»
(А.С. Пушкин)

— Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова?
Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть…
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
— Обратимся к выставке книг. (Ее представляет подготовленный ученик).
(Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»).

На буйном пиршестве задумчив он сидел
Один, покинутый безумными друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред ними,
Душевный взор его смотрел.

И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и речей,
И песен праздничных, и хохота гостей,
Его слова пророчески звучали.

Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?
Над вашей головой колеблется секира,
Но, что ж. Из вас один ее увижу я».

— Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.

— Самые яркие, лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские.
Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие».

— Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
— Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус». (Дети слушают запись романса «Парус»).
Буря под парусом ему предпочтительнее.

— Одной из главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…»
Любимый город у Лермонтова – Москва. (Чтение стихотворения «Москва»).

— В стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее неброской, а между тем величественной красотой.
(Ученик читает стихотворение).

— Но пришлось расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» — это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление.
— Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», — говорил Лермонтов.
(Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся).

— «Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ.
(Чтение «Казачьей колыбельной).
— Как вы встретили «Колыбельную»?
Что особенно изумило в ней?
Какие строки остались в памяти?
— Да, о «злом чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей.
«Стихотворение необычно просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра». (И.П. Щеблыкин).

— Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это речка смерти.
Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и издевательств над русскими молодыми ребятами.
Вот поэтому война на Кавказе, описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас.
— О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений».
(Ученик читает стихотворение «Сон»).
— 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.
Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.

В Москве есть памятник поэту.

Итоги урока:
— Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
Посмотрите еще раз на эпиграфы к нашему уроку.
— Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…»
О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…

Задание на дом.
1. Готовить материал к сочинению «Мой Лермонтов».
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению поэта.
3. Прочитать стихи «Сосед», «Узник», «Желание» и подумать, как в них показана тема неволи человека.

Использованная литература:
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т.- Т.3. – М., 1978
2. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.,1995
3. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990
4. Андронников И.Л. Лермонтов: исследования и находки. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1977
5. Скатов Н. Всеведение пророка // Литература в школе. – 2005. — №8. – С.6
6. Щеблыкин И.П. «Казачья колыбельная песня» М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2004. — № 3. – С.10
7. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. — № 3. – С.9

Конспект урока русской литературы в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»

Квасовка Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы средней школы г.Гродно (Беларусь)

УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

V I КЛАСС

М.Ю. Лермонтов «ПАРУС»

(стремление к свободе, жажда деятельности, одиночество – мотивы стихотворения). Контрастные образы – основа его построения.

Аллегорический смысл стихотворения

/запись на доске/

через исследование проблемы свободы и смысла жизни в творчестве М.Ю. Лермонтова на примере фактов его биографии и текста стихотворения «Парус» стимулировать осознание понятия «свобода личности»;

развивать умения и навыки формулировать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы, сопоставлять разные мнения;

формировать умения общаться, слушать друг друга;

развивать речь учащихся.

Тип урока : изучение нового материала.

ПЛАН УРОКА /записан на доске/

Это сладкое слово «СВОБОДА» (актуализация темы, мотивация).

Я думаю, что свобода личности – это …. (мини – диспут на тему).

«А он, мятежный, просит бури…. (сообщения о М.Ю. Лермонтове как о личности незаурядной по воспоминаниям современников).

«Белеет парус одинокий….» (работа над текстом стихотворения «Парус», основной вопрос – свобода и смысл жизни в понимании поэта).

Я – личность, я – свободен…. (Вывод: свободная личность в понимании шестиклассников).

Запись на доске

(кроме темы и плана работы),

Свободу лишь умея славить,

Стихами жертвуя лишь ей…..

…..я, действительно, превыше

всего возлюбил свободу.

План сообщений о М.Ю. Лермонтове (4-6 мин.):

Детство М.Ю. Лермонтова. Зловещие тайны семьи;

Гениальность ребенка. Детство в Тарханах;

Московский университетский пансион;

Пб.. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров;

Гибель поэта на дуэли;

Современники о поэте.

Доска, мел; учебник «Литература 6 кл.»; портрет М.Ю. Лермонтова; изображение имения Тарханы; репродукции: а) автограф стихотворения «Парус». Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832; б) И.К. Айвазовский. Черное море (на Черном море начинает разыгрываться буря). 1881; лист бумаги, цветные карандаши, толковый словарь русского языка.

Организационный момент. Приветствие.

(Цель: организовать внимание учащихся)

II . Актуализация темы. Мотивация.

(Цель: развитие потребности учащихся в изучении темы)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте эпиграфы (на доске) и скажите, какой теме они посвящены, какое слово ключевое, опорное в них?

УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы, ее значение для человека; слово «свобода» – ключевое.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, понятие «свобода» было для поэта начала Х I Х века, А.С. Пушкина, и философа рубежа Х I Х – ХХ в.в., Н. Бердяева, не просто словом, а, пожалуй, смыслом жизни.

Скажите, значима ли эта тема сегодня, на рубеже ХХ и ХХ I веков?

У всех ли людей одинаково понимание свободы? Нужно ли, стоит ли говорить о ней?

УЧЕНИК: (предполагаемый ответ): тема свободы актуальна и каждый понимает по-разному.

УЧИТЕЛЬ объявляет тему урока и записывает на доске.

/Если ученики сомневаются или не понимают важности осознания темы, то стоит обратить их внимание на ситуацию выбора свободы и, например, благополучия, чести и богатства, на вопрос о смысле жизни. Это можно сделать на лит. материале (например, биография А.С. Пушкина или история Владимира Дубровского из повести «Дубровский» или на примере ситуации из жизни, историческом факте (например, история национальной борьбы за независимость (свободу) белорусского народа). Хотя на это уйдет больше времени, но ученики должны осознать важность темы и необходимости высказаться на эту тему/.

УЧИТЕЛЬ: каждый человек по-своему стремится к свободе, каждый хочет быть свободным лично и видеть свободными своих близких, как минимум. И это становится смыслом жизни для некоторых людей.

Ш. Мини-диспут на тему «Свобода в моем понимании»

(Цели: стимулировать понимание слов «Свобода», «личность»; развивать умения и навыки формировать и обосновывать свою точку зрения, обобщать,

развивать способности вести диспут /мини – диспут/, сопоставлять свою точку зрения с другой).

Прежде чем приступить к работе, учитель обращает внимание учащихся (напоминает) направляя проведения диспута (нот) и предупреждает, что сегодня у нас мини – диспут, и ограничивает время (3 – 5 минут).

Называем тему мини – диспута «Свобода личности – это….» И предлагаем обсудить это в парах и высказать (написать) кратко свои мысли на бумаге, передавая лист по ряду (3 ряда – 3 листа) с последней парты на первую. Примерно через 3 минуты ученик с 1-ой парты вывешивает листок на доску с помощью кнопки.

Затем 1 из учеников ряда (скорее всего с 1-ой парты) или учитель (с разрешения учеников) читает и комментирует написанное. Первое предложение предлагается начать так: «МЫ считаем, что свобода личности – это….» Или «Мы считаем, что свобода личности проявляется в ….».

Общее в 3-х листках и наиболее интересное подчеркивается прямо на листке. Предлагается 1-ому из учеников с помощью класса и учителя сформулировать общую формулировку слова «свобода личности».

В это время задание 2-м ученикам в классе найти в толковом словаре русского языка толкование слов а) «свобода», б) «личность». Затем они зачитывают классу и учащимся свою формулировку со словарной статьей.

IV . Сообщения (2) о М.Ю. Лермонтове / 1 ученика из класса и 1 старшеклассника (можно 1 родителя) /

( ЦЕЛИ: не столько дать сведения о биографии поэта сколько познакомить (увлечь) с личностью поэта, подчеркнуть необычность судьбы

М.Ю. Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремленность к чему – то неизведанному; развивать умение слушать, оценивать ответ ) .

УЧИТЕЛЬ: Так устроены люди, что их интересует чужая жизнь, тем более, что мы изучаем произведения различных писателей, узнаем их точку зрения о различных вопросах жизни.

И сегодня я предлагаю Вам поговорить, узнать, обсудить одно из замечательнейших произведений о свободе, о смысле жизни. Это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Но, я думаю, вам будет интересно узнать о самом поэте, написавшем замечательные строки.

Сейчас вы послушаете два сообщения об этом человеке а затем ответьте на вопрос: ЧТО вы увидели необычайного в судьбе и облике М.Ю. Лермонтова?

/Сообщения ученики готовили дома самостоятельно, но учитель предварительно оговаривал с учеником литературу и вопросы, которые должны были быть освещены/.

Чтобы легче воспринималась информация, я предлагаю Вам план (на доске).

1-ое сообщение (старшеклассника или родителя) о жизни поэта (2-3 минуты)

2-ое сообщение шестиклассника «Лермонтов в воспоминаниях современников». (2 – 3 минуты).

Выслушав сообщения, учащиеся ставят и обосновывают (памятка НОТ) отметку (даже родителям). А затем отвечают на вопрос?

УЧИТЕЛЬ: Какой же внутренней сосредоточенностью и силой должен был обладать М.Ю. Лермонтов, чтобы противостоять чуждой ему среде и даже творить в этой обстановке. Может быть, именно поэтому для поэта вопрос свободы и смысла жизни слился воедино.

Так какой же смысл М.Ю. Лермонтов в 30-е годы Х1Х века вкладывал в понятие «свобод а личности»? Рассмотрим стихотворение «Парус», написанное в период его переезда в П етер б ург .

V . Работа над текстом стихотворения «Парус»

(ЦЕЛИ: развивать умения анализировать поэтический текст; делать выводы; сопоставлять словесный образ и образ изобразительный).

Выразительное чтение стихотворения «Парус» учителем (или грамзапись).

До чтения учитель дает задание классу: вслушаться в текст, а затем на листке бумаги цветными карандашами нарисовать свои ассоциации.

После прочтения стихотворения, примерно через 1 – 2 минуты, ученики афишируют свои работы (по желанию 3 – 4 урока) и комментируют (обратить внимание на цветовую гамму).

/Цель этого задания: выявив 1-ое впечатление, обратить внимание на образы в стихотворении/.

Работа по анализу текста.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение медленно, про себя или вполголоса, проследите, как меняется в нем интонация.

Как меняется в стихотворении интонация?

УЧЕНИК (примерный ответ): грусть (1 строфа), сменяется радостью и гордым отрицанием (2 строфа), а затем упоение борьбой (3 строфа)

УЧИТЕЛЬ: Каждая строфа делится на два двустишья. В первом дается пейзажное описание, а во втором – лирическое переживание.

Прочитайте первые двустишья 3-х строф и скажите, имена каких картин происходят в вашем воображении?

УЧЕНИК: (читает и дает ответ):

спокойное море и 1 парус

море спокойное, солнце, парус.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте вторые двустишья и скажите о человеке или о неодушевленном предмете (парус как о судне) идет здесь речь?

УЧЕНИК: (читает и дает ответ)

Об одушевленном, живом человеке.

УЧИТЕЛЬ: Какими языковыми средствами (словами) автор говорит об этом?

УЧЕНИКИ: (предполагаемый ответ): 1) личные местоимения и глаголы: ищет, кинул, бежит, просит; 2) неправильный (обратный) порядок слов: «что ищет он…. Он счастия не ищет…» ; 3) определения (эпитеты) «он, мятежный, ….».

УЧИТЕЛЬ: Вспомним, как называются эти изобразительно-выразительные средства?

УЧЕНИКИ: (ответ) : 1) метафора,

УЧИТЕЛЬ: Определите, какова роль инверсии в стихотворении? Для этого мысленно перестройте строку, например, «Что ищет он в стране далекой…», определите, как меняется эмоциональный оттенок звучания строки.

УЧЕНИК (ответ): Что он ищет в далекой стране. Исчезла музыкальность, опорное слово (ищет) «затерялось» в строке.

Инверсия помогает выделить опорные, значимые по смыслу, слова.

УЧИТЕЛЬ: Укажите в каждой строфе опорные слова; на ваш взгляд, те слова, без которых разрушается поэтический образ.

УЧЕНИКИ (ответ): 1) парус одинокий, ищет, кинул;

2) счастия не ищет, бежит;

3) мятежный, как будто, покой.

УЧИТЕЛЬ: Раскройте смысл слов:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Для этого найдите толкование слова «мятежный» в словаре и определите роль восклицательного знака в конце предложения.

Мятежный – 1) причастный к мятежу, поднимающий мятеж.

(мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти); 2) тревожный, неспокойный, бурный.

Лирического героя не устраивает покой в жизни, он ищет в жизни новые и новые преграды, для него смысл жизни – это борьба, мятеж, не успокоенность.

Выразительное чтение стихотворения «Парус» учениками.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворение, передавая состояние лирического героя, выраженное в стихотворении. Затем учащиеся оценивают прочтение стихотворения.

Вывод анализа стихотворения:

УЧИТЕЛЬ: Каково понимание смысла жизни М.Ю. Лермонтовым? Ваше мнение.

Уч-ся должны связать понимание автором стихотворения смысла жизни в свободе действия, в движении.

Литература и живопись. Наблюдения учащихся.

Учащимся дается задание рассмотреть акварельный рисунок

М.Ю. Лермонтова и сопоставить по его стихотворению «Парус», определив что общего и различного в них. А затем обращаем внимание на репродукцию картины И.К. Айвазовского «Черное море» и просим сказать, к каким строкам стихотворения можно отнести это изображение.

VI . Вывод (итог) урока.

ЦЕЛЬ: развивать умения и навыки, делать выводы и корректировать свои мысли, свои формулировки).

УЧИТЕЛЬ: Давайте вернемся к теме урока: «Каждый человек рожден свободным, а между тем…». Скажите, на ваш взгляд, свобода может быть смыслом всей жизни человека?

УЧЕНИК (ответ): Конечно.

УЧИТЕЛЬ: Изменилось ли ваше мнение о свободной личности, с чем вы не согласны, чтобы хотелось добавить?

Ответ может быть и не озвучен на уроке, главное, чтобы ученики осмыслили это.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас стало популярным слово «анархия». Как вы понимаете это слово? Найдите толкование его в словаре.

УЧЕНИК: (ответ по словарю) анархия (греч.) –

1) безвластие (отрицание всякого гос-ва)

2) распущенность; беспорядок, хаос (непризнание авторитета, порядка, дисциплины, своеволие).

УЧИТЕЛЬ: Можно ли поставить знак равно между свободой личности и анархией? Почему?

Учеников нужно подвести к мысли об ответственности личности за его окружение (родных, природу, планету и т.д.)

Этот вопрос можно дать для обдумывания домой и начать с ответа следующий урок.

VII. Итоги урока. Отметки учащихся и оценка работы класса. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ: На следующем уроке мы продолжим тему свободы и смысла жизни и обратимся к следующим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Утес».

Учитель подводит итоги работы класса и спрашивает у детей, что понравилось или не понравилось на уроке (рефлексия), что они бы изменили, сделали не так.

Д/з ( по выбору учащихся)

1) выразительное чтение стихотворения «Парус»

2) мини-сочинение на темы а) «Я думаю, свобода и анархия….»

Б) «С чем я не согласен» (по впечатлениям урока).

Анализ текста в хорошо подготовленном классе можно провести по группам, распределив вопросы (так экономится время урока).

Правила проведения диспута:

Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное – аргументы, логика, убедительность.

Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст произведения.

Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.

Помни, что наш диспут – литературный.

отзыва об ответе ученика

Полностью ли освещена тема сообщения?

Есть ли отступления от темы? О чем следовало бы сказать больше полнее?

Подкрепляются ли высказывания примерами? Насколько убедительны эти примеры?

Встретились ли в ответе речевые погрешности?

рецензии ответа по русской литературе

Индивидуальные особенности ответа (что понравилось, а что нет).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: