Лишние люди — &nbspЛермонтова

СОДЕРЖАНИЕ

» Лишние люди » &nbsp в произведениях &nbsp Пушкина и &nbspЛермонтова

» ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК » , » ЛИШНИЕ ЛЮДИ » , » ГАЛЕРЕЯ ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ » — откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное «Дневник лишнего человека». По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит». Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ «лишнего человека» в русской литературе очень разнообразен.

Романтические герои Пушкина и Лермонтова — натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина «Цыганы», уйдя от «неволи душных городов» в цыганский табор, хочет иметь полную свобоцу. Но это свобода только «для себя». Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли.

В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека. Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека: Я вижу образ вечно милый: Его зову, к нему стремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив? «Мцыри» — это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри — это смерть, смерть на воле — часть жизни, последняя, но часть. Ямала жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Я променял бы, если и мог. Демон — «Дух изгнания», которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной. Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев- одиночество.

В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из «Евгения Онегина» Пушкина и Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него «честным контрабандистам» приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Литовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести «Фаталист».

Объединяет этих героев (Онегина и Печорина) одна болезнь -«русская хандра», аналог «английского сплина», которым болел еще Чайльд- Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой «русских европейцев», к которым принадлежали все передовые люди того времени, и «азиатчиной» крепостнических отношений. Люди с «озлобленным умом, кипящем в действии пустом» и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Произведения русской литературы XVIII — начала XX в.

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Нужен список произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова

В Академическом в 2019 году в два раза больше квартир купили с помощью военной ипотеки, чем годом ранее

В детских поликлиниках нет горячей воды

Лекарства будут дорожать

Второклассникам обожгло глаза кварцевой лампой

Мытые овощи бывают опасны

Сумку с младенцем нашли в туалете

Новосибирца оставили без зарплаты

Учитель бил школьников лопатой

Ранняя весна создаст проблемы с водой

Интернет есть, компьютеров нет

Моряки отрицают, что перевозили наркотик

Моряки из России, которых поймали в Кабо-Верде при перевозке почти десяти тонн кокаина, предстали перед судом.

Российские суда пойдут с молотка в Испании

Пиар губернатора Воробьева подорожал на 41 млн рублей

Умер бывший президент Египта Хосни Мубарак

Мусульманские погромы в Индии

Салют в День защитника Отечества

Охранники избили депутатов Мосгордумы

Скандал в профсоюзе хоккеистов

Стрелка из Ханау нашли мертвым

Турция готовится к операции в Идлибе

ОПРОС: Поправки в Конституцию

Извините, но данной страницы на сайте нет. Пожалуйста, сообщите нам об этой ошибке по адресу sovross@aha.ru.

Поправки в Конституцию

Предлагаем новый ОПРОС на сайте на тему поправок в Конституцию

«Крики белых лебедей». Олег ДЕМЕНТЬЕВ о подвиге 6 роты.

«Чистые книги». Эдуард ШЕВЕЛЁВ К 100-летию со дня рождения писателя Ф.А. Абрамова

Лучшее за неделю 24 февраля — 1 марта

Такими, по мнению редакции, стали материалы:

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ

В адрес «Советской России» присылают письма и звонят наши читатели с просьбой указать реквизиты, по которым можно перечислить денежные пожертвования газете.

Выражаем искреннюю благодарность всем неравнодушным, всем, кто участвует в жизни нашей с вами газеты и готов поддержать «Советскую Россию» своими взносами.

ПРОСИМ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ПО СЛЕДУЮЩИМ РЕКВИЗИТАМ:

ООО «Редакция независимой народной газеты»

ИНН 7714020816, КПП 771401001

р/счет 40702810900110000795 в ПАО «МИнБанк» г. Москва

БИК 044525600, кор/счет 30101810300000000600

Добровольное пожертвование газете «Советская Россия»

Военным — особые условия на жилье

В Академическом в 2019 году в два раза больше квартир купили с помощью военной ипотеки, чем годом ранее

Василий Жуковский – мастер баллады

Как известно, В.А. Жуковский – поэт-романтик. Но его романтизм, в отличие от других, имеет свою специфику – в его произведениях наблюдается очень много мистических образов, деталей, понятий. Даже такое классическое понятие, как романтический дуализм (двоемирие), Жуковский раскрывает с оттенком мистицизма (что связано с его верой в загробный мир).

Полнее всего мистическое мироощущение Жуковского выразилось в его балладах. Баллада – это, как правило, сюжетное повествование в стихах о каких-либо необычных, часто таинственных

Жуковский написал свою первую балладу («Людмила») в 1808 г., последнюю – в 1836 г. («Ночной смотр»). Всего им написано 39 баллад и одна балладная повесть («Ундина»). Большинство баллад – это переложения и переводы произведений Шиллера, Уланда, Гете, Бюргера, Саути, В. Скотта и других менее известных немецких и английских поэтов. Оригинальных баллад у Жуковского всего пять: «Светлана», «Ахилл», «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», «Узник». Однако назвать Жуковского только переводчиком нельзя. В статье «О басне и баснях Крылова» (1809 г.) сам Жуковский говорил о «ремесле» переводчика: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник». И Жуковский предстает в своих балладах именно соперником, а не копиистом. Сам выбор чужих сюжетов для поэтического переложения уже показывает особенности мировоззрения переводчика. Поэтому можно сказать, что баллады Жуковского – это произведения, в которых за сюжетами и переживаниями героев Шиллера, Гете, Уланда и других европейских поэтов выражается душа прежде всего самого Жуковского.

Его баллады можно разделить на несколько групп – в зависимости от их сюжета и «исторического колорита»: баллады «античные», «западноевропейские» («средневековые») и «русские».

К «античным» относятся баллады, в основе которых – обработка сюжетов из греческой мифологии: «Кассандра», «Ивиковы журавли», «Ахилл», «Торжество победителей».

«Западноевропейскими», или «средневековыми» могут быть названы баллады, чьи сюжеты и персонажи взяты из рыцарских времен: «Перчатка», «Королева Урака и пять мучеников», «Роланд оруженосец», «Рыцарь Роллон», «Старый рыцарь», «Лесной царь» и другие.

«Русские» баллады – это те, в которых есть приметы русской старины или русского быта: «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев». Для этих баллад характерно создание национального колорита за счет использования фольклорной образности и лексики («девы красные», «ждет-пождет» и т.п.). Однако степень «народности» этих баллад Жуковского незначительна: в них нет установки на воссоздание «простонародного» мышления (а именно такая установка станет впоследствии главным критерием «народности» таких произведений, как «Бородино», «Песня про…купца Калашникова» Лермонтова, «Записки охотника» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова). «Народность» Жуковского в его «русских» балладах выражается лишь в немногих описаниях русской природы и русского «простонародного» быта, в частности, в описании народных обычаев и поверий в «Светлане» («раз в крещенский вечерок девушки гадали…»).

«Античные» баллады варьируют одну из главных тем древнегреческой мифологии – тему Рока, властвующего жизнью людей. Рок – это гибельная и мистическая сила, всегда страшная для человека. Самое же страшное, что человек, и не зная своей судьбы, и зная ее, все равно следует своему предназначению и не может ее избежать. Например, Ахиллу была предсказана гибель после того, как он убьет Гектора. Казалось бы, не убей Ахилл Гектора, и судьба его была бы иной. Но в том-то и дело, что герой не может не совершить рокового поступка. Либо так складываются обстоятельства, либо склад души героя, его характер влечет его к совершению рокового поступка. Почему он должен сделать то, что предсказано? Античный миф отвечает: такова воля богов. Но почему воля богов именно такая? На это нет ответа античных авторов. Жуковский тоже не отвечает – но он и не стремится ответить на такого рода вопросы, а напротив, концентрирует свое внимание как раз на иррациональности Рока. Причем, если в «античных» балладах иррациональность является лишь предметом рефлексии героев, то в балладах «средневековых» и «русских» она поддерживается загадочностью изображаемых событий и таинственными эффектами, сопровождающими эти события.

В основном в «средневековых» и «русских» балладах Рок тяготеет над грешниками, преступниками или бунтарями (лишь однажды в творчестве Жуковского роковые силы обрушиваются на невинного младенца – в балладе «Лесной царь»). Явное зло в его балладах всегда наказано.

Баллады Жуковского сильно повлияли на развитие романтизма в русской литературе. Сам жанр баллад стал одним из любимых жанров поэтов-романтиков (к примеру, баллады Пушкина, Лермонтова, Баратынского). Балладная поэтика и образы проникли и в другие жанры, в частности, прозаические – вспомнить хотя бы Ундину в «Тамани» Лермонтова или «Черного монаха» Чехова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector