Лирика тютчева 6 класс

Урок литературы в 10 классе Тема: Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Цели: в центре внимания – образ женщины, которая была «гением чистой красоты» для поэтов в разные периоды его жизни и творчества, наша задача раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей, пробудить интерес к лирическим стихотворениям.
Эпиграф:
Жизни блаженство в одной лишь любви…
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя
«Жизнь сердца» у Ф.И.Тютчева, по утверждению биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к своей дочери Дарье он писал, что несет в своей крови, это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…» «Жизни блаженство в одной лишь любви» — эта строка из стихотворения Тютчева может стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого взята эта строка, представляет собой перевод лирической миниатюры Гете. Тютчеву в момент его написания было 67 лет. И это фраза в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, звучит как откровение.
Действительно, Тютчев не был однолюбом. Он мог страстно обожать двух женщин сразу и не кривил душой. Женщины же, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самозабвенным чувством «Жизни блаженство в одной лишь любви…»

2. Первой сердечной привязанностью Ф.И.Тютчева была Амалия Лерхенвельд, в замужестве баронесса Крюденер. Она поняла и оценила любовь поэта, но не связала с ним жизнь (сообщение учащихся «Тютчев и Амалия Крюденер»). Чтение стихотворения наизусть: «Я помню время золотое»
— Как часто бывает в искусстве, гениальные стихи нашли отзвук в музыке, и родился шедевр русской культуры (звучит романс «Я встретил вас – и все былое…»)
Слово учителя: Последняя их встреча произошла в марте 1873г, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова. А на следующий день дрожащей рукой он напишет дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения, вследствие свидания… с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете.… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Амалия пережила Тютчева на 15 лет.
Задание: сопоставительный анализ более раннего стихотворения «Я помню время золотое…» 1836г. и «Я встретил вас – и все былое…»(1870г.)
— Каковы ключевые образы этих стихотворений? Как они связаны?
— Какое время года и суток изображается в 1 стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
— Важно ли время года во 2 стихотворении?
— Какое из стихотворений исполнено большего философского смысла?
Таким образом, Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.

3. Слово учителя.
Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими и любимыми им женщинами. В 1826г. поэт обвенчался с молодой вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботлир. Сообщение «Тютчев и Элеонора Петерсон» (чтение стихотворения наизусть «Еще томлюсь тоской желаний» 1848г.)
Задание: анализируем стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний» (стр.52)
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
— Ключевые образы текста?
— Какую роль в 1 строфе играет прием анафоры?
— Но воспоминания о ней в «сумраке». О чем это говорит?
— В чем упрекает себя лирический герой во 2 строфе?
Вывод: Глубина чувства в стихотворении создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, способный много лет искать на небе неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство
— О любви Элеоноры Тютчев впоследствии писал родителям: «…я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня?

4. Слово учителя
После смерти Элеоноры Федоровны Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг
(сообщение «Тютчев и Эрнестина Дернберг»)
— Стихотворение «Она сидела на полу…» имеет в основе жизненный факт. Эрнестина, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Письма, как одно из главных средств общения в 19в, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Так бытовую ситуацию Тютчев превратил в лирический шедевр. Давайте представим эту картину: «Она сидела на полу…»
(инсценировка стихотворения)
5. Слово учителя.
Когда возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта? ( чтение стихотворения «Последняя любовь» под музыку или романс «Последняя любовь»). Эти строки посвящены последнему сердечному увлечению Тютчева Елене Денисьевой, Леле, как называл ее поэт. Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта, Федор Федорович писал: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на нем глубокий след. Слушаем сообщение «Тютчев и Елена Денисьева»
— Поэт пережил свою «последнюю любовь» на 9 лет. Смерть любимой была ударом, от которого поэт так и не смог оправиться. 8 августа 1864г. он в письме другу напишет: «Все кончено – вчера мы ее хоронили… Во мне все убито: мысль, чувство, память – все… Пустота, страшная пустота…»
Горе, раскаяние, поздние сожаления – все вылилось в предельно откровенных стихах, составивших знаменитый «Денисьевский цикл» «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…» (прослушивание стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» на фоне сонаты Бетховена «К элизе»)
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» — последнее из произведений «денисьевского цикла». Мы можем почувствовать, как велико, поистине безмерно человеческое горе в момент прощания с близким, подарившим поэту «блаженство» «последней любви»

Слово учителя:
Тютчев был уверен, что без любви немыслима жизнь вообще. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинной человеческих отношений, любовь по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, по именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья «Жизни блаженство в одной лишь любви»

Домашнее задание:
1) Мое отношение к любовной лирике Ф.И.Тютчева
2) Письменный сравнительный анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас…» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Философская лирика Ф.И.Тютчева
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Философская лирика Ф.И.Тютчева

Скачать:

Вложение Размер
filosofskaya_lirika_f.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА

Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.

Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко — Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.

I. Вступительное слово.

Повторение изученного на предыдущих уроках.

? Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.

Герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».

Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.

Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.

II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.

Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

?. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»? «Весенние воды».

?. Какое стихотворение о природе написано 31 Декабря? «Чародейкою Зимою «»

? В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? «Зима недаром злится».

? Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви ? «Люблю грозу в началу мая…»

? Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» «Есть в осени первоначальной».

? Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других — названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым.

Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.

III. Тютчев — певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.

Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?

Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?

Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления — все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.

Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта

Это связано с тем, что Тютчев — поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия — вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.

В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные — враждебной, но чаще всего — глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания: природа показана в переходные моменты своей жизни . Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

( карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан», в них Эпитеты пропущены) — вставить эпитеты, обосновать свой выбор.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О, смертной мысли водомет,
О, водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком …
Фонтан … клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце … дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты …
И снова пылью …
Ниспасть на землю осужден.

О, … мысли водомет,
О, водомет …!
Какой закон …
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …,
Твой луч … преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

? Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.

? Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?

. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира — столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.

Чтение стихотворения «Осенний вечер» .

? Какое настроение создается при чтении?

?Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

? Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

? В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Смотри, как облаком . . . . .
Фонтан …. . . . . клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце …. . . . . дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты . . . . . …
И снова пылью . . . . . …
Ниспасть на землю осужден.

О, …. . . . . мысли водомет,
О, водомет …. . . . . !
Какой закон …. . . . .
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань …. . . . . ,
Твой луч …. . . . . преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.).

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат.

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче.

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…».

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и .

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА.

Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта.

Презентация «Тютчев»

Знаменитый русский поэт Федор Тютчев является автором множества романтических стихотворений, посвященных любви и природе. Любовная лирика Тютчева наполнена то нежностью, то буйством чувств, то болезненными переживаниями.
Жизнь и творчество Тютчева наглядно представлены в виде слайдов, которые в хронологическом порядке отображают основные события в биографии Тютчева Федора Ивановича. В этой презентации по литературе пристствуют иллюстрации и описания, касающиеся семьи поэта, его образования и работы, творческого наследия.
Презентация на тему «Тютчев» поможет учащимся подготовиться к уроку литературы, будет полезна для школьников любых классов.

Вы можете просмотреть слайды на сайте obrazovaka.ru или скачать презентацию «Тютчев» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация рекомендована для:
4 класс
10 класс

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Алина Сайбель 531
  2. 2. Лада Шадрова 251
  3. 3. Игорь Проскуренко 232
  4. 4. Максим Мощенков 173
  5. 5. Диана Муравьёва 153
  6. 6. Анастасия Царькова 144
  7. 7. Анастасия Балашова 122
  8. 8. Арина Ким 110
  9. 9. Tetiana Averkina 97
  10. 10. Николай Керунов 89
  1. 1. Кристина Волосочева 17,830
  2. 2. Юлия Бронникова 17,670
  3. 3. Ekaterina 17,341
  4. 4. Алина Сайбель 16,705
  5. 5. Darth Vader 16,686
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,750
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,906
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Автор: Шарипова Надежда Мингаяновна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка»

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. «, «Тени сизые смесились. «, «Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о море ночное. «, «Природа-Сфинкс. «

«Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, — любоваться многообразными проявлениями жизни природы».
В.Я. Брюсов

Эмоциональным началом уроков может стать исполнение стихотворений о Тютчеве. Это «Памяти Ф. И. Тютчева» Алексея Апухтина, в котором есть такие слова:

Искусства, знания, событья наших дней.
Все отклик верный в нем будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно.

Интересен и сонет Игоря Северянина «Тютчев», где множество скрытых цитат указывают на те или иные стихи Тютчева

Мечта природы, мыслящий тростник,
Влюбленный раб роскошной малярии,
В душе скрывающий миры немые,
Неясный сердцу ближнего, поник.

Вечерний день осуеверил лик,
В любви последней чувства есть такие,
Блаженно безнадежные. Россия
Постигла их. И Тютчев их постиг.

Не угасив под тлеющей фатою
Огонь поэтов, вся светясь мечтою,
И трепеща любви, и побледнев,

В молчанье зрит страна долготерпенья,
Как омывает сорные селенья
Громокипящим Гебы кубком гнев.

Полезно вспомнить и выразительно прочитать стихи Тютчева о природе, изученные в начальной и основной школе. Это «Есть в осени первоначальной. «, «С поляны коршун поднялся. «, «Как весел грохот летних бурь. «, «Зима недаром злится. «, «Листья», «Неохотно и несмело. «, «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер» и другие стихотворения.

Цель этой работы — не только эмоциональное погружение в поэзию, но и выявление наиболее ярких и характерных особенностей тютчевских стихов о природе.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Школьники должны вспомнить, что природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.

Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, — наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Главное место на уроках занимает рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе, выявление в них основных черт его поэтики.

Главная мысль урока — подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия — это, прежде всего, философская поэзия, поэзия мысли.

Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:

1803-1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.

1819-1822гг. — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pencées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.

1822-1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.

1838г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.

1839г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

40-е годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.

1844г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

1854г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

50-60-е годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть(1864 г.)

1858-1873 годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной литературы.

1873г. — смерть Тютчева.

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.

Анализ стихотворений «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. «, «Природа — Сфинкс. «

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!» (1830?)

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

4. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

6. Индивидуальное задание 1.

Подтвердите или опровергните высказывания критика Василия Гиппиуса о стихотворении»Silentium!»: «В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода («И наша общая свобода, как феникс, зародится в нем»). Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет (30-е годы XIX века) поэтическая тема — «поэт и люди». И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко-мрачное стихотворение «Silentium» (напечатано в 1833г.), в котором даны резкие формулы, отделяющие «я» не только от пушкинской «непосвященной» черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения («Мысль изреченная есть ложь!»).

7. Индивидуальное задание 2.

Сопоставьте стихотворение Тютчева «Silentium!» со стихотворением Жуковского «Невыразимое». Есть ли здесь основания для сопоставления?

Вывод. В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один — уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков. По воспоминаниям А. Б. Гольденвейзера, Л. Н. Толстой однажды воскликнул: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения».

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа. » (1836)

  1. К кому обращены первые строки стихотворения?
  2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
  3. В чем родство природы и человека?
  4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
  5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
  6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

Вывод. В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, — это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек в силах понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.

По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Поэтому «лист и цвет на древе» сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, то есть развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы, и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.

Вопросы и задания к стихотворению «Природа — Сфинкс. » (1869)

  1. Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?
  2. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?
  3. Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?
  4. Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?
  5. Индивидуальное задание. Сопоставьте позднее стихотворение «Природа — Сфинкс. » с ранними стихотворениями «Не то, что мните вы, природа. » и «Певучесть есть в морских волнах. » Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?

Вывод. В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому «я» злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать её несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а её существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к»искусу»и гибели.

Изучение остальных стихотворений можно организовать в режиме работы в группах либо предложить их школьникам для самостоятельного анализа.

Группа 1.«Осенний вечер» (1830)

1. Какие образы и картины в стихотворении указывают на приметы осени?

2. Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: