В 9 классе начинается систематическое изучение литературы. Начальный
курс литературы в 5 – 8 классах дал учащимся некоторые сведения о жизни
писателей, исторической обстановке их творчества, первые навыки анализа
текста. Поэтому, приступая к изучению творчества Пушкина в 9 классе,
учитель может использовать те знания учащихся о поэте, которые они получили
по программе 5 – 8 классов.
Историческое развитие русской литературы XVIII – начала XIX века
обусловило закономерность появления её величайшего художественного гения.
И учителю необходимо, на конкретных примерах провести учащихся к такому
пониманию творчества поэта.
После вступительной беседы модно притупить к изучению биографии и
творческого пути Пушкина, уделив внимание преимущественно характеристике
идейно-художественного развития поэта. Вопросы чисто биографические должны
занимать второстепенное место, так как многие факты из жизни Пушкина уже
известны учащимся. На изучение этой подтемы следует отвести три урока,
строя их в форме лекции с элементами беседы. В основу плана уроков можно
взять отдельные положения учебной программы по литературе, при этом
необходимо тщательно подобрать иллюстрированный материал.
Задача преподавателя литературы заключается в том, чтобы довести до
сознания и чувств учащихся идейное и эмоциональное содержание лирики
Пушкина, основываясь на анализе немногих лирических стихотворений поэта.
Учащиеся должны воспринять и идейное богатство лирики Пушкина и
совершенство её художественной формы.
Лирика дружбы и любви
Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с
Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым,
Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он
умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие
ответные чувства «Записки о Пушкине». И. И. Пущина проникнуты подлинным
культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая
захватывает своей сердечностью и сейчас.
В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы
находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо
непременно рассказать в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными
словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта.
Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла, дружба между ним
и Пушкиным в стенах Лицея.
«Чтобы полюбить его настоящим образом,—говорит Пущин о поэте,—нужно было
взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит
все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем,
что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и
Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина,. посвященных
Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении
«Пирующие студенты» (1814). В 1817 г., перед самым выпуском из Лицея,
Пущкин написал в альбом своему другу:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей.
Размолвки дружества и сладость примиренья,—
Что было и не будет вновь.
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг! Она прошла. но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!
После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая
цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей
резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное
значение в собственных глазах. Первая моя мысль была открыться Пушкину:
он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему
проповедывал в нашем смысле — и устно и письменно стихами и прозой».
Показываем учащимся портрет Пущина работы А. Д. Соболевского (1825)
[1]. Вглядимся в открытое, простое, доброе лицо—это именно «товарищ милый»,
«друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему; в сдержанном
движении слегка откинутой назад .головы чувствуется какие-то мягкое, но в
то же время непреклонное волевое решение.
Зимой 1825 г., когда Пушкин томился в одиночестве в селе Михайловском,
Пущин посетил своего друга.
Преподаватель вывешивает репродукцию картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях
у Пушкина в Михайловском», а затем читает отрывок из «Записок» Пущина,
рисующий этот эпизод[2]. После чтения пояснений к картине не потребуется.
По замечанию Пущина, Пушкин в это свидание показался ему очень похожим на
портрет работы Кипренского. Таким он и изображен на картине Ге. Фитура
Пущина часто разочаровывает учащихся своим несходством с рассмотренным
ранее портретом работы Соболевского.
После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был
арестован. В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден: 1828
года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился,
наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в
тамошний острог. Что делалось с пушкиным в эти годы моего странствования по
разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую,
что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день
моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает
листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было:
Мой верный друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твои колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье.
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(Псков. 13 декабря 1826 г.)
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой,
живительной благодарности, я не мог, обнять его в изгнании».
Но Пущин никогда уже не смог больше обнять своего великого друга: в
январе 1837 г. он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне
должна была случиться несчастная его история,—пишет Пущин,- и если бы я был
на месте К. Данзаса, то роковая пуля, встретила бы мою грудь: я бы нашел
средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России.
В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что
Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих
отыскивать его живого в бессмертных его творениях. »
Показываем учащимся последнюю фотографию Пущина, сделанную после его
возвращения из Сибири[3] . Перед нами чудесный старик, такой же скромный,
«милый», как и в молодости, но годы борьбы и страдания оставили свой след,
сделав его старческое лицо и фигуру еще более одухотворенными, осветленными
, энергичными и в то же время трогательно бессильными в своей старости.
Дружба Пущина и Пушкина раскрывает не только личность и жизненное дело
Пущина, но как-то по-особенному освещает и многогранную душу Пушкина.
„Я помню чудное мгновенье. «
Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме
любви. В программу VIII класса включено стихотворение «Я помню чудное
мгновенье. ». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь
зарождается в душах учащихся, нужно дать им возможность «пережить» чувство,
выраженное в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» с необычной силой и
Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки.
Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней,
сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о
Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя.
Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая
встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное
увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа
Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно
четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция
организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство
Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина — в этом
проявилось поэтическое мастерство великого поэта.
Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее
соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с
ясностью, легкой человечески просто сказываемой»[4].
Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в
стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень
немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие
контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как
мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому
образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то
необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих
признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн,
кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит,
центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой
же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства,
И сердце бьется в упоенье,
II для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Глинки—чистой,
пленительной, простой, задумчиво-радостной.
Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На
холмах Грузии. », «Я вас любил…» . Эти стихотворения учитель читает в
Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа
первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во
втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви».[5] Лучше,
не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни
филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и
глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо
научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно,
ритмично. (Это, конечно, труднее всего.)
В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «… Каждое чувство,
лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и
виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство
человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно
благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве
Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом
воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых
людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как
Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».[6]
1. А.С. Пушкин. Избранное
2. Н.А. Демин. «Изучение А.С. Пушкина в 8 классе» М., «Просвещение».
3. Д.Д. Благой. Творческий путь А.С. Пушкина (1826-1830), стр. 414
4. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 339
5. И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ. 1956
[1] Портрет Пущина работы Л. Д. Соболевского обычно воспроизводится в
[2] И. И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ, Г стр. 77—79, 81—84.
Все цитаты из «Записок о Пушкине» даны по этому изданию.
[3] Она помещена в сб. «Декабристы и их время. Материалы и сообщения» под
ред. М. П. Алексеева и Б.С.Мейлаха. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
[4] Б. В. А с а ф ь е в. Избр. труды, т. I. М., Изд-во АН СССР, стр.
[5] Д Д. Благо и. Творческий путь Пушкина (1826—183. стр. 414.
[6] В.Г.Белинский. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 339.
Лицейская лирика пушкина стихи читать
Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.
В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.
Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.
Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении «Пирующие студенты», написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения «Чаадаеву», «19 октября», «И. И. Пущину», «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».
Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.
Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый — талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.
Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой — декабристы.
Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, — «Пирующие студенты». Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:
Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».
Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень — это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.
Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. » Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах». Но как переменились участники праздничного застолья!
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.
Тест по биографии и творчеству А.С.Пушкина
тест по литературе (9 класс) по теме
Задания текста проверят знание учениками фактов биографии и творчества великого русского поэта
Скачать:
Вложение |
Размер |
test_po_pushkinu.doc |
29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по биографии и творчеству А.С.Пушкина ( 9 класс)
1 . Укажи годы жизни А.С.Пушкина.
а) 1802 — 1841 б) 1789 — 1829 в) 1799 — 1837 г) 1840 — 1875
2 . В каком городе родился А.Пушкин?
а) В Петербурге б) В Москве в) В Туле г) В Орле
3 . Один из лицейских друзей посетил А. Пушкина в Михайловском, его Пушкин назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кто это?
а) Дельвиг б) Данзас в) Кюхельбекер г) Пущин
4 . В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение
« Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?
а) В.А.Жуковского б) Г.Р.Державина в) А.Н.Радищева г) А.С.Грибоедова
5 . Кому посвящено стихотворение А. Пушкина «19 октября» (1825)?
а) декабристам б) царю Николаю I в) лицеистам г) жене
6 . С кем из близких друзей А.Пушкин познакомился, будучи лицеистом, но не в Лицее?
а) Дельвиг б) Пущин в) Чаадаев г) Горчаков
7 . Какое из стихотворений не относится к вольнолюбивой лирике А.Пушкина?
а) «К Чаадаеву» б) «Во глубине сибирских руд» в) «Анчар» г) «Эхо»
8 . Назови причину ссылки поэта на юг (1820 – 1824 гг).
а) дуэль б) отказ от службы в) «возмутительные стихи» г) дружба с Чаадаевым
9 . Какое из стихотворений не относится к любовной лирике А.Пушкина?
а) «Анчар» б) «На холмах Грузии…» в) «Мадонна» г) «Я вас любил. »
10 . Кто вдохновил поэта на написание стихотворения «Мадонна»?
а) А.П.Керн б) Е.Н.Раевская в) Н.Н.Гончарова г) Е.Н.Ушакова
11 . Какое из стихотворений А.Пушкина не относится к лирике о поэте и поэзии?
а) «Я памятник себе воздвиг…» б) «Поэт и толпа» в) «Анчар» г) «Эхо»
12 . Основной конфликт поэмы «Медный всадник» происходит между:
а) Евгением и Парашей б) Евгением и разбушевавшейся стихией в) «маленьким человеком» и символом империи – памятником Петру I г) разумом и чувствами Евгения
13 . Чем завершается поэма «Медный всадник»?
а) смертью Евгения б) свадьбой Евгения и Параши в) гибелью Параши г) отъездом Евгения
14 . Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал?
а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »
15 . Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может?
а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это мероприятие можно использовать на обобщающем уроке для закрепления биографии поэта.
В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа «Дубровский». Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров.
Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова.
Викторина состоит из двух блоков вопросов: первый- по биографии и второй -по творчеству.Цели: 1)обучающая: закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству А.С.Пушкина;2)развивающая: акт.
Контрольный лист предназначен для проверки знаний учащихся по разделу «А.С. Пушкин» в 9 классе. Данный лист распечатывается для каждого ученика, работа выполняется на заключительном этапе изучения тво.
Иллюстративный материал к урокам с кратким комментарием.
Лирика Пушкина
В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда. » В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.
49871 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.