Лирика пушкина вольность

1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.
1. 1817 – 1820гг. —
2. 1820 – 1824гг. —
3. 1824 -1826гг. —
4. 1826 – 1830 гг. —
5. 1831 – 1837 гг.-

2. Назовите направления лирики Пушкина.

3. Как звали жену А.С. Пушкина?

4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
1. «Вольность» (1817)
2. «К Чаадаеву» (1818)
3. «Деревня» (1819)
4. «Осеннее утро»
5. «Певец»
6. «Деревня»
7. «Узник»
8. «К морю»
9. «Птичка» (1823)
10.«Арион» (1827)
11.«Анчар» (1828)

5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
1. «Осеннее утро»
2. «Певец»
3. «Деревня»
4. «Узник»
5. «К морю»
6. «Зимнее утро»
7. «Осень»
8. «Храни меня, мой талисман» (1825)
9. «Я помню чудное мгновенье» (1825)
10.«Не пой, красавица, при мне» (1828)
11. «Два чувства дивно близки мне»

6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина

7. Где похоронен А.С. Пушкин?

8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?

9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?

10. Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»

11. Какую роль в стихотворении «Анчар» играют глаголы и деепричастия?

12. Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»; «послал» – «потек»; «непобедимый, властный» — «послушный, бедный»?

13. С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.

14. Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?

15. Назовите основную мысль стихотворения «Анчар»

16. Какую тему поэт передает с особой остротой с помощью темы яда?

17. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?

18. Для чего использовали яд дерева анчар?

1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.

Петербург. 1817 – 1820гг.
Южная ссылка 1820 – 1824гг.
Ссылка в Михайловское 1824 -1826гг.
Годы странствий 1826 – 1830 гг.
Последние годы 1831 – 1837 гг.

2. Назовите направления лирики Пушкина.
Патриотическая
Свободолюбивая
Любовная
Поэт и поэзия
О природе
Тема дружбы
Философская

3. Как звали жену А.С. Пушкина? Наталья Николаевна Гончарова

4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
«Вольность» (1817),
«К Чаадаеву» (1818),
«Деревня» (1819),
«Кинжал» (1821),
«Узник» (1822),
«Птичка» (1823),
«Арион» (1827),
«Анчар» (1828)

5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
«Осеннее утро»,
«Певец»,
«Деревня»,
«Узник»,
«К морю»,
«Зимнее утро»,
«Осень»,
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»,
«Вновь я посетил»,
«Два чувства дивно близки мне»

6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина
Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер

7. Где похоронен А.С. Пушкин?
В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери.

8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?
С молодым французом Дантесом, усыновлённым голландским посланником бароном Геккерном. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас.

9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.

10.Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»
Дерево Анчар.

11.Какую роль в стихотворении играют глаголы и деепричастия?
Передают движение смертоносного яда

12.Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»; «послал» – «потек»; «непобедимый, властный» — «послушный, бедный»?
Антитеза.

13.С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.
Анафора

14.Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?
Придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

15.Основная мысль стихотворения «Анчар»
Самовластие опирается на смерть и гибель

16. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?
«Птица не летит…», «Тигр нейдет…», «Вихорь мчится прочь, Уже тлетворный…», «Уж ядовит стекает дождь в песок горючий…»

17.Для чего использовали яд дерева анчар?
Им пользовались для отравления наконечников стрел.

Тема «вольности» в лирике А. С. Пушкина

Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно. Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность. В этом отношении программным произведением поэта, как мне кажется, является ода «Вольность». Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.

Написана «Вольность» в традиционной форме оды, однако к концу XVIII — началу XIX века она уже устарела и подобных хвалебных песен почти никто не пишет. Бв.л, правда, придворный одописец граф Хвостов, сочинявший оды едва ли не каждый день (повод-то всегда можно найти), которого Пушкин не любил и на которого написал не одну эпиграмму (упоминание имени графа можно найти и в «Медном всаднике»).

Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную личность, а нечто абстрактное — Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет «тиранами», «увенчанными злодеями». Пушкин показывает сцены убийств Людовика XVI и Павла I. На примере этих двух монархов поэт отчетливо дает понять, что и большинство остальных царей — тираны и злодеи. Но, в отличие от злодеев «простых», корона придает царям статус героев, и их злодейства и тирания превращаются в нечто героическое. Тираны, в понимании Пушкина, — люди, подчиняющие себе других людей, порабощающие их волю. «Самовластительный злодей», «злодеи увенчанный», «тиран» — разные имена одного и того же лица — монарха, ставящего себя выше закона. По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:

  • . Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье.
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье.

Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной. Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение Закона. Но что же такое «Закон»?

  • . Владыки! вам венец и трон
  • Дает закон — а не природа;
  • Стоите выше вы народа,
  • Но вечный выше вас Закон.

Это едва ли не главная строфа во всем стихотворении. Она вносит ясность во все воззрения поэта. Да, наследниками становятся благодаря природе: родиться в царской семье — невеликая заслуга. Осознать свою ответственность за народ, за своих подданных, осознать свое избранничество — вот задача монарха. Лишь свершив ряд благодеяний, наследник становится Монархом, наместником Бога на земле. Таким образом, превращение наследника в Монарха происходит только благодаря Закону. И никому: ни народу, ни царю — нельзя проявлять Вероломства, то есть нарушать Закон. Иначе будут происходить все те несчастья, беспорядки, которые описывает Пушкин.

У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме вольности. Некоторые из них мы здесь еще разберем. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание «К Чаадаеву». Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды «Вольность» и является как бы ее. продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:

  • . Товарищ, верь, взойдет она.
  • Звезда пленительного счастья,
  • Россия вепря нет ото сна,
  • И на обломках самовластья .
  • Напишут наши имена.

В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения, посвященных все той же теме. Это «Птичка» и «Свободы сеятель пустынный. ». В первом поэт утверждает, что высшая ценность — свобода, а высшее счастье — даровать кому-то свободу:

  • . Я стал доступен утешенью,
  • За что на Бога мне роптать,
  • Когда хоть одному творенью
  • Я мог свободу даровать?

Во втором стихотворении — «Сеятеле. » — Пушкин сравнивает народы со стадами овец, а поэта — с пастырем. Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:

  • К чему стадам дары свободы?
  • Их должно резать или стричь.

Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение «Во глубине сибирских руд. ». Написано оно было в 1827 году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол), а остальные сосланы в Сибирь. Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название — «Послание в Сибирь»). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:

  • . Храните гордое терпенье,
  • Не пропадет ваш скорбный труд
  • И дум высокое стремленье.
  • Поэт надеется, что:
  • . Оковы тяжкие падут,
  • Темницы рухнут — и свобода
  • Вас примет радостно у входа,
  • И братья меч вам отдадут.

В 1828 году Пушкиным написано стихотворение «Анчар». Тут автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом обществе:

  • . К нему и птица не летит,
  • И зверь нейдет.
  • . Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом.

Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но «тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и

  • . князь тем ядом напитал
  • Свои послушливые стрелы
  • И с ними гибель разослал
  • К соседям в чуждые пределы.

И заключительным стихотворением в условном цикле «Вольность» является «Памятник» (1836). В этом, одном из последних, своем стихотворении автор, как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что «долго будет тем любезен» он народу, что «чувства добрые. лирой пробуждал» и, что главное, «что в свой жестокий век восславил. свободу и милость к падшим призывал. ».

На этом, как мне кажется, можно поставить точку в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:

  • . Волхвы не боятся могучих владык,
  • А княжеский дар им не нужен.
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен.

Сочинение Пушкин А.С. — Тема свободы в лирике Пушкина

Тема: — Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (8)

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”.

Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя.

Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов.

Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления.

В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны.

Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках:

Тебя, твой трон я ненавижу!

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании.

Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения.

В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет.

В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения.

Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом.

Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи.

“Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне:

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда…

Везде следы довольства и труда.

Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян:

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения.

Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются.

Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд. ” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

А. С. Пушкин уверен в том, что:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы:

Я гимны прежние пою.

Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле.

Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

Решить химию
Если Вам нужно решить задачи по химии, выполнить контрольную работу, написать реферат и т. д., то Вам сюда

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач

Лирика пушкина вольность

Вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века. Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.

Не случайно героиней юношеской оды Пушкина стала не царствующая особа, а Вольность. Именно ей вслед за первым русским революционером Радищевым поклоняется молодой поэт, ей поет славу. Он позаимствовал у писателя XVIII века и жанр, и название своего произведения, выразив этим мысль о преемственности их взглядов. Вслушайтесь, как сильно звучит в пушкинской оде голос протеста против тирании и беззакония, каким гневным предостережением проникнуто его обращение к владыкам, забывшим о своем долге перед народом!

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.

Итак, основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве &#151 русского царя Павла I.

Заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Но обращение Пушкина осталось без ответа, ибо царское правительство не собиралось приступать к коренному переустройству России и, главное, даровать народу свободу.

В стихотворении «Чаадаеву», написанном спустя год после оды, уже нет обращений к монарху. Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». В проникновенных строчках пушкинского послания чувствуется убежденность в том, что именно сейчас отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Поэтому такая глубокая вера в лучшее будущее России звучит в финале послания:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Прошел год. Написана «Деревня». Но нельзя не заметить, насколько изменилась тональность строк в финале стихотворения.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Здесь уже нет абсолютной уверенности в том, что над Россией скоро засияет «звезда пленительного счастья». Поэтом владеют горькие раздумья и сомнения, так как к нему пришло понимание, что его мечта еще столь далека от осуществления. Что же помогло поэту увидеть истинное положение страны и ее народа, трезво оценить реальные возможности молодых «горячих голов»? Ответ мы найдем в самом стихотворении, которое композиционно делится на две части. Первая рисует незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Читая спокойные, задушевные строки, невольно проникаешься чувствами и настроениями лирического героя, понимаешь, что именно единение с полным гармонии миром природы приносит ему покой и вдохновенье, то, чего не может дать шумная и суетная жизнь столицы, где люди связаны незримыми оковами ненужных знакомств и обязательств, зависимы от власти молвы. Таким образом, лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

И именно такой человек способен ужаснуться тому, что здесь «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца», что «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке», процветает рабство, всюду оставляет зловещие следы.

Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлет, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Свидетельство тому &#151 стихотворения «В Сибирь» и «Арион», которые написаны спустя два года после подавления восстания. Что же стало в этих трагических обстоятельствах для Пушкина источником его прежней веры в идеалы юности? Стихотворение «В Сибирь» дает ответ на этот вопрос. Это «гордое терпенье», которое должны хранить ссыльные декабристы, это уверенность в том, что их жертва не пропала даром, что их подвиг пробудит и в других стремление продолжать борьбу за свободу. И, конечно же, это «свободный глас», который удалось сохранить поэту.

Надежда Пушкина на торжество свободы основана на его гуманистической вере в человека, который в любых условиях может остаться верным и себе, и друзьям, «и дум высокому стремленью». Сила этой веры так велика, что позволяет поэту воочию увидеть желанную картину.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут &#151 и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме Пушкин рассказывает об их трагической участи. Пловцы &#151 это революционеры, которые погибли во время бури, то есть восстания. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу и их идеалам. Эта мысль стихотворения выражена одной лаконичной строчкой: «Я гимны прежние пою».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: