Лирика пушкина в чтении детей

Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.

За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.

А произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

Восточные мотивы в рассказах Бунина
Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно, столь близко воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по .

«Путешествия Гулливера»
Язвительные памфлеты Свифта в наши дни требуют уже разъяснений историка: многое в Англии переменилось с тех пор, как остановилось перо ее величайшего сатирика. Писателя знает мир теперь, пожалуй, только как автора бессмертного романа «Пу .

Фольклорное слово в литературе.
«Вкрапления чужого текста” в “свой текст” может быть стилистически активным или нейтральным; в первом случае речь идет о цитировании, во втором – о заимствовании. В этом плане вполне удовлетворяет терминологическое разграничение, пре .

«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений

Осмысление миссии поэта в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Пересечение света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма в композиционном построении произведений поэта. Любовь и дружба, вольнолюбие в лирике Пушкина.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 11.05.2011
Размер файла 9,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений

пушкин поэт стихотворение лирика

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.

В.Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Общий колорит поэзии Пушкина — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим.

Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море. «) сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, — чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви.

Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии»).

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье. «), высокое благородство («Я вас любил. «). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим.

Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд. «).

Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» — своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т.е. «чувства добрые».

Подобные документы

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, эстетическое предназначение уроков чтения. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов. Методы изучения произведений Пушкина на уроках чтения, разработки уроков чтения.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 04.05.2013

Воспитание чувства любви к поэзии посредством ознакомления учеников третьего класса с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Развитие навыков выразительного чтения у детей. Раскрытие смысла стихотворения «Зимний вечер» и настроения лирического героя.

разработка урока [16,2 K], добавлен 27.05.2013

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» и его потенциал для формирования универсальных учебных действий. Выявление особенностей сформированности универсальных учебных действий у школьников. Моделирование конспектов уроков при изучении романа А.С. Пушкина.

дипломная работа [110,3 K], добавлен 02.06.2017

Требования к отбору поэтических произведений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Методика заучивания наизусть коротких потешек и стихотворений в разных возрастных группах. Основные приемы обучения выразительному чтению стихов.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 14.10.2013

Необходимость сказок, их роль в нравственно-эстетическом воспитании детей. Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности данного возраста. Основные методы работы с детьми. Воспитание сказками Пушкина.

реферат [29,0 K], добавлен 18.10.2013

История создания поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», ее идея и жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная организация. Сказочные герои в поэме. Изучение поэмы в средней школе по программе Бунеевых, учебнику Маранцмана и методическому пособию Коровиной.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 07.03.2012

Анализ лирического отступления как внесюжетного элемента. Разновидности и роль лирических отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин». Формирование знаний учащихся о тематическом разнообразии лирических отступлений через коллективную работу на уроке.

дипломная работа [59,8 K], добавлен 21.11.2011

Назначение детского чтения. Теория жанра литературной сказки. Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям. Отличие литературной сказки от народной. Анализ художественного своеобразия сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

дипломная работа [168,4 K], добавлен 11.07.2012

Принципы приобщения школьников к проектной и исследовательской деятельности в процессе формирования языковой личности. Развитие проектных и исследовательских способностей учащихся на основе работы со «Словарем языка Пушкина». Анализ программ и учебников.

дипломная работа [98,8 K], добавлен 17.07.2017

Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы. Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном преподавании. Инновационные приёмы учебного комментирования повести.

дипломная работа [6,4 M], добавлен 21.01.2011

Богатство мыслей и чувств лирики А.С. Пушкина

Реферат по литературе. Тема: «Богатство мыслей и чувств лирики А.С.Пушкина». План. I.Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.II.Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. 1. Тема свободы — ведущая тема лирики Пушкина. 2. Служебные и общественные идеалы. 3. Осуждение тирании, угнетения. а) Мотив личной свободы. б) Уважение личности другого человека, его свободы. в) Cвобода творческой личности. г) Свобода как всеобъемлющие понятие, как основа жизни человека. 4. Тема гражданственности и патриотизма в лирике А.С.Пущкина. а) Мотивы любви к родной природе. б) Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции. в) Политические идеалы А.С.Пушкина. 5. Тема дружбы. 6. Любовная лирика. 7. Тема назначения поэта и поэзии. III. Заключение. I. В свое время В. Г. Белинский в силу присущей ему способности исто- рического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушки-не: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не ос- танавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продол- жающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит сле-дующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего». В 1859 году Аполлон Александрович Григорьев писал о Пушкине: «Пушкин — наше все: Пуш-кин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашем душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин — пока единственный полный очерк народной личнос-ти,. полный и целый, но еще не красками, а только контурами набро- санный образ нашей народной сущности. Сфера душевных сочувствий Пуш-кина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически — нашего». Вокруг имени Пушкина создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств «национальной души». Хотя есть и ни менее великие писатели. Пушкина — в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной Рос-сии — усиленно изучают, издают, на нем «воспитывают» подрастающие по-коления. Чтобы показать, какое содержание нередко вкладывали в понятие «на- циональный поэт», приведем один пример. В торжественной речи, произне- сенной в 1891 году на празднике памяти Пушкина в одной из гимназий, учащимся сообщались следующие истины: «Идеал пушкинского политического устройства такой: свободная преданность долгу внизу, но милосердное могущество наверху. Пушкин был убежден, что православие есть основа нашего национального характера, нашей народности, что монахам мы обя-заны нашей историей, следовательно, и просвещением» Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Мелькиор де Вогюэ в своей книге о русском романе. В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: «Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт.

Это — романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы. «.Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю». «.Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не из-менилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зерка-лом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, приня-той около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, вос-певающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для анг-личанина, француза или итальянца». «.Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось». II. «Его надо сослать в Сибирь» — негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в оде «Вольнос- ть.О мученик ошибок славных, За предков в шуме бурь недавних Сложивший царскую главу.И все же возмущала ни она, а стихи типа Сказок и посланий например — «К Ча-адаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу- жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства. Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное Судьбой», «неумолимого владельца». Чтобы лучше понять идейно — образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику».

Это своеобразная формула романтического миро-восприятия. Стихотворение открывается обручи «темницы» и томящегося в ней «уз-ника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ. Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла — очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратите внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному: Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер. да я!.» Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «влас-тителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон. В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана. В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, опла-канный свободой»), неукротимый дух борца («как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим»). Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу.

В лирике Пушкина получила наиболее целостное самовыражение личность поэта, ее гигантская духовная энергия и нравственная безыскусственная красота, постоянное сопряжение ее внутреннего мира с противоречивым, суровым, загадочным, но бесконечно дорогим сердцу Пушкина миром русской жизни, с ее настоящим, прошлым и будущим, с русской природой. Все это находит концентрированное выражение в позднем стихотворении-воспоминании «Вновь я посетил», написанном меньше чем за полтора года до смерти поэта под впечатлением посещения Михайловского после десятилетней разлуки с ним. Пожалуй, это самое удивительное по мудрой, безыскусственной простоте мысли, чувства и стиля стихотворение Пушкина. И заключающее его обращение к свежей сосновой поросли Михайловского, проникнутое глубокой, но умиротворенной печалью, как бы передает эстафету воспоминаний эту «связь времен» грядущим поколениям: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

Исследование отношения А.С. Пушкина к устному народному творчеству. Определение элементов фольклорности в его сказках, анализ их идейного своеобразия и социальной заостренности. Народность и реализм сказок, система образов, богатство и глубина содержания.

Подобные документы

А.С. Пушкин – великий поэт России. Произведения, вошедшие в круг детского чтения. Художественное совершенство сказок, их воспитательное действие для русского общества без разделения на возрастные группы. Лирика Пушкина для подростков и юношества.

реферат, добавлен 05.11.2009

Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения «Мёртвая царевна и семь богатырей», оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

курсовая работа, добавлен 26.01.2014

Анализ русских народных сказок по типам, их сходство со сказками Коми. Правила поведения для юношей и девушек по книге «Юности честное зерцало». Жанры детского фольклора. Речевая структура сказок-поэм А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Береза» Есенина.

контрольная работа, добавлен 01.11.2009

Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо. Философская лирика Пушкина. Высшие философские ценности для поэта. Море для Пушкина – символ свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.

доклад, добавлен 05.01.2009

Описание основных проблем, связанных с изучением драматической системы А.С. Пушкина. Исследование проблематики «Бориса Годунова»: особенности пушкинского драматизма. Проблемы осмысления художественного своеобразия «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

реферат, добавлен 10.05.2016

Александр Сергеевич Пушкин как выдающийся, великий русский поэт, драматург и прозаик. Общая характеристика творчества Пушкина в середине 20-х годов XIX века. История создания сказок. Образный мир и исторические корни сюжетов поэтических произведений.

реферат, добавлен 19.04.2014

Круг людей, окружавших Пушкина. Идеал высокого беззаветного служения Отчизне и свободе. Тема дружбы и любви, верности и преданности. Тайная офицерская организация «Союз спасения». Пребывание в Каменке и Кишиневе. Отношения Пушкина и Кюхельбекера.

реферат, добавлен 18.07.2011

Художественные приемы, с помощью которых каждый образ получает углубленную характеристику. Волшебные сказки по сюжетному составу сложный жанр. Характеристика традиционных образов героев и антигероев в русских сказках. Разновидность русских сказок.

курсовая работа, добавлен 07.05.2009

Творчество Баира Дугарова. Использование мифологического и этнографического материала в качестве реминисценций. Интерес к устному народному творчеству. Философский смысл стихотворения «Звезда кочевника». Круг кочевого пространства в поэзии Дугарова.

реферат, добавлен 25.09.2011

Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение «читающего героя». Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе «Евгений Онегин».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: