Своеобразие любовной лирики на

Средняя оценка: 4.5

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.

В другом раннем стихотворении — «Желание» — лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения. Любовь слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя — его сердце «вновь горит и любит». Любовь — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» — наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» — это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви — сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить — это значило жить и, главное, творить.

Вместе с сочинением «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина» часто ищут

Популярность темы: 6511 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Сочинение по лирике А. С. Пушкина

Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве обращался к темам, которые больше всего волновали его. Это — любовь, свобода, дружба, творчество. Наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта дает его лирика. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного порыва нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии»;

Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихи в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно особенных чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

  • Отечество почти я ненавидел —
  • Но я вчера Голицыну увидел
  • И примирен с отечеством моим.

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским, но появляется и нечто новое. Впервые возникает то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт, — возвышенный идеал: Где женщина не с хладной красотой, Но с пламенной, возвышенной, живой?

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге уже в прошлом:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной.

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного настроения. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.

Романтический герой Пушкина — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны. Такие ноты звучат в стихотворении «Прощанье»:

  • В последний раз твой образ милый
  • Дерзаю мысленно ласкать,
  • Будить мечту сердечной силой
  • И с негой робкой и унылой
  • Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью.

В период южной ссылки поэт пережил много сильных увлечений. Любовь заполняет короткое время пребывания Пушкина в Одессе. В многочисленных стихотворениях им созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Пушкин неискал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии», «Я вас любил» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это — стихотворения-воспоминания.

В стихотворении «Я вас любил» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии». Однако любовь-воспоминание становится источником новых ярких переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за рамки быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию», — говорит Пушкин,

А. С. Пушкин много размышлял о поэзии, но так и не ответил на вопрос о том, ради чего дается человеку талант стихотворца. Наверное, поэтический дар нужен для того, чтоб воздвигнуть «памятник нерукотворный», пробуждая сердца людей от сна. И основанием этого памятника была воспетая Пушкиным любовь.

Следующее сочинение из данной рубрики: ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

«. Чувства добрые я лирой пробуждал. » (по лирике А.С. Пушкина)

В исключительно богатом и разнообразном творчестве А.С. Пушкина большое и значительное место занимает лирика. Можно выделить несколько основных мотивов поэзии Пушкина: любовь и дружба, вольнолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика. Но всю ее объединяет одно, характерное для этого поэта качество, — гуманизм. Можно смело сказать, что стихотворения Пушкина пронизаны светлым оптимизмом, чувством любви к людям, призывом к справедливости и милосердию, к истинной свободе.
Так, в оде «Вольность» звучат мотивы непримиримости с силами зла, желание бороться до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства:
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Но сам автор не верит, что тираны «склонятся» к справедливости. Он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.
В стихотворении 1828 года «Анчар» Пушкин дает глубокое философское осмысление свободы.
В первой же строфе стихотворения возникает образ «часового». Он стоит на границе, охраняет один мир от другого — мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка («Яд каплет сквозь его кору»):
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет.
Зло Анчара — абстрактное зло, страшное своею беспричинностью.
Пушкин обвиняет не только бесчеловечного «владыку», пославшего своего слугу к смертельному Анчару, но и безропотного раба. Он считает, что каждый человек должен бороться за свою свободу. Только тогда власть прекратит притеснять более слабых.
Большую часть поэзии Пушкина составляет философская лирика, дающая ответы на вечные вопросы бытия. Стихотворение «…Вновь я посетил…» – один из ее образцов.
Оно было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином. Рассуждения лирического героя здесь сводятся к тому, что остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.
Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское:
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных…
Лирический герой приходит к выводу, что человек должен понимать и принимать мудрые законы Вселенной, наслаждаясь тем, что у него есть — каждой минутой жизни.
Пушкина, осознающего свою поэтическую миссию на земле, волновал вопрос о роли поэзии в жизни человечества. Свои размышления о целях поэтического творчества, о предназначении поэта художник воплотил в особом цикле. В него входят стихотворения «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг…» (1836).
Каждое из этих стихотворений имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта. Это человек, враждебный низменным интересам, погоне «за минутной славой». Он всегда гоним, одинок среди враждебной среды, окружен ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остается твердым и непоколебимым.
Цикл о поэте и его роли имеет и более общий морально-этический смысл: здесь поэт не только «взыскательный художник» и учитель народа. Он становится для всех примером поведения человека-гражданина, примером стойкости, мужества, непримиримости к злу, несмотря на все преследования.
Важно отметить, что дружеская и любовная лирика Пушкина также наполнены жизнелюбием, теплом и светом. Поэт невероятно трепетно относился к своим друзьям и любимым женщинам, временами даже обожествляя их образы.
Любовь и дружба по Пушкину – это естественные состояния души человека. Это чувства, приносящие радость, даже если они не взаимны:
Я забываю мир земной,
Я нектар пью, срываю розы,
И не страшат меня угрозы
Судьбы и парки роковой.
Без любви и дружбы, утверждает поэт, нет настоящей жизни, а есть лишь пустое существование.
Творчество Пушкина открыло новую веху в истории русской литературы. Этот художник ввел в поэзию новые темы, новый язык. Но, кроме того, лирика Пушкина – явление поистине удивительное. Вся она пронизана светом, любовью, надеждой, гуманизмом. Воистину, прав был поэт, когда говорил о себе «Чувства добрые я лирой пробуждал».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина

В 1817 г. после окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. Начинается новый период в его творчестве. Он сближается с будущими декабристами, литераторами, становится активным .членом кружка «Зеленая лампа». Вольнолюбивые настроения, проявившиеся у Пушкина еще в лицее, укрепляются и углубляются в Петербурге.

Вполне закономерно поэтому, что в пушкинской лирике петербургского периода наряду с традиционными для него темами и образами «легкой поэзии» («К ней», «Торжество Вакха», «Всеволжскому», «Платонизм» и др.) возникает целый цикл «вольных стихов», сыгравший важную роль как в творческой эволюции самого Пушкина, так и в литературно-общественном движении его времени. Вольнолюбивая лирика Пушкина — яркий образец романтического искусства. В развитии русского романтизма Пушкину удалось объединить сильные стороны двух течений> гражданского и психологического. Его лирический герой проявляет подчеркнутую гражданскую активность, становится трибуном, оратором, использующим в своей политической проповеди высокие традиции русской поэзии XVIII в. Вместе с тем в новых произведениях гражданские мотивы органически соединяются с лирическими интонациями, что придает пушкинской поэзии более задушевный, как бы доверительный характер. Традиционные жанры — дружеское послание и элегия теперь включают патриотические и общественно-политические мотивы, а в оде, напротив’, проявляются личные чувства автора.

Ода «Вольность» (1817) в наибольшей степени была близнка к традициям классицизма. Однако у Пушкина этот жанр переосмысливается. В оде обычно воспевались цари, царицы, великие государственные деятели. Радищев первый изменил эту традицию, написав оду, прославляющую вольность. По этому пути пошел и Пушкин. Демонстративно отказываясь от «изнеженной лиры», поэт в первых же строчках провозглашает свою программу. «Хочу воспеть Свободу миру, // На тронах поразить порок». Смелое обличение «тиранов мира», прославление Вольности и Закона сделало это стихотворение поэтической прокламацией, живо подхваченной декабристами.

В иной тональности написано известное пушкинское стихотворение «К Чаадаеву» (1818). По жанру это не ода, а дружеское послание. Однако Пушкин и здесь нарушает установившиеся традиции. Не мотивы дружбы, любви, «юных забав» занимают здесь поэта; перед нами, по существу, воодушевленная ораторская речь, которая посвящена общественно-политическим проблемам. Вместо «любви, надежды, тихой славы» Пушкин воспевает «минуты вольности святой». Сам облик поэта-романтика, посвящающего Отчизне «Души прекрасные порывы» и призывающего друзей верить в «Звезду пленительного счастья», был чрезвычайно привлекателен. Своеобразно построено стихотворение «Деревня» (1819). Первая часть его написана в элегическом плане, здесь возникает традиционный образ поэта, удалившегося от светской жизни к мирной сельской тишине, где его свободная жизнь проходит на лоне пленительной природы. Глубина и подлинность переживаний автора подчеркиваются конкретными и точными деталями. Вторая часть (запрещенная в свое время цензурой) резко контрастна по отношению к первой. Элегия переходит в сатиру. Настроений

умиротворенности, внутреннего спокойствия совершенно исчезают, звучат мотивы гражданского негодования, возмущения ужасами крепостного права, античеловеческого по своей сущности. Следует заметить, что Пушкин (как и многие декабристы) надеялся на то, что крепостничество будет отменено «сверху» — «по манию царя». Вольнолюбивые стихи Пушкина имели огромный успех у передовой молодежи и распространялись по всей России во множестве копий. Поэт не входил ни в одну из тайных организаций, но его политическая лирика воодушевляла будущих декабристов на борьбу с деспотизмом и рабством.

Понравилось сочинение » Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина, тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector