Основные темы и мотивы лирики на

«Его надо сослать в Сибирь» — негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в оде «Вольнос-ть.

О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.

И все же возмущала ни она, а стихи типа Сказок и посланий например — «К Ча-адаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу-жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма.
В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное Судьбой», «неумолимого владельца».
Чтобы лучше понять идейно — образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику». Это своеобразная формула романтического миро-восприятия.
Стихотворение открывается обручи «темницы» и томящегося в ней «уз-ника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ.
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла — очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратите внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «влас-тителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон.
В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана.
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, опла-канный свободой»), неукротимый дух борца («как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим»).
Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой.
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин».
Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Та-ково, например, стихотворение «К морю» (см. выше).
В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зим-ние праздники и т.п.
Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времен я рад лишь ей одной».
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень. пора моих литературных трудов», — говорил Пушкин.

Стихотворение « К Чаадаеву(1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Написанное , в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэто-му стихотворение широко распространялось.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу.
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое вы-ражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные ме-тафоры, как «в нас горят еще желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья».
В своих «Стансах» (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются «Стансы» смелым призывом к царю быть «незлобным памятью», то есть вер-нуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и пол-ное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено мно-гими современниками, и даже друзьями Пушкина.
Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет лю-дей в крепком союзе на всю жизнь.
Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годов-щины.
Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании «19 октября 1925 года» Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзь-ям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внес бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «свя-тое братство».
Стихотворение «И.И.Пущину» (1826) обращено к ближайшему другу Пуш-кина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренно-му к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади.
Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михай-ловского. Послание осталось незаконченным.
К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** («Я помню чудное мгновенье. «) (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П.А.Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. «Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между ко-торых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю».
Стихотворение «Мадонна» обращено к невесте, Н.Н.Гончаровой. Та же картина («Мадонна» итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей».
В стихотворении «Пророк» Пушкин в образе пророка подразумевал поэ-та. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восхо-дит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим уг-лем в руке).
Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четы-рех стихотворений, под заглавием «Пророк», противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял
П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что «Пророк» Пушкин он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим»)»
За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической дея-тельности, Пушкин написал стихотворение «Я памятник воздвиг себе неру-котворный. «.
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчест-ва. А также становится видно ,что у Пушкина , под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех на-родов России.
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой че-ловечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я Свободу»); в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призы-вал»).

Стихотворение А. С. Пушкина « К морю» (Восприятие, истолкование, оценка)

Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря! Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля – круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение.

Поэты – люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма (конец 18 – начало 19 века) давала таким творческим людям, как А.С.Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. «К морю» — яркий образец этого направления.

Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне.

Море для Пушкина – «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:

…Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

…Смиренный парус рыбарей

Твоею прихотью хранимый.

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз,намекает нам на то, что имеется в виду:

…Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружалась в хладный сон…

…Там угасал Наполеон.

О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал. я был окован;

Вотще рвалась душа моя

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней поэт высказывает свое мнение о власти:

…Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.

Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором. Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.

Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем – это одновременно диалог с самим собой.

Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.

В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом «слышать гул» в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно – живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, «властители дум» молодого поколения тех лет.

Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А.С.Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом .художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове), любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла- своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин».

Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но» к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В срок южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».

Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон » В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.

В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим.*,. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире.

Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны.

Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.

Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к «реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы.

В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует по виду скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил. » (1835) и другие. В описание природы Пушкин то включает народнопесенные мотивы:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;»

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

то устанавливает внутреннюю связь между природой и напевами народных песен:

По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное

Тройка борзая бежит, В долгих песнях ямщика:

Колокольчик однозвучный То разгулье удалое,

Утомительно гремит. То сердечная тоска.

Лексика «, синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и в 30-х годах другой характер — более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил. » (1835).

В «Деревне» тон речи приподнятый, ораторский:

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет порой,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты.

Проще и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил. » (1835):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: