Лирика нтова — отражение тревоги и печали жизни

Лирика М.Ю.Лермонтова — отражение тревоги и печали жизни

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Георга Лермонтова, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополченияпопалвРоссию,принялрусскоеподданствои получил поместья в Галичском уезде Костромской губернии. Внуки Георга называли своим предком шотландского вельможу Лермонта, принадлежавшего к «породным людям Английской земли». Юный Лермонтов гордился иногда своим шотландским происхождением и зачитывался Байроном, чувствуя в нем не только «властителя дум», но и кровнородственную душу. Он называл Шотландию своей далекой родиной и считал себя «последним потомком отважных бойцов».

С младенчества душа будущего поэта познала тревоги и печали. Рано оставшись сиротой, мальчик сохранил в памяти облик матери. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать», — записал шестнадцатилетний Лермонтов в своем дневнике. Стихотворение «Ангел», вероятно, навеяно смутным воспоминаниемонебесныхзвукахматеринскойпесни,которая не раз звучала над его колыбелью:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Бабушка сразу же после смерти матери увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила Лермонтова заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нем, С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер Лермонтова. Редкие свидания с отцом оставили в его душе глубокую рану. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом:

Ужасная судьба отца и сына —
Жить розно и в разлуке умереть.
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный Творцом?

Все это способствовало раннему пробуждению в маленьком Лермонтове аналитического отношения к миру, сложных чувств любви и обиды на самых близких людей, недоверчивого отношения к их любви и ласке.

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству.

Мальчик рано почувствовал себя одиноким и не понятым даже самыми близкими людьми. Его часто охватывала тоска по «душе родной», такой же неприкаянной и одинокой, способной понять его и утешить. Когда Лермонтову было десять лет, бабушка увезла его на Кавказ, в Горячеводск, на лечение его ревматической болезни. И здесь мальчик испытал первую любовь. В автобиографических заметках шестнадцатилетний Лермонтов писал: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?».

С тех пор Лермонтов считал Кавказ своей поэтической родиной. В 1830 году в стихотворении «Чавказ» он писал:

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

В 1832 году Лермонтов был вынужден оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург и сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «Два страшных года» — так определил Лермонтов время пребывания в учебном заведении, где «маршировки», «парадировки» и прочая военная муштра почти не оставляли времени для занятий серьезным литературным творчеством.

Это печальное время получит свое отражение в будущей лирике поэта.

Лермонтову кажется, что западноевропейская культура вступает в полосу необратимого кризиса, что в мировой смене народов, играющих в определенные исторические периоды главенствующую роль, Западу приходит черед уступить место другому, более молодому народу. Это волнует и тревожит душу яоэта, рождает в ней сомнения и надежду. Об этом пишет он в стихотворении «Умирающий гладиатор»:

Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою?

Россия, по Лермонтову, — молодая, выходящая на мировую историческую сцену страна: она «вся в настоящем и в будущем». Какой же будет судьба ее народа? Чем жить ему, к чему стремиться?

Трагедию людей своего локоления Лермонтов раскрыл в замечательном стихотворении «Дума», соединяющем в себе сатиру и элегию:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Характерна повествовательная форма, избранная здесь поэтом. Перед нами бесстрашная и беспощадная в своей правде исповедь от лица целого поколения. Это дает возможность Лермонтову, с одной стороны, придать стихам глубоко лирический в своей исповедальности смысл, так как здесь он говорит и о себе, а с другой — как бы подняться над субъективным, личным в коллективное «мы>, отделить от себя и объективировать типические черты духовного облика, присущие людям его времени. Поэт чувствует не только сильные, но и слабые стороны «самопознания», «рефлексии», составлявших отличительное свойство людей тридцатых годов девятнадцатого века.

Лермонтову особенно ненавистна пассивность современников, пустота и бесцельность их жизни, бездейственность и бездуховность русского дворянства.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Поэт считает, что участь его поколения безотрадна: люди, которые «ненавидят и любят случайно» и безучастны к царящему в мире злу, не могут иметь будущего:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.

Он понимает, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

В стихотворении «Монолог» свое душевное состояние тревоги и печали Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:

И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.

С тревогой размышляет поэт о будущем России. В стихотворении «Предсказание» он предвещает неминуемую гибель самодержавия: «. царей корона упадет». Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, вовсе не процветание и благоденствие. Прежде всего будет уничтожен закон:

Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

Далее Лермонтов рисует не только тревожную и печальную, но и страшную в своем мракобесии картину: «смерть и кровь», «чума от смрадных, мертвых тел», голод и зарево пожарищ. На место свергнутого царя «явится мощный человек» с «булатным ножом» в руке, который будет мрачен и беспощаден:

И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Как много из этого печального предсказания оказалось горькой правдой!

«Люблю Россию я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина». В чем же «странность», особенность этой любви? Снова тревожные, печальные ноты звучат в напевном слоге стихотворения. Россия представлялась Лермонтову как «страна рабов, страна господ». Именно поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Любя Россию, он видит нищету, бесправие, унижение русского народа. Это придает чувству любви к родине горечь и печаль.

Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние души, приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени в целом. Гневным, не знающим жалости судьей выступает поэт в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. ». Перед ним предстают не живые мыслящие люди, а «. образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». В таком обществе, равнодушном и пустом, в душе поэта наступает разочарование, тревога, боль. И рождаются проникновенно-печальные строки:

И скучно и грустно,
И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.

Автор этих строк предстает перед читателями непонятым и одиноким, наполненным вселенской неизбывной печалью.

Лермонтов сам признавался: «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя. ».

С томиком стихов Лермонтова хорошо погрустить одному в тишине, когда тебя обидят или не поймут. Я люблю этого поэта, тревожно-грустного, гордого, печального. И очевидно, Божественным роком была определена трагическая судьба человека, который писал такие строки: «Измученный тоскою и недугом. », «Болезнь в груди моей, и нет мне исцеленья. », «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови. ». Не мог влачить долгую и спокойно-равнодушную жизнь человек, который всерьез считал:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка-

Конечно не стоит подражать Лермонтову в его отношении к жизни, любви, людям. Но насколько серым, пустым и скучным станет все вокруг без таких гордых, одиноких характеров, полных тревоги и печали!

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА

С Михаилом
Юрьевичем Лермонтовым, с его
произведениями мы впервые знакомимся в
пятом классе. Тогда начинают изучение
творчества Лермонтова с небольших
стихотворений, доступных в понимании для
столь раннего возраста.

Одним из
самых первых его стихотворений, заученных
мною наизусть, был «Парус». Я была еще
ребенком и не совсем понимала смысл этого
стихотворения. Мне просто представлялся
«парус одинокий», плывущий «в тумане
моря голубом».

Позже, в
классе восьмом, я познакомилась с поэмой
«Мцыри». Это произведение оставило
большой след в моей душе. Я не могла
налюбоваться природой Кавказа, так чудесно
изображенной Лермонтовым. Да и сам смысл
поэмы! Поэт, как, никто другой, показал
несчастную жизнь юноши-горца в монастыре. А
ведь Лермонтов олицетворил себя в этом
герое! Свою жизнь! ведь жизнь в России при
самодержавии для него то же самое, что для
Мцыри -монастырь.

Теперь мы
вновь изучаем лирику М. Ю. Лермонтова, но
более подробно и глубоко. Сейчас я его
произведения понимаю уже не так, как в пятом
классе. Возьмем тот же «Парус». Ведь
раньше я даже не обращала внимания на две
последние строчки:

А он,
мятежный, просит бури,

Как будто в
бурях есть покой!

Сейчас все
изменилось. Лирический герой Лермонтова не
может жить спокойно. А он и есть сам поэт.
Лермонтов не может быть невозмущенным, видя
безобразия в стране. Он хочет бороться и
призывает всех к этому в своем
стихотворении.

Сейчас
рассмотрим еще несколько наиболее
запомнившихся мне лирических произведений
М. Ю. Лермонтова. Во-первых, это «Смерть
поэта», посвященное А. С. Пушкину. Оно
вобрало в себя раздумье, и переживания
поэта, поэтому мы видим стремительное
внутреннее развитие произведения.
Лермонтов нам показал, за что погиб, точнее
за что был убит его предшественник — великий
гений русской поэзии:

Не вынесла
душа поэта

Восстал он
против мнений света

Один, как
прежде. и убит!

Но больше
всего впечатляет финал стихотворения,
последние шестнадцать строк. Они
напоминают страстную, грозную и гневную
ораторскую речь. Здесь мы видим прямое
обвинение палачам, толпящимся у трона,
предсказание близкого суда над ними:

Но есть и
божий суд, наперстянки разврата!

Есть
грозный суд; он ждет,

Он не
доступен звону злата,

И мысли и
дела он знает наперед.

Это
стихотворение безоговорочно можно отнести
к «железному стиху» М. Ю. Лермонтова.

Но поэт
писал произведения не только на такую тему.
У него мы также видим стихотворения о
Родине, Отечестве и Славе. Самым знаменитым
таким произведением у Лермонтова является
стихотворение «Родина».

Поэт сам
называет любовь к России «странною». С
одной стороны, ощущается понимание и
признание ее истории, ее «славы,
купленной кровью», «темной старины
заветных претных преданий». С другой —
глубинная нежность к русской земле.
Стихотворение посвящено именно этой
сердечной привязанности, тому, без чего не
существует подлинной связи с отчизной.

С
удивительной точностью М. Ю. Лермонтов
передал могучие масштабы России. Мы аидим
«лесов безбрежных колыханье», «разливы
рек, подобные морям».

У
Лермонтова есть и стихотворния о любви. Но
это не та любовь, которая была у Пушкина. У
него было разочарование в этом чувстве, и
поэт остается гордым, он не пресмыкается
перед отвергнувшей его любовь. В одном из
своих стихотворений Лермонтов пишет: «Я
не унижусь пред тобою. «.

И последнее
стихотворение, о котором я хотела бы
рассказать, —
«Дума». Само название говорит о том, что
здесь выражаются разные времена жизни:
прошлое, настоящее и будущее. Главная часть
стихотворения отражает настоящее
состояние лермонтовского поколения.
Неоднократно поэт вызывает к памяти и
образы отцов: «Богаты мы ошибками отцов и
поздним их умом».

Лермонтов с
горечью показывает насколько
несостоятельно, бездеятельно и лениво
поколение его современников:

Печально я
гляжу на наше поколенье!

Его
грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем под
бременем познанья и сомненья,

В
бездействии состарится оно.

Поэт
негодует и сокрушается о косности и
душевной ленности соотечественников, он
видит, что даже искусство не нужно людям,
что даже оно никакой пользы в их развитии не
приносит:

Мечты
поэзии, сознания искусства

Восторгом
сладостным наш ум не шевелит.

Указывая на
пороки своего поколения, Лермонтов мечтает
об их искоренении и силой своего
поэтического таланта призывает к этому
современников. В конце своего
стихотворения, раздумывая о грядущем, М. Ю.
Лермонтов предостерегает людей о забвении
в потомках:

И прах наш,
с строгостью судьи и гражданина,

Потомок
оскорбит презрительным стихом.

Запрашиваемая страница не найдена

Вы попытались загрузить страницу, которой нет на сервере.

Так как страница, которую вы просили, отсутствует, то ничего не получилось.

  1. Информация была удалена с сервера (например, удалили предложение).
  2. Вы по ошибке набрали (или вам прислали) неверный адрес.
  3. Вы пытаетесь сделать что-то плохое. Пожалуйста, не делайте этого.

Что можно сделать:

  1. Нажмите кнопку «назад» вашего браузера. Вернётесь туда, откуда пришли.
  2. Если совсем заблудились — начните заново со стартовой страницы.
  3. Если вы полностью уверены, что страница должна быть, а её всё же нет — напишите в службу поддержки.

«Предсказание» М. Лермонтов

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Предсказание»

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников. Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» — мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто спорят о том, что именно натолкнуло автора на мысль создать подобное произведение, и их мнения расходятся. Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.

С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь». Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

«В тот день явится мощный человек», — предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом».

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: