Лирика некрасова сочинение

— Да знаете ли вы, что вы
поэт — и поэт истинный?
В. Белинский

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнооб¬разен. Талант, которым щедро наградила его природа, и нео¬бычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многого¬лосую и напевную лирику.
Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасо¬ва. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не толь¬ко в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отра¬жается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинско¬го поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной. », «Вче¬рашний день, часу в шестом. »
Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Ав¬тор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость кре¬стьян. Поэт описывает усадьбу:

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
И только тот один, кто всех собой давил.
Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным прохо¬дит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень ко¬ротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

Вчерашний день, часу в шестом.
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из груди ее.
Лишь бич свистел играя.

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихо¬творении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от не¬ги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.

С твоим талантом стыдно спать.
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласки милой воспевать.

Стихотворение написано в форме диалога — спора гражда¬нина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвы¬сить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:

А ты, поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих.

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохнов¬ляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.

Что же такое — гражданин? Это человек, который ответст¬вен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и ра¬дуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Мно¬го стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истин¬ным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Рус¬скому писателю», «Тургеневу», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чер¬нышевскому.

Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведе¬ниях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:

А там, во глубине России —
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных нив.

Стихотворение «Элегия» достойно завершает лирику Не¬красова. В нем поэт говорит, что народная тема не может уста¬реть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темы, не видеть ее.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему.
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

Объять необъятное невозможно. А лирика Некрасова мно¬говодна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Не¬красов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.

Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ. —

Любовная лирика Н. А. Некрасова

Первое стихотворение Некрасова о любви — «Когда из мрака заблужденья. » было опубликовано в 1846 году, последнее — «Говорящие письма» — в Между двумя этими своеобразными вехами — немало других любовных стихотворений («Давно отвергнутый тобою. », «Я посетил твое кладби’ще. », «Ах, ты, страсть роковая, бесплодная. »). Даже названия его стихотворений говорят сами за себя. Некрасов и вообще смотрел на жизнь довольно мрачно; а прочитав хотя бы одно из его стихотворений о любви, несложно понять, что и любовь он воспринимал вовсе не как праздник чувств, радостное явление, а как нечто темное, печальное и трагическое. Даже Чернышевский говорил, что эти стихотворения заставляют его «рыдать». Если же говорить о других критиках, то надо отмстить, что все они высоко оценивали любовную лирику Некрасова.

Стихотворение «Когда из мрака заблужденья. » написано в форме внутреннего монолога лирического героя. Но внимание его сосредоточено не столько на своих чувствах и думах, сколько на судьбе, на характере, на душевном состоянии падшей женщины, которую он «горячим словом убежденья» освобождает от «мрака заблужденья». Насколько необычно и потрясающе его трепетное отношение к презираемой всеми женщине! Как чутко он относится к ней, как деликатно убеждает в своем уважении, как просто приглашает войти в свой дом «хозяйкой полною»! Так же проникновенно он писал только о русском народе, что лишний раз подтверждает его откровенность и искренность в стихотворениях о любви.

Героиня стихотворения не названа по имени, но характер ее вырисовывается так же четко, как и характер лирического героя. Мы как будто видим несчастную подавленную женщину, низко склонившую голову, а рядом с ней — мужчину, держащего ее за руки и утешающего. Это стихотворение — миниатюра, зарисовка, несколько мгновений, выхваченных из человеческой жизни. Стихи эти овеяны и светлой печалью, и светлой радостью: «из мрака заблужденья» «дитя несчастья» идет к свету надежды на счастье взаимной любви. Это движение и является основой развития художественного мира стихотворения.

Еще одно стихотворение Некрасова о любви — «Еду ли ночью по улице темной. » роднит с первым то, что внимание лирического героя сосредоточено опять же не столько на себе, сколько на несчастной подруга Душевное состояние женщины, потерявшей ребенка, отражено в картине мрачной, пустой и холодной комнаты:

В комнате нашей, пустой и холодной,

Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Здесь все — и холод, и «труб заунывные звуки», и дождь, так напоминающий неудержимые материнские слезы, — все говорит о смерти. У родителей даже нет денег на гробик сыну. Мать уходит:

И через час принесла торопливо

Гробик ребенку и ужин отцу.

Как мы помним, Сонечка Мармеладова, героиня «Преступления и наказания», совершила подобный же подвиг ради полуголодных родственников. И это не унизило ее в глазах Раскольникова. В стихотворении Некрасова точно так же героиня совершает грех в глазах общества и подвиг в глазах любимого.

Можно заметить, что, как и в стихотворении «Когда из мрака заблужденья. », героиня этого стихотворения — падшая женщина. Но ее падение происходит не от безнравственности, а от безысходности. Бедность и любовь заставляют ее переступить эту черту. Так у Некрасова переплетаются его «обычная» тема бедного человека и любовная история.

Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографичны. Многие посвящены А. Я. Панаевой. Они образуют так называемый «паиаевс-кий цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет. В этом «романе» менее слышны социальные мотивы, чем в двух вышеназванных стихотворениях. Поэт с необычной для него откровенностью изображает радость и муки любви, ее поэзию и прозу.

Существует мнение, что на творчество Некрасова сильно повлиял Ф. И. Тютчев; «панаевский цикл» в чем-то повторяет «денисьевский цикл», во всяком случае проникнут тем же печальным настроением. Но важно то, что Некрасов, даже если прислушивался к творчеству других поэтов, все же оставался самобытным автором. Его любовная лирика, часто очень горькая, мрачная, даже зловещая, все же, как это ни покажется парадоксальным, представляет светлую главу его поэзии. Ведь любовь всегда светла, всегда очищает душу, в каком бы проявлении она ни пришла к человеку.
Похожие сочинения:

  • Народ в лирике М.О. Некрасова
  • Читая лирику А. Н. Некрасова
  • Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова
  • Художественное своеобразие поэмы М.О. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова
  • Моральный выбор в лирике Н. А. Некрасова
  • Народность и гражданственность лирики М.О. Некрасова
  • Мотив дороги в лирике Н. А. Некрасова
  • Лирический герой Н. А. Некрасова

Лирика Н.А. Некрасова

Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!
Н.А. Некрасов.
Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи.
Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.
Лирика Некрасова чрезвычайно богата тематически. Поэт писал о тяжелой судьбе русского народа («Несжатая полоса», «Забытая деревня»), о доле русской женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская»), о «лишнем» и «новом» человеке («Саша», «Памяти Добролюбову», «Тургеневу»). Кроме того, в своем творчестве Некрасов затрагивал России («Родина», «Сеятелям», «Пророк»), тему поэта и назначения поэзии («Поэт и гражданин», «Муза»), урбанистическую тему («На улице», «О погоде»), тему любви («Панаевский цикл»).
Но главной темой, по признанию самого поэта, была для Некрасова тема русского народа. Именно ей он посвятил большинство своих произведений, в которых эта тема рассматривается в духе революционного движения. Так, в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов изображает два мира, противопоставленных друг другу. Один из них – мир богатства и власти, другой — мир нищеты и горя. Эти миры почти не соприкасаются друг с другом, единственное исключение – парадный подъезд знатного лица, от которого зависят судьбы «маленьких людей».
Во второй части стихотворения, представляющей собой размышления лирического героя, поэт акцентирует внимание на этом противопоставлении. Сначала он описывает жизнь «владельца роскошных палат». Большое внимание уделяет Некрасов описанию смерти богатого и знатного вельможи. Этот «герой» умрет, возвеличенный громкой хвалой, но проклятый отчизной.
Затем поэт размышляет о стонущей мужицкой России. Это размышление заканчивается обращением: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» Мы понимаем, что все надежды на освобождение и улучшение народной жизни Некрасов возлагает на сам народ, он решает эти задачи в духе революционной демократии.
Стихотворение «Железная дорога» (1864) развивает тему тяжелой народной доли, но уже в пореформенную эпоху. Здесь тема народа становится шире и богаче, вбирает в себя разнообразные мотивы. Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя.
В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле стоил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ. И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь – одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, — это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
Необычна в поэзии Некрасова тема Родины. В стихотворении «Родина» (1846) изображается дворянская усадьба, где прошла жизнь предков поэта, где он сам появился на свет. Но в этих воспоминаниях нет ни капли лирического чувства, теплоты или ностальгии. Этого происходит оттого, что иное вспоминается поэту: «как рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов».
Роль поэта и предназначения поэзии – отдельная тема в творчестве Некрасова. Она проникнута гражданскими мотивами. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов выразил свой идеал поэта и свое отношение к проблеме предназначения искусства. В диалоге поэта и гражданина у Некрасова побеждает гражданин, который требует от поэта служения отчизне, действия и борьбы за освобождение народа. По мнению Некрасова, служение Родине — это, прежде всего, служение ее народу.
Лирика Н.А. Некрасова продолжила и развила традиции русской гражданской поэзии. Под пером Некрасова эти традиции получили демократическо-революционную направленность. Но, кроме того, поэт «вывел на сцену» принципиально других героев: людей улицы, обитателей городских и социальных окраин.
В литературе имя Некрасова прочно связано с демократизацией искусства и с натуралистической школой, которая призывала видеть прекрасное в обыденном, каждодневном и, от этого, очень дорогом и ценном.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Лирика Н.А. Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Лирика некрасова сочинение

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии- ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин»- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело , «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жиэни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую » заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки:
«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти ( «и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли,символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье -это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».

В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу …герой»).

В заключительной ,третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая «покоянная лирика»-
«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина , оставлю я тебе…

Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

По -новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу», которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной («Я не люблю иронии твоей…»). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья- вот отличительные черты поэзии Некрасова.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector