СОДЕРЖАНИЕ
Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось.
Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов». Энному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости. Ему весело и от собственного дара сочинительства – даже больше, даже чем от пунша. Энергия брызжет из него, он шутит и над собой, и над друзьями:
«Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой лежишь,
Латынью усыпленный.» .
А теперь стихотворение «19 октября» написанное в Михайловском в 1825 году:
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Прогоняет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…»
Стихотворение начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски. Но постепенно оно наполняется радостью одушевлением. Воспоминания о друзьях спасают от одиночества. Дружба здесь предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всему свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. Дружба раздвигает душевное пространство человека. В стихотворениях Пушкин ценит в друзьях не похожесть, а своеобразие. Не общее настроение он воспевает, как раньше, а верность «прекрасному союзу» и неповторимость каждого из друзей.
Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей своей суровости судьбы возможны «дни соединений». Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. Такое понимание дружбы спасительно, потому что ведет к гармонии с миром. Дружба рождает благодарность, доброту. Не только «наставникам, хранившим юность нашу», воздает должное поэт. Он в одушевлении дружбы прощает даже гонителя, царя, хотя характеристика Александра I в этом стихотворении нисколько ни смягчена: «Он – раб молвы, сомнений и страстей». В этом прощении нет и намека на стремление заслужить благосклонность властителя, которым пронизаны, например. «Скорбные элегии» Овидия.
Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена стихотворением «Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался…»(1836). В сущности, начало его – это обобщенный образ стихотворения «Пирующие студенты», но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение, пронизанное рефреном «Вы помните…», восстанавливает историческую панораму века.
«Припомните, о други. С той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.»
Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.
Лирика дружбы у Пушкина
Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось.
Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении приятельство воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов». Энному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости. Ему весело и от собственного дара сочинительства – более того больше, более того чем от пунша. Энергия брызжет из него, он шутит и над собой, и над друзьями:
«Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой лежишь,
А теперь стихотворение «19 октября» написанное в Михайловском в 1825 году:
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Прогоняет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…»
Стихотворение начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски. Но постепенно оно наполняется радостью одушевлением. Воспоминания о друзьях спасают от одиночества. Дружба тут предстает как броня от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всему свету, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. Дружба раздвигает душевное пространство человека. В стихотворениях Пушкин ценит в друзьях не похожесть, а своеобразие. Не общее настроение он воспевает, как раньше, а верность «прекрасному союзу» и неповторимость каждого из друзей.
Итак, приятельство для поэта оказывается спасительной потому, что при всей своей суровости судьбы возможны «дни соединений». Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. Такое понимание дружбы спасительно, потому что ведет к гармонии с миром. Дружба рождает благодарность, доброту. Не только «наставникам, хранившим молодость нашу», воздает должное поэт. Он в одушевлении дружбы прощает более того гонителя, царя, хотя характеристика Александра I в этом стихотворении нисколько ни смягчена: «Он – раб молвы, сомнений и страстей». В этом прощении нет и намека на стремление снискать благосклонность властителя, которым пронизаны, например. «Скорбные элегии» Овидия.
Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена стихотворением «Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался…»(1836). В сущности, начало его – это обобщенный образ стихотворения «Пирующие студенты», но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение, пронизанное рефреном «Вы помните…», восстанавливает историческую панораму века.
«Припомните, о други. С той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.»
Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.
Дружба в жизни человека (на литературном материале — лирике Александра Пушкина)
Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выжить, им в самых трудных жизненных ситуациях.
Дружба — философская категория, она подлежит глубокому осмыслению, и людям к понятию «дружба» следует относиться серьезно, с чувством глубокой ответственности. Нельзя сказать, что такое понятие, как дружба, появилось и стало актуальным лишь в XX веке. Дружеские связи у людей росли и крепли в течение многих веков, именно духовное родство, взаимоинтерес
Лирические стихотворения А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей недолгой жизни — от первых лицейских лет (1813—1815 гг.) до последних дней. Лирика Пушкина, по. словам Н. В. Гоголя, — «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, «лелеющую душу гуманность» (В. Г. Белинский), всеобъемлющую глубину и ясность мысли, гармонию
Много лирических стихотворений Александр Сергеевич Пушкин посвятил сердечным переживаниям, сумятице чувств. Лирика его отличается глубиной, проникновенностью, тонким пониманием человеческой психологии. «Есть всегда. что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухающее и грациозное во всяком чувстве Пушкина», — писал Белинский. Тема дружбы занимает в творчестве поэта особое место. Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел множество друзей, много писал о дружбе. Дружба являлась для него той всепобеждающей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь.
Чувство товарищества, верность братским узам, преданность — все эти чувства воспитал в Пушкине лицей. Именно там во время учебы он обрел много искренних, настоящих друзей, которым в дальнейшем адресовал свои послания, задушевно откликался стихами на все лицейские годовщины.
Бездушному светскому обществу поэт всегда предпочитал тесный круг друзей:
И, признаюсь, мне во стократ милее
Младых повес счастливая семья,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
И где мы все — прекрасные друзья,
Чем вялые бездумные собранья.
В Царскосельском лицее у Александра Пушкина завязались с его сверстниками самые тесные отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру. В 1825 году, находясь в ссылке в Михайловском и будучи разлучен со своими друзьями, поэт, мысленно обращаясь к ним, восклицал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Пушкин был верным другом своим единомышленникам и в окружающих ценил прежде всего преданность и верность. Когда он находился в ссылке в Михайловском, не многие из знакомых осмелились посетить поэта, поскольку рисковали навлечь на себя неприятности. Среди тех людей, кто в трудный миг не предал, были его старые лицейские друзья — Дельвиг и Пущин. Последнему Пушкин посвятил стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…».
Пушкинские стихи звучат как клятва верности, поэт стремится поддержать своего товарища в дни трудных испытаний. О верности поэта своим друзьям свидетельствует стихотворение «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Желая вселить бодрость в их сердца, Пушкин пишет:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Поэт любит, ценит своих друзей, никогда не забывает их. В 1827 году в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…» поэт снова вспоминает своих товарищей, в том числе и тех, кто за свои свободолюбивые убеждения оказался «в мрачных пропастях земли». 1836 год был юбилейной датой — праздновали двадцатипятилетие со дня основания лицея. Пушкин не мог не откликнуться на это событие, оно явилось поводом еще раз вспомнить всех лицейских друзей, многих из которых к тому времени уже не было в живых, а иные находились в ссылке. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:
Меж нами речь не так игриво льется.
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Именно потому, что в жизни поэта преданная мужская дружба занимала важное место, а чувство любви, искреннего восхищения своими друзьями он пронес через всю жизнь, Пушкин считал духовное родство, близость, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. Очевидно, причины этого кроются в самой натуре Пушкина, ибо он был человеком благородным, отзывчивым, умевшим увидеть в других людях лучшие их качества и свойства. Он был наделен особым даром чувствовать и ценить прекрасное. И сферу человеческих взаимоотношений относил к категории прекрасного. А. С. Пушкин, как человек, высоко ценивший дружбу, достоин подражания; в нашу эпоху таких людей, к сожалению, становится все меньше и меньше, и потому хочется помнить о большом русском поэте, умевшем пробуждать «чувства добрые» в людских душах. А главное — умевшем жить всерьез, в жизни и в творчестве.
Лирика дружбы у Пушкина
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
Блажен, кто веселится
В покое, без забот.
Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
И станут самые цари
Завидовать студентам.
В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.
Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».
Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.
Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.
В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.
Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.
Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.
В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.