Лирический герой Н

Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора.
Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».
Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему
. борьба мешала быть поэтом,
Песни. мешали быть бойцом,
что он «к цели шел колеблющимся шагом,Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю:
С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой.
Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!
В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии.
Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призы¬вает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его — «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают зву¬чать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью.
«. Не будет гражда¬нин достойныйК отчизне холоден душой. » Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо оби¬женных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И уп¬равляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон. ».
И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсут¬ствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзыв¬чивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит. Поэт негодует:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел!
Он в то же время чувствует боль за это бесконечное терпение русское:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Все претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда.
Сколько горькой любви вложено в образы крестьян! Вот сгорбленный от непосильной работы больной работы больной бе¬лорус. Нет, он умер, это тень его, обгоняя поезд, заглядывает в окно. Но даже и тень «механически ржавой лопатоюМерзлую землю долбит». Сам пре¬клоняясь перед чудесными качествами крестьян, Не¬красов учит читателя уважать и ценить русского мужика:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Не выражение «тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» должны быть на лицах этих тружен и ко в, а чувство собственного достоинства, гордость за свой великий труд, Но Некрасов, горячо любящий народ, показал жизнь его «без всякого смягчения» (Н, Г.

Многие писали о народе, вспомним, хотя бы «Пу¬тешествие из Петербурга в Москву» Радищева, но тема «страданий народа» не стареет. И цель настоя¬щего поэта-гражданина — посвятить «лиру. народу своему». А это значит показать все «свинцовые мер¬зости жизни»: и бедствия народные, и виновных в этом, тех, кто хищнически наживается на отсталости народа. Таковы стихотворения «Секрет», в котором московский богач рассказывает о своей «воровской жизни», «Нравственный человек», герой которого по своему тиранству сходен с Иудушкой Головлевым: за алтын губит товарища, до смерти засекает крестьяни¬на. Да что говорить о мужиках, коли он родную дочь продал старику, отчего она зачахла и через год умерла!
Действительно, стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез полны страстности, него¬дования, едкой сатиры.
Поэт призывает бурю расплескать «чашу народного горя». Он не отделяет себя от народа:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Будто сам поэт задыхается без воли, так близко к сердцу принимает он страдания народные.
Лирический герой и автор едины в цикле стихотво¬рений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Пи¬сареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,За убежденье, за любовь». Образ «народного заступни¬ка» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический ге¬рой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».
«Какой светильник разума угас!Какое сердце биться перестало!» — так сказал Некрасов о Добро¬любове. О «народных заступниках» поэт писал:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
Во многих стихотворениях поэт воспел образ рус¬ской женщины и Родины.

..коня на скаку остановит, В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом. »), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).

  • Картины родной природы в лирике Н.А.Некрасова сочинение
  • ЛИРИКА сочинение
  • Лирика Н. А. Некрасова сочинение
  • Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова сочинение
  • Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова сочинение
  • Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. сочинение

Положительный герой в творчестве Николая Некрасова

Лирический герой Некрасова почти всегда человек надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт поэта с самим собой, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ «рыцаря без страха и упрека».

То, что мы привыкли определять как «образ положительного героя», и в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный

Образ героя в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает он в пореформенную эпоху, в 1860е годы. Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ — и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. В поэзии Некрасова, в самом его тоне

Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел к пониманию всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 1860е годы — время особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все — и духовное, и социальное — сосредоточено в совершенно непознанной народной стихии.

В лирике Некрасова в то время призывы к освобождению народа от крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода, как он ее примет, как осознает. Его персонажи — подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы строители железной дороги («Железная дорога»), которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь, на строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки («Размышления у парадного подъезда»), которые пришли в столицу за правдой и легко смирились с тем, что их не пустили даже на порог «роскошных палат…» Автор не только и не столько жалеет их, сколько стремится понять, в чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:

Где народ, там и стон…

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомним лермонтовского Пророка — осмеянного, избиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать «любви и правды чистые ученья». Та же мука впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской «Элегии».

Лирический герой Н. А. Некрасова

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Одна из основных особенностей лирики Н. А. Некрасова заключается в том, что во многих его стихотворениях преобладает не лирическое, а эпическое начало. Это связано с тем, что Некрасов после первых неудачных попыток писать романтические стихотворения («Мечты и звуки») начал заниматься не столько собственно литературой, сколько издательской и журналистской деятельностью. Этот период сильно повлиял на дальнейшее творчество поэта, и именно благодаря ему появились такие своеобразные жанры, как «стихотворение-очерк» («О погоде»), «стихотворение-диалог» («Железная дорога») и многие другие.

Писатель фельетонов и очерков не захотел, обратившись к поэтической форме, сразу отказаться от старых приёмов, именно поэтому в ранних стихотворениях Некрасова лирическое «я» поэта выражено слабо. Некрасов как бы передаёт увиденное им, не добавляя своих оценок и мыслей.

Две старушонки сошлись у колодца,

Дай-ка послушаю, что говорят.

Здравствуй, родная, — Как можется, кумушка,

Все ещё плачешь, никак?

Лирический герой или вообще не заявляет о своём присутствии («Забытая деревня»), или остаётся сторонним наблюдателем, не вмешиваясь в происходящее («Вчерашний день, часу в шестом. »). Однако с течением времени лирическое начало уже берёт верх: в «Размышлениях у парадного подъезда» некрасовский герой обращается то к Волге, то к народу, то к вельможе, его отношение выражается посредством употребления междометий, восклицательных предложений, риторических вопросов. Герой уже принимает участие в событиях, в текст стихотворения опосредовано введены слова, с которыми вельможа мог бы обратиться к лирическому герою («. Щелкопёров забавою // ты народное благо зовешь. », то есть герой Некрасова словно вспоминает слова, обращённые к поэтам, коим он, несомненно, является). В поздних стихотворениях герой ещё более вовлечён в происходящее, в «Железной дороге» он говорит и с Ваней, и с генералом, он оказывается их попутчиком, любуется природой (в первой части из окна поезда), а не незримо присутствует где-то рядом, «над» героями. Позднейшие стихотворения, как, например, «Элегия», уже полностью посвящены переживаниям лирического героя, и их конфликт становится его внутренним конфликтом.

С позиции лирического героя как стороннего наблюдателя, связана одна из его важнейших черт: некое осознание собственного бессилия и несостоятельности. Он понимает, что всё, описываемое им, ужасно и бесчеловечно, что борьба необходима, но не находит в себе достаточно сил, чтобы бороться. Он сопереживает участникам событий, чувствует, что следует вмешаться, но не способен на это. В его душе рождается противоречие и неудовлетворённость собой, борьба с негативными чертами характера. Герой Некрасова мучается от невозможности реализовать себя в полной мере в какой-то сфере («Мне борьба мешала быть поэтом, // Песни мне мешали быть бойцом», «Я за то глубоко презираю себя, // Что живу — день за днем бесполезно губя. »). Он хочет действовать, но что-то сдерживает его, его гнетет то, что ему в жизни осталось лишь «сознание бессилия обидное». Герой Некрасова жалеет о том, что не может отдаться чувствам, желанию совершить какой-то отчаянный и, может быть, бесполезный героический поступок. И тогда становится закономерным ужасное утверждение: «что и жалеть, если нечем помочь?». Герой Некрасова осознает, что, отказавшись ради творчества от борьбы, он никак не помог им народу. Его гложут сомнения о том, не забудут ли его стихи после его смерти («Я умру— моя померкнет слава», «Я лиру посвятил народу своему. // Быть может я умру неведомый ему. »). Но лирический герой заботится не о своей славе, а о реальной помощи народу, он боится, не оказалось ли все, что он создал, непонятным простым людям и было отвергнуто: «Я настолько же чуждым народу // Умираю, как жить начинал. » Некрасовский герой в «Элегии» приходит к неутешительному выводу: поэт, как и прежде, может найти духовную гармонию лишь с природой, тот же, к кому он обращается, народ — «Увы! Не внемлет. и не даёт ответа. ». Рушится вся идеология, все основы мировоззрения, и в душу закрадывается страшная мысль: а не правы ли те, кто говорит, что «страдания народа» — старая тема, что «народное благо» — действительно лишь «щелкопёров забава».

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение

Анализ лирического героя в поэзии Некрасова

Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди («Зине», «Замолкни, Муза мести и печали», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как «Блажен незлобливый поэт…» либо в форме диалога «Поэт и гражданин». Лирическое «я» можно найти в таком образце гражданской лирики как «Элегия».

Некрасов, как известно, поэт остросоциальный, а значит и лирическому герою в его стихотворениях не чужд некоторый социальный облик. Некрасов имел дворянское происхождение, однако в поэзии его можно найти яркие нотки антидворянского пафоса. Довольно редко в некоторых стихах можно встретить переживания помещика, например, в «Псовой охоте». Большая часть монологов-исповедей звучит от лица профессионального журналиста или поэта-представителя разночинной интеллигенции, настроенной всегда демократически. К этой категории людей Некрасов всегда был близок идейно.

Особенное место в поэзии Некрасова отведено крестьянину. В некоторых стихотворениях изображено знакомство или встреча с крестьянином. Вторым лицом в диалоге выступает собственно лирический герой. В процессе общения герой, а вместе с ним и читатель узнает о драматических перипетиях чужой судьбы, о тяжелой судьбе крестьянина. Здесь лирический герой — это субъект переживания, крестьянин — объект.

Отдельно в поэзии Некрасова можно выделить стихотворение «Поэт и гражданин». Здесь, а также в стихотворениях «Памяти Белинского», «Пророк», «Памяти Добролюбова», Некрасов возвращает поэту символический образ пророка, окрашивает свои стихотворения в социально-бунтарские краски. Таким образом он возвращает поэзии социальную направленность, которая была утрачена с легкой руки Пушкина. По мнению последнего «гражданствовать» — это не дело поэта, поэт должен писать стихи, а если он желает выражать свою гражданскую позицию, так пусть изъясняется прозой.

У Некрасова в его социально-направленных стихотворениях лирический герой не выступает в роли пророка, а восхищается пророком, преклоняясь перед ним, сравнивая себя с ним, причем отнюдь не в свою пользу.

Еще одним важным аспектом лирического героя является «житель Петербурга». Он встречается во множестве стихотворений, написанных в своеобразном жанре поэтической зарисовки или городской миниатюры. Здесь присутствует личный взгляд героя на какую-либо ситуацию, его переживания.

Что до лирической поэзии, то наряду с типичными жанрами любовной лирики, такими как любовное признание, воспоминание, обращение или послание, Некрасов активно использовал и такие формы, как диалог, сценку или стихотворный рассказ. В лирической поэзии Некрасова раскрывается герой меланхолический, тоскующий, постоянно рефлектирующий и полный горькой иронии по отношению к себе.

Изучив особенности лирического героя Некрасова, см. также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: