Толстой Лев Николаевич — краткие содержания произведений

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в семье русских аристократов. Родители позаботились о том, чтобы Лев получил хорошее образование — сначала домашнее, а после — университетское, по специальностям философия и юриспруденция.

Учёба, военная служба, путешествия по Европе — всё это оказало значительное влияние на формирование личности Толстого, который видел своё предназначение не только в литературной, но и в просветительской деятельности.

Его произведения несут идеи всеобщей любви и стремления к совершенствованию, в конечном счёте, оформившиеся в религиозно-философскую систему. Граф по рождению, в конце жизни он отрёкся от богатства. Умер в 1910 году от простуды.

Как ходят деревья

Толстой Лев Николаевич

М, «Детская литература», 1989 г.

В аудио сборник «Как ходят деревья» вошли аудио рассказы великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, для детей младшего школьного возраста, которым более 100 лет, которые читали наши прабабушки и прадедушки и по ним узнавали о мире, о природе, о жизни животных и растений: «Какая бывает роса на траве», «О муравьях», «Как волки учат своих детей», «Старый тополь», «Как ходят деревья», «Русак», Яблони»,Черёмуха», «Косточка», Прыжок», Орёл», «Солнце — тепло».
Вы можете прочитать краткое содержание, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио книгу «Как ходят деревья».

Детское и сказочное в творчестве Л. Н. Толстой

Сочинение по рассказам Л. Н. Толстого. Главный персонаж детских рассказов Толстого — крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов — любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели — его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Многие рассказы писателя вызывают у нас глубокое сопереживание («Акула», «Прыжок», «Котенок» и др.). Высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручают героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков — офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в акулу. В рассказе «Прыжок» находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи в море, также спасает жизнь мальчику. Не менее трогателен рассказ «Котенок», где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак любимого котенка. Сюжеты этих рассказов динамичны. Одно действие быстро сменяется другим. Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдат-кино житье» и др.). Погибла корова, и семья голодает («Корова»). Отец — солдат, и нет работника в семье: нужда, голод одолевают («Солдаткино житье»). Но писатель вводит в рассказы оптимистические ноты.

  • Ø Возвратился солдат домой и восстановил хозяйство.
  • Ø Заработала бабка 20 рублей, служа у господ нянькой, и купили корову.

Однако в подобных произведениях не встретит протеста героев против существующего строя. Рассказывая детям о быте крестьян, Толстой не вскрывает основных причин тяжелой жизни народа. Толстовское «непротивление злу» пронизывает, как видим, и некоторые его детские рассказы. Иногда эти идеи выступают в произведении открыто («Бог правду видит, да не скоро скажет»). Велика заслуга Толстого в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных статей писатель обращается к «описаниям», «рассуждениям», занимательным историям, живым ответам на детские вопросы «отчего?» и «как?» («Отчего потеют окна и бывает роса», «Как волки учат своих детей», «Магнит», «Черемуха» и др.). Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики, химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое, чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя прежде всего как художник, внося в нее, по выражению С. Я. Маршака, «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.).

В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона») автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.

Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже дидактический («Три подводы») или аллегорический характер («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена «Царское новое платье» (1858) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность. Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа («Микулушка Селянинович», «Вольга-богатырь», «Сухман»).

Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы. В рассказе «Прыжок» подробное описание положения мальчика, стоявшего на рее, он заменяет короткой фразой: «Стоило ему оступиться, и он разбился бы о палубу». В басне «Собака и повар» Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез (вспомним рассказы «Булька», «Лев и собачка»). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»).

Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт».

Краткое содержание «Живые и мёртвые» Льва Толстого

Сочетание традиционной манеры Льва Толстого излагать мысли со временем, сделавшим универсальной тему войны, чувствуется в произведении русского автора «Живые и мёртвые», журналиста, Константина Симонова.

Тяжелые военные реалии

Отражаются события второй мировой войны, её первых месяцев, когда немцы в России на Западном фронте продвигались к Москве. Роман ярко иллюстрирует оборону Москвы и контрнаступления советских войск в начале декабря.

Герой книги Ваня Синцов, молодой военный журналист, отдыхающий с супругой в Крыму,

Ему приходится видеть многие смерти, не единожды попадать под бомбёжки, вести допросы, протоколируя их, участвовать в распространении фронтовых газет, помогать лётчикам сбитых бомбардировщиков. Судьба обрекает его на участие в боях в окружении.

История продолжается его знакомством с человеком трагической судьбы. Тогда Серпилина,

Синцов все же продолжает бороться с врагом, сменяя локации и военные подразделения, не сомневаясь в том, что способен быть одним из тех, кто принесет победу своей страны, но часто отчаявшись в человеческой природе.

Они с Серпилиным, одержав победу над врагом в ряде тяжелых сражений, выйдя из множества окружений, сдав по приказу оружие, отправляются в тыл. Но затишью в жизни героя не судьба была наступить. Немецкие танки и бронетранспортеры, попавшиеся на пути колоне, начинают расстрел невооруженных бойцов.

Позже он получает ранение и попадает в плен, откуда ему удается сбежать. Тем не менее, у него нет никаких гарантий того, что он будет способен выжить, ведь у него нет ни партийного билета, ни документов, удостоверяющих личность.

В хаосе вторжения он теряет связь с женой, и прилагает все усилия, чтоб разыскать её в ходе продолжения своего участи в военных действиях. Первая половина книги наполнена напряженным неведением того, что будет с ним, и что случилось с его женой.

Герою удается добраться домой, где его спящего застает супруга, которая до этого вынуждена была заниматься подготовкой, которую предполагает диверсионная работа в фашистском тылу.

Изменчивость хода военных действий

Вернувшись на фронт, он попадает в ряд непрерывных, кровопролитных сражений под Москвой. Отступление дивизии, покидая занимаемые позиции, сменяется стабилизацией положения.

На протяжении основного времени повествования, описывается тяжелый, долгий, постоянно прерывающийся гибелью одного военного или партийного руководства за другим, процесс восстановления Синцовым партийного билета. Это усложнено ещё и тем, что ошибочно к руководству попало письмо, извещающее о гибели Синцова, который позже узнает, что всех потрясла, как выясниться неправдивая информация, гибель его супруги.

Как командир взвода, Синцов, получивший звание после потери командного состава, осуществляет командование стрелковой дивизией.

Главному герою вскоре удается захватить в плен одного из немецких генералов.

Синцов связывает свою жизнь с женщиной, которая вскоре рожает ему дочь, но девочка умирает.

Позже новая супруга, узнав о возможности того, что первая жена Синцова жива, расстается с ним, предварительно сообщив о надежде воссоединения семьи.

Главный герой открывается перед читателями со всеми его недостатками и нерушимой верой в победу.

Произведение полно захватывающих описаний фактических сражений, отступлений, и окружений, роман наполнен аурой войны, не только её ужасами, но и наградами её героев, их духом, а больше всего её слепым игнорирование любого несоответствия живого и мёртвого.

Симонову удалось отразить в гигантском комплексе персонажей и событий неуловимую пыль, которая неумолимо оседает на людей на войне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: