Лев Николаевич Гумилёв

Лев Николаевич Гумилёв

Дата рождения 1 октября 1912 года
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 15 июня 1992 года
Место смерти Санкт-Петербург
Научная сфера историография, этнология, востоковедение, археология
Место работы Музей этнографии народов СССР (в 1949)
Государственный Эрмитаж (в 1956—1962)
Научно-исследовательский географо-экономический институт ЛГУ (в 1962—1987)
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание ведущий научный сотрудник
Альма-матер Ленинградский государственный университет
Научный руководитель Н. В. Кюнер
Известные ученики Г. М. Прохоров
Известен как Автор работ по истории кочевых народов Евразии, исторической публицистики
Награды и премии две благодарности Верховного Главнокомандующего за взятие Штаргарда и Берлина

Лев Николаевич Гумилёв (18 сентября (1 октября) 1912, Санкт-Петербург — 15 июня 1992, там же) — российский советский историк, доктор исторических наук, археолог, этнолог, востоковед. Сын русских поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

Создатель концепции этноса и теории пассионарности (всё в целом известно как пассионарная теория этногенеза или ПТЭ).

Содержание

[править] Общие сведения

В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет, который из-за арестов и заключения, а также участия в Великой Отечественной войне ему удалось окончить только после войны (экстерном).

В 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук.

В 1949—1956 годах снова был в заключении по политическим статьям, после освобождения полностью реабилитирован.

В 1961 году защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук, в 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию — по географии, но степень не была утверждена ВАК. На защиту диссертации по географии он вынес свою теорию этногенеза, которую развивал в серии научных статей, рукопись диссертации была в 1979 году депонирована в ВИНИТИ, а в 1989 году теория была опубликована в виде монографии в издательстве ЛГУ.

Наброски теории этногенеза были опубликованы также в журнале «Природа» в № 1-2 за 1970 год, там же была опубликована критика теории.

Книги «Открытие Хазарии» и «Древняя Русь и Великая степь» внесли вклад в хазароведение (не все теории, развитые там, являются общепризнанными).

Гумилёв не признавал и опровергал концепцию татаро-монгольского ига, а также выступал против отрицательной исторической оценки роли монголов и их завоеваний (см. Чёрная легенда о монголах).

Теории Льва Гумилёва (в частности, пассионарная теория этногенеза) не являются общепринятыми и подвергаются критике. Они вызвали значительную общественную дискуссию, в ходе которой озвучивались и политические обвинения в адрес автора, в том числе — обвинения в антипатриотизме и антисемитизме.

[править] Репрессии

Отец Гумилёва — Николай Гумилёв — был расстрелян.

Л. Н. Гумилев был арестован в первый раз в декабре 1933 года, но через 9 дней был отпущен без предъявления обвинения.

В 1935 году снова подвергся аресту. И. В.Сталин после обращений к нему Б. Пастернака и матери Гумилева А. Ахматовой приказал Генриху Ягоде освободить Гумилёва, после чего Гумилёву удается восстановиться в университете.

В 1938 году подвергся третьему аресту и получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. На следствии подвергался мучительным пыткам, дал под пытками признательные показания против себя и матери [1] .

В 1949 году вновь был арестован по обвинениям, взятым из следственного дела 1935 года, и был осуждён на 10 лет лагерей. Наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован.

[править] Гумилёв и евреи

С. С. Беляков в книге «Гумилёв. Сын Гумилева» утверждает о негативном отношении Л.Н. Гумилёва к евреям в поздние годы. При этом он пишет, что в 1930-е годы московское окружение Гумилёва состояло из евреев, много лет Гумилёв дружил и переписывался с Эммой Герштейн, оставившей о нем мемуары. Среди друзей Л. Н. Гумилёва был Осип Мандельштам. В книге Белякова Гумилёву приписывается ряд высказываний о евреях.

Биография Льва Гумилева: гений или лжеученый?

Лев Николаевич Гумилёв (1 октября 1912 г., Царское Село — 15 июня 1992 г., Санкт-Петербург) — российский историк-этнолог, автор пассионарной теории этногенеза, востоковед, переводчик с персидского языка.

Жизненный путь

Родителями Льва являлись известные поэты Н. Гумилёв и А. Ахматова. В детстве он воспитывался в тверском имении бабушки. С 1917 по 1929 г. Лев жил в Бежецке. Здесь он обучался в школе № 1.

С 1934 г. Гумилёв начал обучение в Ленинградском университете на историческом факультете. Уже через год его исключили и арестовали. Тем не менее, вскоре Лев был освобожден, а в 1937 г. восстановлен в ЛГУ. Но в 1938 г. его арестовали и осудили на 5 лет. За время заключения Гумилёв успел поработать горняком меднорудной шахты, землекопом, книгохранителем библиотеки, геологом, техником и лаборантом-химиком. После отбытия срока его оставили в Норильске без права выезда. Как же развивалась его судьба дальше?

1944 г. – добровольно пошел в Красную армию. Гумилёв участвовал в Висло-Одерской и Восточно-Померанской наступательных операциях, и даже в штурме Берлина. Он был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Позднее Лев вспоминал, что командир батареи невзлюбил его и часто лишал многих поощрений и наград. Будучи на фронте, Лев написал несколько стихов на военную тему.

1945 г. – демобилизован, восстановлен в ЛГУ.

1946 г. – поступил в аспирантуру Института востоковедения, откуда его исключили после специального постановления ЦК ВКП (б), содержавшего критику Анны Ахматовой.

1948 г. – защитил диссертацию на тему «Подробная политическая история 1-го тюркского каганата». После этого Лев Гумилев стал научным сотрудником Музея этнографии народов СССР.

1949 г. – арестован, осужден на 10 лет. Срок отбывал в лагере особого назначения в Шерубай-Нура (Караганда) и в лагере у Междуреченска (Кемеровская область).

1953 г. – переброшен в Омск на сооружение нефтекомбината.

1956 г. – реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. В этом же году начал работать библиотекарем Эрмитажа.

1961 г. – защитил докторскую диссертацию на тему «Древние тюрки 6-8 вв.».

1974 г. – защитил докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли».

1976 г. – Гумилёву отказали в присуждении 2-й степени доктора географических наук. До выхода на пенсию работал в Научно-исследовательском институте географии ЛГУ.

1991 г. – избран академиком РАЕН.

1992 г. – скончался в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Гумилёв и историческая наука

Лев Гумилев создал уникальный комплекс методов по изучению этногенеза, которые заключаются в параллельном исследовании исторических сведений о климате и географии вмещающего ландшафта, а также культурных и археологических источников. Закономерность исторического процесса он пытался объяснить с помощью пассионарной теории этногенеза.

К примеру, Гумилёв считал, что в основе русско-монгольских отношений был симбиоз, а серьёзные столкновения происходили только с радикальными ордынскими мусульманами. Китай он считал хищным агрессором. Подобную характеристику он давал и Европе. Древних (до 14 в.) и современных русских Гумилёв считал разными этносами. Интересно, что первых он отличал от славян.

Отметим, что некоторые историки причисляют теорию Гумилёва к псевдоисториографическому жанру фолк-хистори. Так, Я. Лурье, исследователь древнерусской литературы, называл историографические построения Гумилёва обычной авторской фантазией. Византинист С. Иванов сравнивает Льва Николаевича с создателем Новой хронологии А. Фоменком. А научно-просветительское издание «Скепсис» вообще называет Гумилёва лжеуеным. Чаще всего Гумилева критикуют за вольную интерпретацию источников, натяжки, игнорирование данных, которые противоречили его построениям. Некоторые даже обвиняют ученого в антисемитизме. Ведь в теории Гумилёва содержится мнение о семитской и славянской этнической несовместимости.

  • Волшебные папиросы: Зимняя сказка
  • Осенняя сказка. «Посещение Асмодея»
  • Хунну
  • Древние тюрки (1967 г.)
  • Древняя Русь и Великая Степь
  • Древний Тибет
  • Открытие Хазарии
  • Этногенез и биосфера Земли
  • История народа хунну
  • Чёрная легенда
  • От Руси до России

Интересные факты

В связи с тем, что отец Гумилева был расстрелян как участник белогвардейского заговора, советская власть причисляла Льва к категории неблагонадежных.

Почему Гумилев занялся теорией исторической науки? Однажды он признался, что во времена заключения такие раздумья помогли ему уберечь свой мозг от губительного воздействия тюремных дум и переживаний.

Согласно самой известной и в то же время самой спорной гипотезе Гумилева «татаро-монгольского ига» никогда не было, наоборот было сосуществование народов, во многом положительное. Знаменитый историк считал, что татары помогли русским справится с западной экспансией и, в конце концов, вошли в российский суперэтнос.

В 1967 г. женился на художнице Наталье Симоновской.

В 1996 г. Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, назвал именем Гумилёва один из вузов столицы – Евразийский Национальный университет. С 2002 г. здесь создали музей-кабинет Л. Гумилёва.

Имя Л. Гумилёва носит школа № 5 г. Бежецка (Тверская область).

В 2005 г. в Казани Гумилёву был сооружен памятник, на котором выгравировано: «Русскому человеку, защищавшему татар от клеветы».

Лев Николаевич Гумилев. Библиографический указатель

Предисловие, составление, редакция А.Г. Каримуллина

Ответственный редактор — Р.И. Валиев

Дополнено О.Г. Новиковой

Опубликовано в одноименной работе в Республиканской научной библиотеке им. Ленина Татарской ССР, Казань, 1990

Указатель любезно предоставлен Общественной организацией «Фонд Л. Н. Гумилева».

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Имя выдающегося, талантливейшего самобытного ученого, основателя новой дисциплины в науке — этнологии — лежащей на стыке нескольких Отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии, психологии — Л. Н. Гумилева хорошо известно историкам, но, тем не менее, мало известно широкому кругу читателей. Сейчас мы знаем не только о трагической судьбе его родителей — Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой, которая задела черным крылом и его, их единственного сына. Многочисленные аресты, допросы, 14-ти летнее заключение в тюрьмах, сталинских лагерях, препоны и рогатки в его научной деятельности и службе, неудобства в материальной жизни и жилище, хотя основательно подорвали здоровье ученого, но не смогли сломать его дух. В тяжелые годы сталинщины и застоя, его труды не допускались до печатного станка, то, что удавалось издавать, проходило «научную» цензуру «светил» исторических наук. Тем не менее, то, что пробивало себе дорогу через эти рогатки, становилось сразу библиографической редкостью по двум причинам: из-за — новизны подхода к давно известным фактам и явлениям и из-за малой тиражности его книг. Я бы добавил, и из-за образности языка научных трудов ученого, которыё читаются как приключенческие произведения. И вот сейчас пришло то самое время, которое заставило заговорить о его трудах. И в последние 3-4 года начали издаваться его уникальные работы, которые десятки лет не допускались к. печати. В библиотеках — очередь за книгами Л. Н. Гумилева, его публикации читатели заказывают для себя путем ксерокопирования. Журналы, научные периодические издания с его работами разбираются моментально…

Исходя из этого интереса, мы: решили подготовить библиографию его трудов и список литературы о его жизни и творчестве, что представлено в данной работе.

Мой друг, друг тюркских и не только тюркских народов, Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого, уезда Тверской губернии.

В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселилась в г. Бежецк. Лев здесь учился в средней школе до 1929 года. Уже в школе он оказался «белой вороной» — был обвинен в «академическом кулачестве» за то, что он по своим знаниям и успехам выбивался из общего ряда. (И в будущем деятельность ученого из-за своей новизны, оригинальности поставит его в такое же положение). Последний класс средней школы Лев Гумилев закончил в 1930 году в Ленинграде, в средней школе N 67 на Первой Красноармейской улице. В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме было отказано из-за социального происхождения: судьбы отца. В том же году он поступает чернорабочим на службу в трамвайное управление города: «Пути и тока». Встает на учет в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геолого-разведочный институт, известный тогда как «Институт неметаллических полезных ископаемых» Геологического комитета. В 1931 году в составе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором. В 1932 году Л. Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира, организованную Советом по исследованию производительных сил. Здесь он по своей инициативе вне рабочего времени увлекается жизнью земноводных животных, что не понравилось начальству, и он был вынужден оставить работу в экспедиции. Тут он поступает на работу малярийным разведчиком в местную малярийную станцию совхоза Догары. Усиленно занимается изучением таджикско-персидского языка, овладевает секретами арабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельно выучит и персидскую грамоту.

В 1933 году он уже в Крыму — научно-технический сотрудник археологической экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловского (из литовских татар). Принимает участие в раскопе стоянки палеолита Аджи-Каба.

Осенью возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником по камеральной обработке. В том же году начальник экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловский арестован, а Л. Н. выдворен из Геологического института. Лев Николаевич готовится к вступительным экзаменам и в 1934 году он уже студент исторического факультета Ленинградского университета, где слушал курсы по истории у В. В. Струве, Е. В. Тарле, С. И. Ковалева и других светил исторической науки.

Первый арест, следственная тюрьма. В 1935 году — Обращение А. А. Ахматовой к Сталину спасает Л. Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствия состава преступления». Тем не менее, он исключен из университета. В это время он постоянно посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР (ЛО ИВАН АН СССР), где самостоятельно изучает печатные источники по истории древних тюрков. В 1937 году восстановился в ЛГУ. Будучи студентом, выступил с докладом в ЛО ИВАН АН СССР на тему «Удельно-лествичная система тюрков в VI-VIII веках», который спустя 12 лет — в 1959 году — увидит свет на страницах журнала «Советская этнография» (N 3)

В начале 1938 года Л. Н. Гумилев арестован, будучи студентом ЛГУ, и осужден на пять лет. От звонка до звонка находился в Норильске, Норильлаге, работал в медно-никелевой шахте. Срок окончился в 1943 году, и он был оставлен там же без права выезда. В Норильлаге и после окончания срока в Норильске работал техником-геологом. В бараке жил по соседству с татарами и казахами и выучил татарский, казахский — тюркские языки. После окончания срока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалось получить разрешение на это. Осенью 1944 года он на Первом Белорусском фронте в качестве рядового солдата на переднем крае. Дошел с боями до Берлина. В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ и в начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Летом 1946 года, будучи аспирантом, принимает участие в археологической экспедиции М. И. Артамонова в Подолии.

После ждановского доклада о журналах «Звезда» и «Ленинград» и постановления по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А. А. Ахматовой было облито черными красками, Л. Н. Гумилева исключили из аспирантуры с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности» и уволили из аспирантуры.

В 1947 году поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительной характеристике больницы допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, которая состоялась 28 декабря 1948 года.

Весной 1948 года в качестве научного сотрудника участвует в археологической экспедиции под руководством С. И. Руденко на Алтае, на раскопе кургана «Пазырык». После защиты кандидатской диссертации был принят научным сотрудником в «Музей этнографии народов СССР».

7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки, осужден Особым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь «Особого назначения» в Чурбай Нура около Караганды, откуда переведен в другой лагерь у Междуреченска под Омском, в Саянах, где в 1956 году был реабилитирован по причине «отсутствия события преступления».

В сталинские времена, когда был популярен тезис о том, что «сын не отвечает за отца». Л. Н. Гумилев сперва сидел за отца, вторично — за мать. Помните боль А. А. Ахматовой, которая писала:

Муж в могиле, Сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

В 1956 году Л. Н. вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М. И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем «на ставку беременных и больных». Работая здесь библиотекарем, завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки» и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л. Н. Гумилева приглашает ректор ЛГУ член-корреспондент А. Д. Александров на работу в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986 год, до выхода на пенсию — сперва научным работником, потом — старшим научным работником, перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению». В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую ВАК не утвердил по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская». Эта работа, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 .году вышла отдельной книгой и раскуплена в течение одного-двух дней из склада издательства ЛГУ. Заслуги Л. Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почетных званий.

С 1959 года его труды начали печатать небольшими порциями. В этих условиях он окунулся в работу Ленинградского отделения Всесоюзного географического общества. Через его сборники ему удалось выпустить в свет ряд своих работ, не допущенных в официальные научные периодические издания. После защиты второй докторской диссертации, основные положения которой публиковались в серии «Ландшафт и этнос» почти в каждом номере «Вестника Ленинградского университета», «научные» власти наложили вето на публикации Л. Н. Гумилева в этом научном журнале.

Л. Н. Гумилева лишь условно можно назвать историком. Он автор глубоких, новаторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии — изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э., источниковед нарративных источников кочевых народов. В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новых позиций.

В неволе Л. Н. Гумилеву было запрещено писать стихи, но он их запоминал, одну из таких своих работ он издал недавно, что отражено в этой библиографии. Любовь к поэзии отражена и в его переводах поэтов народов Востока.

Труды Л. Н. Гумилева издавались в узкопрофильных журналах, а книги мизерными тиражами, тем не менее, его работы были популярны среди ученых историков. Поэтому его часто приглашали для чтения докладов и лекций, чему «кураторы» советской исторической науки всячески стремились поставить преграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездку в Академгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, в МГУ, в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АН СССР в Пущино и т.д.

По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии (1966, Прага), Венгрии (Будапешт, по линии АН Венгрии) и т.д. Он получил ряд приглашений для участия во всемирных научных конференциях из США, Англии, Турции, Италии, ФРГ и т.д., но не смог поехать туда по не зависящим от него причинам.

Л. Н. Гумилев, несмотря на нездоровье, и сейчас активно работает: пишет новые работы, часто выступает с лекциями перед читателями, дает интервью по радио, телевидению.

Предлагаемая библиография не претендует на исчерпывающую полноту изданных работ Л. Н. Гумилева. Это особенно касается переводов его работ на иностранные языки, каковые издавались в Японии, Китае, Турции, Монголии и др. странах. Трудно сказать, что учтены полностью работы, опубликованные в периодической печати на языках народов СССР. Тем не менее, она заключает в себе все работы ученого, опубликованные во всесоюзных, центральных периодических и продолжающихся трудах, а также книжные публикации.

Литература в указателе представлена по хронологии годов изданий. А в пределах года сперва приводятся отечественные книжные издания, затем издания в сборниках и продолжающихся изданиях, а затем же приводятся публикации в периодических изданиях, в пределах каждого такого подразделения — по алфавиту названий работ. Затем приводятся в пределах каждого года издания на зарубежных языках, в том же порядке, как это сделано для отечественных изданий.

Публикации, не описанные по источникам непосредственно, то есть не по девизу, отмечены звездочкой (*)

А. Г. Каримуллин, доктор филологических наук

Гумилев Л.Н.. Книги онлайн

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992) — русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

В 1930 году пытался поступить в Ленинградский университет, но не был допущен к экзаменам как «сын врага народа». Участвовал в нескольких геологических экспедициях в Саяны и на Памир.

В 1934 году все же сумел поступить в университет на восточное отделение, но год спустя был арестован за «недонесение» — и вышел из тюрьмы лишь после неоднократных обращений А. А. Ахматовой в различные инстанции.

В университете Гумилева восстановили в 1937 году, а через год снова арестовали, дали пять лет в колонии строгого режима и отправили строить Беломоро-Балтийский канал, откуда его вскоре перевели в Норильский ГУЛАГ.

В 1943 году, по истечении срока, Гумилев пытался уйти на фронт, но попал в армию лишь в 1944 году и оказался в штрафбате, в составе которого брал Берлин.

В 1946 году защитил диплом и поступил в аспирантуру, а в 1948 году был снова арестован за «подрывную деятельность» и приговорен к десяти годам тюрьмы; в 1956 году дело было закрыто «за недоказанностью улик», Гумилев вернулся в Ленинград и через несколько лет защитил докторскую диссертацию, в 1967 году опубликованную под названием «Древние тюрки».

С 1956 года и вплоть до ухода на пенсию (1986) он читал лекции на географическом факультете университета.

В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию («Этногенез и биосфера Земли).

Официальной советской наукой идеи Гумилева отвергались, его книги запрещались к изданию. Признание наступило лишь с «перестройкой», плодов которой Гумилев уже не увидел.

Он скончался в 1992 году и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Книги (13)

«Древние тюрки» — знаменитая работа гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева, посвященная сравнительно малоизученному периоду мировой истории VI-VIII вв. н.э., совпавшему с образованием и расцветом Великого тюркского каганата. Осуществленный автором анализ этнических, политических и религиозных аспектов бытия этой державы представлен в присущей автору увлекательной и образной манере повествования.

«История народа хунну» Льва Гумилева — одна из самых значительных работ этого величайшего российского ученого.

Вы спросите, кто они такие, «народ хунну»? Так называли себя те, кого в европейской исторической традиции принято именовать гуннами, кочевой народ, обогативший генофонд едва ли не каждой европейской и азиатской нации.

Величайшего из завоевателей «эпохи переселения народов» — царя гуннов Аттилу — помнят все. Но каковы были другие великие полководцы народа хунну, огнем и мечом покорявшие все новые и новые страны? Каковы были жизнь, культура и искусство гуннов? Какую судьбу уготовила им История? Вот лишь немногие из вопросов, ответы на которые вы получите в этой книге.

Книга Льва Гумилева «Поиски вымышленного царства» — одна из самых известных и ярких работ выдающегося историка и географа.

В этой книге Л.Н.Гумилев захватывающе, эмоционально и очень подробно рассказывает о жизни народов Центральной Азии IX — XIII веков, а также исследует два наименее изученных исторических периода нашего прошлого: Киевскую Русь и образование нового русского государства в Московии.

Могло ли стать реальностью царство пресвитера Иоанна и как изменился бы ход всемирной истории, если бы оно возникло в результате поражения Чингисхана?

Величие и падение Древнего Тибета
Две традиции древнетибетской картографии
Опыт разбора тибетской пиктографии
Бон (Древняя тибетская религия)
Древнемонгольская религия
Страна Шамбала в легенде и в истории
Легенда и действительность в древней истории Тибета
Этническая история Тибета в I тысячелетии н.э.

Зигзаг истории
Соседи хазар
Выбор веры
Хазария и Каспий
Открытие Хазарии
Хазарская Атлантида
Сказание о хазарской дани
Памятники хазарской культуры в дельте Волги
Хазарское погребение и место, где стоял Итиль
Трагедия на Каспии в X в. и Повесть временных лет

Книга выдающегося отечественного историка и географа Л.Н.Гумилева является дополнением к теоретическому трактату «Этногенез и биосфера Земли» и представляет собой глубокое этнологическое исследование ойкумены Евразии за период в 1500 лет.

Автор раскрывает перед читателями малоизвестные страницы истории множества этносов (хуннов, тюркютов, уйгуров, хазар, кыпчаков, половцев и др.), последовательно сменявших друг друга на просторах Великой степи с III в. до н. э. по XII в. н. э.

Книга «Хунны в Китае» (Три века войны Китая со степными народами. III-VI вв.) посвящена сложному периоду в истории Китая и кочевых народов Азии. Автор рассматривает в неразрывной связи исторические и этнографические процессы, подчеркивая важную роль, которую сыграли кочевые народы, противодействовавшие китайской экспансии.

В настоящий сборник включены работы Л. Н. Гумилева, посвященные одной из наиболее острых исторических проблем — проблеме предвзятого отношения к народам Великой степи, о которых сложилось представление как об изначально диких, жестоких и отсталых.

В книге раскрываются исторические корни этого мифа, названного Л. Н. Гумилевым «черной легендой», развенчиваются преувеличенные представления об ужасах татаро-монгольского ига на Руси, показаны истинные взаимоотношения Руси и Орды и их последствия. Объективному читателю станут понятны и истоки европейской русофобии, выражающейся фразой: «поскреби русского — и найдешь татарина».

Книга посвящена проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям с Землей, с природой.

Автор не возвращается к средневековым воззрениям, а на основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза описывает естественнонаучный механизм возникновения и функционирования народов Земли.

Гумилев исследует одну из самых горячих тем 1960-1980 гг. — динамику движения народов и этносов, которые в поисках своей исторической ниши вступают в конфликт с окружающей средой.

Это своего рода энциклопедия сведений по истории, географии, этнологии народов, которые и сегодня играют решающую роль в развитии человечества.

Книга посвящена одной из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории — вопросу взаимоотношений Древней Руси и кочевников Великой степи на протяжении всего Средневековья.
Увлекательная и эмоциональная, написанная безупречным языком, эта работа стала блестящей попыткой реконструкции подробной и целостной картины истории Евразии в XI-XIV веках.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Конец и вновь начало» — одна из самых популярных книг гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева. Книга представляет собой цикл лекций по народоведению, прочитанных автором в 1980-е годы перед аудиториями Москвы и С.-Петербурга (Ленинграда).

Положения уникальной теории пассионарности, созданной ученым, представлены в занимательной форме и проиллюстрированы примерами из жизни народов античности и средневековья. Особое внимание уделено выдающимся стратегам и олигархам (т.е. пассионариям), чьи деяния коренным образом изменяли самый ход Истории.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эта последняя работа, подготовленная Л.М.Гумилевым к печати, — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущее исследование «Древняя Русь и Великая степь». Как и все труды этого ученого, книга «От Руси к России: очерки этнической истории» содержит колоссальный объем фактического материала, анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения, по-новому взглянуть на, казалось бы, известные факты исторической географии.
Очерки событий написаны интересно, даже увлекательно, «экспериментальным» стилем, так как, по словам Л.Н.Гумилева, его задача состояла в том, чтобы читатели «уяснили содержание работы и не бросили книгу, не дочитав».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

«Открытие Хазарии» — известная книга Льва Николаевича Гумилева, в которой исследуется история зарождения, расцвета и загадочного исчезновения с карты Евразии могущественного соседа и соперника Древней Руси — Хазарского каганата.

В приложениях представлены: эссе «Зигзаг истории» (1987), а также статьи «Сказание о хазарской дани» (1974) и «Трагедия на Каспии в X веке» и «Повесть временных лет» (1988), близкие по тематике к исследуемой проблеме.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: