Лермонтов памятник

В первый раз М.Ю.Лермонтов приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». ВоПамятник М. Ю. Лермонтову. время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли.

Музей «Домик Лермонтова» (ул. Лермонтова, 4). Проезд трамваем или автобусом до остановки «Цветник», далее пешком вверх по улице Анджиевского. М.Ю.Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз — в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же Дом-музей М.Ю.Лермонтова было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А.Н.Островского здесь была установлена мраморная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю.Лермонтов». С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея «Домик Лермонтова» создан Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Памятник М.Ю.Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А.М.Опекушин (1838-1923), создатель памятника А.С.Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю.Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова». Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П.С.Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М.Ю.Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П.А.Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа (отрог горы Машук). В 10 минутах ходьбы от музея «Домик Лермонтова». Проезд автобусом до остановки «Пироговские ванны». На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа». Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.

Академическая галерея . От беседки «Эолова арфа» сюда можно спуститься по кольцевой тропинке, а от вокзала в сторону галереи ходит автобус. В серединеАкадемическая галерея. прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф.П.Гаазом источника. «Пойду к Елисаветинскому источнику, — читаем в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», — там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя». В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами-энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, — бюветы минеральных (углекислых и угле-кисло-сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.

Грот Лермонтова (близ Академической галереи). Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М.Ю.Лермонтов. В «Княжне Мери» этот грот — место встречи Печорина с Верой: «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот. подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула — Вера! — воскликнул я невольно». На своей картине «Вид Пятигорска» (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.

Лермонтовские ванны (просп. Кирова, 21). Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, — старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М- Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили . » До того в письме М.А.Лопухиной он сообщал: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки». Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.

Грот Дианы (парк «Цветник»). Проезд городским транспортом. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М.Ю.Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.

Ресторация (просп. Кирова, 30). В 1828г. у парка «Цветник» под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница — Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М.Ю.Лермонтов в повести «Княжна Мери» дает описание бала в Ресторации: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний свой приезд на Кавминводы М.Ю.Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.

Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. От вокзала к Провалу ходит автобус. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал. » В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю.А.Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Место дуэли (подножие горы Машук). Можно доехать трамваем до конечной остановки, от которой до места дуэли 1,5км (столько же и от станции Лермонтовская железной дороги). Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно. В 1881г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б.М.Микешина в 1915г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.

Место первоначального погребения М.Ю.Лермонтова (старое кладбище). До него можно пройти от музея «Домик Лермонтова». Тело М.Ю.Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е.А.Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903г. на месте первоначального погребения М.Ю.Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

Лермонтов памятник

Памятник Лермонтову можно увидеть если прогуливаться по тенистым аллеям парка. М.Ю. Лермонтов изображен в сидячем положении, а его взор устремлен вдаль. Но если знать, где изначально была установлена скульптура, то все сразу становится на свои места. Когда скульптура стояла на горе «Красное Солнышко», то поэт любовался пейзажем на гору Эльбрус. Ведь он так много писал про нее, упоминал во многих произведениях. Сейчас, находясь в тенистом парке, эта тематическая связь теряется, и памятник не так сильно впечатляет.

Количество просмотров: 654

Поделись этим отзывом со своими друзьями в социальных сетях:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Памятники Пензы

Памятник пензенским милиционерам

Памятник милиционерам в Пензе является первым и единственным на сегодняшний день в России монументом, посвященным участковому. Он был открыт 10 ноября 2007 года, когда празднуется профессиональный праздник сотрудников органов правопорядка. Прототипом увековеченного в бронзе милиционера стал реальный милиционер — капитан милиции Г.А. Шелков, который снискал всеобщее уважение благодаря высокому профессионализму.

Памятник участковому находится в центральной части города, неподалеку от зданий пензенского УВД, ОМОНа и ГИБДД. Монумент представляет собой бронзовую статую милиционера, выполненную в полный рост. Участковый изображен в служебной форме послевоенного образца. На гранитном постаменте, расположенном позади памятника, выгравирована надпись: «Пензенским милиционерам — защитникам закона и правопорядка».

Координаты: 53.20163400,44.98346100

Памятник «Первопоселенец»

Памятник, получивший название «Первопоселенец», был торжественно открыт в 1980 году, когда отмечался 600-летний юбилей со дня Куликовской битвы. Монумент посвящен основанию Пензы и первым жителям города и символизирует два основных исторических момента. Прежде всего — это защита юго-восточных рубежей Руси от набегов кочевых племен, а второй важный момент — это заложенный в основу благополучия государства крестьянский труд.

Монумент выполнен из бронзы и состоит из двух фигур: мужчины и коня. Мужчина-первопоселенец олицетворяет собой две ипостаси — одновременно и воина, и крестьянина. В его правой руке зажато острое копье, а левая рука держится за плуг. Конь также символизирует как военную, так и мирную сущность, ведь на нем можно не только пахать землю, но и воевать. На гранитном основании монумента высечена надпись «Лета 7171 — 1663 — на реке Пензе велено город строить».

Идея создания памятника в честь основателей и первопоселенцев была озвучена Георгом Мясниковым, который на посту второго секретаря Пензенского обкома КПСС, прославился как автор многих общественно-полезных инициатив. Памятник первопоселенцам стал одним из символов города, который знаком многим посетившим Пензу людям. Место для его установки было выбрано неслучайно — вблизи остатков крепостного вала XVII века.

Координаты: 53.18332400,45.01628100

Памятник «Проводы»

Памятник «Проводы», второе название которого — «Прощание», установлен в центре Пензы в знак памяти обо всех участников Великой Отечественной войны. Скульптурная композиция состоит из трех фигур — уходящего на фронт мужчины и склонившихся перед ним в объятиях женщины и маленького мальчика. Семья прощается перед долгой разлукой, ведь отец уходит на фронт.

Место, которое было выбрано для установки монумента, прежде занимал призывной пункт, с которого на войну отправились более шести тысяч солдат из разных населенных пунктов Пензенской области. Основание памятника окружено прямоугольным постаментом, в который вмонтированы металлические капсулы. В них находится земля, которую привезли из стран Европы, где сражались солдаты из Пензы.

Всего в нескольких метрах от памятника «Проводы» находится памятный знак, который появился на площади немногим раньше. В большой камень вмонтирована мраморная книга, на страницах которой выгравированы стихотворные строки, написанные пензенской поэтессой, отец которой погиб на фронте. Памятник окружен сквером из сорока берез, посаженных жителями города к 40-летнему юбилею Великой Победы.

Координаты: 53.18463500,45.01312100

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: