Лермонтов М — Осень (чит? )

Стихотворение «Осень» впервые было опубликовано в Сочинениях под ред. Висковатова (т.1,1889.стр.1). В автографе позже приписана рукой Лермонтова дата в скобках: «1828».

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
5 Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
10 Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Одно из первых стихотворений Лермонтова, написано в 1828 году. Сохранившийся текст его не полон: стихотворение, написанное на обороте листа 1, по-видимому, имело продолжение на листе 2, который вырван.

Известный нам текст «Осени» представляет собой пейзажную зарисовку, выполненную неопытной рукой юного поэта. Можно предположить, что в целом стихотворение имело вид традиционной «унылой» элегии, распространенной в 10-20-е годы XIX века: за описанием осенней поры, поры увядания и смерти, должна была следовать концовка, содержащая душевные излияния страдающего героя, соотносимые с изображением умирающей природы.

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Осень»

Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что восхищаться красотами окружающего мира может только человек с романтическим складом характера, человек, который не пережил ещё в жизни ни горечь разочарования, ни крушение надежд. Но, несмотря на эти свои убеждения, в раннем творчестве поэта часто встречается тема описания красоты родной природы.

Одним из лучших стихотворений пейзажной лирики можно по праву считать его произведение «Осень», которое было написано Лермонтовым в 1828 году, а самому поэту на тот момент было всего лишь четырнадцать лет. Он

Это время для молодого поэта было тяжёлым из-за его глубоких переживаний по поводу того, что бабушка после смерти своей дочери – матери Михаила – категорически запретила своему зятю видеться с родным сыном и он не имел возможности общаться со своим отцом. Молодой человек в этот период испытывал постоянно чувство раздражения, разочарование во всех людях и вообще с чисто юношеским максимализмом

Но в родном имении Михаил Лермонтов впервые глазами поэта увидел и оценил красоту и величие русской матушки-природы. Поэт, в отличие от Александра Пушкина, не любил осень, как время года, но, несмотря на это, нашёл в ней какое-то особое очарование, которое было очень созвучно душевным переживаниям поэта.

Стихотворение «Осень» не имеет определённого героя, оно просто является зеркальным отражением душевного настроения самого поэта в тот нелёгкий для него период жизни.

Не ускользают от внимания Лермонтова и от его пера ни жёлтые листья, облетевшие с деревьев, не дикий зверь, который мелькает между деревьев редеющего леса и хочет только одного как можно надёжней спрятаться от чужих глаз, чтобы не стать чьей-то жертвой. А ещё, благодаря своей врождённой наблюдательности и поэтическому дару, юный поэт сумел увидеть в угасании жизненной силы в природе не смерть, а процесс естественного завершения очередного цикла жизни и призывает своего читателя с покорностью принимать всё то, что приготовила ему судьба.

А мастерское владение художественными средствами, такими, как например, эпитеты, позволило юному поэту передать все нюансы таинственных осенних превращений в природе.

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова, созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Жанр, сюжет, тема, идея

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.

Композиционные особенности

Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах). Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Короткая справка
Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. ‑ U – U U U – U

‑ U – UU U –

Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Языковые средства создания образности

Для создания смысловой емкости стиха автор использует специальные изобразительные средства:

  • метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

Ночью месяц тускл(1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит(2).

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector