Лермонтов М

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.

База
стихотворений

Авторы стихов

Если вы получаете наслаждение, читая стихотворения талантливых поэтов, если вы любите, чтобы стихотворение было не только чувственным, но и содержательным, то эта страница – для вас.

Здесь собраны длинные стихи на самые разные темы. Они отличаются глубиной и выразительностью, наполнены и сюжетно, и композиционно. Если вы любите длинные стихи, то мы рады вам представить их.

Больше не придется специально прочитывать в поисках того, что нравится, многочисленные поэтические тома: все это мы уже выполнили, предоставив вам возможность просто выбирать из лучшего – самое прекрасное, в полной мере соответствующее вашему вкусу.

Наша группа

Выбрать тему стиха по алфавиту:

Длинные стихи (19)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Три пальмы

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Я к вам пишу случайно; право.

Я к вам пишу случайно; право,

Не знаю как и д ля чего.

Я потерял уж это право,

И что скажу вам? — ничего!

Приданое

В камышах просохли почки,

Зацвели каштаны в Тусе

Плачет розовая дочка

Не верь себе

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы, бойся вдохновенья.

Оно — тяжелый бред души твоей больной

Иль пленной мысли раздраженье.

Последнее новоселье

Меж тем как Франция, среди рукоплесканий

И кликов радостных, встречает хладный прах

Погибшего давно среди немых страданий

В изгнанье мрачном и цепях;

Правда

Ах ты гой еси, правда-матушка!

Велика ты, правда, широка стоишь!

Ты горами поднялась до поднебесья,

Ты степями, государыня, раскинулась,

В городце в 1263 г.

Ночь на дворе и мороз.

Месяц — два радужных светлых венца вкруг него.

По небу словно идет торжество;

В келье ж игуменской зрелище скорби и слез.

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

141721 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Готика в стихах Лермонтова

Сейчас траурную, слушающую тяжёлую музыку, молодёжь трудно убедить в том, что Лермонтов был близок к готике, хотя и не красился в чёрное, не носил длинные волосы, не прокалывал себе различные части тела.

Что бы понять, в чём готичность поэзии и взглядов Лермонтова, давайте попробуем определить сначала то, что такое готика и как её понимают.

Заглядываем в самый простой словарь и видим: «Готика – это художественный стиль, получивший распространение в Европе в XII – XVI вв. В готике отражаются все изменения в структуре средневекового общества, уже начавшего переход к Возрождению. Наиболее ярко готика проявилась в архитектуре. Яркий образец готической архитектуры – известный Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). Здесь и особая каркасная система со стрельчатыми арками, и высота, и витражи, и стремящиеся вверх башни, и стрельчатые окна. Общая черта готики – отражение новых духовных устремлений человека». Предложение, которое нас интересует больше всего – это «Общая черта готики – отражение новых духовных устремлений человека»

Готы имеют так называемое готическое мировоззрение. В принципе, это сочетание двух основных элементов: жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и неоромантики (dark romantic). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, etc.), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип даков – «Die Loughing!» (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции как позитивные, так и негативные — боль, отчаяние и иные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально со своим мрачным, ироническим настроением, странными взглядами на жизнь и брать из всего этого силу.

Это было очень присуще Лермонтову, приведём здесь стихотворение «Кладбище»:

Вчера до самой ночи просидел
Я на кладбище, все смотрел, смотрел
Вокруг себя; полстертые слова
Я разбирал. Невольно голова
Наполнилась мечтами; вновь очей
Я не был в силах оторвать с камней.
Один ушел уж в землю, и на нем
Все стерлося… Там крест к кресту челом
Нагнулся, будто любит; будто сон
Земных страстей узнал в сем месте он…
Вкруг тихо, сладко все, как мысль о ней;
Краснеючи, волнуется пырей
На солнце вечера. Над головой
Жужжа, со днем прощаются игрой
Толпящиеся мошки, как народ
Существ с душой, уставших от работ.
Стократ велик, кто создал мир! велик!
Сих мелких тварей надмогильный крик
Творца не больше ль славит иногда,
Чем в пепел обращенные стада?
Чем человек, сей царь над общим злом,
С коварным сердцем, с ложным языком?

На кладбище голова поэта наполняется мечтами, для обычного человека это может показаться странным, даже пугающим, но не готу. Умение увидеть красоту даже в таком удручающем месте как кладбище — присуще готической культуре. В готическом романе в поэтизированном или устрашающем виде часто представляются развалины средневековых твердынь, гулкие своды старинных монастырей, еще более тревожащие воображение, когда лунные лучи проникают внутрь их пустых помещений сквозь многоцветные стекла витражей, подземелья со склепами, где царствует смерть и безмолвие — Э. По, М. Шелли, А. Бирс, Лавкрафт, Э. Гофман, Г. Майринк, А. К. Толстой, А.С Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…

Ещё более поражает стихотворение Лермонтова «Чума в Саратове»:

I
Чума явилась в наш предел;
Хоть страхом сердце стеснено,
Из миллиона мертвых тел
Мне будет дорого одно.
Его земле не отдадут,
И крест его не осенит;
И пламень, где его сожгут,
Навек мне сердце охладит.

II
Никто не прикоснется к ней,
Чтоб облегчить последний миг;
Уста, волшебницы очей,
Не приманят к себе других;
Лобзая их, я б был счастлив,
Когда б в себя яд смерти впил,
Затем что, сластость их испив,
Я деву некогда забыл.

Готический роман и поэзия – это не просто мистика, это произведения искусства, в которых наравне с мрачно-романтической и мистической стилистикой поднимаются темы познания своих скрытых сторон, своей сущности. В последствии такие авторы как Эдгар По, Кафка, Густав Майринк успешно продолжили развитие этого жанра и примешали к мистике и романтике немного философии и внутренних человеческих изысканий. Один из наиболее читаемых готами авторов — Лавкрафт. Далее готика стала еще более философской и к современной литературной готике «второй волны» можно отнести литературу «мрачной», последней романтики или же футурологической правды — Ремарк («Триумфальная Арка», «Черный Обелиск», etc.), Оруелл («1984»), Хемингуей («Острова в океане», «По ком звонит колокол»). И так называемую екзистенциальную литературу — Сартр («Стена»), Камю («Чума»)…

Тогда над синей глубиной
Дух гордости и отверженья
Без цели мчался с быстротой;
Но ни раскаянья, ни мщенья
Не изъявлял суровый лик:
Он побеждать себя привык!
Не для других его мученья!
Он близ могилы промелькнул
И, взор пронзительный кидая,
Посла потерянного рая
Улыбкой горькой упрекнул.
1831 год
(М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector