Лермонтов М

Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мать Лермонтова умерла, когда ему еще не было трех лет.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.
Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь. Именно любовь является для героя единственным средством найти выход из одиночества.
В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. Для поэта и его поколения характерно стремление осмыслить окружающее в категориях философии, психологии и морали; в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления напоминающего отрывок из дневника, иногда он
прямо носит название «Отрывок» или, как дневниковая запись, обозначен датой. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстает ему как чужой и враждебный. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой. »). Поэтому его стихи 1830—1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы, нельзя считать автобиографией в точном смысле этого слова: они достоверны как свидетельство о внутренней жизни поэта, но не так, как биографический документ.
В 1830—1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. Лермонтов обращается к лиро-эпическим формам, к балладе, которая сохраняла драматичность сюжета, но давала поэту большую свободу в использовании поэтических тем, сюжетов, образности («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). Это стремление отойти от чисто лирических форм и расширить
повествовательные элементы сказывается на всем творчестве Лермонтова. Именно в 1832 году он обращается к прозе и начинает писать роман о крестьянской войне 1773—1775 годов под руководством Пугачева; ему приходится обращаться к изображению быта, сцен крепостного угнетения и помещичьего произвола, очерчивать характеры крестьян, помещиков, повстанцев. Вместе с тем этот роман («Вадим») еще тесно связан с поэтическим творчеством поэта.
В 1832 году Лермонтов оставляёт университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.
Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835—1836) — самым значительным своим драматическим произведением. В сюжете улавливаются и следы влияния Шекспира, «Горя от ума» Грибоедова, «Цыган» Пушкина. От Грибоедова идет живость сатирических диалогов и острые зарисовки света с его психологией и нормами поведения. Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Светское общество погубило талантливого поэта эпохи. Лермонтов выразил боль и негодование целого поколения России. «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках. Заключительные 16 .строк стихотворения были восприняты при дворе как призыв к революции. Лермонтов был арестован, началось политичёское дело о «непозволительных стихах». Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Она была тяжелым испытанием для поэта; но чрезвычайно расширила диапазон его творческих впечатлений. Знакомство и общение со многими интересными людьми дало Лермонтову возможность осмыслить социально-психологические признаки своего поколения и оценить их как исторически закономерное явление. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем». Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных знакомых. Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838 — 1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина. В 1837 году увидела свет «Песня про царя. Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтов создает эпическую поэму по фольклорным образцам, стремясь передать не сколько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников — «невольник чести» ХVI века, движимый народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не может поступиться и перед лицом смерти. Страдание для Лермонтова есть мера внутренней ценности личности, оно играет очищающую, искупительную роль: Эта идея прослеживается в поздних редакциях «Демона». Начав работу над поэмой в 1829 году, поэт в 1829—1831 годах пишет четыре редакции ее, в 1833—1834 годах — пятую, а в 1838 — шестую. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия — Кавказ, сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княгиня Тамара предстала как живой и полнокровный образ. Образ Тамары так же важен, как и образ Демона. Она наделена той полнотой переживания которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан одиночеством, но и побежден в момент своей мнимой победы, потому что его жертва возвысилась над ним. Но демон остался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос стал сливаться с голосом автора. В1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 году в «Сказке для детей» он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». К 1839 году относится последняя редакция «Демона», и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашёго времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Он проводит в столице три месяца, окруженный вниманием, он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. », «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. », «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значёния размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года. Смерть Лермонтова была тяжелым ударом для русской литературы и имела широкий общественный резонанс. Ее рассматривали как убийство. Однако Лермонтов явился жертвой той общественной атмосферой, которой он был враждебен направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойденные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа XІX века.

/ Биографии / Лермонтов М.Ю.

Смотрите также по Лермонтову:

Биография

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) — великий русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина». Поэма «Демон» (закончена в 1839) символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова.

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-1836) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича. » в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати». В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно. », 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича. », где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен. », 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. О», 1839; , 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу. », 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).

В 1838-1840 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича. », 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право. »), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта..

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М. Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А. С. Пушкин.

Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители — Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка, страстно любившая внука, забрала его к себе, нимало не заботясь о чувствах и интересах отца. До смерти отца в 1831 году М. Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете.

В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов пережил ряд романтических увлечений, которые также отразились в его творчестве.

Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
В сентябре 1830 года Лермонтов поступил на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем перевелся на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) — прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов уехал в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило, и он под влиянием родственников поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанникам вовсе не позволяли читать. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начал ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не довел до конца. В 1834 году Лермонтов закончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасло, зато возросло число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы, и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.

Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) — откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.

Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов вернулся в «большой свет», снова играл в нем заметную роль. В это же время Лермонтов установил связи с пушкинским кругом, его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях. В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений — поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.

В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов снова был отправлен на Кавказ — в Тенгинский пехотный полк в действующую армию. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.

В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте.

По словам кн. Васильчикова, в Петербурге смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».

На обвинения в том, что он убил солнце русской поэзии он отвечал: «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке».

Весной 1842 г. Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

Родословная. Существует легенда о предке
из Шотландии по линии отца:
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
«Желание»

С одним из предков Лермонтова, живших в XIII в., связана легенда.
Скальд-поэт по прозвищу Томас-Рифмач был похищен феями и
унесен в волшебный замок, затем он вернулся, рассказал о своих
приключениях и снова исчез.
По материнской линии Лермонтов происходил из старинного
русского степного дворянства (Арсеньевы, Столыпины, Верещагины).
Из рода Столыпиных происходила бабушка поэта.
«Еще неведомый избранник. » Детство поэта было одновременно
счастливым и несчастным. Бабушка безумно любила своего внука,
но с презрением относилась к мужу своей дочери. Лермонтов рано
лишился матери (в четыре года), а в 1831 г. скончался отец. О настоящих
чувствах сына к отцу мы узнаем из стихотворения: «Ужасная
судьба отца и сына — жить розно и в разлуке умереть».
Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан, поселился в селе
Кропотове, по соседству с селом Васильевским, где познакомился
с Марией Михайловной, единственной дочерью Елизаветы Арсень-
евой, и женился на ней. Елизавета Алексеевна была очень недовольна
выбором дочери и сыграла свою роль в несчастливой жизни молодой
пары. Они жили в Тарханах, родовом имении Елизаветы Алексеевны.
Арсеньева принадлежала к очень знатному роду Столыпиных, известных
своим участием в государственных делах.
После рождения сына Мария Михайловна стала много болеть.
Какой она была? Один из первых биографов Лермонтова П. А. Вис-
коватов писал о ней: «В Тарханах долго помнили, как тихая бледная
барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за ней снадобья,
переходила от одного двора к другому с утешением и помощью,
помнили, как возилась она и с болезненным сыном. И любовь, и
горе выплакала она над его головой».
Мария Михайловна была очень музыкальна. И сам Михаил Юрьевич
Лермонтов вспоминал, как она сажала его на колени и наигрывала
на фортепьяно. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой
я плакал. Ее певала мне покойная мать».
Умерла Мария Михайловна 24 февраля 1817 г. Ей было 22 года.
После смерти жены Юрий Петрович, отец маленького Мишеля,
вынужден был уехать в Кропотово, оставив своего маленького сына
на попечение бабушки. Она стала единственной родственницей,
имеющей право распоряжаться судьбой и жизнью будущего поэта.
Это право она закрепила завещанием, в котором объявила Мишеля
своим единственным наследником — только при условии фактически
полного отказа зятя от воспитания сына. И Юрий Петрович вынужден
был подчиниться и пойти на такую жертву, так как сам он не
мог обеспечить его будущее.
Разлука тяжело переносилась отцом и сыном.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя, под конец,
В слезах угасла мать моя.
(Черновики стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю. » 1831).
Драма отца и сына, участником которой была бабушка Елизавета
Алексеевна, отражена в юношеских драмах «Люди и страсти» 1830;
и «Странный человек» 1831. В драме «Люди и страсти» герой произносит
такие слова: «У моей бабки, моей воспитательницы распря
с отцом моим, и это все на меня упадет».
Лермонтов позже осознал трагедию разобщенности с отцом и
рассказал о ней в стихотворении:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.
1832
Бабушка Елизавета Алексеевна, хоть и происходила из богатого
и влиятельного рода Столыпиных, в семье была старшей дочерью
и не могла рассчитывать на большое приданое. Она вышла замуж за
гвардии поручика Михаила Васильевича Арсеньева (1768-1810). Она
много занималась хозяйством и смогла создать себе прочное состояние.
В браке Елизавета Алексеевна не была счастлива: муж изменял
ей, и его жизнь закончилась трагически — 1 января 1810 г. он по-
кончил с собой. В 1817 г. она потеряла единственную дочь, мать
Лермонтова. После смерти дочери она все свое внимание сосредоточила
на внуке. Бабушка не жалела ни сил, ни средств на его воспитание
и образование. Елизавета Алексеевна безумно любила своего
внука. А для Лермонтова она была самым близким человеком.
Судьба поэта. Семейная драма, конечно же, отразилась на судьбе
самого поэта — он не знал покоя и счастья уже с раннего детства.
Отец был благороднейшим человеком, об этом говорит его завещание:
« .. .ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более
страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное;
это талант, в котором ты должен будешь некогда дать ответ
Богу! Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце. Благодарю
тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне
внимание. » Отец Лермонтова осознавал главное в своем сыне —
талант, данный от Бога, за который он должен будет держать отчет
перед Всевышним.
Сохранившиеся письма Елизаветы Алексеевны полны трогательной
любви к своему внуку: «.. .он один свет очей моих, все мое блаженство
в нем. »
В 1831 г. Лермонтов поступил в Московский университетский
благородный пансион. К 1830-1832 гг. относятся почти две трети
всех его поэтических произведений, но они не были известны широкой
публике. Стихотворения этих лет отражают понимание Лермонтовым
своей исключительности:
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей.
(«Мы случайно сведены судьбою», 1832).
Весна 1832 г. — при переходе на следующий курс Лермонтов не
сдал экзамены и был отчислен.
Он приезжает в Петербург и по настоянию бабушки поступает
в военное училище (школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских
юнкеров).
1834 г. — Лермонтов окончил школу прапорщиков и стал офицером
привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка. Свое юнкерское
обучение он потом вспоминает, как «два страшных года». Муштра, что
естественно для военного заведения, для поэта оказалась Голгофой.
В это время он сочиняет драму «Маскарад» и пишет роман.
Осенью 1835 г. он представил «Маскарад» в цензуру, но та сочла
драму безнравственной. Пытался переделать, но все было напрасно.
В сентябре 1836 г. драма была запрещена цензурой в третий раз.
В это же время он испытал любовное разочарование. Варвара
Лопухина, которую он считал своей невестой, вышла замуж. Правда,
отношения их вовсе не походили на отношения жениха и невесты,
а Лермонтов, уехав из Москвы, ни разу не написал ей. Но тем не менее
сам Лермонтов считал замужество Лопухиной изменой. В романе
«Княгиня Лиговская» и во многих других произведениях он фантазировал
об этих отношениях.
1837 г. — очень важный год в жизни Лермонтова-поэта. Пушкин
скончался 29 января 1937 г., а на другой день Лермонтов, как говорится,
«проснулся знаменитым» — такой успех имело стихотворение
«Смерть Поэта».
18 февраля 1837 г. Лермонтова взяли под арест, а через неделю
он был отправлен в действующую армию на Кавказ «тем же чином».
Это означало, что он оставался прапорщиком, но не гвардейским,
а армейским, что было равносильно понижению на два чина.
После стихотворения «Смерть Поэта» он был признан профессиональным
писателем.
Осенью того же года бабушка выхлопотала для него перевод
в полк, квартировавший недалеко от Петербурга, и вскоре он снова стал
лейб-гусаром и вернулся в столицу.
В Петербурге Лермонтов вошел в самый блестящий литературный
круг. Автора принимали в большом свете и при дворе, но любили
его не все — у него был очень язвительный ум и высокомерное поведение,
правда, друзей он любил по-настоящему. Почти все единодушно
признали его наследником Пушкина, особенно восторгался
его творчеством В. Г. Белинский.
1838-1839 гг. — период «торжества» Лермонтова как блистательного
поэта, продолжался около полутора лет.
Не очень удобный для света характер Лермонтова, равнодушный
и презрительный, был причиной дуэли его с сыном французского
посла Эрнестом де Барантом. Поединок кончился бескровно, но царь
вновь разгневался на Лермонтова. Царь расценил эту дуэль как осложнение
дипломатических отношений с Францией. Он никогда
не простил Лермонтова. Поэт снова был арестован и отправлен
воевать на Кавказ.
В начале 1841 г. он приехал в отпуск в Петербург на три месяца.
К этому времени уже вышли в свет роман «Герой нашего времени»,
сборник стихов (26 стихотворений), поэма «Мцыри» и «Песня про
куща Калашникова», имевшая огромный успех.
В армии Лермонтов вел себя очень своевольно: то напрашивался
в самые опасные походы, то надолго задерживался в отлучках сверх
разрешенного. Сражался храбро и был даже представлен к наградам, но
Николай I неизменно вычеркивал его из списка награждений.
В конце мая 1841 г. Лермонтов отпросился в Пятигорск под
предлогом болезни. Был в Пятигорске и его бывший одноклассник
Николай Мартынов, над которым поэт постоянно подшучивал. Известна
только внешняя канва ссоры, а о причинах существуют лишь
домыслы. На одной из вечеринок французская острота Лермонтова
прозвучала очень громко. Мартынов отозвал Лермонтова объясниться,
и дело дошло до вызова на дуэль, хотя формальный повод для нее —
публичное оскорбление — отсутствовал.
Поединок состоялся на другой день, 15 июля 1841 г., у подножия
горы Машук на условиях самых кровавых: расстояние между противниками
— шесть шагов, каждый имеет право сделать до трех выстрелов.
Лермонтов направил пистолет вверх, что известно из достоверных
источников, а по некоторым свидетельствам, даже выстрелил
в воздух первым. Согласно правилам дуэли — это знак примирения,
после которого противник не имел права стрелять на поражение.
Мартынов выстрелил прямо в грудь. Лермонтов скончался на месте.
Страшная дуэль — Лермонтов был убит в 27 лет. Он прожил после
Пушкина 4 года.
Бабушка поэта, столь преданная своему внуку, не оставила его
и после смерти, хотя жизнь ее потеряла всякий смысл. Она хлопотала
о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах.
23 апреля 1842 г. прах его был захоронен в Тархановской часовне
рядом с прахом его матери.
Послесловие.
Значение Лермонтова-поэта в судьбе России является загадкой.
Роковой выстрел в грозу у подножия горы Машук прогремел над
Россией и лишил ее еще одного гениального поэта. Почему прогремел
этот выстрел? — Трудно дать исчерпывающий ответ. Промысел
Творца непостижим.
С ранних лет Лермонтов был наделен чувством собственного
избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над
его судьбой и душой. Он был послан на землю для того, чтобы быть
вестником горнего мира.
Существует легенда о том, что Л. Н. Толстой сказал по случаю
гибели поэта: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были
бы ни я, ни Достоевский».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: