Запрашиваемая страница не найдена

Вы попытались загрузить страницу, которой нет на сервере.

Так как страница, которую вы просили, отсутствует, то ничего не получилось.

  1. Информация была удалена с сервера (например, удалили предложение).
  2. Вы по ошибке набрали (или вам прислали) неверный адрес.
  3. Вы пытаетесь сделать что-то плохое. Пожалуйста, не делайте этого.

Что можно сделать:

  1. Нажмите кнопку «назад» вашего браузера. Вернётесь туда, откуда пришли.
  2. Если совсем заблудились — начните заново со стартовой страницы.
  3. Если вы полностью уверены, что страница должна быть, а её всё же нет — напишите в службу поддержки.

Лермонтов

Михаил Юрьевич

1814-1841
Автограф М. Ю. Лермонтова

Лютой зимой 1837 года опечаленный и разгневанный Петербург был потрясен яркими, умными, непрощающими словами. На предательский выстрел, которым убили Пушкина, Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта».

До этого дня почти никто не подозревал, что невысокий офицер с тяжелым, сумрачным взглядом давно пишет стихи. Стихи о мечте, о гордых людях, о жажде справедливости и борьбы за нее. И только тогда, когда вся мыслящая Россия прочла и запомнила наизусть стихотворение «Смерть поэта», о Лермонтове заговорили.

Когда Лермонтову было 14 лет, он начал писать стихи. Сначала просто подражал Пушкину и поэтам-декабристам, которых очень любил. Он знал, как подавили вспыхнувшее против царя восстание декабристов, и, хотя он, подросток, жил — тогда очень далеко от Петербурга, картечь, которой стреляли в людей, словно попала и в него.

Читать Лермонтова всегда интересно: герои его — очень храбрые и светлые люди или очень трусливые и злые. Но особенно интересна, пожалуй, поэма Лермонтова «Мцыри». Мцыри — это мальчик, сирота, который воспитывается в монастыре. К нему добры, но Мцыри бежит из монастырской неволи. Жить в душных стенах, изо дня в день видеть вокруг себя одно и то же — это не по нему. Всего лишь один день проводит Мцыри на воле. И хотя он погибает, но счастлив, что увидел настоящую жизнь. А Гарун — из поэмы «Беглец» — позорно труслив. Он бежал с поля боя и ищет приюта в родном ауле. Но от него отворачиваются все — и друг, и невеста, и мать: «Ты умереть не мог со славой, так удались, живи один». Навсегда осудил его грозный лермонтовский стих.

В последние годы жизни Лермонтов кроме стихов пишет роман «Герой нашего времени». Это одно из самых гениальных произведений русской литературы. Умный, образованный офицер, Печорин пытался понять жизнь и найти свое место в ней. Уже одно это в России того времени было подвигом, ведь власти силились запретить людям искать, думать, проявлять свою самостоятельность. Поэтому люди, подобные Печорину или самому Лермонтову, были им ненавистны, таких людей старались отправить на Кавказ, где выстрел горца мог оборвать их жизнь. Сослали на Кавказ и Лермонтова.

Стихи его тоже хотели уничтожить: многие из них были запрещены властями. Погиб он так же, как и Пушкин,- на дуэли. Это произошло 27 июля 1841 года. Рассказывают, что одновременно с выстрелом его противника раздался раскат грома: казалось, природа была потрясена этой гибелью.

В 1841 году в последний раз покидая столицу, Лермонтов заезжал проститься к писателю Владимиру Одоевскому. И тот подарил ему на прощание записную книжку в коричневом сафьяновом переплете. На первой странице Одоевский написал: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную». Видимо, Лермонтов говорил, что им больше не встретиться.

Первые страницы поэт начал заполнять, очевидно, в пути. Экипаж трясло. Строки получались кривые и неразборчивые. Лермонтов вписывал стихотворения, которые и сейчас твердят все, кто любит поэзию: «Спор», «Сон», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю. «.

После смерти Лермонтова его записная книжка была возврашена Владимиру Федоровичу Одоевскому. С волнением и печалью разбирал Одоевский строки:

Провозглашать я стал любви
И правды, чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Это было последнее стихотворение — «Пророк» Дальше записи обрывались.

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна.
На западе вечерний луч
Еще горит на ребрах туч
И уступить все медлит он
Луне — угрюмый небосклон.
Однажды при такой луне
Я мчался на лихом коне
В пространстве голубых долин,
Как ветер, волен и один;
Туманный месяц и меня,
И гриву, и хребет коня
Сребристым блеском осыпал;
Я чувствовал, как конь дышал,
Как он, ударивши ногой,
Отбрасываем был землей;
И я в чудесном забытьи
Движенья сковывал свои,
И с ним себя желал я слить,
Чтоб этим бег наш ускорить;
И долго так мой конь летел.
И вкруг себя я поглядел:
Все та же степь, все та ж луна:
Свой взор ко мне склонив, она,
Казалось, упрекала в том,
Что человек с своим конем
Хотел владычество степей
В ту ночь оспоривать у ней!

Лермонтов М.Ю.

Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мать Лермонтова умерла, когда ему еще не было трех лет.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.
Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь. Именно любовь является для героя единственным средством найти выход из одиночества.
В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. Для поэта и его поколения характерно стремление осмыслить окружающее в категориях философии, психологии и морали; в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления напоминающего отрывок из дневника, иногда он
прямо носит название «Отрывок» или, как дневниковая запись, обозначен датой. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстает ему как чужой и враждебный. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой. »). Поэтому его стихи 1830—1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы, нельзя считать автобиографией в точном смысле этого слова: они достоверны как свидетельство о внутренней жизни поэта, но не так, как биографический документ.
В 1830—1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. Лермонтов обращается к лиро-эпическим формам, к балладе, которая сохраняла драматичность сюжета, но давала поэту большую свободу в использовании поэтических тем, сюжетов, образности («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). Это стремление отойти от чисто лирических форм и расширить
повествовательные элементы сказывается на всем творчестве Лермонтова. Именно в 1832 году он обращается к прозе и начинает писать роман о крестьянской войне 1773—1775 годов под руководством Пугачева; ему приходится обращаться к изображению быта, сцен крепостного угнетения и помещичьего произвола, очерчивать характеры крестьян, помещиков, повстанцев. Вместе с тем этот роман («Вадим») еще тесно связан с поэтическим творчеством поэта.
В 1832 году Лермонтов оставляёт университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.
Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835—1836) — самым значительным своим драматическим произведением. В сюжете улавливаются и следы влияния Шекспира, «Горя от ума» Грибоедова, «Цыган» Пушкина. От Грибоедова идет живость сатирических диалогов и острые зарисовки света с его психологией и нормами поведения. Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Светское общество погубило талантливого поэта эпохи. Лермонтов выразил боль и негодование целого поколения России. «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках. Заключительные 16 .строк стихотворения были восприняты при дворе как призыв к революции. Лермонтов был арестован, началось политичёское дело о «непозволительных стихах». Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Она была тяжелым испытанием для поэта; но чрезвычайно расширила диапазон его творческих впечатлений. Знакомство и общение со многими интересными людьми дало Лермонтову возможность осмыслить социально-психологические признаки своего поколения и оценить их как исторически закономерное явление. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем». Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных знакомых. Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838 — 1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина. В 1837 году увидела свет «Песня про царя. Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтов создает эпическую поэму по фольклорным образцам, стремясь передать не сколько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников — «невольник чести» ХVI века, движимый народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не может поступиться и перед лицом смерти. Страдание для Лермонтова есть мера внутренней ценности личности, оно играет очищающую, искупительную роль: Эта идея прослеживается в поздних редакциях «Демона». Начав работу над поэмой в 1829 году, поэт в 1829—1831 годах пишет четыре редакции ее, в 1833—1834 годах — пятую, а в 1838 — шестую. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия — Кавказ, сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княгиня Тамара предстала как живой и полнокровный образ. Образ Тамары так же важен, как и образ Демона. Она наделена той полнотой переживания которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан одиночеством, но и побежден в момент своей мнимой победы, потому что его жертва возвысилась над ним. Но демон остался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос стал сливаться с голосом автора. В1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 году в «Сказке для детей» он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». К 1839 году относится последняя редакция «Демона», и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашёго времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Он проводит в столице три месяца, окруженный вниманием, он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. », «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. », «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значёния размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года. Смерть Лермонтова была тяжелым ударом для русской литературы и имела широкий общественный резонанс. Ее рассматривали как убийство. Однако Лермонтов явился жертвой той общественной атмосферой, которой он был враждебен направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойденные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа XІX века.

/ Биографии / Лермонтов М.Ю.

Смотрите также по Лермонтову:

Лермонтов Михаил

О классике

Лермонтов Михаил
Годы жизни: 15.10.1814 — 27.07.1841
Местонахождение: Россия

Биография

Конечно, составлять «рейтинги» поэтов – занятие неблагодарное; творчество – это не спортивные соревнования. И всё же, Михаила Лермонтова очень часто называют вторым поэтом России, после Пушкина. Если так – примечателен факт, что два самых великих русских стихотворца погибли на дуэлях.

Лермонтову, к моменту роковой пятигорской дуэли 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года, было всего 26 лет. Его творчество имеет огромное значение для русской культуры. Оно много лет оказывало влияние на поэтов и писателей, немало способствовало развитию театра. Стихи Михаила Лермонтова пошли и «в народ», став песнями и романсами. Для столь короткого жизненного пути достижения Лермонтова особенно впечатляющи.

Рождение, воспитание и образование поэта
Родился Михаил Лермонтов 3 (15 по новому стилю) октября 1814 года в дворянском роду, происходящем из Шотландии. Детство его прошло в поместье бабушки, которая и занималась воспитанием будущего классика. Ещё в ранней юности Лермонтов пробовал писать, сочинять стихи начал чуть позже – уже пребывая в университетском благородном пансионе в Москве. Период 1828-1830, когда Лермонтов обучался там – это и период его поэтического становления.

После пансиона он предсказуемо поступил в Московский Университет, а его поэтический дар и талант прозаика развиваются всё более интенсивно. К сожалению, доучиться в университете не вышло – по невыясненным причинам Лермонтов покинул его через два года, в 1832, и пытался поступить в университет в Петербурге. Но там отказались засчитать два года московского студенчества, что и толкнуло Лермонтова к военной карьере. Он поступил в гвардейскую школу.

Военная служба, первая ссылка на Кавказ
Поэт стал корнетом гусарского полка лейб-гвардии. Военная карьера не слишком сильно его интересовала, тем более, что Лермонтов являлся наследником хорошего состояния. Он вёл достаточно бурный образ жизни, но много творил. Михаил Лермонтов стихи писал много, но поначалу они были известны в основном среди офицеров и тех светских кругов, где он вращался.

Впервые напечатано его произведение («Хаджи Абрек») было в 1835 году – Лермонтову к тому времени исполнился 21 год.

Лермонтов очень тяжело воспринял гибель Пушкина в 1837. Он написал «Смерть поэта», произведение, быстро распространившееся и принесшее ему ещё большую известность. В то время смерть Пушкина в обществе оценивали по-разному – многие оправдывали Дантеса. В пылу споров на эту тему Лермонтов и создал строки «А вы, надменные потомки…», в которых определённо позволил себе лишнего. Последовали арест и суд. Наказанием стала отправка в драгунский полк на Кавказ. Шёл уже 1838 год.

На Кавказе Лермонтов пробыл лишь несколько месяцев, но этот опыт сильно сказался и на личности, и на творчестве поэта. Кавказские мотивы будут присутствовать в прозе и стихах Михаила Лермонтова повсеместно.

Вторая ссылка на Кавказ и дуэли
Вернувшись в Петербург, Лермонтов обнаружил себя чрезвычайно популярным поэтом и писателем, наконец начал активно печататься. К Лермонтову высок интерес в свете, он сходится с друзьями Пушкина.

В феврале 1840 по пустяковому поводу Лермонтов ввязался в дуэль с сыном посла Франции. Оба остались невредимы, но о дуэли стало известно, последовал новый суд и новая ссылка.

На этот раз Лермонтову пришлось участвовать в боевых действиях, и в целом условия ссылки были много более суровыми. Впрочем, он находил время и для литературы, написав роман «Герой нашего времени». Михаил Лермонтов стихи в виде сборника единственный раз при жизни издал именно тогда – в 1840.

Летом 1841 в Пятигорске произошла ссора между Лермонтовым и другим офицером, Мартыновым. Спровоцировал её именно Лермонтов своим развязным поведением, чему имеется много свидетельств. На этот раз его противник не промахнётся. Спустя много лет, в своих воспоминаниях, Мартынов скажет, что он всю жизнь переживал гибель величайшего поэта, но если бы можно было вернуться к тому далекому лету 1841го, он бы не изменил своего решения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector