Лермонтов 1830 стих

10 июля (1830). Опять вы, гордые, восстали.

10 июля (1830)

Самодержавия сыны (в черновом вар.: «тиранства низкие сыны»). Самодержавием в эти годы называли любую деспотическую власть (см., например, «Андрей Шенье» Пушкина, где эпитет «самодержавный» применен к якобинцам: «Казнил сих палачей самодержавных»). Гипотеза о том, что речь идет о восстании горцев, несостоятельна.
Неубедительно также предположение, будто стихотворение посвящено восстанию в Албании против турецкого ига.

И снова знамя вольности кровавой Явилося, победы мрачный знак. Трехцветное знамя произвело огромное впечатление на массы, не видевшие его с 1815 г. В газетных отчетах о восстании сообщалось, что вместо белого знамени Бурбонов появилось трехцветное знамя над зданием ратуши, над Собором Парижской богоматери, наконец над Тюильри. Не случайно, что и во втором стихотворении, посвященном июльской революции, — «30 июля — (Париж) 1830 года» имеются строки: «И знамя вольности, как дух, Идет пред гордою толпой». Выражение «Знамя вольности кровавой» (цитата из «Полтавы» Пушкина) объясняется тем, что это было знамя якобинского террора.

Оно любимо было прежде славой, Суворов был его сильнейший враг. Здесь речь идет, конечно, о славе Наполеона, войска которого под трехцветным знаменем одержали множество побед. Суворов был врагом наполеоновской Франции и, по признанию самих французских военачальников, — сильнейшим. В Италии он разгромил французские армии Моро и Макдональда. Легендарная слава героев Швейцарского похода, возглавлявшегося Суворовым, облетела весь мир. Вполне объяснимы и ст. «Опять вы, гордые, восстали» и т. д. «Опять» — потому что июльская революция 1830 г. была второй после Великой французской революции 1789—1794 гг.

охранилось лишь восемь начальных строк стихотворения, так как в рукописи над текстом стоят три звездочки; следующий лист рукописи, где, по-видимому, находилось продолжение, оторван. По положению в тетр. 7 устанавливается, что стихотворение написано не ранее второй половины июля (после стихотворения, озаглавленного «1830 год. Июля 15-го»), Из этого как будто следует, что название стихотворения не означает ни дату его написания, ни дату события. Важнейшим революционным событием в этот период была июльская революция во Франции, начавшаяся 27 июля (15 июля по ст. стилю) и закончившаяся 30 июля победой восставшего народа, отречением короля Карла X. Сведения о событиях в Париже стали известны в Москве в начале авг. 1830 г. и были в центре внимания русской общественности. Лермонтов до 13 авг. находился в Середникове и, очевидно, узнал об июльской революции на несколько дней позже, чем, скажем, петербургский почтовый директор К. Я. Булгаков (1782—1835), писавший брату 4 авг.: «У настолько и разговора, что о французских несчастных происшествиях. Все они ужасные!» (РА. 1903, № 11. С. 418). В загл. стихотворения, видимо, описка, объясняющаяся, по предположению Б. М. Эйхенбаума (ПСС-3, т. 1. С. 458), тем, что Лермонтов контаминировал месяц события (июль) с числом написания (10-е, но не июля, а авг.). См. также примеч. 123. Все другие попытки отнести стихотворение к какому-либо другому восстанию находятся в резком противоречии с текстом или со временем написания стихотворения. Восстание в Польше началось в нояб. 1830 г., на Кавказе никаких заметных побед горцев над русскими войсками в этот период не было, успехи албанских повстанцев против турецкого ига были временны и неустойчивы и широкого внимания европейской общественности не привлекли. Кроме того, А. В. Суворов не был «сильнейшим врагом» ни кавказских горцев, ни албанцев. Каждая строка стихотворения получает естественное объяснение, если его отнести к Франции. Комментаторам казался не подходящим для июльской революции ст. «За независимость страны». Однако он хорошо комментируется ходом июльской революции. Борьба против Бурбонов рассматривалась в июле 1830 г. как восстановление национальной независимости Франции. «Не было такой баррикады, не было такой группы или такого поста национальных гвардейцев, — писал один из современников, — где не вспоминали бы о том, что Бурбоны возвратились во Францию в обозе иностранцев и как трехцветное знамя, эмблема завоеваний 1789 г. и национальной независимости, было растоптано ногами и заменено знаменем старого режима и эмиграции» (Молок А. И. Июльские дни 1830 г. в Париже; «Исторические записки». 1946. Т. 20. С. 206). Чувство национальной ущемленности сыграло немаловажную роль в июльской революции: режим Бурбонов был дважды навязан Франции силою иностранного оружия.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов Михаил Юрьевич (3.10.1814 — 15.07.1841) — великий русский поэт, прозаик и драматург, автор «Героя нашего времени», «Мцыри», «Бородино», многочисленных стихотворений, самыми известными из которых являются «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «Утёс», «Сосна», «И скучно, и грустно», «Тучи». Сын армейского капитана Ю.П.Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урождённой Арсеньевой. Получил систематическое гуманитарное образование, которое впоследствии дополнил самостоятельным чтением, в Московском университетском благородном пансионе, затем учился в Московском университете на нравственно-политическом отделении, в итоге же остановился на карьере военного. Убит на дуэли 15 июля 1841 года.

Лермонтова воспитывала бабушка по материнской линии. Мать Лермонтова, единственная наследница большого состояния своей матери, была выдана замуж против воли и умерла в возрасте 21 года. После смерти матери бабушка, Е.А.Арсеньева, взяла мальчика к себе в имение Тарханы Пензенской губернии.

Лермонтов получил столичное домашнее образование. Благодаря твёрдости характера и уму бабушки, Лермонтов, будучи в провинции, получил блестящее столичное образование: у него был и обычный гувернёр-француз, и бонна-немка и даже преподаватель-англичанин. Таким образом, Лермонтов уже с детства прекрасно говорил, как по-французски, так и по-немецки. Впоследствии на Кавказе ему не менее хорошо дались азербайджанский, и грузинский языки (частичное знание последнего поэт использовал в своём творчестве).

Детские впечатления Лермонтова позднее отразились в творчестве писателя. Проведённое в помещичьей усадьбе детство дало Лермонтову хороший материал для его автобиографических драм, а поездка с бабушкой на Кавказ сохранила прекрасные воспоминания о природе и быте этого горного края, нашедшие своё отражение в раннем творчестве писателя.

Интерес к литературе и творчеству у Лермонтова проснулся с детства. В пансионе при Московском университете Лермонтов изучал историю, русскую и европейскую культуру — лучшие образцы поэзии, прозы, драматургии, музыки, живописи, философских трудов. Из писателей Лермонтова, прежде всего, привлекал Пушкин (особенно его «Евгений Онегин», о чём сам Лермонтов говорил Белинскому) и русская «байроническая» поэма.

Лермонтов был музыкально и художественно одарённым человеком. Поэт играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на собственные стихи, рисовал как с натуры, так и по памяти, как статичные изображения (фигуры, лица), так и динамичные сцены (бой, скачку).

Лермонтов продолжил в своём творчестве «байроническую» традицию. В 1828-29 гг. Лермонтов создаёт поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», главные герои которых представляет собой сильную личность, находящуюся в конфронтации с обществом, его укладом и моралью вплоть до изгнания из этого общества или совершения преступления во имя его неприятия. Основным мотивом в «байронической» поэме вообще и поэме Лермонтова в частности остаётся трагическая любовь, которая рассматривается, как единственный возможный для героя вариант избежать полного одиночества, но вариант, увы, полностью провальный по причине либо измены, либо гибели возлюбленной.

Лермонтов учился в одном из самых демократичных учебных заведений. В Московском университете в 30-е годы 19 века вместе с воспоминания о декабрьском восстании ещё сохранялся дух бунтарства и свободолюбивой студенческой общности. Лермонтов в такой среде держался особняком, но общего оппозиционного настроения не избегал.

Стихи Лермонтова автобиографичны в плане отражения внутренних переживаний поэта. Разлада родителей Лермонтов не застал, он только мог почувствовать его на себе и своей отчасти сиротской судьбе. В 30-31 годы, вступая в пору зрелости, Лермонтов пытается найти себя как личность в духовной сфере. Первая влюблённость в шестнадцатилетнем возрасте рождает в душе поэта любовную лирику, отражающую эмоции и настроения пылающего искренним и сильным чувством человека. Вторая любовь и сопутствующие ей стихи, посвящённые Н.Ф.Ивановой, пронизаны ещё большей чувственностью и эмоциональностью, но вместе с тем Лермонтов в них уже начинает обращаться к реальным жизненным впечатлениям и литературно-историческим мотивам.

Лермонтов был военным. В 1832 году Лермонтов оставляет постылый Московский университет и, после отказа Петербургского университета зачесть прослушанные в Москве предметы, по совету родных решает избрать военное поприще. 4 ноября 1832 года Лермонтова зачисляют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую он заканчивает в 1835 году корнетом и выпускается в лейб-гвардии гусарский полк.

Первым значительным произведением, по мнению Лермонтова, была драма «Маскарад». Однако дважды переделанный и три раза поданный в драматическую цензуру «Маскарад» Лермонтову обнародовать не разрешили. Постановке на сцене помешал жанр «Маскарада», близкий к французской мелодраме и романтической драме, противоречащий официальным нормам морали того времени и угадывание в произведении реального происшествия, которое очень не нравилось цензуре.

Первой оригинальной поэмой Лермонтова был «Боярин Орш» (1835-1836). В отличие от предшествующего «байронического стиля письма», здесь писатель выводит вместо одного уже двух героев, каждого со своей жизненной позицией. В результате в произведении вырисовалась достаточно объективная картина противостояния индивидуального чувства и чувства приверженности к традиционному. Авторские эмоции в этой поэме отодвинуты на задний план, вперёд же выходит объективный характер, созданный скорее эпическими, чем лирическими чертами.

Широкую известность Лермонтову принесла «Смерть поэта». С самим Пушкиным Лермонтов никогда не был знаком. Тем пронзительней прозвучал его отклик на гибель солнца русской поэзии — стихотворение «Смерть поэта», созданное сразу же после того, как стало известно о гибели Пушкина на дуэли. Стихотворение содержало концепцию жизни и смерти Пушкина и получилось очень эмоциональным. Особенно экспрессивным и внешне революционным выглядел финал «Смерти поэта», за который Лермонтов был арестован. Против поэта возбудили политическое дело о «непозволительных стихах», а сам Лермонтов стал широко известен не только в пушкинских, но и общелитературных кругах.

Лермонтова несколько раз ссылали на Кавказ. Первая ссылка датируется мартом 1837 года. Во время неё поэт объездил практически всю Кавказскую линию и центральные области Грузии, и, несмотря на всю тяжесть своего положения, получил массу творческих впечатлений и новых знакомств с декабристскими ссыльными. Хлопотами бабушки первая кавказская ссылка Лермонтова окончилась в январе 1838 года, после чего поэт был переведён в лейб-гвардии Гродненский полк и возвращён в Петербург. Вторая ссылка пришлась на июнь 1840 года, после мартовской дуэли Лермонтова с Э.де Барантом, сыном французского посла. Уже в июле Лермонтов принял участие в многочисленных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик, где выказал отчаянную храбрость.

Лермонтову был близок фольклор. Интерес к народному творчеству у поэта проснулся в 1837 году на Кавказе, где он записывает восточную сказку об Ашик-Керибе и создаёт, проникнутую народной культурной традицией балладу «Дары Терека» и «Казачью колыбельную песню». Национальный характер и дух народной поэзии Лермонтов воспроизводит в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). И даже в своём знаменитом «Демоне» поэту не удаётся избежать обращения к фольклору: после шести (!) редакций произведение приобретает ярко выраженные народные кавказские черты, а сюжет окончательно погружается в атмосферу народных сказаний.

Высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова стали «Демон» и «Мцыри». Над «Демоном» Лермонтов работал в общей сложности десять лет — с 1829 по 1839, и за это время произведение успело претерпеть ряд значительных изменений, связанных с переоценкой индивидуалистической идеи, заложенной в поэме. «Мцыри» подобно «Демону» завершил серию идей, родившихся у Лермонтова ещё в 1830-1831 гг., и сформировал особый, лермонтовский поэтический язык, совмещающий в себе необычную экспрессивность с прозаической, обыденной речью.

Художественный опыт Лермонтова сконцентрировался в романе «Герой нашего времени». Роман представляет собой серию повестей, выдержанных в стиле определённой литературной традиции. В «Герое нашего времени» появляется типизация героя, то есть взгляд на него как на «тип», сочетающий в себе социальные и психологические черты целого поколения. Впервые в русской литературе Лермонтовым ставится вопрос обусловленности характера общественными законами.

В.Г.Белинский видел в Лермонтове центральную фигуру нового этапа русской литературы. Под крылом В.Г.Белинского, ставшего в 1839 году ведущим критиком «Отечественных записок», начало складываться новое литературное течение, центральной фигурой которого и стал Лермонтов. Большая часть прижизненных публикаций поэта появляется именно в «Отечественных записках». Интересно, что при этом с другими литературными кругами отношения у Лермонтова никак не складывались: его творчество выборочно принимали как старшие поэты, так и молодые.

Лермонтов был представлен к государственной награде. В начале февраля 1841 года во время двухмесячного отпуска в Петербург, Лермонтова представили к государственной награде за храбрость, однако Николай I отклонил это представление и награду Лермонтову не дали.

Одни из лучших стихотворений Лермонтова были написаны в конце жизни поэта. В мае 1841 года Лермонтов проходит лечение на минеральных водах Кавказа, где в порыве творческой активности создаёт: «Сон», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок», «Тамара», «Свидание», «Пророк», «Морская царевна».

Характер Лермонтова был очень своеобразный. Современники поэта изображают его совершенно разным: одним он представляется раздражительным и желчным, другим — живым и весёлым. Князь М.Б. Лобанов-Ростовский вспоминал о Лермонтове: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своём обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки. «.

Лермонтов был убит на дуэли. Произошло это 15 июля 1841 года. Поводом к дуэли послужила шутка Лермонтова в адрес своего товарища по школе юнкеров Н.С.Мартынова.

«Разлука» М. Лермонтов

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты, —
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледя́ную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людя́х, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем. И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал». Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Весна»

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

Стиховторение было написано в 1830 году и является первым произведением поэта, которое появилось в печати.

Сушкова Екатерина Александровна
(Неизвестный художник. Миниатюра)

По рассказу Е. А. Сушковой (в замужестве Хвостовой) — московской знакомой поэта, в которую тот был горячо, но, увы, безответно влюблен, стихотворение было написано для нее осенью 1830 года; в ответ на ее требование написать «правду», Лермонтов прислал «Весну» с надписью «ей, правда» и потом добивался у Сушковой признания, что эта правда ей неприятна.

Однако, стихотворение «Весна» написана не позднее 10 мая 1830 г. (дата цензурного разрешения 4-й части «Атенея»), увлечение же Лермонтова Сушковой относится к лету — осени этого года. Нет сомнения, что стихотворение было не написано, а лишь подарено Лермонтовым Сушковой, которая опубликовала его по тексту из своего альбома в 1844 г. в «Библиотеке для чтения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Короткая справка