СОДЕРЖАНИЕ
Подражание псалму XVII. «Возлюблю Тя, Господи, крепости моея».
Ода. Вольное подражание псалму: «Господи, да не яростию Твоею» и пр.
Подражание псалму 71. «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою сыну Цареву.»
Подражание псалму 14. «Господи, кто обитает в жилищи Твоем?»
Подражание псалму 96. «Господь воцарися, да радуется земля.»
Подражание псалму 51. «Что хвалишися во злобе, сильне?»
Подражание псалму 87. «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах. »
Мое оправдание
К другу моему А. И. К
К счастью
Мой отъезд
Вечер
Ода, выбранная из псалма 71-го
Ода, выбранная из псалма 93-го
Ночь
Отъезд из деревни
Ода. (Уединение)
Сонет к Нине
К соловью
Письмо о пользе желаний
Послание о пользе страстей
Эпиграммы
1. На перевод поэмы «L’art poetique»
2. Рецензенту поэмы «Руслан и Людмила»
3. «Убогий этот дом Василий Климыч Злов. «
4. «Федул твердит, что Фока плут. »
Геллерт Х.Стихотворения[1877]90kПоэзия, Переводы
По изданию: Немецкіе поэты въ біографіяхъ и образцахъ. Подъ редакціей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ. 1877.:
1. Блаженство. — В. Кюхельбекера;
2. Благодать Господня. — В. Кюхельбекера;
3. Лжец. — И. Крылова;
4. Кощей. — И. Хемницера;
5. Лисица и сорока. — И. Хемницера;
6. Хитрец. — И. Хемницера;
7. Счастливый муж. — И. Хемницера;
8. Медведь-плясун. — И. Хемницера;
9. Домовой. — И. Хемницера;
10. Зеленый осел.— И. Хемницера;
11. Кукушка. — А. Измайлова.
Биография — Крылов Иван Андреевич
Детство писателя
Будущий писатель-баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2(13) февраля 1769 года в Москве. Первые годы своей жизни провёл в частых переездах с родителями. Во время восстания Е.Пугачёва проживал с матерью в Оренбурге, а его отец служил капитаном в самом Яицком городке. Фамилия Андрея Крылова была внесена в «пугачёвские списки» на повешение. К счастью, для семьи Крыловых всё кончилось хорошо. Но после смерти отца семья впала в нужду, и мать будущего баснописца была вынуждена подрабатывать в богатых домах. С девяти лет Иван вынужден был работать – его приняли переписывать деловые бумаги.
Дальнейшее образование получил в доме писателя Н.А.Львова – учился вместе с его детьми и много слушал разговоры литераторов и художников, которые приходили в гости к просвещённому хозяину.
Отрывочность образования создавала в дальнейшем много сложностей писателю, но постепенно он стал писать без ошибок, расширил свой кругозор и даже выучил итальянский язык.
«Проба пера»
Портрет Ивана Крылова, художник — Брюллов |
Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Петербург. Мать отправилась туда хлопотать о пенсии, но усилия её не увенчались успехом.
Здесь Крылов устраивается на работу в канцелярию Казённой палаты. Но дела служебные его интересуют не слишком. Большую часть времени он проводит в занятиях литературой и посещениях театров, близко знакомится с известными актёрами и директором театров П.А.Соймоновым.
Не меняются его увлечения и после смерти матери, когда на его попечении остаётся младший брат.
В восьмидесятые годы Крылов много пишет для театра. В это время им написаны литературные основы для опер «Бешеная семья», «Кофейница», «Клеопатра» и других, комедия «Сочинитель в прихожей». Ни известности, ни гонораров они не принесли, но помогли Крылову выйти на уровень общения петербургских литераторов. Известный драматург Княжнин взял молодого человека под своё покровительство, желая помочь ему с более успешным продвижением своих произведений. Но Крылов не оценил помощи и не только порвал всякие отношения с драматургом, но и написал комедию «Проказники», в которой всячески просмеял Княжнина и его супругу. Неудивительно, что она была запрещена к постановке, а у автора испортились всяческие отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, которая давала «добро» на постановку сочинений на сцене.
К концу 80-х годов Крылов решает попробовать себя в журналистике. В 1788 году в журнале «Утренние часы» он публикует первые басни, которые тоже остаются незамеченными. Тогда Иван Андреевич берётся за издание журнала «Почта духов», который издаёт в течение восьми месяцев 1789 года. Здесь в сказочной переписке гномов с волшебником он создаёт карикатурную картину современного ему общества, порицая пороки высшего общества. Журнал закрывает цензура, но причиной выдвигается наличие всего 80-ти подписчиков.
В 1790 году Крылов выходит в отставку и «с головой» уходит в литературную деятельность. Он становится владельцем типографии и вместе с друзьями и приятелями А.Клушиным, И.Дмитриевым и П.Плавильщиковым начинает издавать новый журнал «Зритель», который пользуется уже большей популярностью. В журнале издаются произведения Крылова: восточная повесть «Каиб», сказка «Ночи», несколько «Речей…» и «Мысли философа о моде». Число подписчиков постепенно увеличивается. В мае 1792 года журнал закрывают, но уже со следующего года он выходит снова, но уже под другим названием – «Санкт-Петербургский Меркурий». Основной темой своих «нападок» Крылов выбирает одного из самых просвещённых людей своего времени – Карамзина и его последователей. Реформаторство Карамзина казалось Крылову искусственным, но многие люди заслуженно уважали великого историка, и осмеивание его оттолкнуло их от «Санкт-Петербургского Меркурия». В конце 1793 года за недостаточностью подписчиков журнал был закрыт и Крылов на несколько лет уехал из столицы.
Служба у князя Голицина
Со времени закрытия журнала и до 1797 года Крылов жил в Москве, затем странствовал по стране – по поместьям своих друзей и приятелей. Всё это время он искал источники дохода и на какое-то время нашёл их в карточной игре, где он считался исключительно везучим игроком на грани шулерства.
Кто знает, как бы закончил дни свои ныне известный автор басен, но в начале 1797 года судьба свела его с князем Сергеем Фёдоровичем Голицыным, который предложил Крылову стать своим личным секретарём и домашним учителем. Иван Андреевич переезжает в имение князя в Киевской губернии и начинает занятия языками и словесностью с его сыновьями. Здесь же он играет на музыкальных инструментах и пишет пьесы для домашнего театра. В это время им создаётся шутовская трагедия «Триумф, или Подщипа», главную роль которой Крылов с удовольствием озвучивает на домашней сцене. Значение этого шутовского произведения было не только политическим (сатира на Павла I), но и литературным – Крылов пародировал тот высокий стиль классической трагедии, перед которым преклонялся в предыдущие десятилетия, искал новые пути в своём творчестве.
11 марта 1801 года на царский престол поднимается Александр I, который относится с Голицыну с большим доверием и назначает его лифляндским генерал-губернатором. Соответственно – Крылову дают пост правителя канцелярии. До 1803 года писатель служит в Риге, а осенью этого года переезжает к своему брату в Серпухов.
Творческая известность.
В это же время приходит первый сценический успех к пьесе Крылова «Пирог». Крылов решает заниматься литературным творчеством дальше и возвращается в Петербург.
В 1805 году Крылов показывает первые переводы басен известному поэту И.Дмитриеву. Тот открыто говорит о том, что Крылов наконец нашёл своё настоящее призвание. Но Иван Андреевич печатает в следующем году только три басни и снова задумывается о драматургии.
В 1807 году уже три пьесы Крылова с успехом идут на сцене – «Модная лавка» (которую показывали даже при дворе), «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Несмотря на столь долгожданный успех, Крылов всё больше начинает «уходить» от театра и увлекаться сочинением и переводом басен.
Уже в 1809 году выходит его первый успешный сборник басен. Через два года появляются «Новые басни Ивана Крылова». В 1815 году выходит трёхтомник, на следующий год – продолжение в 2-х книгах, в 1819 – шестая часть, а к 1830 году «собирается» восьмитомное собрание басен Крылова. Все эти издания пользовались оглушительным успехом. Часть басен была написана на конкретные жизненные события, другие – на отвлечённые сюжеты. Но сами события вскоре забывались, а басни оставались любимым чтением во многих образованных семьях.
Смена жанра полностью изменила профессиональную репутацию Крылова. Если в первой половине жизни он был никому не известен и терпел множество материальных трудностей, то со зрелого возраста – баснописца Крылова знал каждый уважающий себя человек. Издания его расходились большими тиражами и простой, народный слог писателя был понятен каждому.
Вместе с признанием читающей публики шло и признание официальное.
В декабре 1811 года писатель был избран членом Российской Академии, в январе 1823 года за литературные достижения получил от неё золотую медаль, а в 1841 году был утверждён ординарным академиком отделения русского языка и словесности. В 1812 году в Петербурге открыли Императорскую публичную библиотеку, куда писателя назначили библиотекарем. Одновременно ему утвердили пенсию за особые заслуги «в российской словесности». В 1830 году, после издания восьмитомника Николай I увеличил пенсию Крылова вдвое и произвёл его в статские советники.
В феврале 1838 года с исключительным уважением и торжественностью Петербург праздновал 50-летний творческий юбилей писателя Ивана Андреевича Крылова. К этому времени его ставили в один ряд с выдающимися классиками Пушкиным, Грибоедовым и Державиным. Позднее басни Крылова были переведены более чем на 50 языков мира.
Последние годы жизни.
Памятник Ивану Крылову в Москве, на Патриарших прудах. |
Прослужив в Императорской библиотека почти 30 лет, в 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился в квартире на Васильевском острове. Он жил тихо и в своё удовольствие. Любил сытно покушать и полежать на диване. Некоторые считали считать его лентяем и обжорой.
Но до самых последних дней писатель продолжал работать, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Крылов не успел получить книги из типографии, но завещал раздать часть их своим друзьям на собственных похоронах, что и было сделано.
Умер Иван Андреевич от двухстороннего воспаления лёгких 9(21ноября) 1844 года в Санкт-Петербурге.
Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве – граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.
Интересно о Крылове:
— Любимыми занятиями Ивана Андреевича было поесть и поспать. И то и другое он умудрялся делать даже в гостях.
— Крылов написал более 200 басен, которые переиздавались очень большими тиражами.
Новые оценки произведений
5 | Сказки |
5 | Синяя звезда |
5 | Бородино |
5 | Смерть Ермака |
5 | Снегурочка |
5 | Умный дворник |
3 | Смерть поэта |
5 | Вор в лесу |
3 | Дикая мельница |
5 | Левша |
© lit-classic.ru — Русская классическая литература.
С удовольствием представляем на нашем литературном портале лучшие классические произведения русской литературы. Мы собрали не только самые известные творения поэтов и писателей XVII-XX веков, но и малоизвестные произведения великих авторов. Многих из них вы откроете для себя по-новому, прочитав не только то, что читают по русской классике большинство, но и незаслуженно забытые небольшие литературные шедевры гениев российского литературного слова. Все произведения представлены в полном варианте – для серьёзного, глубокого прочтения. Рейтинг популярности авторов, возможно, подскажет вам, с чего предпочитают начинать знакомство с русской классикой большинство наших читателей.
Крылов Иван Андреевич
Краткая биография Ивана А. Крылова (13 февраля 1769 — 21 ноября 1844).
Иван Андреевич Крылов — русский писатель, знаменитый баснописец, журналист, переводчик, статский советник, основатель реалистической басни, чье творчество вместе с деятельностью А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова стояло у истоков русского литературного реализма. 13 февраля (2 февраля по ст. ст.) 1769 г. он появился на свет в семье армейского офицера, проживавшей в Москве. Основным источником данных о биографии Крылова являются воспоминания современников, документов почти не сохранилось, поэтому в жизнеописании немало пробелов.
Когда Иван был маленьким, их семейство находилось в постоянных разъездах. Крыловы жили в Твери, на Урале, были хорошо знакомы с нуждой, особенно после того, как в 1778 г. умер глава семьи. Систематического образования Крылов так и не смог получить, грамоте его научил отец, мальчик получал уроки у домашних учителей соседской обеспеченной семьи. В послужном списке Крылова были должности подканцеляриста в Калязинском нижнем земском суде, а затем Тверском магистрате. С конца 1782 г. Крыловы живут в Санкт-Петербурге, где мать успешно добивается для Ивана лучшей участи: с 1783 г. его берут в Петербургскую Казенную палату мелким чиновником. Известно, что в этот период Крылов уделяет много времени самообразованию.
В литературе Крылов дебютировал в период с 1786 по 1788 гг. как автор драматических произведений — комической оперы «Кофейница» (1782), комедий «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., которые не приносят автору известности.
В 1788 г. И.А. Крылов увольняется с госслужбы, чтобы не возвращаться к ней долгие годы, и посвящает себя журналистике. В 1789 г. он начинает издавать сатирический журнал «Почта духов». Задействовав приемы использования в качестве действующих лиц волшебных существ, он рисует картину современного ему общества, критикует чиновников, вследствие чего журнал запрещают. В 1791 г. И. А. Крылов с товарищами создает книгоиздательскую компанию, в которой выпускает новые журналы — «Зритель» (1792), «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Несмотря на более мягкую форму обличения, издания вновь привлекли к себе внимание власть имущих и были закрыты, причем сохранились данные, что по этому поводу у Крылова состоялся разговор с самой Екатериной II.
В конце 1793 г. журналист-сатирик переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Есть сведения, что с осени 1795 г. ему не разрешили проживать в этих городах; имя Крылова больше не встречается в печати. С 1797 г. он служит у князя С.Ф. Голицына личным секретарем, следует за его семейством в ссылку. После назначения князя генерал-губернатором Лифляндии Крылов на протяжении двух лет (1801-1803) работает управителем дел канцелярии. В это же время Иван Андреевич пересматривает свою творческую платформу, разочаровавшись в идее перевоспитать людей посредством литературы, отказывается от книжных идеалов в пользу практического опыта.
Его возвращение в литературу состоялось в 1800 г. с написания шуточной трагедии антиправительственного содержания «Подщипа, или Трумф», которая была запрещена цензурой, но, распространяясь в списках, вошла в число популярнейших пьес. В 1806 г. Крылов переезжает в Петербург.
Написанные на протяжении 1806-1807 гг. и поставленные на московских и петербургских подмостках комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» пользовались немалым успехом. Но самую большую славу И.А. Крылов снискал как автор басен. К этому жанру он впервые обратился в 1805 г., сделав перевод двух басен Лафонтена. Уже в 1809 г. увидела свет первая книга басен, ознаменовавшая новый период творческой биографии, посвященный интенсивному сочинительству басен. Именно тогда Крылов узнает, что такое истинная слава. В 1824 г. его басни в переводе издают двухтомником в Париже.
На протяжении 1808-1810 гг. Крылов служит в Монетном департаменте, с 1812 г. становится помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки, а в 1816 г. его назначают библиотекарем. Крылов являлся кавалером ордена св. Владимира IV степени (1820), Станислава II степени (1838). В 1830 г. он получил чин статского советника, хотя отсутствие образования не давало такого права. Его 70-летний юбилей и 50-летний – начала литературной деятельности отмечался в 1838 г. как официальное торжественное событие.
Будучи личностью весьма оригинальной, еще в 20-е гг. Иван Андреевич превратился в героя анекдотов, баек, которые, вместе с тем, были неизменно беззлобными. По воспоминаниям современников, Крылов не только не скрывал своих пороков, к примеру, чревоугодия, пристрастия к азартным играм, неопрятность и т.д., но и нарочито выставлял их на всеобщее обозрение. В то же время Крылов до самого преклонного возраста не прекращал самообразования, в частности, изучал английский и древнегреческий языки. Считали авторитетом и ценили писателя даже те литераторы, чьи взгляды на творчество заметно разнились с крыловскими.
В 1841 г. литератор ушел с государственной службы. В 1844 г., 21 ноября (9 ноября по ст. ст.), И.А. Крылов скончался; похоронили его в санкт-петербургской Александро-Невской лавре.
Крылов Иван Андреевич
Из «обер-офицерских детей». Грамоте выучился дома. Занимался самообразованием, самостоятельно выучил фр., англ., ит., греч. яз. Десяти лет поступил в губ. магистрат Твери, где переписывал бумаги. В 1782 с матерью переехал в Петербург, поступил канцеляристом в Казенную палату, из к-рой уволен в 1788. В 1790 определен в Кабинет е. и. в., откуда в 1801 уволен по болезни.
Увлекся театром. В 1783 сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница». За нее книгопродавец и типограф Ф. И. Брейткопф дал авт. книг на 60 р., но оперу не напечатал. В журн. «Утр. часы» опубликовал несколько произв. В 1789 издал первый собств. ежемес. сатирич. журн. «Почта духов», к-рый выходил с янв. по авг. С янв. 1792 издавал сатирич. журн. «Зритель», к-рый в 1793 переим. в «СПб. Меркурий», просуществовал год. В кон. 1793 уезжает из Петербурга, скитаясь по городам России. Служил секр. и домашним учителем у кн. С. Ф. Голицына.
В 1806 вернулся в Петербург. Сблизился с А. Н. Олениным и его окружением. В 1808 по протекции Оленина поступил на службу в Монетный деп.
В 1809 вышло первое изд. басен, в 1811-вторая кн. Крылова- становится одной из самых заметных фигур лит. мира Петербурга. Всего им написано 205 басен.
С 1811 — чл. «Беседы любителей рус. слова». В 1812 избран в чл. Казанского о-ва любителей отеч. словесности, с 1818 -чл. ВОЛРС, с 1817 -почет, чл. ВОЛСНХ, с 1818 -чл. «Вольного о-ва учреждения училищ по методе взаимного обучения». Сотрудничал в журн. «Соревнователь», в «Поляр, звезде» К- Рылеева и А. Бестужева. В 1811 был избран чл. Рос. Акад. При преобразовании АН в 1841 назначен ординар, акад. по отд-нию словесности.
7 янв. 1812 принят в ПБ пом. б-ря, в 1816 назначен б-рем. Через месяц Оленин выхлопотал К. по-жизн. пансион в 1500 р. в год, в 1820 — доп. пансион в 1500 р., в февр. 1834 его пансион увеличивается вчетверо.
Оленин считал басенное творчество Крылова, как и работу в Б-ке, служением рус. культуре, просвещению рус. народа и даже в офиц. отчетах отмечал, что Крылов занимается подгот. новых изд. своих соч., «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению».
До февр. 1818 К- «обще» с В. С. Сопиковым заведовал всеми печатными кн. «на славенском и российском языке».
Первонач. ему было поручено сост. «критических замечаний» для «разборных каталогов», т. е. аннот. рекомендат. каталога (не сохранился). В 1814 составил для «Отчета» алф. указ. авт. кн., выд. по требованиям читателей (240 кн.). В 1815 было поручено разобрать и описать эстампы. Совм. с Сопиковым составил в 1816 рукопис. «Каталог Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся», вкл. описание 2100 кн., располож. в алфавите загл. Впервые в истории библ. дела в России применил шифровку кн.: указание места кн. на полке и номера полки (43е — 6-я полка, 43-я кн.). В ОР РНБ хранятся «Алфавитные указатели, писанные Иваном Андреевичем Крыловым». В указ, включено 3327 рус. кн., вышедших с 1663 по 1822.
По предложению Оленина представил в 1818 «Записку» о каталогизации кн., где предлагал 3 каталога: алф. по загл. кн., алф. авт., сист. по гл. отд-ниям Оленинской системы. Предлагал также ведение «нумерационной тетради» (нечто вроде инвентарной кн. или топогр. каталога), при записи в к-рую должны ставиться порядковые номера карточки, комнаты, шкафа, полки и кн. на полке. Эти же данные вносились и на оборот карточки. Больше чем на 20 лет Крылов опередил введенную в 1840-х в Б-ке систему использования шифров, связыв. кн. и каталог. Во всех др. каталогах обязательно указывался номер «нумерационной тетради», по к-рому находили шифр кн. «Нумерационная тетрадь» велась только в Рус. отд-нии. К дек. 1819 были написаны 2 т. сист. каталога, содерж. 4636 назв. Внимательно следил за аккуратностью поступления ОЭ, представлял дир. рапорты о недосылке изд., регулярно знакомился с информацией в текущей печати, просматривал книготорговые каталоги и объявления. Немало труда вложил в поиск и приобретение кн., вышедших до 1811, в рецензирование рекомендуемых для покупки кн. При содействии К- Б-ка приобрела собр. кн. у А. Ф. Похорского, М. П. Глазунова, А. Ф. Смирдина и др. Сделал оценку рус. кн. для страхования (1829). Для более удобного хранения малоформатных изд. придумал картонные футляры в форме толстых кн., в к-рых раскладывались изд. в алфавите авт. В 1814 Сопиков и Крылов- составляли реестры романов, сказок, повестей, дурно влияющих на нравственность молодежи. В 1829 для М-ва нар. просвещения подготовил список кн. по вопросам просвещения, в 1833 для М-ва внутр. дел — кн. и планов по Петербургу, для воен. историка А. И.. Михайловского-Данилевского вместе с И. П. Быстровым — список соч. об Отеч. войне 1812 и походах А. В. Суворова в Италию и Швейцарию. В 1815 подготовил спец. правила пользования кн. в читальном зале, нек-рые положения к-рых сохранились до сих пор.
Как чл. «домашнего хозяйственного комитета» участвовал во всех торгах по покупке и продаже хоз. материалов, сдаче в аренду помещений.
В торжеств, собр. Б-ки выступал с чтением своих басен (1814 — «Водолазы», 1816 — «Пруд и река», «Лиса-строитель», «Мартышка и зеркало», 1817 — «Кукушка и Горлинка», «Сочинитель и разбойник», «Похороны»).
В 1838 в Б-ке установлен гипсовый бюст Крылова — работы скульптора С. Гальберга.
1 марта 1841 в возрасте 73 лет вышел в отставку. Сверх пенсии имп. назначил выплату полного содерж., получаемого по Б-ке (всего 8700 р. в год).
Награжден орденами: Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени, Станислава 2-й степени со звездой. Имел чин ст. сов.
Похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.
По сделанному завещанию Крылов — его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экз. нового изд. его басен.
В связи со столетием со дня смерти в 1944 на здании Б-ки установлена мемориальная доска.
Соч.: Поли. собр. соч. (В 3 т. СПб., 1847; В 4 т. 1904-05; В 3 т. М., 1944-46); Поли. собр. стихов: В 2 т. (Л., 1935-37); Соч.: В 2 т. (М., 1955; 1984); Избр. (М., 1985); Басни. (СПб., 1809; В 3 ч. 1815; В 2 ч. 1834; В 9 кн. 1843; М.; Л., 1956); Новые басни. Ч. 4, 5. (СПб., 1816); Басни. Сатирические произведения (М., 1989); Водолазы: Басня //Описание торжественного открытия имп. Публичной библиотеки. СПб., 1814; Три новые басни, читанные в торжественном собрании имп. Публичной библиотеки января 2 дня сего года. (СПб., 1817); Записка И. А. Крылова о каталогизации книг имп. Публичной библиотеки //Изв. ОРЯС. 1818. Т. 23, кн. 2.
Библиогр.: Кеневич В. Хронологический список басен Крылова //РА. 1865. № 4, 8; Иван Андреевич Крылов:- К 100-летию со дня смерти: Рек. указ. лит. и материалы для б-к. М., 1944; Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Указ, его произв. и лит. о нем: К 100-летию со дня смерти, 1844-1944. Л.; М., 1945.
Справ.: БСЭ; КЛЭ; Брокгауз; Венгеров. Источники; Владиславлев; Геннади. Словарь; Книговедение; Межов. История; Муратова (1); НЭС; РБС; Рус. писатели.
Лит.: Лобанов М. Е. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова. СПб., 1847; Кеневич В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. 2-е изд. СПб., 1878; Плетнев П. А. Соч. и переписка: В 3 т. Т. 2. СПб., 1885; Майков Л. В. Первые шаги И. А. Крылова на литературном поприще. СПб., 1889; Брилиант С. М. И. А. Крылов, его жизнь и литературная деятельность: Биогр. очерк. СПб., 1891; То же. 2-е изд. СПб., 1901; Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его изд. и библ. деятельности. М., 1955; Степанов Н. Л. Крылов. М., 1969; И. А. Крылов в воспоминаниях современников /Ред. В. Э. Вацуро. М., 1982; Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985; Голубева О. Д. Хранители мудрости. М., 1988.
100-летие. С. 37, 63, 113, 120-22, 143, 150.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 8; ОР РНБ. Ф. 397; РГАЛИ. Ф. 253; ОР ИРЛИ. Ф. 142; РГБ. Ф. 405.
Иконогр.: Мюнстер; Русские портреты XVIII и XIX столетий: В 5 т. СПб., 1906; Иван Андреевич Крылов. В портретах, иллюстрациях, документах /Сост. А. М. Гордин. М.; Л., 1966.