Крылов И

Крылов И. А. Модная лавка. Урок дочкам. Басни ( 3-4 на выбор).

Жуковский В. А. Сельское кладбище. Вечер. Певец во стане русских воинов.

Славянка. Весеннее чувство. Невыразимое (отрывок). Море. Людмила. Светлана.

Эолова арфа. Двенадцать спящих дев. Лесной царь.

Батюшков К. Н. Мечта. Элизий. Мои пенаты. К Дашкову. Тень друга. Вакханка. К

другу. Умирающий Тасс. Изречение Мельхиседека.

Рылеев К. Ф. К временщику. Гражданское мужество. На смерть Байрона. «Я ль буду

в роковое время. » К NN («Ты посетить, мой друг, желала. »). Думы(3-4 на выбор).

Кюхельбекер В. К. Греческая песнь. Смерть Байрона. Тень Рылеева. Участь

русских поэтов. Усталость.

Одоевский А. И. «Струн вещих пламенные звуки. » Элегия на смерть Грибоедова.

Славянские девы. При известии о польской революции. «

Одоевский В.Ф. Сильфида. Сказка о мёртвом теле. Русские ночи.

Грибоедов А. С. Горе от ума.

Пушкин А. С. Лирика. Кавказский пленник. Цыганы. Борис Годунов. Евгений

Онегин. Полтава. Медный всадник. Повести Белкина. Капитанская дочка. Пиковая

Давыдов Д. В. Бурцуову ( «Бурцов, ёра, забияка. ») Бурцову («В дымном поле, на биваке»). Гусарский пир. Ответ.

Вяземский П. А. Первый снег. Негодование. Русский бог. Ещё тройка. Дельвиг А. А. Пушкину. Русская революция («Соловей, мой соловей. »). «На осенний дождичек».

Языков Н. М. Элегия («Свободы гордой вдохновенье!»). А. С. Пушкину. Песня (« Из страны, страны далёкой. »). Пловец («Нелюдимо наше море»).

Баратынский Е. А. Разуверение («Не искушай меня без нужды. ») Две доли. Признание. Последняя смерть. «Мой дар убог, и голос мой негромок. » Последний поэт. «Когда твой голос, о поэт. »

Веневитинов Д. В. Песнь грека. К моему перстню. Три участи. «Я чувствую, во мне горит. »

Полежаев А. И. Песнь пленного ирокезца. Поэмы: Сашка. Эрпели.

Павлов Н.Ф. Ятаган. Демон.

Кольцов А. В. Песня пахаря. Удалец. Косарь. Раздумье селянина. Горькая доля. Хуторок. Разлука. Доля бедняка.

Лермонтов М. Ю. Лирика. Песня про купца Калашникова. Демон. Мцыри. Герой нашего времени. Штосс.

Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Портрет. Записки сумасшедшего. Нос. Шинель. Ревизор. Мёртвые души. Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Несколько слов о Пушкине. Григорович Д. В. Петербургские шарманщики. Антон Горемыка. Герцен А. И. Кто виноват? Былое и думы. Огарёв Н. П. Осеннее чувство. Юмор.

Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003. — 426 с.

Б.Т. Удодов. Очерки истории русской литературы 1820-1830-х годов: Учебное пособие для студентов-филологов.-Воронеж, 2004.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М, 1968.

Гинзбург Л. Я . О лирике. Л., 1974

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. Л., 1973.

Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М., 1996

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Л., 1988.

СеменкоИ.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб., 1994

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. Вена, 1992.

Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., 1990. Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995 (ст. о Пушкине).

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М, 1941.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987 (ст. о Пушкине)

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985 (ст. о Баратынском).

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.,1988.

ЛотманЮ.М: Пушкин. N4.. 1998.

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. СПб.. 1996.

Дебрецени П. Блудная дочь. СПб., 1996.

Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Н.Новгород, 1994.

Проскурин О.А. Поэзия Пушкина. М., 1999.

Эткинд Е.Г. Божественный глагол. М. 1999.

Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998.

Вопросы для экзамена.

Своеобразие русской литературы XIX века (1 половина).

Литературное движение первой четверти XIX века.

Литературное движение середины 20-х — начала 40-х годов.

Литературное движение 40-х-середины 50-х годов (натуральная школа).

В.А. Жуковский как основоположник русского романтизма.

Элегии В.А. Жуковского.

Эволюция творчества К.Н. Батюшкова.

«Думы» К.Ф. Рылеева.

Поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский».

Творчество поэтов-декабристов (В. Раевский, В. Кюхельбекер, А. Одоевский).

Идейно-художественное новаторство «Горя от ума» А. С. Грибоедова

Философская лирика Пушкина.

Творчество поэтов пушкинского окружения (Баратынский, ВяземскийДельвиг)

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Южные поэмы А.С. Пушкина.

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

«Медный всадник» А.С. Пушкина — национально-историческая поэма.

«Повести Белкина» как истоки русской реалистической прозы.

Крестьянское восстание в изображении А.С. Пушкина («Капитанская дочка»)

А. С. Пушкин как критик и журналист.

Лирика М.Ю. Лермонтова.

Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Печорин как «герой времени» в романе М. Ю. Лермонтова.

Поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»

Поэзия А. В. Кольцова.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Сатирический пафос комедий Н.В. Гоголя «Женитьба» и «Ревизор».

Проблема «маленького человека» в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Спор вокруг «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

В.Г. Белинский о Пушкине.

В.Г. Белинский в ЗО-е годы.

В.Г. Белинский в 40-е годы.

Система образов в романе А.И. Герцена «Кто виноват?»

Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова «А за меня мои звери говорят!»

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.

Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.

Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация

ХОД УРОКА

1. Распевка – музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте!

Музыка, здравствуй! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте!

Музыка, музыка! Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте!

День твой прекрасен! Здравствуйте, все!

День твой прекрасен!

2. Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.

Учитель: — Ребята, я рада, что “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели. А именно, вызвали настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!”

Начало показа слайдов с Презентацией.

3. Работа с эпиграфом к уроку.

— Согласны ли вы со словами русского поэта?

— Почему крыловские слова названы “крылатыми”?

4. Прослушивание в записи басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

— Ребята, что мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).

— А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль – мораль — высказывается в виде поучительного вывода).

— Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).

— Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).

— Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией.

Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.

— В каких литературных произведениях животные, насекомые, вещи говорят человеческим языком? (В сказках о животных)

— Такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, называется олицетворением.

— Значит, олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.

Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.

5. Из истории басни.

— Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.

6. Беседа о памятнике И.А.Крылову.

— А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.

Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.

Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.

На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.

7. Учащиеся рассказывают биографию и басенное творчество И. Крылова.

8. Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Волк и Журавль”, “Лисица и виноград”.

9. Беседа по инсценировкам.

— Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец? Какова мораль каждой из басен?

10. Зарядка для глаз.

11. Литературная викторина.

Демонстрация слайдов с изображением иллюстраций к басням.

Учитель показывает иллюстрации и рисунки, учащиеся угадывают, из каких басен взяты фрагменты на них, и просит назвать строчки из басен.

12. Творческая работа.

— А теперь, ребята, представьте, что мы готовим с вами газету к Неделе Экологии. Вы знаете, что в нашей школе проходит много мероприятий. И трое мальчишек рьяно взялись за дело. Один предлагает одну статью, другой – другую, третий – третью. И вот конкурс уже подходит, а газета еще не готова.

Какая мораль и из какой басни подходит к этой ситуации? (“Лебедь, Щука и Рак”)

— Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.

13. Прослушивание в записи басни “Лебедь, Щука и Рак”.

— А для того, чтобы хорошо сделать что-нибудь, что нужно для этого? (Уменье).

Из какой басни эта строчка: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (“Квартет”).

Звучит в записи басня “Квартет”.

14. Индивидуальное выразительное чтение басен учащимися на выбор.

15. Крылатые выражения.

— Многие мысли Крылова в его баснях оказались такими меткими и мудрыми, что стали народными пословицами и поговорками. О каких выражениях уз басен мы уже говорили, что они стали пословицами?

Учитель проводит викторину на знание крылатых выражений, записывают в тетрадь.

Показ слайда с викториной “Продолжите крылатые слова”, “Из каких басен эти строки?”

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.

17. Дети исполняют шведскую народную песню “Три братца” и песню “Я первый ученик”.

— Ребята, а какие пороки высмеиваются, осуждаются в этих песнях? (Жадность, обжорство, хвастовство, ложь).

18. Значение басен И. А. Крылова.

— Мы с вами говорили, что форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Но никто не создал басен, которые могли бы сравниться с крыловскими. Его басни не умирают и в наши дни.

Это произошло потому, что Крылов тесно связал свои басни с жизнью народа. Он становился на защиту крестьян, обличал жестоких праздных дворян, хищников-чиновников.

С уважением говорил Крылов о труде русских крестьян и верил в великое будущее народа.

Многие человеческие пороки осмеял Крылов в своих баснях: жадность, трусость, лицемерие, подхалимство были свойственны многим людям, жившим при крепостном строе. Басни Крылова помогали понимать отрицательные черты людей.

Они помогают и нам бороться с ленью, беспечностью, трусостью, хвастовством, ложью.

Мы можем гордиться Крыловым, как великим русским писателем, а его баснями – как национальным сокровищем русского народа.

19. Подведение итогов и выставление оценок.

20. Домашнее задание: попробовать сочинить свою басню.

Русский.ру Сайт Самойловой Л.Ю.

« Февраль 2020 »
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29

Литература для самостоятельного чтения.

Список литературы для самостоятельного чтения летом (5–11 классы)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 5—11 КЛАССЫ

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.

Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Русские народные сказки.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

Из русской литературы XVIII века

А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.

М. В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк. ».

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).

К. Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А. А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется. ».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым. ». «Печальная береза. » и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат. ».

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись. ». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит. ». «Помню — долгий зимний вечер. ».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное. ». «На весеннем пути в теремок. ».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Шестой класс

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. Лебедь.

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд. ». Выстрел. Барышня-крестьянка.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь. ».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь. ». Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье. ». Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.

В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро.

А. А. Лиханов. Последние холода.

В. П. Астафьев. Деревья растут для всех.

М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.

В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.

Из зарубежной литературы

Э. По. Овальный портрет.

М. Твен. История с привидением.

О. Генри. Вождь краснокожих.

А. Конан Дойл. Горбун.

Г. Честертон. Тайна отца Брауна.

Седьмой класс

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

А. П. Сумароков. Эпиграмма.

В. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя. ».

В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.

А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами. ».

А. А. Фет. «Уснуло озеро. ». Буря. «Я пришел к тебе с приветом. ».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

А. И. Куприн. Изумруд.

В. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А. А. Блок. «Ветер принес издалека. ». «Девушка пела в церковном хоре. ». «Там, в ночной завывающей стуже. ».

С. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить. ».

О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать. ». Раковина. Домби и сын.

А. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

Дон-Аминадо. Четыре времени года.

Н. С. Гумилев. Леопард.

М. А. Осоргин. Земля.

М. И. Цветаева. Стихи о Москве.

Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Я. В. Смеляков. «Если я заболею. ». Хорошая девочка Лида.

В. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.

В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку. ». «Со мною вот что происходит. ».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

А. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

В. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку, или хайку).

Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Все лето в один день.

Восьмой класс

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе. ». «Уж ты ночка, ты ноченька темная. ». «Ивушка, ивушка, зеленая моя. ». «Ах вы ветры, ветры буйные. ». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время. ». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил. ». Повести Белкина.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли. ». «Ты всегда хороша несравненно. ».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду. ».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди. ». «Буря на небе вечернем. ». «Я жду. Соловьиное эхо. ».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки. ».

И. С. Тургенев. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

Из русской литературы XX века

В. Г. Короленко. Мгновение.

М. Горький. Старуха Изергиль.

И. Ф. Анненский. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает. ».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей. ».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

А. Белый. Заброшенный дом.

М. А. Волошин. Коктебель.

А. А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом. ». «Проводила друга до передней. ».

С. А. Есенин. Письмо матери.

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы. ».

А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.

В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н. Н. Дубов. Горе одному.

Ч. Айтматов. Ранние журавли.

Л. С. Соболев. Морская душа.

В. Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго.

П. Мериме. Таманго.

Г. Уэллс. Война миров.

Э. По. Золотой жук.

Девятый класс

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

A. H. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Брод- ского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж.-Б. Мольер. Комедии.

Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Рекомендуемые публикации

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Крылов 3 4 басни на выбор

Колесникова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
I категория
Казахстан, СКО, Тайыншинский район,
г.Тайынша, СШ№1

Урок-игра «Вспомним басни Крылова» 5 класс
Форма урока: урок-игра
Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим.
Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, конверты с заданиями, карточки со знаками «+», жетоны, тесты, маски и реквизит для инсценирования, сыр, желуди, очки, нотная тетрадь, зеркало.

Ход урока:
1. Орг. момент
Прозвенел долгожданный звонок
Начинается урок!
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
Давайте все вместе прочитаем девиз нашего урока:
Мы « крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать,
Ведь хотим мудрее стать!

3. Вступительное слово
А знакомо ли вам имя Нави Волырк? Прочитайте справа налево. Этот псевдоним взял себе Крылов в молодости.
Сегодняшний наш урок мы проведем в виде конкурса «Вспомним басни Крылова», который позволит выявить лучшего знатока басен и лучшую команду. Для этого мы разбились на 2 команды. Конкурсы будут оцениваться по-разному (об этом я буду говорить перед каждым конкурсом). В некоторых конкурсах у каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы (жетоны), которые помогут вам победить в номинации «Лучший знаток басен И. А. Крылова». В конце конкурса, мы должны будем ответить на вопрос: «Почему басни И. А. Крылова актуальны?»

4. Повторение материала, который нужен при работе на уроке
Давайте повторим материал, который будет нужен сегодня на уроке.
Что такое басня? Кто писал басни? Что вы знаете о Крылове?
Где и когда зародилась басня? Назовите баснописцев. Какие басни мы изучили?
Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, так как каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на него чтение басен.
Из букв ТАЛАЦЕРИЛИЯ составьте слово (аллитерация). Что такое аллитерация?
5.Конкурсная программа
1 конкурс «Загадочные животные»
Составьте из букв названия животных, которые встречаются в баснях Крылова
ЦАСИЛИ (лисица), РАВОНО(ворона), РАЙВЕУМ (муравей), ГЕНЯКОН (ягненок), ЛЕОС (осел).
2 конкурс «Закончи предложение»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Я зачитываю начало предложения, а команды должны закончить, вы соревнуетесь в скорости и правильности ответов.
1. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
2. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
3. «У сильного всегда…»( бессильный виноват)
4. «Слона — то я и не ….» (приметил)
5. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
6. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши)

3 конкурс «Инсценировка басен» (домашнее задание)
1 команда «Квартет» 2 команда «Свинья под Дубом»
4 конкурс «Лото»
Соедините отрывки из басен с названиями басен
Лето красное пропела «Стрекоза и Муравей»
Соседка, перестань срамиться «Слон и Моська»
Вперед чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
С ним была плутовка такова «Ворона и Лисица»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье «Квартет»
А воз и ныне там «Лебедь, Щука и Рак»

Артикуляционная гимнастика
Скороговорка «Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки».

5 конкурс «Бюро находок»

На столе разложены разные предметы. Помогите хозяевам найти потерянные предметы, отправьте их в нужную басню.
Сыр («Ворона и Лисица»), жёлуди («Свинья под дубом»), очки («Мартышка и очки»), нотная тетрадь («Квартет»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»).

6 конкурс «Путаница»

Отгадайте, что здесь перепутано.
1. «Ворона ГАВКНУЛА во все воронье горло» (каркнула)
2. «Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с КУКУШКИ глаз не сводит» (дереву, вороны)
3. «Соседка, перестань срамиться» — ей бабка говорит» (шавка)
4. «Как, милый КОЧЕТОК, поешь ты громко, важно!» (петушок)
5. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ» (взялись)
6. «Мартышка к старости слаба УШАМИ стала» (глазами)
Физминутка
«Стрекоза»
Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза.
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули,
Улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.

7 конкурс «Конкурс капитанов»

Капитаны команд выполняют тестовые задания
1. Басня – это:
а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.
2. По глаголам определите басню
Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
а) «Волк на псарне»;
б) «Мартышка и очки»;
в) «Волк и ягнёнок».

3. Кто сказал «Вперёд чужой беде не смейся…”:
а) Ворона;
б) Голубь;
в) Чиж.
4. Героиня, которая увидела «в зеркале образ свой..”:
а) Мартышка;
б) Лисица;
в) Свинья.
5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
а) гипербола;
б) антитеза;
в) олицетворение.

6. У кого к зиме » Под листком был готов и стол и дом”:
а) Рак;
б) Муравей;
в) Стрекоза.
7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:
а) Ворона;
б) Моська;
в) Лисица.
8. Кто без драки «Хочет попасть в большие забияки”?:
а) Лисица;
б) Моська;
в) Ягненок.
9. Один из героев, который «везти с поклажей воз взялся”?:
а) Слон;
б) Косолапый Мишка;
в) Рак.
10. Кого «По улицам водили, как будто на показ”?:
а) Слона;
б) Осла;
в) Козла.
8 конкурс «Басни и пословицы»
Пока капитаны работают с тестами, команды выполняют следующее задание. Прочитайте написанные пословицы. Подберите к ним басни Крылова, в которых раскрывается смысл этих пословиц.
1. Дружно — негрузно, а врозь – хоть брось («Лебедь, Щука и Рак»)
2. Не пори, когда шить не умеешь («Квартет»).
3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь («Чиж и Голубь»)
4. Не место красит человека, а человек место («Квартет»)
5. Молодец среди овец, а на молодца — и сам овца («Слон и Моська»)
6. Как потопаешь, так и полопаешь («Стрекоза и Муравей»).
7. Собака лает – ветер относит («Слон и Моська»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: