Крылов И

Крылов Иван Андреевич (1768 — 1844) — знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г. в Москве. Отец его служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачевцев, был председателем магистрата в Твери и умер в 1778 г., оставив вдову с двумя малолетними детьми. Иван Крылов детство провел в разъездах с семьей; грамоте обучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешел целый сундук книг). Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов».

В конце 1782 г. Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в петербургскую казенную палату. В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал в 1784 г. оперу «Кофейница»; сюжет ее он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнес свою оперу к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал. В пьесе много прекрасно подобранных народных поговорок, и несмотря на невыдержанность характеров, она может быть названа замечательным явлением для того времени. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия не отличается. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время комическая опера «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей»; кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», в них нет никаких достоинств.

В казенной палате Крылов получал тогда 80 — 90 рублей в год, положением своим не был доволен и перешел в Кабинет Ее Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери; на руках его остался младший его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился. В 1787 — 1788 годах Крылов написал комедию «Проказники», где жестоко осмеял первого драматурга того времени Я.Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора). «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции. В 1789 г. Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта Духов». Изображение недостатков русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. «Почта Духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием. В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но все же показывающее в авторе будущего художника слова.

Выйдя в отставку, Крылов в 1791 г. становится владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель» с очень широкой программой и с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях самого Крылова. Наиболее крупные из этих статей: восточная повесть «Каиб», сказка «Ночи», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде». В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским Журналом» Карамзина. «Зритель» имел 170 подписчиков и в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий». Так как в это время прекратился «Московский Журнал» Карамзина, то редакторы «Меркурия» мечтали распространить свое издание повсеместно и придали ему более литературный и художественный характер. В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова: «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей». Последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом подразумевался преимущественно Карамзин), служила выражением тогдашних литературных взглядов Крылова.

В 1797 г. Крылов встретился в Москве с князем С.Ф. Голицыным и уехал к нему в деревню в качестве учителя детей и секретаря . В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский язык и оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности. Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуточную трагедию «Трумф, или Подщипа», грубоватую, но не лишенную жизненности пародию на ложноклассическую драму. В 1801 г. князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарем. Несмотря на дружеские отношения с своим начальником, Крылов в 1803 г. вновь вышел в отставку. В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И.И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Прекрасный знаток простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму, имевший склонность к насмешке и скептицизму, Крылов действительно был создан для басни, но все же не сразу остановился на этой форме творчества. В 1806 г. он напечатал только 3 басни; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению, имели большой успех и на сцене: «Модная лавка» и «Урок дочкам». Объект сатиры в обеих пьесах один и тот же — страсть русского высшего света ко всему французскому. В первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до глупости. По силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперед. Третья пьеса Крылова «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А.Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз в 1806 г.); она имеет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань романтизму.

Успех его пьес был большой — в 1807 г. современники ставили его рядом с Шаховским, пьесы его повторялись очень часто. «Модная Лавка» шла и во дворце. Несмотря на это Крылов решился покинуть театр и последовать совету Дмитриева. В 1808 г. Крылов, снова поступивший на службу, печатает в «Драматическом Вестнике» 17 басен и между ними несколько («Оракул», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська» и др.) вполне оригинальных. В 1809 г. он выпускает первое отдельное издание своих басен в количестве 23-х и этой книгой завоевывает себе почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь его — ряд непрерывных успехов и почестей. В 1810 г. он поступает помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку, тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год. Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого ее основания; 16 декабря 1811 г. он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 г. получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии Наук (1841) был утвержден ординарным академиком. 2 февраля 1838 г. в Петербурге с большой торжественностью праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности. Скончался Крылов 9 ноября 1844 г.

Сохранилось много анекдотов об его удивительном аппетите, неряшливости, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии. Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу. Жуковский в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу издания 1809 г., еще сравнивает его с Дмитриевым, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена. Крылов не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он действительно «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ», на этих переводах Крылов как бы набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с рядом совершенно самостоятельных пьес (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3), часто поразительно смелых («Гуси», «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей»). Публика тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант. Собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой. В год Отечественной войны Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, например, «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; здесь выражено недовольство русского общества действиями союзников императора Александра I). В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе в кружке императрицы Марии Федоровны. На последние 25 лет деятельности Крылова приходится только 58 басен, тогда как на первые двенадцать — 140. Больше всего он стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни, нравоучения, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал. Он изгонял из басен все книжные обороты и неопределенные выражения, заменял их народными и в то же время вполне точными.

/ Биографии / Крылов И.А.

Смотрите также по Крылову:

Биография александра крылова

Страницы, ссылающиеся на «Биография Ивана Андреевича Крылова (Ivan Krylov)»

Календарь: день 13 февраля
Люди на букву К
Биография Карла Павловича Брюллова (ссылки)
Вместе с тем дружба его с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, знакомство с Гоголем, Белинским, Лермонтовым, Баратынским, Даргомыжским способствовали новым творческим успехам художника.

Биография Петра Карловича Клодта (ссылки)
В 1853 году скульптор начинает новую работу для Петербурга — памятник Крылову, ставший самым глубоким, самым проникновенным произведением Клодта.

Биография Павла Андреевича Федотова (ссылки)
Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта».

Биографии людей на букву К
Биографии людей на букву K
Биография Николая Ивановича Уткина (1780-1863) (ссылки)
С карандашных оригиналов Ореста Адамовича Кипренского выполнил Уткин портреты баснописца Ивана Андреевича Крылова и знаменитой русской актрисы Екатерины Сесеновны Семеновой (оба 1816).

Биография Катерино Альбертовича Кавоса (ссылки)
Многие оперы Кавоса созданы на русские исторические или былинно-сказочные сюжеты: «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» (1805), «Илья-богатырь» (1807, либретто Крылова), «Иван Сусанин» (1815, либретто А. А. Шаховского), «Добрыня Никитич» (1818), «Жар-птица» (1822, либретто Языкова) и др.

Биография Александра Семёновича Шишкова (ссылки)
Лингвистические идеи Александра Шишкова оказали некоторое влияние на творчество А. С. Грибоедова и Крылова.

Биография Александра Петровича Сумарокова (ссылки)
Крылов не только знал и изучал басни Сумарокова, но иногда заимствовал основные черты их сюжетов.

Биография Фаины Раневской (ссылки)
Фаина Раневская играла в пьесах Антона Чехова, Александра Островского, Максима Горького, Ивана Крылова, Федора Достоевского, Льва Толстого.

Биография Николая Ивановича Гнедича (ссылки)
Сблизился также с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, Батюшковым, Крыловым, литературным салоном А. Н. Оленина.

Биография Анны Петровны Буниной (ссылки)
Державина, И. И. Дмитриева, Крылова (зачитавшего в 1811 году на собрании «Беседы любителей русского слова», почетным членом которой поэтесса стала в том же году, ироикомическую поэму Буниной «Падение Фаэтона», на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия) и особенно Шишкова «необыкновенным даром. изображать состояние души своей».

Биография Ивана Ивановича Хемницера (ссылки)
Если его нельзя считать создателем русской басни, так как басни писал уже Симеон Полоцкий, позднее Сумароков и Тредиаковский, то Хемницер является, бесспорно, самым видным из предшественников Крылова, влияние на которого отмечают все биографы.

Биография Алексея Васильевича Кольцова (ссылки)
Талант поэта-самоучки горячо поддержали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский.

Биография Игоря Владимировича Ильинского (ссылки)
В его репертуаре были И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Маяковский, Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским «Отрочество» Толстого и «Старосветские помещики» Гоголя.

Биография Ивана Ивановича Дмитриева (ссылки)
(Некоторые черты образа рассказчика в его баснях предвосхищали басни И. А. Крылова).

Биография Александра Сергеевича Грибоедова (ссылки)
Грибоедов выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырёхактным и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова.

Символы Борисова-Мусатова
Здесь царит еще мир античной старины, одухотворенный поэтическим творчеством Державина, Крылова, Петра Вяземского, Якова Полонского.

Татьяна Самойлова
Басню выбрала не Крылова, а Лафонтена.

Иван Андреевич Крылов. Рецепты от баснописца
Лев Троцкий. «Я умру пролетарским революционером. «
Лев увлекался рисованием, литературой, сочинял стихи, переводил басни Крылова с русского языка на украинский, участвовал в издании школьного рукописного журнала.

Ивар Калныньш. Красавец и последний прибалт эпохи
Ивар и его друзья, организовав квартет (наверное, более талантливый, чем в басне Ивана Андреевича Крылова), ездили по городам и селам, выступали в теплицах и конюшнях, несли, так сказать, искусство в массы.

Николай Гоголь. «Горьким моим словом посмеюся»
Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ».

Николай Пирогов. «Все должны сначала научиться быть людьми»
Учитель, занимавшийся с двенадцатилетними детьми разбором Державина, Крылова, Жуковского, сумел привить им любовь и огромное уважение к силе слова.

Гранд-дама советской эпохи. Мариэтта Шагинян
Написала биографии Тараса Шевченко, Гёте (она глубоко интересовалась немецкой культурой и свободно владела немецким, французским и английским языками), биографию полузабытого композитора, «чешского Моцарта» Иозефа Мысливечка, биографию баснописца Ивана Крылова.

Александр Смирдин. Любовь к слову
Помимо Пушкина, Смирдин издавал произведения Карамзина, Жуковского, Крылова, Державина, Батюшкова, Гоголя, Лермонтова, Полевого, Марлинского и многих других писателей, составивших славу отечественной литературы.

Биография Сергея Ивановича Ожегова
Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и др.

Великий Даль
Известно, что первые сказки, опубликованные Далем, вызвали настоящий восторг у Пушкина, Крылова, Гоголя, Языкова, Одоевского.

Иван Крылов. «Звери мои за меня говорят..»
Марио Ланца. Голос XX века
Он был беззаботен, как стрекоза в басне Крылова, в основном снимался в фильмах, принимал участи в мюзиклах, давал концерты, флиртовал с поклонницами, в которых не было недостатка, и меньше всего задумывался над тем, что надо как-то остепениться.

Слезы сквозь смех. Инна Ульянова
И поступила с первого раза — читая на экзамене поучительную басню Крылова, Инна вдруг запнулась и прыснула со смеху, чем привела строгую комиссию в восторг.

Презентация «Крылов»

С раннего детства каждый человек слышал лирические, и в то же время сатирические басни известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова. Перенося человеческие недостатки и достоинства в животный мир, творец умело раскрывал важные проблемы общества. Презентация «Крылов» расскажет о жизни этого известного человека. На уроке чтения презентация о биографии Крылова Ивана Андреевича ярко и наглядно расскажет чем особенно прославился отечественный баснописец. Изображения и важная информация сжато и доступно объяснит все интересующие класс вопросы.

Вы можете просмотреть слайды на сайте obrazovaka.ru или скачать презентацию на тему «Крылов» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация рекомендована для:
4 класса
5 класса
6 класса

Биографии великих и известных людей

Дата рождения: 13 февраля 1769 года
Дата смерти: 9 ноября 1844 года
Место рождения: Москва

Иван Крылов — выдающийся русский писатель и баснописец. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Его детские годы нельзя было назвать богатыми, его отец был очень бедным военным и офицерский чин получил лишь после 13-летней выслуги.

Его мать также была из простой семьи, была очень набожной и спокойной женщиной. После ухода Андрея Прохоровича Крылова в отставку вся семья переехала в Тверь к бабушке Крылова.

Стоит отметить, что бедственное положение его семьи стало причиной того, что мальчик не мог получить образование и учился грамоте почти самостоятельно, упорство и труд сделали его одним из самых просвещенных литераторов своего времени.

Его отец умер довольно рано, оставив семью без возможности вести полноценную жизнь. Детство Крылова закончилось незамедлительно, он сразу же устроился работать писцом в Тверской суд в возрасте 10 лет. Этого явно было недостаточно для существования семьи, а потому его мать решила переехать в Петербург для того, чтобы получить пенсию от государства.

Жизнь в Петербурге:

Столица России не подарила им беззаботной жизни, матери так и не удалось получить поддержку государства. Крылову удалось строится в канцелярию Казенной палаты, в это же время он начал активно писать. Стоит отметить, что первые же его пьесы стали популярными в светском обществе Петербурга. Немногочисленные, но успешные постановки сразу же сделали его заметной фигурой в театральном мире Северной столицы.

Заработанных средств было достаточно для того, чтобы открыть свой собственный литературный журнал. Каждое его предприятие в литературе было уколом для власти, много сатиры и острословия сделали невозможным длительное существование его печатных изданий. Вопреки указаниям цензуры после закрытия одного журнала он тут же открывал новый.

Такой режим постоянного сопротивления цензуре не мог продолжаться вечно и через некоторое время Крылов отправился в путешествие по России. Чуть менее 10 лет посвятил он постоянному перемещению между разными городами, деревнями и селами, побывал чуть ли не в каждой провинции, пожил на Украине, в Нижнем Новгороде, Саратове и Тамбове.

Наблюдения за бытом русского народа и жизнью разных слоев общества позволили ему накопить огромное количество материала для своих басен. Власти помнили о его бунтарском прошлом и каждое его произведение было под жесточайшим контролем цензуры.

После смерти Екатерины II Крылов устроился личным секретарем С. Голицына, он также воспитывал княжеских отпрысков. Здесь же в домашнем театре князя он ставит небольшую трагикомедию «Триумф, или Подщипа». Чуть позже в 1801 году его комедии «Модная лавка», «Пирог» и «Урок дочкам» также стали достоянием публики.

В 1812 году Крылов стал руководить Публичной библиотекой и отдал этому ведомству 30 лет. Он занимался классификацией книг, тщательно собирал самые разные книги, составил обширный славяно-русский словарь.

Официально Крылов никогда не был женат. Однако многие считали, что дочь его кухарки Саша была его собственной дочерью. После смерти служанки он сам воспитывал Сашу, дал за нее приданое, а также завещал все свое имущество и литературное наследие затю. Умер Иван Андреевич 9 ноября 1844 года, причины его смерти до сих пор точно не установлены. Возможно он умер от заворота кишок или получил жесточайшее воспаление легких. Он покоится на Тихвинском кладбище.

Крылов стал первооткрывателем жанра басни для русской литературы, поднимал острые вопросы морали, которые актуальны и по сей день, внес огромный вклад в развитие публичной библиотеки, расширив коллекцию за счет редких книг, составил огромный словарь славянских языков.

Основные вехи жизни Ивана Крылова:

— Родился 2 февраля в Москве
— Переехал в Тверь в 1775
— Начало работы писцом в местном суде после смерти отца в 1779
— Переехал в Северную столицу вместе с матерью в 1782
— Постановка комедии «Кофейница»
— Выход трагедий «Клеопатра» и «Филомела» с 1785 по 1786
— Работа над известной комедией «Проказники» с 1787 по 1788
— Смерть матери в 1788
— Открытие, закрытие и постоянное реформирование журналов «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий» с 1789 по 1793
— Большое путешествие по России с 1791 по 1801
— Возвращение в столицу, постановка нескольких пьес с 1797 по 1807
— Публикация первого сборника басен Крылова в 1809
— Членство в Российской Академии в 1811
— Начало работы в качестве библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке в 1823
— Публикация двухтомника басен Крылова на трех языках в 1825
— Отставка с государственной службы в 1941 и получение звание академика Петербургской Академии Наук
— Смерть 9 ноября 1844

Занимательные факты из жизни Ивана Крылова:

— Крылом обладал отменным аппетитом; есть анекдот о том, как он однажды съел десять пирожков, удивился их ужасному привкусу, увидел плесень в кастрюле с ними и все же доел остаток
— Он был любителем пожаров и старался не пропускать ни одного в Петербурге
— Крылов обожал свой диван и мог долгое время лежать на нем, не вставая; его образ жизни стал прототипом для создания Гончаровым Обломова
— Крылов отличался большим азартом, он проигрывал и выигрывал целые состояния в карты, его даже выслали их обеих столиц за это увлечение
— Он был поклонником петушиных боев и посещал все подобные мероприятия
— Крылов был огромным человеком, очень тучным, но при этом очень легко реагировал на критику и всегда мог ответить еще более остроумно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: