Крылов И — Чиж и голубь (чит

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

читает Игорь Ильинский

И́горь Влади́мирович Ильи́нский (11 (24) июля 1901—13 января 1987) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Урок чтения «Басни И.А. Крылова. «Чиж и голубь»

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • — фотомонтаж писателей;
  • — выставка книг;
  • — иллюстрации;
  • — таблицы (2шт);
  • — слова на плакате;
  • — литературный календарь.

Ход урока:

    Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

Вступительная беседа учителя

— Кто любит сказки?

Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

— Кто любит стихи?

Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

— Какие знаете литературные произведения?

Будем таблицу дополнять.

Знакомство с новым материалом

— Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

— На сказку похоже? Почему?

— На стихотворение похоже? Почему?

Это басня (отметить в таблице)

— Что необычного заметили в басне?

— Зачем пишут басни?

— А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

Творцы слова ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик Л. Толстой + + Н. Некрасов + И. Крылов + +

— определить русских поэтов-классиков

— определить русских баснописцев

Проверка: — Кто русские поэты-классики?

— Кто русские баснописцы?

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

— Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

Физкультминутка для глаз.

Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

— Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

— И.А. Крыловым (стихи)

— Л.Н. Толстым (проза)

Современник – баснописец – С. Михалков.

Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

А сегодня – об И.А. Крылове.

(На доске висит портрет И.А. Крылова)

— Какие басни Крылова читали раньше?

И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

— В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

Мудр и умен И.А. Крылов.

— Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

— За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

Физкультминутка для мышц.

Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

— Кто видел голубя? (читаю басню)

— Ваше мнение? Кого жаль?

— Как оцениваете поведение молодого голубя?

Подготовка к вторичному восприятию.

— Что означают слова?

— Найдите в тексте фразы с этими словами.

б). Читаем — губами

на доске

1 2 3
медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
на

про

вел

вели

путать

бедняжка

в). Работа с оглавлением книги (Найти басню — в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

г). Чтение басни про себя.

— Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

Задание по вариантам

1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

Задание всем

Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения
  • — Что изменилось в положении героев басни?

    — Кому сочувствует автор? А Ты?

    Западня – Злодейка – Бедняжка

    — Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

    — Давайте дадим характеристику голубя?

    Вырисовывается табличка на доске

    А какие черты хотели бы видеть вы?

    — В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

    Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

    Разберем схему добра и зла.

    Физкультминутка для глаз.

    Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

    Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

    Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

    Работа над афоризмами.

    — Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

    — Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

    Работа над выразительностью.

    а) Расставляем логические ударения карандашом.

    б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

    Слова автора (показать отношение к героям).

    Слова героев (передать их характер).

    6. Домашнее задание

    Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

    ЗАДАНИЕ

    1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
    2. Попытайся представить прочитанное.
    3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
    4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.

    Крылов чиж и голубь краткое содержание

    Колесникова Наталья Сергеевна,
    учитель русского языка и литературы,
    I категория
    Казахстан, СКО, Тайыншинский район,
    г.Тайынша, СШ№1

    Урок-игра «Вспомним басни Крылова» 5 класс
    Форма урока: урок-игра
    Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим.
    Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, конверты с заданиями, карточки со знаками «+», жетоны, тесты, маски и реквизит для инсценирования, сыр, желуди, очки, нотная тетрадь, зеркало.

    Ход урока:
    1. Орг. момент
    Прозвенел долгожданный звонок
    Начинается урок!
    На меня все посмотрели,
    Улыбнулись, тихо сели.

    2. Сообщение темы и целей урока
    Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
    Давайте все вместе прочитаем девиз нашего урока:
    Мы « крыловцы» не простые,
    Мы ребята удалые!
    Любим басни мы читать,
    Ведь хотим мудрее стать!

    3. Вступительное слово
    А знакомо ли вам имя Нави Волырк? Прочитайте справа налево. Этот псевдоним взял себе Крылов в молодости.
    Сегодняшний наш урок мы проведем в виде конкурса «Вспомним басни Крылова», который позволит выявить лучшего знатока басен и лучшую команду. Для этого мы разбились на 2 команды. Конкурсы будут оцениваться по-разному (об этом я буду говорить перед каждым конкурсом). В некоторых конкурсах у каждого из вас будет возможность заработать дополнительные баллы (жетоны), которые помогут вам победить в номинации «Лучший знаток басен И. А. Крылова». В конце конкурса, мы должны будем ответить на вопрос: «Почему басни И. А. Крылова актуальны?»

    4. Повторение материала, который нужен при работе на уроке
    Давайте повторим материал, который будет нужен сегодня на уроке.
    Что такое басня? Кто писал басни? Что вы знаете о Крылове?
    Где и когда зародилась басня? Назовите баснописцев. Какие басни мы изучили?
    Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, так как каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на него чтение басен.
    Из букв ТАЛАЦЕРИЛИЯ составьте слово (аллитерация). Что такое аллитерация?
    5.Конкурсная программа
    1 конкурс «Загадочные животные»
    Составьте из букв названия животных, которые встречаются в баснях Крылова
    ЦАСИЛИ (лисица), РАВОНО(ворона), РАЙВЕУМ (муравей), ГЕНЯКОН (ягненок), ЛЕОС (осел).
    2 конкурс «Закончи предложение»
    Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился в своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим всё сильней.
    Со школьной парты
    С ними мы сживались.
    В те дни букварь постигшие едва,
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    Я зачитываю начало предложения, а команды должны закончить, вы соревнуетесь в скорости и правильности ответов.
    1. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
    2. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
    3. «У сильного всегда…»( бессильный виноват)
    4. «Слона — то я и не ….» (приметил)
    5. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
    6. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши)

    3 конкурс «Инсценировка басен» (домашнее задание)
    1 команда «Квартет» 2 команда «Свинья под Дубом»
    4 конкурс «Лото»
    Соедините отрывки из басен с названиями басен
    Лето красное пропела «Стрекоза и Муравей»
    Соседка, перестань срамиться «Слон и Моська»
    Вперед чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
    С ним была плутовка такова «Ворона и Лисица»
    Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье «Квартет»
    А воз и ныне там «Лебедь, Щука и Рак»

    Артикуляционная гимнастика
    Скороговорка «Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки».

    5 конкурс «Бюро находок»

    На столе разложены разные предметы. Помогите хозяевам найти потерянные предметы, отправьте их в нужную басню.
    Сыр («Ворона и Лисица»), жёлуди («Свинья под дубом»), очки («Мартышка и очки»), нотная тетрадь («Квартет»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»).

    6 конкурс «Путаница»

    Отгадайте, что здесь перепутано.
    1. «Ворона ГАВКНУЛА во все воронье горло» (каркнула)
    2. «Плутовка к БЕРЕГУ на цыпочках подходит, вертит хвостом, с КУКУШКИ глаз не сводит» (дереву, вороны)
    3. «Соседка, перестань срамиться» — ей бабка говорит» (шавка)
    4. «Как, милый КОЧЕТОК, поешь ты громко, важно!» (петушок)
    5. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз ВПРЯГЛИСЬ» (взялись)
    6. «Мартышка к старости слаба УШАМИ стала» (глазами)
    Физминутка
    «Стрекоза»
    Вот такая стрекоза,
    Как горошины, глаза.
    А сама, как вертолёт,
    Влево, вправо, назад, вперёд.
    И на травушке роса,
    Мы ладошки отряхнули,
    Улетела стрекоза.
    Попрыгунья испугалась,
    Только песенка осталась.

    7 конкурс «Конкурс капитанов»

    Капитаны команд выполняют тестовые задания
    1. Басня – это:
    а) Юмористическое стихотворение;
    б) Сатирический рассказ;
    в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.
    2. По глаголам определите басню
    Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.
    а) «Волк на псарне»;
    б) «Мартышка и очки»;
    в) «Волк и ягнёнок».

    3. Кто сказал «Вперёд чужой беде не смейся…”:
    а) Ворона;
    б) Голубь;
    в) Чиж.
    4. Героиня, которая увидела «в зеркале образ свой..”:
    а) Мартышка;
    б) Лисица;
    в) Свинья.
    5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».
    а) гипербола;
    б) антитеза;
    в) олицетворение.

    6. У кого к зиме » Под листком был готов и стол и дом”:
    а) Рак;
    б) Муравей;
    в) Стрекоза.
    7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:
    а) Ворона;
    б) Моська;
    в) Лисица.
    8. Кто без драки «Хочет попасть в большие забияки”?:
    а) Лисица;
    б) Моська;
    в) Ягненок.
    9. Один из героев, который «везти с поклажей воз взялся”?:
    а) Слон;
    б) Косолапый Мишка;
    в) Рак.
    10. Кого «По улицам водили, как будто на показ”?:
    а) Слона;
    б) Осла;
    в) Козла.
    8 конкурс «Басни и пословицы»
    Пока капитаны работают с тестами, команды выполняют следующее задание. Прочитайте написанные пословицы. Подберите к ним басни Крылова, в которых раскрывается смысл этих пословиц.
    1. Дружно — негрузно, а врозь – хоть брось («Лебедь, Щука и Рак»)
    2. Не пори, когда шить не умеешь («Квартет»).
    3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь («Чиж и Голубь»)
    4. Не место красит человека, а человек место («Квартет»)
    5. Молодец среди овец, а на молодца — и сам овца («Слон и Моська»)
    6. Как потопаешь, так и полопаешь («Стрекоза и Муравей»).
    7. Собака лает – ветер относит («Слон и Моська»)

    Конспект и презентация к уроку чтения. И.А.Крылов «Чиж и голубь»

    Функциональное значение данного урока состоит в развитии умения анализировать басню на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель заключается в формировании и развитии коммуникативных умений, умения сочувствовать и сопереживать. Презентация имеют цель: «оживить» и усилить эмоциональное восприятие произведения, сделать урок ярким и интересным.

    Предмет: Литературное чтение

    Целевая аудитория: для 3 класса

    Автор: Беспалая Ирина Феликсовна
    Место работы: МКОУ Тазовская школа-интернат
    Добавил: Irma8992

    Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

    Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

    Диплом и справка о публикации каждому участнику!

    © 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
    Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
    Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

    Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

    Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
    Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: