Крылатые выражения А

Разделы: Литература

Имея определенный опыт работы в школе, я пришла к выводу, что через произведения русских писателей и поэтов можно воспитать в маленьком человеке все лучшие качества характера. Ведь на сегодняшний день молодое поколение постигла страшная трагедия: учащиеся мало читают, потому что зачастую компьютер занимает свободное время школьников. Чтобы преодолеть эту проблему, на уроках русского языка и литературы я использую крылатые выражения А.С. Пушкина, так как его произведения имеют воспитательную силу.

Итак, под крылатыми выражениями принимаются принадлежащие Пушкину строки из стихов, получившие употребление за рамками пушкинского текста. Их употребляют для различных видов учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах. Пушкинские цитаты описательно-бытового или поэтического характера могут быть включены в уроки русского языка для синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Таковыми цитатами являются следующие строки из стихов:

Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы:.(«Евгений Онегин»)

Была ужасная пора
О ней свежо воспоминание:(«Медный Всадник»)

В тот год осенняя погода
Стояла долго у двора,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе(«Евгений Онегин»)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел:(«Евгений Онегин»)

Гений и злодейство-две вещи несовместимы («Моцарт и Сальери»)

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань («Полтава»)

Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)

При написании сочинений-миниатюр могут быть использованы пущкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:(«К:»)(Сочинения об осени, лучших моментах жизни и т.д.)

Я вас любил:
Любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем:(«Я вас любил») (Сочинение по теме «Милая Татьяна» )

При знакомстве с изобразительно-художественными средствами возможен вариант использования следующих выражений полуфразеологического характера:

Все флаги в гости будут к нам:(«Медный всадник»)

И неподкупный голос мой был эхо русского народа («Н.Я. Плюсковой»).

Бразды пушистые взрывая:(Евгений Онегин)

Версты полосаты:(«Зимняя дорога»)

Глаголом жги сердца людей:(«Пророк»)

Гроб качается хрустальный:(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») и многие другие стихотворные строки, в которых можно найти эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, метонимию и т.д.

Пушкинские обороты фразеологического характера я порекомендовала бы для составления предложений в 5-11 классах: «Болдинская осень», «взыскательный художник», «властелин дум», «наука страсти нежной», «гений чистой красоты», «юный град» и другие.

Крылатые выражения-фразеологизмы могут быть даны со следующим заданием: из каких стихов данные строки «дум высокое стремленье», «души прекрасные порывы», «не мудрствуй лукаво», «разбитое корыто», «с корабля на бал»? Пушкин в литературе и языке, подобно Петру I в политике, соединил Россию с Европой. Во вступлении к поэме «Медный всадник» мы читаем:

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно:(«Медный всадник»)

Строки «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» я объясняю детям: «Они применяются к историко-политическим ситуациям и обстоятельствам, связанным с каким-либо «первооткрывательством, установлением контактов с другими народами или сферами деятельности». Это объяснение заставляет их задуматься над тем, что крылатые выражения великого поэта актуальны по сей день. Такими общеупотребительными оборотами стали следующие: «сказки говорить», «золотая рыбка», «не зарастет народная тропа», «народ безмолвствует», «и жить торопиться, и чувствовать спешат» и многие другие.

Многие крылатые выражения используются людьми в разговорной речи. Зачастую зимний снег воспринимается очень радостно, при этом люди говорят: «Мороз и солнце, день чудесный!». («Зимний вечер») О молодом человеке, одетом с иголочки, мы можем услышать следующее высказывание: «Как денди лондонский одет» («Евгений Онегин»). Неудавшаяся личная жизнь кого-либо звучит в строках Пушкина: «А счастье было так возможно» и т.д. На встрече одноклассников я услышала фразу: «Бойцы поминают минувшие дни» («Песнь о Вещем Олеге»). В непогоду у каждого в памяти строки из стихотворения школьной программы «Буря мглою небо кроет:» («Зимний вечер»). «Пора, красавица, проснись»,- говорят любящие родители своим дочерям, бабушки внучкам. Можно приводить еще много примеров из стихов, поэм А.С. Пушкина. Такой великий человек мог родиться только в России, но творить для всего человечества на Земле. Это подвиг!

Все вышесказанное подтверждает то, что феномен Пушкина необходимо объяснить исключительно «русским духом», глубинной народностью его творчества. Опровергнуть это объяснение невозможно, как невозможно оспорить, что причина его бессмертия- поэтический гений. Значительная часть крылатых слов достаточно легко узнается . Так, текст «Евгений Онегин» дал около 400 исходных цитатных единиц. Мы далеки от того, чтобы сетовать на упадок нравов и общей культуры. Пушкинское слово живет, насыщенность пушкинскими крылатыми выражениями языка современной литературы и публицистики довольно высока.

Литература:

  • В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко «Словарь крылатых выражений Пушкина» ; издательство Санкт-Петербургского университета «Фолио-пресс» 1999 г.
  • О.Б. Федорова. Книги серии «Школа классики» А.Пушкин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.- изд. «Аст Олимп» 1997 г.
  • Предложение со словом лед из произведений пушкина

    У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

    Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

    СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
    . или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе «Роль портрета в изображении героя в художественном произведении и живописи»

    ЦЕЛИ:

  • создать представление о понятии «портрет» в литературном произведении и живописи;
  • помочь учащимся выйти на самостоятельное видение деталей портрета, развивать независимость суждений в оценке героя;
  • формировать прочные навыки в описании внешности, закреплять представление о портретной лексике.
  • ОБОРУДОВАНИЕ: листы А4 для двух групп, толковые словари, картина К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация учителя в программе Noteboоk.

    1. Мотивация учебной деятельности.

    Портрет человека.: Как много может он сказать нам. Через внешность героя писатель порой стремится раскрыть его внутренний мир, помогает определить, характер, увлечения и, конечно, выражает своё собственное отношение к герою. Но за всеми деталями портрета стоит нечто «своё, особенное». На сегодняшнем уроке мы вместе с вами постараемся познакомиться, понять героев литературного произведения и живописи через детали портрета. Постараемся уловить настроение героя через его внешность.

    2. Литературный портрет (СЛАЙД № 2).

    Сейчас я прошу вас обратиться к портрету героини повести И. С. Тургенева «Ася», с этим произведением вам ещё только предстоит познакомиться, а нас интересует портрет, используемый писателем как средство характеристики персонажа.

    А сейчас работа в группах. У вас на столах два текста и по три вопроса к каждому из них.

    1 ГРУППА: «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». (М. Пришвин «Кладовая солнца».)

    1). Озаглавьте текст.

    2). Какую роль играют сравнения, помогающие представить героиню?

    3). Какие детали портрета помогают нам понять отношение автора к героине?

    2 ГРУППА: «:Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается». (И. Тургенев «Ася».)

    1). Назовите основную мысль описания. В чём её особенности?

    2). На какие детали портрета автор обращает особое внимание?

    3). Докажите, что в описании героя передано отношение автора.

    (После выступления групп делается вывод о роли портрета в литературном произведении. Например, через портрет писатель раскрывает внутренний мир героя, определяет его характер и т. д.)

    3. Портрет в живописи.

    Мы поработали с литературным портретом, а теперь давайте обратимся к портрету в живописи, конкретно к картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». Печать времени лежит на каждом портрете Брюллова. Он не рисовал ни старух, ни увядающих красавиц. Его женщины полны обаяния, молодости, грации и даже кокетства. Брюллов изображает женщин в пышной обстановке гостиных, на балу, на прогулке. (СЛАЙД № 4, 5)

    Обратите внимание на внешность героев картины. Через внешность художник стремится раскрыть внутренний мир, некоторые черты характера человека или его состояние в определённый момент жизни, часто выражает собственное отношение к человеку на портрете.

    а) Говорят, «глаза — зеркало души».

    Расскажите о своём первом впечатлении о глазах сестёр Шишмарёвых. Запишите портретную лексику на листы, которые лежат у вас на столах. Например: глаза горят, выразительные глаза, глаза сияют, блеск глаз, блестящие глаза и так далее.

    (Ребята 1-2 минуты думают, затем каждая группа выступает по одному определению, но не повторяясь. Добавление учителя: смеющиеся глаза, прозрачные глаза, грустные глаза, сощуренные глаза, раскрытые глаза, глаза серые, тёмные, глаза потухли, глаза светлые, плачущие глаза, лучистые глаза, задорные глаза, бездонные глаза, прекрасные глаза, сердитые глаза, рачьи глаза, быстрые глаза и т.д.)

    — Какие определения указывают на характер человека?

    — Сравните глаза героинь. Составьте 1-2 предложения и запишите на лежащие у вас на столах листы. (Обсуждение)

    б) «И взгляд её пленил:»

    — Обратите внимание на роль взгляда при характеристике героя.

    — Выпишите определения, указывающие на характер человека. Какие определения несут положительную оценку человека? (1-2 минуты готовятся, затем обсуждение задания)

    — Во взгляде может выражаться чувство человека. Докажите это на примере наших героинь

    в) «Помню глаза и волосы твои:»

    — Давайте обратим внимание и на другие детали портрета, а конкретно — волосы. Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами:.)

    — Укажите длину волос, их форму. Составьте 1-2 предложения, описывая причёску наших героинь.

    — Для описания овала лица употребляются определения: узкое, длинное, круглое, продолговатое, овальное, треугольное и т. д. Какой овал лица у наших героинь?

    — Иногда в определении походки передают состояние человека, его возраст, профессию, впечатления о нём. Характеризуя походку человека, обращают внимание на поступь, манеру, шаг. Запишите определения, которые характеризуют походку пожилых и молодых людей. На что указывает походка наших героинь?

    — Обратите внимание на осанку и её роль в описании портрета. По осанке мы можем порой судить о занятиях человека. Чем увлекаются наши героини?

    д) «По одёжке встречают:»

    — Детально рассмотрите одежду героинь на картине. Докажите, что художник, используя контраст цвета в одежде, намекает на индивидуальность сестёр Шишмарёвых, сравнивает их.

    — О чём свидетельствует одежда девушек? Сравните костюмы героинь.

    Одного желающего к доске, вставьте пропущенные буквы. (СЛАЙД № 7)

    (Учащийся выполняет задание, объясняет правописание, остальные письменно делают задание у себя в тетрадях).

    — Составить с глаголами удивлять и поражать предложения. (Устно)

    — Часто в глаголах заключена оценка, они делают портрет более выразительным, раскрывают главную мысль описания. Докажите это, опираясь на сравнение героинь.

    4. Закрепление изученного материала.

    Мы рассмотрели детали портретов наших героинь. При описании внешности необходимо обращать внимание не только на лицо (глаза, взгляд, волосы, овал лица), но и на осанку человека, позу одежду. Эти детали помогают нам в описании портрета, в сравнительной характеристике героев. Можно ли составить схему описания?

    Теперь я предлагаю самостоятельно поработать с произведением Н. В. Гоголя «Портрет», который вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку, и найти портретные описания по схеме. Не обязательно, что вы найдёте все пункты из схемы. (Если времени на уроке не достаточно для выполнения упражнения, то можно дать его на дом. Также можно подсказать

    страницы учебника, где найти портретные зарисовки: 282, 286, 287, 299, 302, 316, 317, 319, 322.)

    А сейчас проанализируем эпизод создания портрета, обратим внимание на детали

    (пусть ребята найдут и просмотрят, вспомнят стр.299-302)

    ВОПРОСЫ: Как изображён Гоголем процесс работы над портретом?

    Что нарушает работу художника?

    Как он относится к претензиям заказчика?

    Что примиряет его с ними?

    Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

    (Можно предложить ребятам описать иллюстрацию к повести «Портрет» В. Васнецова.) (СЛАЙД № 9)

    Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

    Итак, перед человеком встаёт определённый выбор-выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор-что дальше: осознать свою ошибку и исправить её-это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное-это злой выбор, безнравственный. Какой выбор делает Чартков?

    Сделаем вывод: от бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

    А сейчас самостоятельная работа. Предлагаю два вопроса на ваш выбор для письменного рассуждения, которое должно быть полным и чётким.

    1. Каково назначение искусства в жизни общества?

    2. Каким представлял себе Гоголь настоящего художника?

    6. Домашнее задание: Следующий урок у нас будет в форме семинара, задание по группам по стр. ____ учебника.

    Предложение со словом лед из произведений пушкина

    К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Увлеченный поэмой Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь в январе 1875 года опера впервые увидела сцену.

    Действующие лица

    • Демон — бас-баритон
    • Тамара — сопрано
    • Князь Гудал — бас
    • Князь Синодал — тенор
    • Няня — контральто
    • Ангел — меццо-сопрано
    • Гонец — тенор
    • Старый слуга — бас
    • Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь

    Место действия оперы: Грузия.

    Сюжет

    Действие первое. Картина первая — пролог

    Буря свирепствует в горах Кавказа. Чёрные тучи несуться по небу, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может. В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя. На одной из вершин вырисовывается зловещая чёрная тень — это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушения на земле ему уже скучно. Всё покорно его желанию и повелению. Величественная природа больше не вызывает у него восхищения. Ему ненавистен весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой нет настоящей жизни? Демон с негодованием отвергает мысль о примирении с небом.

    Картина вторая

    Перед Демоном — иная картина: живописная долина реки Арагвы. На берегу стоит старинный замок князя Гудала. К реке за водой идут девушки. Среди них дочь князя, Тамара. Демон с волнением смотрит на юную княжну — своей красотой она напомнила ему тех небесных созданий, с кем когда-то он делил блаженство и кого давно оставил… Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела, она с танцует таким упоением, её движения так грациозны… Злой дух не может отвести взора от красавицы.

    Какой-то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха — князя Синодала. Тамара успокаивается, но ненадолго. Вдруг ей чудится голос. Он зовёт её с собой в «надзвездные края», обещая вечность и власть над миром. Девушка успевает заметить на вершине скалы какую-то тень, и в тот же миг виденье исчезает.

    Картина третья

    Молодой князь Синодал спешит к невесте. Из-за бури дорогу преграждает обвал и его караван вынужден остановиться на ночлег. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, — это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой всрече с любимой. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, устав от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура. Демон всматривается в соперника. Недолго осталось ему спать: под покровом ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапное нападение разбойников застаёт путников врасплох. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные бежали. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты перед смертью Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак, и умирает с именем Тамары на устах.

    Действие второе. Картина четвёртая

    Большой праздник в замке Гудала — старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Вино льётся рекой, гости поют праздничные песни. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с вестью, что князь задержался в пути. Невеста грустна. Но теперь не о Синодале думает Тамара, её мыслями завладел иной образ. Неожиданно слышатся крики и плач, и в зал вносят погибшего жениха.

    В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара словно застыла в горе, ей кажется, будто кто-то зовёт её: «К чему слёзы?» — утешает таинственный незнакомец. — «Они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко, в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски». Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Своей неземной красотой и дивными речами он очаровывает юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда жених погиб? В смятении Тамара просит отца отпустить её в монастырь.

    Действие третье. Картина пятая

    Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно — быть вместе с Тамарой, найти обновление в её любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

    Картина шестая

    Ночь. Обитель уснула, только в келье Тамары мерцает огонёк. В монастыре девушка не нашла успокоения. И здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит сладкие речи, зовущие в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт… И вот — наконец-то! Ничего не утаивая, Демон рассказывает о себе — он дух зла, враг небес, который клянёт всё живущее на земле. Но узнав Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла бы возвратить Демона добру и небесам. Она в смятении: «опасно слушать такие речи — Бог всё слышит!» Демон только усмехается в ответ: «Бог занят небом, не землёй. — А наказанье, муки ада? — Так что ж, ты будешь там со мной!» Пламенные, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить «страдальцу». Пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться.

    У Тамары уже нет сил противиться искусителю. В это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Сомнения овладевают Тамарой. Демон убеждает её что только она может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда он возьмёт её в надзвездные края, и она станет «царицей мира». Демон падает к её ногам и ждёт обновления любви. Девушка уступает, но от первого же поцелуя Демона падает мёртвой.

    Эпилог

    Ангел добра приносит Тамаре прощение: любовью и страданиями она искупила свои сомненья. Теперь врата рая открыты для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир. Он снова один, один со своей тоской и ненавистью.

    Картина седьмая — апофеоз

    Сонм ангелов возносит Тамару на небеса, к вечному блаженству и покою.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: