Читать Чехова

В связи со 150-летием А.П. Чехова филологический фа­культет МГУ имени М.В. Ломоносова, Чеховская комиссия Совета по истории мировой куль­туры РАН, Государственный литературно-мемориальный музей-за­поведник А.П. Чехова (Мелихово) провели международную научную конференцию «А.П. Чехов и мировая культура: взгляд из XXI века». В её обширной программе (конференция длилась пять дней, с 29 января по 2 февраля) был намечен — и проведён — круглый стол «Чехов в школе».

Как сообщила участникам конференции профессор Оренбургского госпедуниверситета, действительный член Академии военных наук О.М. Скибина, о необходимости изучения произведений писателя в гимназиях, реальных училищах и других учебных заведениях императорской России ещё при его жизни, в 1890-х годах, настойчиво говорил выдающийся русский критик и публицист Михаил Осипович Меньшиков. Завет выполнен, но вопросов и узких мест здесь более чем достаточно.

Современные чеховеды постоянно занимаются проблемами Чехова школьного, Чехова вузовского, Чехова музейного — называю основные направления предыдущего круглого стола, организованного Чеховской комиссией в Ялте в 2006 году. Вот и ныне в одной из аудиторий филфака МГУ в воскресное утро (!) собралось более тридцати литературоведов и школьных учителей. А поскольку ныне вузовские преподаватели, особенно вне столиц, нередко и учительствуют, разговор получился, что называется, с открытым забралом. Вести круглый стол было поручено опытному учителю литературы, преподавателю Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) В.Н. Шацеву и автору этих строк. Поскольку Владимир Натанович выступал с докладом об опыте заманивания театром — введения школьников в мир Чехова посредством самодеятельных теат­ральных постановок, мы разделили обязанности: я стал координировать выступления, строго следя за соблюдением регламента и за тем, чтобы все желающие могли высказаться. Кажется, это удалось.

Сначала для заострения проблематики круглого стола своими наблюдениями по теме «Чехов в ЕГЭ» поделилась доцент Казанского госуниверситета Л.Е. Бушканец. Открываются удручающие подробности превращения гениальной прозы Чехова (разумеется, не только Чехова) в материал для демонстрации натасканности ученика в определённых формах ответов на столь же определённые вопросы.

Однако мы решили, что не будем слишком сосредоточиваться на провальных методиках изучения классики, но главным образом попытаемся определить направления успешного пути к Чехову в сегодняшней школе. Невзирая на жупел ЕГЭ.

То, что Чехов нужен школьникам, ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем активно участвовавший в круглом столе организатор конференции, председатель Чеховской комиссии, профессор МГУ В.Б. Катаев напомнил, что Чехов специально для детей не писал и при отборе его произведений для детского чтения и для изучения в школе недоступным представляется многое. Общих рецептов быть не может, но на учителя возложена обязанность определять то, что в чеховских произведениях волнует учеников именно его класса. Если к изучению всё же рекомендован «Вишнёвый сад», надо установить, что в этой пьесе сегодня интересно каждому человеку, каждому ученику.

Профессор Украинско-амери­канского гуманитарного института (Киев) В.Я. Звиняцковский, развивая эту тему, сообщил, что для украинских школ из Чехова (он изучается в курсе зарубежной литературы) выбран рассказ «Скрипка Ротшильда», так как именно он, с точки зрения методистов, способен донести до школьников вечную актуальность Чехова.

Он же обратил внимание на то, что до сих пор в школьном литературном образовании нет cогласия в том, на чём строить обучение — на истории или на теории литературы.

Здесь ещё проблема: обычно изучать Чехова определяют в конце программы для 10-го класса, и многие в условиях нынешнего сиротского положения нашего предмета в школе просто не успевают до него добраться. Кто-то с Чехова начинает уроки в 11-м классе, но это не норма. Таким образом, обсуждение постоянно переходило от Чехова к общим проблемам преподавания литературы.

Старший преподаватель Восточно-Сибирской государственной академии образования, работающий и в школе, А.Г. Бондарев говорил о чудовищной редукции чеховских рассказов в школьном изучении, о непреодолённых советских подходах, социологизирующих любое художественное произведение. Его пафос поддержали другие молодые участники круглого стола — А.А. Журавлёва, Э.Д. Орлов. В свою очередь профессор МГУ А.А. Смирнов высказал убеждение, что изучение русской литературы без социологических подходов невозможно и сегодня.

Естественным образом была поднята проблема учебников по литературе, их “грифования”, распространения и бытования, благо, что в круглом столе принимал деятельное участие автор одного из них — профессор СПбГУ И.Н. Сухих.

Как даже новый учебник может запутать и школьника, и педагога, показала учитель литературы Образовательного центра ОАО «Газпром» О.С. Маевская на примере анализа рассказа «Ионыч», данного в учебнике литературы В.И. Сахарова и С.А. Зинина для 10-го и 11-го классов. Попытка преодолеть вульгарно-социологическое толкование рассказа лишь привела, по мнению выступающей, к разрушению этико-эстетического целого, к отвращению школьников от произведения. Она же напомнила, что не учебником единым живы ученик и учитель. Особенно остро не хватает квалифицированно подготовленных материалов к урокам, качественных антологий литературно-критических, историко-культурных материалов и т.д.

Внёс свою лепту в поддержание высокого градуса обсуждения и профессор Тверского госуниверситета Ю.В. Доманский. Он связал Чехова с “контекстом Серебряного века” (на наш взгляд, здесь легко запутать и школьника, и многих учителей, хотя сама проблема существует), выступил с очень сомнительным утверждением, что плохой учебник воспитывает критическое мышление, а хороший может слишком завораживающе подействовать на читателя, и в детском чтении отдал предпочтение (как пример) екатеринбургскому Гайдару — В.Крапивину — перед Чеховым. “Во многом наша задача — научить детей получать удовольствие от литературы” — вот тезис Ю.В. Доманского, с которым особо не поспоришь, да и не надо, но, кажется, никто из участников круглого стола не согласился с тем, что Чехову не место на книжных полках детей и подростков.

Просто мы пока часто не добираемся до настоящего Чехова, его действительно прекрасного, поучительного без назидания художественного мира. Мы вместе со школьниками должны заново учиться читать Чехова. Недаром многие выступающие говорили об известной методике “медленного чтения”; также вспомнили и практику “тотального комментария” А.П. Чудакова. В необходимости вчитаться в Чехова убеждены, что подтверждают делом, доцент Н.Ф. Иванова (Новгородский ГУ), В.Б. Смиренский (ИНИОН РАН), учителя Т.А. Булычeва (Иваново), Е.С. Абелюк (Москва), профессора А.С. Собенников (Иркутский ГУ), Н.В. Капустин (Ивановский ГУ), С.Н. Кайдаш-Лакшина (Москва).

В.Н. Шацев предложил, наряду с круглым столом, предусмотреть на следующих конференциях цикл мастер-классов для словесников, хотя, возможно, следующего собрания чеховедов можно и не ждать, а использовать для такого нужного начинания, например, возможности видеозаписи, чем уже не первый год успешно занимается Издательский дом «Первое сентября».

Участники круглого стола были единодушны в своём желании продолжить обсуждение проблемы «Чехов в школе» на постоянной основе, в частности, на страницах газеты «Литература», хорошо известной своей открытостью для широкого обмена педагогическим опытом. Собственно, эта информация и является приглашением к такому обсуждению. Дополнительным стимулом к нему станет наш конкурс учебно-методических разработок и ученических сочинений по творчеству Чехова (его условия опубликованы в № 4 и размещены на нашем сайте).

Словом, надеемся, что юбилейный для Чехова год в итоге приблизит его великое наследие к читателям, среди которых будут многие тысячи российских школьников.

Круглый стол по творчеству чехова методика

VI Всероссийская конференция молодых учёных

«Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых»

Круглый стол по творчеству А.П. Чехова

7 декабря 2007 года на филологическом факультете МПГУ состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» , названная в прошлом году именем выдающегося ученого доктора филологических наук, профессора Сергея Александровича Леонова. Прошедший в рамках VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых круглый стол по творчеству А.П. Чехова стал юбилейным: два года назад директор Таганрогского филиала ИФ МАМИФ Светлана Борисовна Секачева предложила Центральному совету ассоциации новый проект.

На юге России Таганрог традиционно счи тается одним из наиболее активных центров изучения наследия Чехова. И в нашей стране, и за рубежом хорошо известны международные конференции “Чеховские чтения” в Таганроге, проводящиеся на родине писателя с 1960 года, и одноименные сборники научных трудов c материалами этих конференций.
Чеховское направление является одним из наиболее актуальных научных направлений Таганрогского государственного педагогического института. Давно и плодотворно занимается в Таганроге изучением биографии писателя Литературный музей А.П.Чехова. Усилиями его сотрудников ежегодно выпускаются исследования по данной тематике. Да и сам Таганрог, город-музей, город-заповедник, объединивший в своем уникальном историко-культурном пространстве архитектурные и мемориальные объекты, связанные с детством и юностью знаменитого писателя, не может никого оставить равнодушным.

Предложенный С.Б. Секачевой проект показался Центральному совету ИФ МАМИФ вполне оправданным и востребованным, тем более что филологический факультет МПГУ издавна славился своими традициями изучения творчества великого писателя (Ф.М Головенченко, А.И. Ревякин, А.Ф. Захаркин). Неоценимую помощь оказали молодому директору филиала опытные чеховеды кафедры русской литературы МПГУ доценты Валентина Михайловна Родионова и Сергей Владимирович Тихомиров, поддержавшие идею проекта и способствующие успешной его реализации. Мудрые советы дали Анна Сергеевна Мелкова, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, и профессор МПГУ Сергей Александрович Леонов. Не оставлял без своего внимания круглый стол и председатель ассоциации Иван Сергеевич Леонов, помогая продвижению нового проекта на самых сложных этапах.

В основу концепции круглого стола легло убеждение в том, что Чехов не только неисчерпаем, как справедливо заметил когда-то К.С. Станиславский, но и всеобъемлющ: влияние творчества, личности, судьбы писателя на духовное, эстетическое и культурное пространство ХХ-ХХI века неоспоримо. Руководителю проекта хотелось предоставить участникам круглого стола возможность показать своего Чехова, представить свое понимание его творчества, которое как зеркало отражает и в то же время искажает реальность, создает эффект глубины, переворачивает уже знакомое под иным углом зрения, сохраняя ощущение непрозрачности и таинственности чеховского “зазеркалья”. Проект получил название “Актуальные проблемы чеховедения”, что должно было инициировать разносторонний подход к изучению творчества Антона Павловича.

Расчет оправдался: на традиционные декабрьские и майские конференции, организованные ИФ МАМИФ, стали приезжать докладчики с чеховскими темами, а через два года работы круглого стола определились его приоритетные направления. Ими закономерно стали проблемы поэтики прозы и драматургии Чехова. В течение двух лет внимание участников круглого стола было сосредоточено на проблемах синкретичности художественного мира драматургии Чехова, своеобразии поэтики ранней и поздней прозы, синестезии в чеховской эпике, эстетической функции мифологического и библейского пространства, интертекстуальных включениях и др. О продуктивности работы в этом направлении свидетельствует тот факт, что только в Таганрогскогом педагогическом институте за время двухлетнего существования филиала было защищено 4 кандидатские диссертации по проблемам поэтики Чехова.

Второе отчетливо определившееся направление – “Чехов в отечественном и зарубежном литературоведении”. Изучение творческого наследия Антона Павловича давно стало отраслью не только российского, но и мирового литературоведения, поэтому собрать многогранную и разнородную библиографическую информацию, а затем донести ее до студентов, аспирантов, молодых преподавателей является миссией актуальной и благородной. Активная творческая деятельность юных исследователей и дипломированных специалистов дает возможность представить ежегодную панораму участия чеховского наследия в современной культуре.

Языковой и речевой портрет Чехова — еще одна область, вызвавшая интерес молодых ученых. В рамках этого направления рассматриваются лингвистические проблемы взаимосвязи концептуально значимых смыслов с жанром, сюжетом, композицией, дается анализ речевого поведения персонажей и т.д. Актуальность этого направления обуславливается его вписанностью в пространство широко известных лингвистических концепций.

Методика преподавания творчества Чехова в школе — направление, порожденное самой жизнью. По мнению методистов, в последние годы наметился очевидный поворот к интерпретационному изучению произведений Антона Павловича, что способствует обновлению гуманитарного образования. Чувственное воображение и образное мышление становятся содержанием процесса погружения в текст и его оценки. Эти тенденции обуславливают актуальность материалов об особенностях читательского восприятия созданных в повестях и рассказах Чехова образов.

За два года существования Чеховский проект не только доказал свою состоятельность, но и обнаружил признаки саморазвития. Круглый стол расширяется по “ горизонтали ” и по “ вертикали ” . Увеличивается его географическое пространство: Москва, Таганрог, Казань, Тверь, Иркутск, Самара, Нижний Новгород — и вместе с ним расширяется тематика представленных докладчиками материалов. Одновременно углубляется понимание творчества Чехова, усиливается концептуальность подходов к поставленным исследователями задачам. Открывает широкие перспективы использование ннновационных технологий. C презентацией “таганрогской” темы приехала в этом году на конференцию студентка ТГПИ.

Двухлетняя работа круглого стола по творчеству Чехова является прекрасным доказательством того, что одной из главных тенденций современного научного процесса становится консолидация молодых сил в едином интеллектуальном пространстве, когда объединенными усилиями многих достигается новое синергетическое качество. Остается пожелать молодым исследователям творчества Чехова дальнейших творческих свершений и успешной самореализации в науке!

Круглый стол по творчеству чехова методика

В рамках региональной программы «Защитим детей от насилия!» на годы в общедоступных библиотеках области началась информационная кампания, направленная на предупреждение жестокого обращения с детьми и формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия.

На сайте ряда библиотек размещена информация об общественном движении «Россия — без жестокости к детям», инициированном «Я — родитель».

Разделяя основные цели движения «Россия — без жестокости к детям» — ценности ответственного родительства, диалоговые отношения с детьми, а также исключение проявления любых форм насилия и жестокости, библиотеки организовали проведение ряда мероприятий.

Учитывая, что основу защиты детей от насилия составляет государственная политика по охране детства и система органов, профессионально занимающихся проблемам несовершеннолетних, отдел правовой информации ТОУНБ подготовил книжные выставки и информационные списки «Ювенальная государственная политика» и «Ювенальная юстиция: за и против», по материалам периодических изданий, которыми располагает библиотека. В целях более широкого распространения информации по данным проблемам электронные варианты выставок и информационных списков были представлены в аккаунте отдела в Google+. В настоящее время отдел готовит к печати обзор международных и российских нормативных документов «Защитим детей от насилия». Кроме того, совместно с партнерами, организована работа бесплатной юридической консультации, которую посетили 8 человек.

1 июня, в Международный день защиты детей, библиотеки области провели мероприятия для детей и родителей.

Библиотекари МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Жердевского района пригласили в гости школьников из детских летних оздоровительных лагерей «Звездочка» и «Факел», а также подростков, являющихся активными читателями. Помощник прокурора Т. И. Жилкина проинформировала их о том, какие законы защищают детей, куда можно обратиться за защитой их прав и как это сделать. Она также разъяснила , что понимается под жестоким обращением с детьми. Заведующий Центром правовой информации Н. В. Глушкова остановилась на международных документах и российском законодательстве, которые гарантируют каждому ребенку определенный перечень прав: ни один ребенок не может быть подвергнут небрежному и жестокому отношению, ни со стороны незнакомых людей, ни со стороны родителей, никто не имеет права лишать ребенка пищи и крова. Наряду с этим, дети прошли краткий курс: «Как защитить самого себя от насилия?», узнали о правилах безопасности, которые помогут избежать опасных ситуаций, как в этом смогут помочь им незнакомые люди: работники полиции, мамы с детьми, продавцы в магазине или аптеке. Оказалось, юные читатели неплохо информированы: они рассказали о различных ситуациях, задавали вопросы, с неподдельным интересом слушали рекомендации выступающих. Информация главного библиотекаря детского отдела Г. В. Комбаровой предназначалась воспитателям, педагогам и родителям. Она познакомила присутствующих с разделом «Мир на земле начинается в доме» сайта Тамбовской областной детской библиотеки. Раздел состоит из подразделов: «Осознанное родительство»; «Недопустимость жестокого обращения с детьми»; «Для совместного чтения родителей и детей»; «Преодоление вредных привычек». Заведующим сектором электронного читального зала С. Н. Белолипецкой была подготовлена соответствующая презентация с перечнем книг, касающихся вопросов воспитания детей, недопустимости жестокого обращения с ними.

1 июня в актовом зале Бондарской СОШ, в рамках областной акции «Защитим детей от насилия», проведена интерактивная беседа «Счастливое детство — детство без жестокости» на которой присутствовало более 170 детей. В подготовке и проведении мероприятия приняли участие работники МУК БМБ, театр «Общение» Бондарской детской библиотеки, отдел народного образования администрации Бондарского района. Дети получили грамотную консультацию специалиста по вопросам обращения за помощью в трудной ситуации О. Н. Зеленковой — консультанта отдела народного образования, посмотрели тематические видеоролики, познакомились с основным документом, защищающим детство — Конвенцией о правах ребёнка. Беседа сопровождалась чтением стихов и исполнением детских песен «Куда уходит детство», «Крылатые качели» и др.

В центральной городской библиотеке им. В. В. Маяковского г. Котовска была оформлена выставка-информация «Защитим детей от насилия». Выставка состояла из 4 разделов: «Осознанное родительство», «Преодоление вредных привычек», «Защитить и помочь», «Для совместного чтения родителей и детей». В оформлении использовался электронный ресурс для родителей «Мир на земле начинается в доме». 1 июня сотрудник Котовской городской детской библиотеки Н. А. Губарева и подростки с ограниченными возможностями здоровья отправились в пеший поход «Если с другом вышел в путь». В программе было много туристических игр, загадок, конкурсов, прозвучали песни под гитару в исполнении бардов из клуба авторской песни «Одиссея».

В фойе центра досуга «Золотой Витязь» г. Кирсанов прошел День информации «Дарите добро детям». Участвовало 55 человек. К детям, школьникам, учителям, родителям со словами поздравлений обратилась библиотекарь отдела обслуживания центральной городской библиотеки Юмашева Т. А., которая напомнила ребятам, что каждый из них, придя в этот мир, получает определенные права и самым главным из них является право на жизнь. Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году, другие общепризнанные международные документы, гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых, и нормальных условиях свободы, и достоинства. Но, помимо прав, у каждого из нас, есть определенные обязанности, которые живя в обществе, необходимо выполнять. Многие из них базируются на категориях нравственности: гуманизме, патриотизме, милосердии, сострадании, товариществе, любви к родине. Знакомя с книгами у книжной выставки «К добру через книгу», библиотекарь, прежде всего, обратила внимание присутствующих на то, что книги учат и взрослых, и детей доброте, дружбе, взаимовыручке, любви и пониманию. На примерах таких героев как, Золушка, Красная Шапочка, Герда можно понять, что такое добро и зло. Продолжая путешествие по стране Доброты, ведущая предложила ребятам ответить на вопросы сказочной викторины. Конкурсы назывались: «Угадай песенку», «Назови сказку», «Остров Заботы», «Мыс Трудолюбия». Мероприятие прошло весело и интересно. Во время акции проведен конкурс рисунков «У меня есть права».

Межпоселенческая центральная библиотека Инжавинского района провела информационно-правовой урок «Я — ребенок, я имею право» с участием помощника прокурора, специалиста отдела опеки и попечительства, инспектора полиции по делам несовершеннолетних.

В информационной кампании «Защитим детей от насилия» приняли участия практически все библиотеки Моршанского района, подготовив для детей часы правовой грамотности «Права ребенка в семье», «Счастливая семья — счастливые дети», «Что я знаю о своих правах» и др.

Комплекс мероприятий для детей был подготовлен библиотекарями Никифоровского района. В центральной библиотеке прошла презентация выставки рисунков «Дети против насилия», в которой приняли участие ребята от 5 до 12 лет. Работники библиотеки провели анкетирование среди школьников на тему «Мнения учащихся по проблеме жестокого обращения с детьми». Отделом обслуживания были разработаны вопросы к акции «Защити детей от насилия». В результате анкетирования выяснилось, что у большинства детей доверительные отношения с мамами. Физически их не наказывают и силу к ним не применяют. Родителей они не боятся, но в качестве наказания на время лишаются компьютера, прогулок и других развлечений. 1 июня сотрудники отдела семейного чтения провели с детьми среднего школьного возраста игру-занятие: «Азбука безопасности. Как защитить себя от насилия». В первой части ребятам были показаны короткие видеоролики на тему насилия в семье. Затем в доступной игровой форме прозвучали полезные советы и правила безопасного поведения в семье. Далее ребята получили компетентную информацию о телефоне доверия, который работает для детей и родителей бесплатно, анонимно, круглосуточно в городе Тамбове и Тамбовской области. Вторая часть занятия была посвящена показу и обсуждению фильма «Чучело» по книге В. Железникова. Детская жестокость, безнравственность и равнодушие стали темой разговора. Книжная выставка «Мы против насилия» служила фоном мероприятия.

1 июня, в День защиты детей, в Юрловском филиале Никифоровской межпоселенческой библиотеки была проведена акция «Детство без жестокости и насилия». В ходе акции ребята организовали сбор подписей на плакате «Эта рука не ударит ребенка». Всем предлагалось оставить отпечаток руки с подписью, тем самым взрослый человек подписывался под словами «Эта рука не ударит ребенка». Ребята посетили дом культуры, школу, администрацию сельсовета, привлекали родителей и прохожих. Затем в библиотеке были проведены громкие чтения книги В.Гюго «Козетта». Ребята рассмотрели вопрос о том, какие права были нарушены в отношении главной героини книги. В заключении мероприятия проведена викторина по сказкам отечественных и зарубежных писателей.

Сотрудники детской библиотеки МБУК Петровского района «Межпоселенческая централизованная библиотека» 1 июня организовали для учащихся информационную акцию «Жизнь без насилия», в ходе которой рассказали детям о предупреждении и пресечении конфликтов в семье, дали советы, как нужно действовать в той или иной ситуации, куда обращаться в случаях жестокого обращения со стороны родителей. Школьники также получили памятки, содержащие информацию о правах ребенка и едином телефоне доверия для детей, подростков и их родителей.

Пичаевская центральная межпоселенческая библиотека организовала 1 июня выставку-предупреждение «Дети без жестокости» в рамках областной акции «Защитим детей от насилия». Презентация выставки прошла в районном Доме культуры, на мероприятии ко Дню защиты детей. Если для детей были реализованы, в основном, развлекательные программы (театрализованные представления, конкурсы рисунков на асфальте, викторины, игровые и познавательные программы и др.), то родителей библиотекари пригласили к серьезному разговору о профилактике жестокого обращения с детьми, познакомили с нормативными документами, защищающими права детей, новыми методиками воспитания и организации межличностного общения в семьях.

Межпоселенческая библиотека Ржаксинского района провела для жителей поселка День информации «Мир на Земле начинается в доме», в рамках которого состоялся информационный час «Семья без насилия», презентация электронных ресурсов «Я — родитель», представлена выставка «Права ребенка в XXI веке», проведен обзор литературы «Для совместного чтения родителей и детей». Все присутствующие получили буклеты и памятки «Как предотвратить жестокое обращение с ребенком».

Сельские филиалы межпоселенческой библиотеки Мичуринского района организовали и провели информационные часы «Защитим детей от насилия», «Закон в защиту детей», «Нет насилию в семье», «Безопасность вашего ребенка или как уберечь детей от насилия» и др. В центральной межпоселенческой библиотеке Мичуринского района сотрудники провели обзор правовых документов «В защиту детства» и подготовили информационный список «Ребенок в безопасном мире». В Стаевском и Ст. — Тарбеевском сельских филиалах наряду с проведением информационных бесед было организовано анкетирование родителей: «Семья без насилия и жестокости», «Безопасность вашего ребенка».

В сельских библиотеках Моршанского района прошли информационные беседы, часы информации для родителей: «Как защитить детей от насилия», «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье», «Жестокость — не метод воспитания», «Детство без жестокости» и др.

МБУК «Мордовская центральная районная библиотека» сформировала и выпустила пакет информационных документов «Защитим детей от насилия», в который вошли буклеты и памятки для родителей «Семья для подростка», «Жестокое обращение: что это такое?», «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а также журналы «Семейный причал». Пакеты информационных документов были переданы во все сельские библиотеки, учреждения и организации райцентра. 1 июня 2015 года в читальном зале центральной районной библиотеки прошел Круглый стол «Как защитить детей от насилия?», в котором приняли участие сотрудники прокуратуры, редакции районной газеты, отдела образования, родители, приёмные родители и дети, библиотекари. В большинстве сельских библиотек Мордовского района прошли беседы и обзоры «Закон защищает детство».

В мае 2015 года 4 библиотеки области приступили к созданию семейных клубов «Ответственный родитель». В центральной городской библиотеке г. Кирсанова, в рамках информационной компании по продвижению Программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия», 26 мая состоялось первое заседание клуба, посвященное рассмотрению проблемы «Ребенок и семья». Для проведения Круглого стола «Ребенок и семья» были приглашены работники правоохранительных органов — майор полиции подразделения по делам несовершеннолетних Т. А. Сидельникова и помощник Кирсановского межрайпрокурора Н. А. Ситникова. Составлен план совместных посещений неблагополучных семей библиотекарями и сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних.

В рамках заседания клуба «Ответственный родитель» прошло мероприятие и в муниципальном бюджетное учреждении культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» Сосновского района. С целью участия в информационной компании, направленной на предупреждение жестокого обращения с детьми и формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия, проведен информационно-познавательный час «Наше счастливое детство». Перед родителями выступили: социальный педагог Центра по профилактике социального сиротства Л. Д. Рыбина с вопросом «О недопущении жестокого обращения с детьми в семье и обществе», инспектор отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Т. В. Перегудова на тему «Законы на страже счастливого детства». Демонстрировались видеоролики «Берегите своих детей», «Должны смеяться дети», социальная реклама. Детям были розданы закладки и памятки об их правах.

В ближайшее время подобные Клубы должны заработать в центральных городских библиотеках Моршанска, Котовска и Тамбова.

Электронная информационно-образовательная среда

В разделе можно посмотреть недельный график своих занятий

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

26 мая

Круглый стол по творчеству М.А. Шолохова: к 110-летию со дня рождения писателя

В рамках мероприятий филологической декады кафедра литературы факультета истории и филологии провела круглый стол, посвященный 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова. В работе круглого стола приняли участие ведущие преподаватели и студенты факультета истории и филологии, а также факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования.

Сообщения, подготовленные выступающими, вызвали большой интерес у присутствующих. Разговор о бытовании историзмов и архаизмов в романе-эпопее «Тихий Дон», о православных мотивах в творчестве Шолохова, об особенностях решения темы войны писателем, о судьбе архивов автора и т.д. был продолжен в форме обсуждений. Присутствующие студенты получили ответы на вопросы, которые их давно интересовали.

В ходе работы в формате круглого стола были намечены перспективы дальнейшего исследования творчества М.А. Шолохова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: