Краткое содержание «Севастопольские рассказы» Льва Толстого

Севастополь в декабре месяце

Над Сапун-горой восходит заря. В морской шум вплетены звуки выстрелов. Сменой караула с бренчаньем оружия начинается утро. Автор смотрит на город, на картинах красоты природы его взгляд отдыхает от видов затопленных кораблей, убитых лошадей, следов бомбардировок и пожаров. Боль от страданий, принесенных войной, переходит в восхищение мужеством непобедимого города.

Из города не ушла война, но туда вернулась жизнь, и даже рынок функционирует. Тут лежат товары на продажу и рядом заржавелая картечь, снаряды

В зале Собраний госпиталь. Раненные солдаты с гордостью рассказывают о том, что им довелось пережить. Общаясь с матросом, потерявшим ногу, автор чувствует себя виноватым за то, что не может найти нужных слов.

Медсестра ведет автора в следующую комнату. Там операции и перевязки. Врачи под остатками хлороформа оперируют израненные тела, а солдаты, которым это предстоит, смотрят на них с ужасом. Фельдшера отбрасывают отрезанную конечность в угол. Здесь вся суть войны – не парады и блеск орудий, а боль и страдания.

Только выйдя на улицу, вдохнув

В трактире юный офицер жалуется не на снаряды и пули, а на грязь под ногами. Оказывается, этот молоденький парень был в четвертом бастионе – самом опасном. Его поведение кажется развязным, но за ним спрятано волнение.

Автор идет в четвертый бастион. Чем ближе он, тем меньше встречных и больше носилок с ранеными.

«Черное, грязное, изрытое канавами пространство» – таков первый взгляд на это место.

Офицер спокойно рассказывает ему о боях и ранениях. Куря папиросу, вспоминает, как пятого числа рабочим было лишь одно орудие, но на утро шестого уже все были в строю. Рассказывает он, как бомба, что попала в землянку, убила одиннадцать солдат. И автор понимает, что несломленный дух русского народа не даст сдать Севастополь, ведь защитники города отдали за него жизни.

Севастополь в мае

Прошло шесть месяцев с первых выстрелов. Бои продолжаются. Автор размышляет о войне, как о сумасшествии. «Война есть сумасшествие».

По улице идет невысокий, слегка сутулый офицер пехоты. Лицо его с низким лбом говорит о невысоком интеллекте, но прямоте и честности. Это Михайлов, штабс-капитан. По пути он вспоминает письмо от товарища. Там он рассказывает, как его жена Наташа «большая приятельница» Михайлова, смотрит за новостями о перемещениях полка Михайлова и его делами. Мысли штабс-капитана переходят в мечты, где он представляет, как получит георгиевскую ленту и повышение.

Он встречает капитанов Сусликова и Ожегова. Они рады ему, но Михайлову хочется общения с людьми «высшего круга», например с адъютантом, которому он кланялся. Штабс-капитан размышляет об аристократах и тщеславии, о том, что даже здесь, где караулит сама Смерть, есть место тщеславию.

Михайлов не решается подойти к «аристократам»: адъютантам Калугину и Гальцину, подполковнику Нефердову и Праскухину. Когда он набирается смелости и присоединяется к ним, компания ведет себя надменно. Они здороваются и разговаривают, но вскоре начинают показательно общаться только друг с другом, дав понять Михайлову, что он здесь лишний.

Михайлов возвращается домой и вспоминает, что ему идти в бастион, так как болен один из офицеров. Он думает, что в эту ночь ему суждено погибнуть, а если нет – то получить награду.

В это время, знакомая Михайлову компания «аристократов» пьют чай и непринужденно общаются. Но, когда с поручением к ним заходит офицер, они принимают важный вид и держатся высокомерно.

Калугин получает поручение доставить письмо генералу в штаб и успешно выполняет его. В бою рядом оказываются Михайлов и Праскухин. Но они насколько поглощены тщеславием, что думают лишь о том, как выглядят в глазах друг друга. Батальон Михайлова попадает в самое пекло бомбардировок. Бомба убивает Праскухина, а Михайлов получает ранение в голову, но не идет в госпиталь, а остается со своими людьми.

А утром «аристократы» гуляют по городу, хвалясь тем, как они были храбры в жестоком бою.

Севастополь в августе

В бастион возвращается получивший ранение офицер Михаил Козельцов. Он уважаемый человек, поручик, смел и умен.

На станции многолюдно, не хватает лошадей и большинство не может доехать в Севастополь. Среди них множество офицеров, у которых нет даже жалованья, чтобы заплатить за дорогу. Здесь младший брат Козельцова – Володя – красивый и умный юноша, что пошел воевать по своему желанию. А пока он ждет возможности добраться до Севастополя, то проигрывается в карты. Брат отдает долг и забирает его с собой. Они едут на ночевку к обозному офицеру. Там все недоумевают, почему Володя Козельцов оставил спокойную службу и пожелал попасть в Севастополь под облогой. Он наконец попадает в свою батарею. Ночью Володя не может уснуть, хмурые мысли заставляют его чувствовать приближение смерти.

Михаил Козельцов тоже прибывает в свой полк. Солдаты рады его возвращению.

Володя Козельцов получает направление на очень опасный Малахов курган. С ним идет улан Вланг. Володя надеется на свои знания о стрельбе, но на деле убеждается, что бой ведется хаотично, знания тут не важны.

Брат Володи погибает смертью воина, ведя своих бойцов на штурм. Священник на его вопрос, за кем победа, жалеет офицера и говорит что за русскими. Козельцов умирает с радостью, что отдал жизнь не зря.

Володя же, узнав о штурме, ведет своих солдат в бой. Но французы окружают Володю и солдат. Юноша настолько шокирован этим, что упускает момент. Он погибает, а Вланг и несколько солдат спасается. Французы захватывают Севастополь. Рассказ завершается горькой картиной войны: сожженные казармы и жилые дома, окопы, траншеи, погибшие и раненые.

Правда войны в “Севастопольских рассказах” Толстого: краткое содержание

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой много размышлял о войне: её назначении для человечества, её кровавой сущности и ущербе, который она несёт всему живому. Толстой осуждал любые вооружённый конфликты, не находя оправдания ни одному из них. Однако воинский долг перед родиной вынуждал будущего писателя участвовать в кровопролитиях, которые он ненавидел. Лев Николаевич так и не смог понять, зачем люди убивают друг друга. Можно сказать, что именно многочасовые размышления о войне и подтолкнули его к писательскому труду.

В 1853 году Российская империя начала войну с Турцией. Вскоре Льву Николаевичу был разрешён перевод в Севастополь, оказавшись в котором будущий писатель понял, что настоящее человеческое мужество и патриотизм он может увидеть только в этом городе. В письмах к брату Толстой уверял, что такого героизма не существовало даже среди древних греков. Доблесть соотечественников заставила Льва Николаевича взяться за перо и написать свой первый рассказ.

Начинающий писатель хотел изобразить войну такой, какая она есть, оставив за кулисами гарцующих генералов, барабанный бой и развивающиеся знамёна, свойственные военному параду и не имеющие ничего общего с ожесточённой, кровопролитной борьбой одного народа с другим. Толстой хотел запечатлеть войну непосредственно на поле боя, изобразить раненные и обезображенные тела воинов. Рассказ должен был стать назиданием для будущих поколений, вызывать у потомков отвращение к войне и всей её атрибутике. Лев Николаевич пытался создать не художественное произведение, а исторический документ, который мог бы служить историку.

Осада города

Севастополь зимой

Первый из рассказов о Севастополе повествует о событиях декабря 1854 года. Один из героев рассказа, матрос, которому оторвало ногу, совершенно не обращает внимания на своё изуродованное тело и просит санитаров, несущих его на носилках, дать ему возможность увидеть залп российской батареи. Матрос радуется тому, что у русских воинов достаточно сил ещё на двое суток. Жёны бойцов полностью разделяют участь своих мужей и стойко переносят лишения и голод.

Севастополь весной

Второй рассказ был написан в конце весны-начале лета 1855 года. В мае город пережил кровавую битву. Осаждавшая армия пыталась захватить 3 стратегически важных укрепления. Боевые действия в конце весны 1855 года были настолько ужасны, что автор избегает прямых описаний кровопролитий. Более всего писателя впечатлили короткие перемирия между битвами, во время которых можно было унести с поля раненных и тела павших воинов. Российские солдаты дружелюбно и даже ласково беседовали со своими недавними врагами, отвечавшими такой же любезностью. Ещё одна цель автора – предотвратить в своём читателе ненависть к вражеским воинам. Эти люди, безусловно, не хотят воевать. Тем не менее, они обязаны защищать интересы правителей.

Севастополь летом

События третьего рассказа происходят в конце лета 1855 года. Август стал самым страшным месяцем осады Севастополя. Автор показывает презрение своих соотечественников к смерти. Бомбардировки никого не пугают.

Разрушения от падающих бомб воспринимаются как нечто естественное. Русские военные не чувствуют себя героями, считая свои действия и поведение долгом. Каждый солдат понимает, что небытие может настигнуть его в любую минуту. Но поражение страшит больше, чем собственная смерть.

Толстой с сожалением отмечает, что врагу всё-таки удалось сломить боевой дух русского бойца. Союзники Турции превосходили Российскую империю в материальных ресурсах, а также военной технике. Однако автор не видит в поражении русских признака их духовной или физической слабости. Воины стояли до последнего и сделали всё, что от них зависело.

Признание таланта

Начинающий писатель и не ожидал, что его первое произведение принесёт ему такую известность. «Севастопольские рассказы» начали печатать в журнале «Современник» летом 1855 года. Некрасов был одним из первых, кто оставил положительный отзыв о новом произведении. Писатель отметил в своём молодом собрате по перу «своеобразную наблюдательность» и «ни перед чем не отступающую правду». В одном произведении Толстой нашёл место и для пафоса патриотизма, и для полного отрицания вооружённых конфликтов и отчаянного призыва к мирному сосуществованию.

Задолго до Толстого попытку правдиво описать войну предпринимал М. Ю. Лермонтов. Однако попытка эта оказалась настолько робкой, что Лермонтову так и не удалось до конца осуществить задуманное. Новаторство Толстого заключается в том, что в центре своего повествования он поместил человека и его ощущения. Сам писатель смог вернуться с войны живым и невредимым. Но к огромному количеству его современников судьба не была так благосклонна. Автор пытается увидеть поле боя не только своими глазами, глазами человека, которому суждено сохранить жизнь и здоровье, но и глазами тех людей, которые обречены закончить жизнь среди ужасов войны.

Молодой новатор

Показать человека из народа настоящим героем – безусловное новаторство. Многие во времена Толстого полагали, что храбрость, героизм и мужество свойственны только представителям дворянства, людям с «голубой кровью». «Простые смертные» подобны животным, не способным на глубокие чувства. Толстой видит в обычном матросе человека, достойного восхищения не меньше, чем генерал.

Рядовой солдат навсегда останется на поле сражения. О его подвиге никто не вспомнит. Все почести достанутся генералу, который будет гарцевать перед восхищённой толпой на военном параде. Задача автора – прожить несколько жизней, чтобы показать читателю разные типажи и характеры, не акцентируя внимания только на «высокопоставленных» воинах.

Особое место в «Рассказах» Толстого занимают предсмертные размышления героев. Жизнь нередко становится однообразным сном, в котором человек играет роль стороннего наблюдателя. Только перед лицом смертельной опасности наступает пробуждение. Человек начинает чувствовать себя здесь и сейчас, понимая, что его жизнь подошла к концу, и уже через несколько секунд он не будет ни видеть, ни слышать окружающий его мир. В эти последние мгновения чувства особенно обостряются, события жизни одно за другим проносятся перед глазами. Последние минуты бытия наиболее осознанны.

И снова о войне

Размышляя о войне, Толстой не остановился на «Севастопольских рассказах». Первое произведение стало подготовкой к более масштабному литературному труду – роману «Война и мир». По мнению Б. М. Эйхенбаума, «Рассказы» можно смело назвать этюдами к самому объёмному роману Л. Н. Толстого.

Завершив работу над своим первым произведением, молодой писатель понял, что не должен останавливаться на достигнутом. Его «Рассказы» привлекли к себе огромное внимание. Публика не осталась безучастной, а значит, его послание человечеству было услышано. Толстой усложняет задачу. Теперь он должен не просто описать поля сражений. Ему необходимо рассказать о жизни людей в тылу. Великий русский писатель не знал, что война с Турцией – не последнее испытание для России. Впереди ожидало чудовищное кровопролитие середины ХХ века.

Лев Толстой «Севастопольские рассказы» (краткое содержание)

Лев Толстой «Севастопольские рассказы» (первую часть) написал через месяц после осады в 1854 году. Это — воображаемая экскурсия по городу. Краткое содержание «Севастопольские рассказы» не способно передать, конечно, всю глубину произведения. Обращаясь к читателю на «вы», автор предлагает ему стать свидетелем того, что происходило в госпиталях, на редутах и бастионах осажденного города.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 1 часть о событиях в декабре 1854

В декабре в Севастополе 1854 года снега не было, но было морозно. В городе начиналось обычное военное утро. На подходе к пристани воздух был наполнен запахами навоза, угля, сырости и мяса. На пристани толпились люди: солдаты, моряки, купцы, женщины. Пароходы и ялики, наполненные народом, постоянно причаливали и отчаливали.

При мысли, что он находится в Севастополе, душу наполняла гордость и мужество, а кровь быстрее начинала течь по жилам. Хотя зрелище, представляющее смесь красивого города и военного грязного бивуака или военного лагеря, было ужасным.

В севастопольском госпитале, что расположился в большой зале Собрания, общаются раненые. Один матрос не помнит боли, хотя лишился ноги. Другой больной лежит на полу, из-под одеяла выглядывает перебинтованный остаток руки. От него исходит удушливый неприятный запах. Рядом лежит женщина-матроска без ноги, она принесла мужу обед на бастион и попала под обстрел. Раненых перевязывали прямо в операционной, они с ужасом наблюдали за ампутациями, слыша крики и стоны больных . Кругом страдания, кровь и смерть.

Самое опасное место – это четвертый бастион. Офицер, спокойно прохаживающийся от амбразуры к амбразуре, рассказывает, что после бомбардировки на его батарее осталось в действии только одно орудие и всего лишь восемь человек, но на следующее утро он уже палил снова из всех своих пушек. Из амбразуры можно увидеть укрепления неприятеля — они близко. В матросах, обслуживающих орудие, в ширине их плеч, в каждой мышце, каждом их твердом и неторопливом движении видны составляющие русской силы – простота и упрямство. Всякий, увидевший это, понял бы, что взять Севастополь нельзя.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 2 часть о событиях в мае 1855

Уже полгода войне за Севастополь. Множество людских честолюбий оскорбились, тысячи удовлетворились, но тысячи и успокоились, объятые смертью. Можно усомниться в наличии разума у воюющих, потому что война нелогична – это сумасшествие.

Среди гуляющих по бульвару пехотный штабс-капитан Михайлов, который, кроме наград и денег хочет войти в круг военной «аристократии». Он образован адъютантом Калугиным, князем Гальциным, подполковником Нефердовым и ротмистром Праскухиным. Они высокомерны по отношению к Михайлову.

Наутро Михайлов отправляется вместо офицера, что заболел, в тринадцатый раз на бастион. Рядом с ним разорвалась бомба, был убит Праскухин. Туда же, но в штаб, отправился и Калугин. Желая осмотреть укрепления, он просит капитана показать их. Но капитан воюет на бастионе уже полгода безвылазно, а не время от времени, как Калугин. Период тщеславия и риска уже прошел, награды он уже получил и понимает, что везение его подходит к концу. Поэтому он перепоручает адъютанта молодому лейтенанту, с которым они бесполезно соревнуются в риске, им кажется, что они смелее капитана.

«Севастопольские рассказы»: краткое содержание 3 часть о событиях в августе 1855

Козельцов Михаил, офицер, которого уважали в войсках, после ранения возвращался в осажденный Севастополь. На станции скопилось очень много людей. Лошадей на всех не хватает. Среди ожидающих Михаил встречает своего родного брата Владимира, в должности прапорщика направляющегося в действующие войска.

Володю прикомандировали к батарее, расположенной на Корабельной. Прапорщик долго не может уснуть, ему мешают мрачные предчувствия.

Старший Козельцов, прибыв к новому командиру, получает свою прежнюю роту. Раньше они были товарищами, но теперь между ними стена субординации. В роте все рады возвращению Козельцова, его уважают и солдаты и офицеры.

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами. Особенно дружен с ним юнкер Вланг. Их обоих отправляют на очень опасную батарею на Малаховом кургане. Все теоретические знания Володи оказываются бесполезными на батарее. Ранят двух солдат, некому чинить орудия. Юнкер так испуган, что думает только о том, чтобы остаться в живых. Солдаты его команды прячутся в блиндаже Володи.

С утра орудия батареи уже в порядке. Володя очень рад, что не струсил, а наоборот может хорошо выполнять свои обязанности, он теряет чувство опасности.

Штурм французов застает врасплох старшего Козельцова. Он выскакивает со своей маленькой саблей вперед, воодушевляя солдат. Получив смертельное ранение в грудь, он спрашивает, выбили французов или нет. Из жалости ему говорят, что да, выбили. Он умирает, думая о брате и радуясь, что выполнил свой долг.

Володя командует легко и весело своей батареей, но французы все равно обходят и его убивают. На кургане французский флаг. Вланг вместе с батареей пароходом переправляется в безопасное место. Он горько жалеет о гибели Володи.

Солдаты, покидая город, говорят, что французам недолго в нем гостить. Каждый отступающий смотрит на оставленный Севастополь с болью и горечью, накапливая в душе ненависть к врагу.

В композиционном и эмоциональном плане — сложное произведение «Севастопольские рассказы». Краткое содержание не может передать всех его сюжетных линий и художественной ценности.

Краткое содержание: Толстой Л. Н.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения — толстовства.

Война и мир (краткое содержание вариант 2 — по томам частям и главам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: