Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце» Льва Толстого

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Севастополь в декабре месяце» примечателен тем, что писатель показывает иную сторону военных действий при Севастополе — эта оборона известна всем лишь со стороны официальных данных, рассказывающих непосредственно о войне, а Толстой показывает собственные переживания этих событий.

«Севастополь в декабре месяце» в виде статьи был впервые опубликован в журнале «Современник» в 1855 году. Лев Толстой писал его, основываясь на собственном опыте, ведь в ноябре 1854 года он сам побывал в этом прекрасном и живописном городе.

Анализ переживаний автора

Своим живым и пронизанным настоящим переживаниям войны Толстой заставляет читателей ощущать совершенно разные, мощные эмоции — от страха до восхищения. В рассказе подробно описаны защитники Отечества и их жизнь, автор уделяет внимание тому, что они переживают, как воспринимают жизнь и окружающий мир.

Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.

Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения — простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.

Душевные переживания героев рассказа

В большой мере «Севастополь в декабре месяце» посвящен раскрытию душевных переживаний героев, как и другие военные рассказы Толстого. Писатель не следует шаблонам, по которым выстроено большинство военных произведений — все его творчество на то, чтобы срывать маски и показывать действительность такой, какая она есть.

Как бы это странно не прозвучало, главная тема его военных рассказов — это правда. Толстой уходит от привычного восприятия войны, героических образов солдат и восторженного чувства победы, и раскрывает самую настоящую правду о войне и ее истинных героях.

И сам Лев Толстой раскрывает свои переживания по поводу происходящего, и анализируя его чувства и настроения, читатели могут полностью представить картину обороны под Севастополем. Толстой всегда уделял много внимания психологии людей, и старался раскрывать своих персонажей именно с этой стороны.

«Севастополь в декабре месяце» — не исключение, в рассказе показаны глубокие душевные переживания, их внутренние диалоги полны страстных и трепещущих чувств, которые помогают читателям проникнуться их жизнью и понять их.

Писатель исследует людей, наблюдая за тем, как та или иная личность раскрывается в определенных обстоятельствах. Война представляет собой именно те страшные, жестокие условия, которые показывают истинное лицо людей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Муму» и «Бирюк» Тургенева: анализ и краткое содержание
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПаустовский «Старик в станционном буфете»: смысл и анализ рассказа

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Лев Николаевич Толстой

Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852 — 54), «Юность» (1855 — 57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889 — 99), повесть «Крейцерова соната» (1887 — 89), драмы «Живой труп» (1900, опубл. в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884 — 86; «Отец Сергий», 1890 — 98, опубл. в 1912; «Хаджи-Мурат», 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе «Исповедь» (1879 — 82), «В чем моя вера?» (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 у.е.хал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), в повести «Казаки» (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале «Современник». Позже там была напечатана повесть «Отрочество» (1852 — 54). Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — «Юность» (1855 — 56), в которой заявил себя не просто «поэтом детства», а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку («Военная карьера — не моя…» — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии. В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: «Война и мир» (1863 — 69), «Анна Каренина» (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате «Так что же нам делать?» (1882 — 86), и сделал вывод: «…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!» Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа». Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого «толстовства», которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму «Власть тьмы» (1886), пьесу «Плоды просвещения» (1886 — 90), роман «Воскресение» (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть «Хаджи-Мурат» (1896 — 1904), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между «толстовцами», с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой – русский писатель, граф, почетный академик Петербургской Академии Наук, родившийся 28 августа, по новому стилю – 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии, в 1828 году. Воспитывался и обучался дома, а после смерти родителей Лев Николаевич, а также его три брата и сестра отправляются в Казань. Далее их воспитанием занимается опекунша П. Юшкова.

В шестнадцатилетнем возрасте Лев поступил в Казанский университет на философский факультет, позже учился на юридическом факультете. Однако, окончив курс, бросил учебу и отправился в Ясную поляну, которая была передана в наследство.

В 1851 году переезжает на Кавказ и вместо своего брата Николая идет на службу добровольцем. Целые фрагменты Кавказской войны позже отобразятся в его рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855) и другие. В целом, именно на Кавказе, Толстой плотно занимается литературным творчеством. Там же выходит его повесть «Детство», которая после одобрения была опубликована в «Современнике». Позже, в этом же журнале появляется повесть «Отрочество».

В «Севастопольских рассказах» Л. Толстой изобразил реальную и беспощадную картину войны, что стало причиной бурных эмоций русского общества. В трилогии «Юность» (1855 – 1856 гг.) писатель отметил себя исследователем человеческой природы. Данный интерес к человеческой жизни, а также желание не просто освоить законы природы, но и законы души и духовной жизни, подтолкнет Толстого развивать его в своем дальнейшем творчестве.

Лев Николаевич Толстой прожил 82 года. 10 ноября 1910 года по пути на станцию Астапово Рязанско-Уральской железной дороги писатель скончался.

Дети в изображении Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, предпочитавший всем другим своим читателям именно детей, которые окружали этого седовласого, но доброго и отзывчивого человека на протяжении всей жизни.

Дети тянулись к Толстому, чувствуя в нем защитника и покровителя, который никогда не обидит и не бросит. И действительно не бросил, Лев Николаевич всегда с особым трепетом относился к маленьким, обиженным жизнью крестьянским детям, старался обучить их, направить пытливый детский ум в нужное русло, делая это незаметно, так, чтобы не обидеть

Толстой справедливо полагал, что любят мораль, но только тогда, когда она преподносится умным, уважающим детское мнение человеком и сама по себе в достаточной мере умна.

Писатель уверен, что все дети в равной мере могут проявлять пытливость, внимательность и отзывчивость, если им это позволить, поэтому он без устали сочинял и записывал десятки рассказов, в которых главными действующими лицами были дети. В основном эти рассказы были небольшими по содержанию, в них кратко и лаконично описывались важные бытовые сцены жизни и быта крестьян,

Наиболее точно отношение Толстого к детям показано в рассказе «Филипок», главное действующее лицо которого маленький мальчик по имени Филипок, испытывающий неимоверное количество душевных и физических переживаний, мир кажется ему настолько огромным, что малыш боится в нем затеряться.

Уверенность мальчик чувствует только в собственном дворе, остальной же мир кажется ему чужим и страшным, огромные собаки и другие беды заставляют малыша испытывать страх и беспокойство, но также одновременно и желание прикоснуться к этому неизведанному уголку, узнать его больше.

Внутренний мир ребенка показан в каждом из рассказов Толстого на основе контраста, главную действующую роль в котором выполняют сами дети, а также вещи, которыми они либо восхищаются, либо наоборот боятся.

Писатель уделяет детям практически все свое время, но, несмотря на это большинство его рассказов драматичны, и связанно это с желанием автора показать истинную жизнь персонажей без прикрас.

Честность и правдивость, которой Лев Николаевич следовал всю свою жизнь, позволила ему стать большим другом для сотен и тысяч детей по всему миру, читающих его книги.

Лев Толстой “Метель”: краткое содержание

Рассказ «Метель» принято считать первым произведением Льва Толстого на «мирную» тематику. Сюжет рассказа появился во время переезда писателя с Кавказа в Ясную Поляну.

Повествование ведётся от лица автора, отправившегося в опасное, но необходимое путешествие на санях в сильную метель. Рассказчик неоднократно просит извозчика повернуть обратно, так как боится, что непогода может усилиться, и сани занесёт снегом. Однако извозчик не торопится возвращаться и продолжает движение. Затем происходит встреча с обозом саней, одними из которых управляет извозчик Игнат (Игнашка). Путешествие продолжается.

Вскоре извозчик, управляющий санями, в которых едет рассказчик, предлагает Игнату забрать у него пассажиров. После долгих уговоров Игнат соглашается. Новому извозчику без особых затруднений удалось доехать до места назначения.

Характеристика персонажей

Извозчик Игнашка

По описанию рассказчика, Игнатий был небольшого роста, но при этом отличался хорошим телосложением. Лицо извозчика не было «благородным», как ожидал повествователь. Вместо смуглого цвета кожи, запавших щёк и прямого носа автор видит довольно приятную «курносую рожу» с голубыми глазами и огромным ртом. Во всех движениях Игнашки автор отмечает энергию.

Извозчик Игнатий воплощает собой простого русского мужика, наделённого многими качествами человека, принадлежащего к его сословию. Извозчик неравнодушен к алкоголю, что не порицается рассказчиком. В метель и стужу водка становится единственным способом согреться. Как и всякий простой русский человек, Игнашка отличается неунывающим характером. Он привычен к трудностям своего ремесла и ничего не боится. Игнатия поддерживает не только алкоголь, но и его позитивный душевный настрой. Чтобы снять напряжение, извозчик громко поёт, заряжая своим позитивом окружающих.

Образ рассказчика

О жизни и происхождении рассказчика можно, в основном, узнать из его снов. Известно, что этот человек – выходец из состоятельной семьи. Он вырос или провёл какую-то часть своего детства в имении. В снах рассказчика фигурируют крепостные и некоторые эпизоды из их жизни. В частности, упоминается несчастный случай, во время которого утонул один из мужиков. У барина была тётка, занимавшаяся его воспитанием.

О настоящем рассказчика известно немного. Его характер проявляет себя в том, как барин относится к простым людям. В рассказчике нет высокомерия по отношению к простолюдинам, свойственного людям его класса. Он наблюдает за Игнашкой и не чувствует неприязни. Бравый извозчик вызывает неоспоримое восхищение богатого барина.

Главная героиня

В рассказе присутствует и ещё один персонаж, который бесспорно может быть назван главным героем, а точнее, героиней. Это метель. Главная героиня не абстрактна. Она предстаёт перед другими персонажами в образе бескрайней белой равнины. Извозчики даже могут слышать её зловещий голос – завывание ветра.

Беспощадная природа
Метель, словно единоличная владычица, никого не пускает в свои владения. Но вот появились люди, самонадеянно решившие бороться с жестокой царицей, войти в белоснежное царство без её разрешения. Метель не намерена прощать подобной дерзости. Она вступает в яростную схватку, заставляя бояться себя.

Но способна главная героиня и на уважение. Не один извозчик погиб от рук суровой королевы. Оказавшись на заснеженной равнине, люди поддаются панике и признают могущество метели, подписав себе тем самым смертный приговор. Извозчики, подобные Игнашке, не боятся жестокой хозяйки. Вместо этого они становятся хозяевами сами. Метель уважает смелых, выносливых и неунывающих, приклоняясь перед ними и предоставляя им возможность путешествовать по своим владениям.

Главная идея

Человек давно отделился от природы. Он вступил в конфликт с той силой, частью которой когда-то являлся. Обратного пути у человека больше нет.

Стремление победить природу, перестроить её под свои нужды часто заканчивается трагедиями и катастрофами. Природе безразлично социальное положение человека, его материальная обеспеченность. Покорить её можно только духовной силой. Игнашка, не имея богатырской внешности, отважно бросается в бой с разъярённой стихией. Он показывает ей своё презрение, напевая песни и даже не пытаясь спрятать от пронизывающего ветра оголённую шею. Природа вынуждена отступить перед отважным человеком и позволить ему достигнуть своей цели.

Анализ произведения

Многим поклонникам классики хорошо знакома «Метель» Толстого, краткое содержание которой вряд ли сможет заменить полное прочтение. Только после того, как читатель ознакомиться с текстом полностью, ему становится понятно, что этот рассказ не только о метели.

На протяжении всего повествования рассказчик, словно невзначай, обращает внимание читателя на бесконечные пространства, открывающиеся его взору. В этих случайных заметках слышится гордость автора за свою родину, огромную и необъятную страну.

Можно увидеть и символичность в образе саней, мчащихся сквозь пургу и вьюгу. Сами сани – это символ современной автору России, а находящиеся в них люди – жители этой страны. На местах пассажиров сидят господа. Но править санями приходится простому Игнашке. Господа уверены, что в такую метель невозможно доехать до места назначения. Барин настроен слишком пессимистично. Он полностью положился на волю случая и старания извозчика. Барин не желает лицезреть неприятную ему действительность, постоянно засыпая и каждый раз принимая свой сон за настигшую его смерть.

Простолюдин, не чувствуя никакой поддержки со стороны господ, вынужден решать не только свои проблемы, но проблемы всей страны самостоятельно. Но простой человек не имел заграничных учителей и гувернанток. Его скудных знаний недостаточно, чтобы управлять страной. На помощь простолюдину приходит оптимизм, тот самый, благодаря которому простой русский человек смог победить немалое количество неприятелей. Игнашка не видит нужных ориентиров, но он знает, что обязательно доедет, хотя и не может объяснить, почему он в этом так уверен.

Также вы можете прочитать краткое содержание и историю написания “Севастопольских рассказов” Льва Толстого, которые можно назвать исторической справкой или хроникой.

В своем романе “Анна Каренина” Лев Толстой проявил себя как новатор, так как на передний план в сюжете он ставит этику и психологию семейной жизни.

Метель – тоже символ. Это те враждебные силы, во власти которых так часто оказывается Россия. 1850-е годы были особенно тяжкими для Российской империи. Страна ещё не успела до конца восстановиться после разрушительной войны 1812 года, а на пороге уже стояло новое кровопролитие – война с Турцией. Льву Николаевичу Толстому всегда были враждебны любые вооружённые конфликты, требующие человеческих жертв. Писатель никогда не понимал назначения войн. Он был крайне возмущён тем, что люди не могут научиться мирно жить на одной планете. Однако обстоятельства и долг перед отечеством вынудили Толстого участвовать в войне с турками.

Рассказ «Метель» – свидетельство огромного, непоколебимого оптимизма автора. Несмотря на то, что в 1855 году война с Турцией закончилась поражением для России, Толстой продолжает верить в непобедимость своей родины. Ведь пока в Российской империи живут неунывающие Игнашки, способные в любую метель доставить сонного барина туда, куда ему нужно, Россия будет жить и бороться со своими внутренними и внешними врагами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: