Плохое и хорошее в рассказах Антона Чехова

Рассказы А. П. Чехова можно читать и перечитывать снова и снова. Они заставляют улыбнуться, задуматься и несут в себе поучительные нотки. Очень тонко и корректно автор высмеивает человеческие изъяны и пороки, тем самым воспитывая своего читателя. Читая их, мы смеёмся над теми вещами, которые все время не только встречаются нам в процессе жизни, но и которые нам самим свойственно совершать.

Рассказы Чехова пропитаны добром, позитивом и смехом. Начинается это с первых строк рассказов, в которых мы знакомимся с главными героями, которые зачастую

Рассказы Антона Павловича Чехова «Хамелеон», «Толсты и тонкий», «Нос», «Злоумышленник», «Хирургия», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» и другие напоены сатирой, легко читаются и воспринимаются, вызывают улыбку. А есть ли что-то плохое или отражение плохого в рассказах А. П. Чехова? Оказывается если присмотреться по внимательнее и хорошенько задуматься, получается, что все то, что кажется смешным, добрым и весёлым, на самом деле является грустным, плохим и печальным.

Это и является изюминкой чеховских

А. П. Чехов является тем писателем, которому не пришлось ничего выдумывать, чтобы написать свои рассказы. Рассказы Чехова отражают ту действительность, которая была не только во время жизни Чехова, но, как не жаль, осталась и на сегодняшний день.

Поэтому, когда мы читаем его рассказы, мы смеёмся не над героями и их поступками, прежде всего, мы смеёмся над собой. Думаю, А. П. Чехов писал свои рассказы не просто так, он бы очень хотел, чтобы его читатели не только смеялись над своими изъянами, но и стремились исправлять их как можно быстрее. Но и самое главное не это. А главное то, что автор не подчёркивает и не выделяет что же на его усмотрение хорошо, а что плохо, он предоставляет эту важную миссию своему читателю.

Чеховские рассказы будут актуальны ровно столько, сколько люди будут совершать маленькие и большие глупости.

Краткое содержание рассказов Антона Чехова

«Нездоровье мое немножко напугало меня и в то же время (бывают же такие фокусы!) доставило мне немало хороших, почти счастливых минут. Я получил столько сочувствий искренних, дружеских, столько, что мог вообразить себя аркадским принцем, у которого много царедворцев. До болезни я не знал, что у меня столько друзей».

Биография Чехова

Более ста лет назад в тихом южнорусском городе Таганроге, при свете сальной свечи по вечерам делал уроки или читал книги гимназист Антон Чехов — Антоша Чехонте, как прозвал его один из учителей. После трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни — интересной, без грубых слов и подзатыльников.

И вот юноша решил стать образованным человеком — врачом. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их — «Антоша Чехонте«. Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Репетитор» [главный герой: Удодов], «Налим», и сейчас заставляют нас смеяться. А ныне — переживать. Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». Это из рассказа «Ванька Жуков».

Чехов и Толстой, фотография 1902

Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты — вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие («Смерть чиновника»). Отвратительны ему и держиморды, которые мнят себя опорой отечества («Унтер Пришибеев»), скандалисты, хулители, дебоширы, пьяницы («Маска» и «В бане»). Писатель резко высмеял тех кто, идеализировал мужика. В рассказе «Злоумышленник» у мужика своя логика, свои нужды, ничего другого он знать не хочет.

В общей сложности началом литературной деятельности Чехова его окружает тетрально-художественная среда Москвы и Петербурга. Знакомые Чехова — музыканты, художники, актеры, режиссеры, критики и литераторы. Иногда Чехов выступал в качестве театрального рецензента. Многие рассказы, фельетоны, статьи и письма Чехова 1880-х г.г. посвящены театру и актерам. Писатель высоко ценил русскую реалистическую школу, он был хорошо знаком с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой, дружил с актерами В.Н.Давыдовым и П.М.Свободиным, В.Ф.Комиссаржевской и М.Г.Савиной. Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру, среди петербургских — Александринскому. Почти во всех работах, посвященных театру, Чехов отмечал важность актерской культуры и профессионализма.

Но только внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

Не мало у Чехова рассказов и о любви. Писал он их мастерски, глубоко вникая в природу человеческих чувств, раскрывая и характеры: «Дама с собачкой«, «Ведьма», «Скучная история». Необычные человеческие типы он показал в рассказах «Крыжовник»(главный герой: Николай Иванович Чимша-Гималайский ),»Ионыч»(главный герой: Дмитрий Ионыч Старцев ), «Человек в футляре»[главный герой: Беликов ), «Студент». В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указующего перста». Он предоставляет возможность самому читателю делать выводы. Выразителен язык «самыми близкими к жизни словами», как подметил А. М. Горький. Если вы прочитаете рассказы «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре» и другие, вы почувствуете, какой тяжкой была тогда жизнь в России. Но Чехов верил в то, что она изменится и все плохое уйдет в прошлое. Этой мечтой о прекрасном будущем России живут герои его пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцены театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку — и только.

И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность. Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте — осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним «Смерть чиновника».

Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это — чеховское преломление темы «маленького человека»! После острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали — «братьям меньшим», то есть адресовались — то не к ним.

Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений.

Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведено, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события. Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что человек не может не только действовать — способствовать благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное, неумелое сознание «буксует». И в результате жизнь катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла впустую. И все его творчество воспринимается именно как диагноз: падение чувства личности.

Он писал частную жизнь — именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного, конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Художественная манера Чехова не назидательна, ему претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами нечастных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы ХХ века, — это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек. Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен

В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли которую он вынужден играть, — вот драматическая суть в «Вишневом саде».

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль «центральной» в комедии.

Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному — и купеческой жилки, мужицкой простоты — и тонкой артистической души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин — единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план, прежде всего, потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой эпохи. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых «подходит» ему лишь она, Варя, — значит, должен жениться.

И лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на досужих пересудах! Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада — в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает, прежде всего, смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

И вот еще — важнейшее: сейчас, близко к новому рубежу веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не только рубеж ХIХ-ХХ веков — время действия чеховской комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.

Многие произведения Чехова инсценировались для кино и телевидения, а также были поставлены в музыкальном театре. К Чехову обращались композиторы С.Рахманинов, А.Спендиаров, Р.Щедрин, В.Гаврилин и др.

Но это не спасло от страшной болезни.

Она проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где присутствовал в качестве репортера. Спустя месяц Чехов писал: «Оно (кровохарканье) было обильно. Кровь текла из правого легкого. После этого я раза два в году замечал у себя кровь, то обильно текущую, то есть густо красящую каждый плевок, то не обильно; каждую зиму, осень и весну и в каждый сырой день я кашляю. В крови, текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве. Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе «еще одной потерей». Дело в том, что чахотка или иное легочное кровохаркание узнается по совокупности. Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось в Окружном суде, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно уже был бы на том свете, вот моя логика».

Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове. Лицо его было желтое, изможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый».

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Я вспомнила, что в этом же отеле жили знакомые русские студенты — два брата, и вот одного я попросила сбегать за доктором, сама пошла колоть лед, чтобы положить на сердце умирающего. А он с грустной улыбкой сказал: «На пустое сердце льда не кладут». Пришел доктор, Чехов велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского. «, спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Одна из последних фотографий Чехова, 1904

Краткая биография Антона Чехова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Быстрый переход:

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 29 января 1860 года в Таганроге. Отец — Павел Егорович Чехов (1825—1898), купец. Мать — Евгения Яковлевна Морозова (1835—1919). В 1879 году окончил гимназию в Таганроге.­ В 1884 году окончил медицинский факультет Московского университета. В 1890 году совершил путешествие на Сахалин. В 1898 году переехал в Ялту. В 1900 году стал почётным академиком АН, в 1902 году отказался. В 1901 году женился на Ольге Книппер. Умер 15 июля 1904 года в возрасте 44 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Основные произведения: «Вишнёвый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Каштанка» и другие.

Краткая биография (подробно)

Антон Павлович Чехов – великий русский писатель-драматург, автор фельетонов и юмористических рассказов. Чехов, не только выдающийся русский литератор, но и общепризнанный классик мирового значения. По основной профессии Чехов был врачом, и на протяжении всей жизни совмещал литературную карьеру с медицинской. Им написано более 900 различных произведений, некоторые из которых переведены на 100 и более языков.

Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в многодетной семье купца третьей гильдии. Отец писателя владел бакалейной лавкой. В детстве Антон посещал греческую школу, а затем одну из старейших в Таганроге мужских гимназий. Помимо этого, он помогал отцу в торговле.

Первые литературные очерки писателя появились уже в гимназические годы, и он отсылал их в столичные юмористические журналы. В 1876 году семья Чеховых была вынуждена переехать в Москву, в связи с тем, что отец был разорен и бежал от кредиторов. Здесь Антон поступил в Московский университет на факультет медицины и посещал лекции профессора Склифосовского. Первые работы писателя были опубликованы в 1879 году в журнале «Стрекоза». Это был рассказ «Письмо к ученому соседу» и одна юмореска. С этого момента начинается его непрерывная литературная деятельность. Друг за другом начинают появляться новые рассказы, фельетоны, анекдотические ситуации и т.д.

По окончании университета, Антон начинает работать практикующим уездным врачом. В то же время он получает приглашение на работу от Алексея Суворина – знаменитого издателя газеты «Новое время». Изначально, Чехов подписывался под своими рассказами, как «Антоша Чехонте», но с началом регулярного сотрудничества с газетой отказался от псевдонима. В 1887 году была поставлена первая пьеса писателя – «Иванов».

Через год его семья переезжает в Харьковскую губернию, а сам он совершает путешествие в Одессу, потом в Ялту. По возвращении в Москву, он пишет «Скучную историю», пьесу «Дядя Ваня», повесть «Степь», несколько водевилей и около ста рассказов. Следующее путешествие писатель совершает в 1890 году. Он отправляется в Сибирь, чтобы посетить остров Сахалин. Вскоре появляются очерки «Из Сибири», «Остров Сахалин», «В ссылке», «Убийство» и другие.

После Сибири, жизнь в Москве кажется не такой интересной, и Чехов начинает много путешествовать в Западную Европу. В 1895 году он посещает Ясную Поляну, где знакомится со Львом Толстым, с которым они потом не раз встречаются в Крыму. В 1897 году у писателя обостряется туберкулез, из-за чего он вынужден лечь в больницу. В 1898 году он знакомится с главной исполнительницей ролей своих пьес, Ольгой Книппер. Вскоре они начинают часто переписываться и навещать друг друга, а в 1901 году они обвенчались. Примерно в это же время он становится академиком Петербургской АН.

Чехов умер 15 июля 1904 года в возрасте 44 лет на Германском курорте Баденвейлер, где находился на лечении. Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.

Антон Павлович Чехов. «Налим»: краткое содержание произведения

Рассказ «Налим» Антон Павлович Чехов написал в 1885 году. К этому времени он был уже хорошо известен как автор множества юмористических рассказов и коротких зарисовок.

Чехов, «Налим». Краткое содержание рассказа

Погожим летним днем возле будущей купальни возятся в воде плотники Любим и Герасим. Они заняты ловлей большого налима. Рыба спряталась под корягой, и незадачливым рыбакам никак не удается ее достать. Они ругаются, дают друг другу советы. Но толку от этого нет. В это время одному из них показалось, что он ухватил налима за губу. Плотник тянет его на поверхность. Но оказывается, что это всего лишь большой рак. Рыбак с ожесточением выбрасывает его на берег. Ловля налима продолжается. О чем же дальше нам поведает в рассказе Чехов? «Налим», краткое содержание которого изложено в этой статье, является замечательным произведением.

К рыбакам присоединяется пастух. В это время к пруду приближается стадо, которое гонит на водопой старик Ефим. Видя неудачу рыболовов, пастух скидывает с себя одежду и присоединяется к ним. Он проходит несколько шагов по илистому дну, а затем пускается вплавь к плотникам. Теперь в воде уже плещутся трое рыбаков. Только налима вытащить у них все равно не получается – уж очень рыба большая и скользкая, как повествует нам Чехов. «Налим», краткое содержание которого здесь приводится, — это юмористический рассказ. Он читается очень легко.

Кучер Василий и его барин тоже лезут в воду. Тут слышится голос барина Андрея Андреича, который выбегает в одном халате и кричит о том, что животные полезли к нему в сад. Он разгневан и срочно требует пастуха.

В ответ ему раздаются только крики с купальни, где невезучие рыбаки ловят налима. Он бросается к ним и пытается узнать, чем они заняты. Поняв все, барин стоит и ждет, когда же, наконец, вытащат рыбу на берег. Проходит и пять минут, и десять, а дело не двигается с места. Он зовет своего кучера Василия и велит ему помочь рыбакам. Василий раздевается и бросается в воду. Вчетвером они подрубают корягу, под которой прячется налим, и пытаются его вытащить. Но это не так-то легко. Андрей Андреич не выдерживает и сам лезет в воду. Неожиданную развязку в рассказе придумал Антон Чехов. «Налим», краткое содержание которого можно прочитать здесь, является отражением реальной комичной ситуации, которую наблюдал автор однажды в селе Бабкино.

Присоединившись к незадачливым рыбакам, барин пытается им помочь. Вскоре ему удается ухватить налима за жабры. Над водой появилась большая голова и блестящее на солнце тело рыбы. Все радуются, прикидывают, сколько же весит эта махина. Больше всех доволен барин, что смог вытащить такую знатную рыбу. Налим напряженно ворочает хвостом и отчаянно пытается вырваться. Еще момент, и ему это удается. Он делает резкое движение хвостом. Слышится всплеск воды. Рыбаки разводят руками. Вряд ли сможет передать всю комичность ситуации краткое содержание. «Налим» Чехова – это небольшое произведение, и читается оно легко. Поэтому рекомендуем прочитать его в оригинале.

В этой статье было рассказано об одном из юмористических рассказов, который написал Антон Павлович Чехов. «Налим», краткое содержание которого приведено в статье, является одним из лучших произведений автора. Оно включено в обязательную программу изучения литературы в общеобразовательных учреждениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector