Краткое содержание Достоевский Двойник для читательского дневника

С какого уровня нужно начинать учить испанский? Это первый вопрос, который задает себе каждый, кто решает заняться иностранным. Универсального ответа нет, так как в испанском шесть ступеней знаний – все они имеют свои особенности и свою аудиторию, соответственно. Далее вы узнаете, что это за уровни, чем они отличаются друг от друга и зачем вообще необходима единая система оценки знаний.

Планируя путешествие, каждый из нас хочет, дабы оно было радостным и легким, без малейшего напряжения и дискомфорта. Естественно, это невозможно без знания английского. Он значительно облегчит вам любую поездку, независимо от того, в какую страну вы отправляетесь – этот язык интернационален, поэтому используется практически везде. Но что делать, если ваш уровень иностранного не настолько хорош, чтобы использовать его в жизни? Здесь вам помогут наши 7 простых советов, как быстро и результативно выучить английский для путешествия – рассказываем о них далее.

Грамотно организованный учебный процесс – принципиальное условие для достижения желаемого успеха в изучении английского. Именно поэтому перед тем, как перейти к делу, нужно определиться с несколькими важными моментами. Во-первых, в какое время суток лучше заниматься языком? Во-вторых, как часто нужно учить иностранный? В-третьих, какой продолжительности должны быть занятия? В-четвертых, как планировать обучение? Далее мы поможем вам разобраться со всеми этими вопросами, а также научим эффективно организовывать занятия иностранным.

Легкое восприятие английского на слух – залог успешного использования языка на практике, поэтому очень важно регулярно тренировать аудирование. Один из вариантов эффективного тренажера – подкасты. Эти, на первый взгляд, простые аудиофайлы способны не только улучшить ваш иностранный, но даже и избавить от коммуникационного барьера. Чем же так хороши подкасты и как с ними работать, чтобы получить для себя максимально возможную пользу? Давайте разбираться вместе.

Чтобы полноценно развить навык грамматики, еще недостаточно выучить все правила – одна теория не даст результата, если не знать, как язык «работает» на практике. И здесь незаменимым помощником для вас станет привычка читать. Всевозможная литература, статьи, публицистика, новости – все эти инструменты позволят выйти на качественно новый уровень грамматики. А достигнуть желаемого результата помогут 6 следующих простых, но полезных упражнений.

Слушать любимых музыкантов и одновременно учить английский – кажется, что эта перспектива слишком привлекательна, чтобы быть реальностью? Но на самом же деле, песни – отличный неформальный способ подтянуть уровень языка, который доступен каждому. Последний фактор во многом и сделал его очень востребованным. Чем этот способ заслужил свою популярность и как именно учить иностранный по песням, чтобы это дало ощутимый результат? Разберемся по порядку.

«Достоевский — художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»

Н.А. Бердяев, называя Ф.М. Достоевского «художником бездны человеческой, человеческой бездонности», имел в виду прежде всего одно свойство писателя: психологизм как всеобъемлющую стихию повествования.

Во всей структуре произведения практически невозможно найти ни одной детали, которая не служила бы более полному и глубокому раскрытию внутреннего мира героев. Объективная реальность в романе как бы не существует: все события пропущены через призму восприятия персонажей.

В отличие от Л.Н. Толстого, который всегда стремился

Своеобразие психологического стиля Достоевского также заключается и в особом характере героев. Как и у Толстого, персонажи его произведений разрешают проблемы, волнующие самого автора, им свойственна исключительная философичность мышления, острота восприятия, неординарность. Однако если персонажи, например, «Войны и мира» во многом погружены в бытовую жизнь, то герои «Преступления и наказания» целиком поглощены разрешением «проклятых вопросов», это герои-идеологи. И вся система художественных средств подчинена раскрытию концепции мировосприятия героев, ее динамике. Так, идейной сущностью главного героя становится его теория о делении человечества на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», о проблеме сильной личности в обществе. И вся жизнь Раскольникова (насколько она показана в романе) становится проверкой этой доктрины и проверкой себя на соответствие ей: Раскольникову необходимо доказать, что он не боится «нового слова, нового шага» и принадлежит к «высшему разряду».

Другие герои романа также «идеологи», причем их идеи так или иначе соотносятся с теорией Раскольникова. Порфирий Петрович, Сонечка, отчасти Разумихин противостоят ей; Свидригайлов доводит до логического конца мысль об отсутствии нравственной ответственности, Лужин оборачивает все в философию практического хищничества, выхолащивая весь гуманистический смысл.

Характерной особенностью является и то, что, несмотря на всеобъемлющую власть идеи над внутренним миром героя, она все равно остается для него проблемой, гипотезой, требующей проверки. «Проба» Раскольникова — ярчайший тому пример. В этом герое постоянно борются разум, зараженный «трихнинами» теории, и душа, подсознание, «натура», остающаяся чистой, невинной, даже детской (первый сон Раскольникова).

Отсюда вытекает еще одна особенность поведения героя — мотив «действия вопреки». Персонаж прекрасно знает собственный внутренний мир, с точностью предвидит, какие переживания в нем вызовут те или иные поступки, однако, подчиняясь чему-то неизведанному в своей душе, все равно совершает их. «Я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!»

Интересной особенностью метода Достоевского также является прием сна. В «Преступлении и наказании» сны приходят только Раскольникову и его психологическому двойнику — Свидригайлову. Лейтмотив видений главного героя — раскол его личности, больное воображение и внутренние противоречия. Сны же Свидригайлова введены писателем для того, чтобы показать, насколько испорчена душа героя, гнила его суть.

Помимо снов для передачи внутреннего состояния героев Достоевский использует монологи (в основном внутренние) и диалоги. В самом тоне, стилистической окраске прямой речи запечатлены душевные процессы, происходящие с персонажем в данный момент. Для внутренних монологов характерен плавный переход от слов автора к размышлениям героя.

Также интересен метод портретирования в романе: Достоевский практически не обращает внимания на глаза (указывает только цвет). Основополагающей чертой является улыбка, усмешка, каждый раз соответствующая психологическому состоянию. Характерен для писателя также прием двоекратного портретирования.

Однако помимо отображения различных психологических процессов и явлений в задачу Достоевского также входило воссоздать особую напряженную атмосферу, пронизывающую весь роман. На протяжении произведения постоянно присутствует определенная гамма цветов и запахов: раздражающий желтый цвет, вонь из подвалов и распивочных; жара, духота.

Также созданию соответствующей обстановки способствуют различные предметно-бытовые детали. Яркий пример — описание комнаты Раскольникова: «Крошечная клетушка… с своими желтенькими, пыльными и всюду отлетевшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

Стоит отметить и весьма необычные взаимоотношения психологизма с сюжетом. Острейшая эмоциональная напряженность ничуть не ослабляет читательского интереса к событиям романа. Они очень органично дополняют и обусловливают друг друга. Неожиданные повороты в сюжете только усиливают внимание к психологической стороне дела.

Таким образом, мы видим, что главные черты уникального психологического метода Достоевского — предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира человека, умение захватить читателя изображением напряженнейших душевных состояний.

Краткое содержание книг и рассказов

  • Пушкин 28
  • Чехов 22
  • Тургенев 20
  • Толстой 19
  • Гоголь 17
  • Бунин 14
  • Лермонтов 10
  • Горький 10
  • Салтыков 10
  • Андерсен 10
  • Куприн 9
  • Достоевский 9
  • Шолохов 8
  • Островский 7
  • Платонов 7
  • Астафьев 7
  • Булгаков 7
  • Лесков 7
  • Васильев 6
  • Паустовский 6
  • Шекспир 6
  • Андреев 5
  • Бажов 5
  • Гайдар 4
  • Распутин 4
  • Быков 4
  • Короленко 4
  • Гончаров 4
  • Некрасов 4
  • Хемингуэй 4
  • Жуковский 4
  • Лондон 4
  • Бальзак 4
  • Верн 4
  • Перро 4
  • Толстой 4
  • Грин 3
  • Солженицын 3
  • Твен 3
  • Брэдбери 3
  • Гофман 3
  • Шукшин 3
  • Айтматов 3
  • О. Генри (O. Henry) 3
  • Дойль 3
  • Носов 3
  • Твардовский 2
  • Фадеев 2
  • Сент-Экзюпери 2
  • Карамзин 2
  • Есенин 2
  • Шоу 2
  • Оскар 2
  • Ремарк 2
  • Толстой 2
  • Воробьев 2
  • Уэллс 2
  • Абрамов 2
  • Вампилов 2
  • Гомер 2
  • Мериме 2
  • Беляев 2
  • Каверин 2
  • Аксаков 2
  • По 2
  • Дюма 2
  • Оскар 2
  • Диккенс 2
  • Толкин 2
  • Софокл 2
  • Гюго 2
  • Кассиль 2
  • Гауф 2
  • Железников 2
  • Стругацкие 2
  • Фонвизин 1
  • Грибоедов 1
  • Блок 1
  • Погорельский 1
  • Полевой 1
  • Катаев 1
  • Троепольский 1
  • Дефо 1
  • Сэлинджер 1
  • Мольер 1
  • Пришвин 1
  • Ершов 1
  • Закруткин 1
  • Маяковский 1
  • Радищев 1
  • Рылеев 1
  • Чернышевский 1
  • Приставкин 1
  • Замятин 1
  • Григорович 1
  • Искандер 1
  • Шмелев 1
  • Кондратьев 1
  • Бондарев 1
  • Некрасов 1
  • Алексин 1
  • Тендряков 1
  • Маркес 1
  • Трифонов 1
  • де Сервантес 1
  • Тэффи 1
  • Стивенсон 1
  • Алигьери 1
  • Олеша 1
  • Рид 1
  • Рыбаков 1
  • Кэрролл 1
  • Гарин-Михайловский 1
  • Олдридж 1
  • Булычев 1
  • Киплинг 1
  • Скотт 1
  • Голдинг 1
  • Рабле 1
  • Бронте 1
  • Барри 1
  • Флобер 1
  • Метерлинк 1
  • Маршак 1
  • Эсхил 1
  • Добролюбов 1
  • Островский 1
  • Шаламов 1
  • Белых 1
  • Богомолов 1
  • Мамин-Сибиряк 1
  • Ермолай-Еразм 1
  • Одоевский 1
  • Мономах 1
  • Бородин 1
  • Губарев 1
  • Екимов 1
  • Верди 1
  • Ахматова 1
  • Гершвин 1
  • Геродот 1
  • Киз 1
  • Линдгрен 1
  • Велтистов 1
  • Крапивин 1
  • Бизе 1
  • Ильф 1
  • Солоухин 1
  • Трэверс 1
  • Летописец 1
  • Медведев 1
  • Камю 1
  • Маршалл 1
  • Пантелеев 1
  • Роттердамский 1
  • Бронте 1
  • Гавальда 1
  • Ибсен 1
  • Яковлев 1
  • Сетон-Томпсон 1
  • Гримм 1
  • Громова 1
  • Осеева 1
  • Драгунский 1
  • Самарский 1
  • Войнич 1
  • Алексеев 1
  • Прокофьева 1
  • Успенский 1
  • Хаггард 1
  • Остин 1
  • Хаксли 1
  • Шварц 1
  • Оруэлл 1
  • Гёте 0
  • Обручев 0
  • ещё

Нет времени читать объемные тома? Нужно быстро вспомнить сюжет романа или повести? На нашем сайте вы сможете с легкостью найти и читать краткие содержания книг онлайн без каких-либо ограничений. Для вашего максимального удобства пересказы структурированы и представлены по главам (прозовые произведения) либо по действиям (драматические). Это позволит быстро найти нужный вам раздел книги, не перечитывая краткое содержание полностью. В начале каждого пересказа приведены сведения об истории написания книги, ее теме и идее, а также дана лаконичная характеристика главных и второстепенных героев, что позволяет лучше ориентироваться в сюжетном изложении произведения.

Краткие содержания, представленные на Obrazovaka.ru, – это точные, сжатые, грамотно составленные и понятные даже детям пересказы, помогающие получить общее впечатление о шедеврах литературной классики.

Кому будут полезны краткие содержания от Obrazovaka.ru?

Как показывает опыт, краткое содержание рассказа, романа или пьесы может понадобиться кому угодно, поэтому специалисты Obrazovaka.ru создают максимально емкие и понятные пересказы. Представленные на сайте изложения будут полезны, прежде всего, школьникам – ученикам средних и старших классов – при подготовке к урокам литературы. Также у нас вы легко найдете очень краткие содержания для читательского дневника, ведь даже прочитав книгу полностью, ребенку нередко трудно уложить все свои впечатления в лаконичный обзор, достойный высокой оценки.

Структурированные, удобные для прочтения пересказы станут прекрасным вспомогательным материалом для учителей при подготовке к урокам и студентам в качестве «шпаргалок», позволяющих за пару минут до экзамена повторить весь пройденный курс. Краткое содержание книги также способно стать спасением для родителей, которые стараются помогать детям в процессе подготовки домашних заданий, регулярно проверяя их знания, но не могут найти лишнего времени, чтобы самостоятельно перечитать школьную программу.

Помимо того, пересказ произведения позволяет сразу понять – перед вами детектив, приключения или психологический роман. И, что самое главное, нередко после прочтения краткого изложения книги хочется прочесть ее полностью!

Генезис теоретических принципов Достоевского

Роль и значение фантастической образности в творчестве Достоевского невозможно понять без уяснения истоков его эстетических принципов. Особенности вступления Достоевского на литературное поприще осложнялись переходным временем литературного процесса в России. 1838-1844 гг. — были временем активного формирования его эстетических взглядов. Проходя службу в Военно-инженерном училище Достоевский изыскивал время для основательного знакомства с литературой. В составе его читательских интересов находились произведения Гомера, Шекспира, Шиллера, Расина, Гюго, Бальзака, Гофмана. Что касается Пушкина и Гоголя, то уже тогда они были его кумирами. По своему мироощущению юный Достоевский был романтиком, влюбленным в высокие идеалы человечества, в великое предназначение искусства, готовое могуществом красоты преобразовать мир к лучшему. Вместе с тем Достоевский не был глух к новым литературным веяниям, к духовной жизни русского общества.

Середина сороковых годов в России ознаменовалась таким важным событием в литературной жизни, как возникновение натуральной школы, ставшей во главу угла утверждение строго реалистических принципов отражения жизни. Эти принципы Достоевским были с энтузиазмом приняты. Можно даже говорить, что Достоевский как художник слова формировался в лоно натуральной школы, испытывая могучее воздействие эстетики Белинского, хотя опыт увлечения романтизмом не прошел бесследно, а оставался живым и действенным началом в его мышлении. Так рождалось двойственное по природе эстетическое мировосприятие, определившее со временем ключевые особенности творческого метода и стиля писателя. В научной литературе немалое место занимает интерес к романтизму, как живому и плодотворному истоку его эстетики.

Для наших целей настоящая область достоевковедения представляет особый интерес, поскольку именно романтизм как метод охотно включал в свою художественную систему фантастику во всех ее многочисленных разновидностях. Достоевский отчетливо видел, что писатели-классики как зарубежные, так и отечественные, будучи по природе художниками-реалистами, не смущаясь заимствовали из арсенала романтиков те художественные средства, которые им требовались для выполнения художественных целей. К таким классикам-реалистам относились Шекспир, Бальзак, Гюго, Пушкин, Гоголь, и не только они. Фантастика для этих художников слова не представлялась чужеродным элементом, скорее — напротив, они охотно использовались ими, как только этого требовала художественная необходимость.

Л.П.Гроссман по этому поводу пишет: «Стиль Достоевского при всем его своеобразии не изолирован от больших литературных течений его эпохи. Он наиболее близок к тому большому жанру позднего романтического романа на реалистической базе, котоый создавали Виктор Гюго, Жорж Санд, молодой Бальзак, отчасти Эжен Сю. Достоевский смело и свободно вырабатывал аналогичный синтез критического реализма и позднего романтизма. Его роман сочетает обе стихии».

Осложняло творческое мироощущение молодого Достоевского немаловажное обстоятельство, а именно — непримиримая борьба нового литературного направления с так называемой школой «чистого искусства», т.е., «пушкинского направления», оставшегося верным принципам романтизма. Это обстоятельство создавало напряженную атмосферу раздора в творческом мышлении писателя, даже приводило временами к кризисному состоянию духовного склада. Но оно одновременно носило и созидательный характер, заставляя писателя искать такие пути творчества, которые бы не противоречили его взглядам на искусство и творческие принципы. «Подобно многим своим современникам,- пишет Г.М.Фриндлендер,- Достоевский достиг вершин реалистического искусства, пройдя через школу романтической эстетики, оставившей заметный след в его творчестве».

Кризисным для Достоевского, начинающего писателя, был 1846 г., когда появившаяся в печати его фантастическая повесть «Двойник» подверглась резким нападкам критики. Даже Белинский, расхваливший первый роман Достоевского «Бедные люди», сдержанно оценил «Двойника». В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» критик пишет: «Хотя дебют молодого писателя уже достаточно угладил ему дорогу к успеху, однако должно сознаться, что „Двойник“ не имел никакого успеха в публике. Все, что в „Бедных людях“ было извинительным для первого опыта недостатками, в „Двойнике“ явилось чудовищными недостатками, и это все заключалось в одном: в неумении слишком богатого силами таланта опредлить разумную меру и границы художественному развитию задуманной им идеи. Но в „Двойнике“ есть еще и другой существенный недостаток: это его фантастический колорит. Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов».

Многочисленные отрицательные отзывы не могли не шокировать молодого художника слова, делающего по сути первые решительные шаги в литературе, и все же, можно предположить, что Достоевского особенно поразило привиденное суждение Белинского о фантастике, оно ведь относилось не только к «Двойнику», но и ко всей современной литературе. Ведь фантастика как одна из «законных» форм художественного мышления составляла существенный элемент романтизма, который, как мы видели, был не чужд Достоевскому. Сложившаяся ситуация в сфере теперь уже чисто теоретической, побуждала Достоевского, во-первых, попытаться уяснить проблему сочетания реализма с романтизмом, с фантастикой, в частности, а во-вторых, — искать в собственном творчестве пути их эстетически полноценного синтеза.

И та и другая задача решалась Достоевским с неоспоримым успехом как в области теории, так и в непосредственной практике. Забегая несколько вперед, скажем: помимо истерзанной критикой повести «Двойник», Достоевским были написаны следующие произведения, которые можно отнести к жанру фантастики. Это небольшая повесть, оставшаяся незаконченной, «Крокодил» и два произведения из «Дневника писателя» — «Брбок» и «Сон смешного человека». Из сказанного видно, что жанр фантастики после враждебной встречи критикой «Двойника» у Достоевского практически исчезает. Но это не совсем так. Фантастика, не утратив двойственной эстетической силы сохранилась в его творчестве, приняв такие формы художественного мышления, как сны, бред и кошмары персонажей, сюжеты из библейских и фольклорных источников. Названные формы создают в произведениях писателя второй содержательный план, поясняющий, усиливающий и продолжающий первый, и таким образом художественная роль этих форм приобретает существенное значение.

Фантастика в ряду многих других атрибутов в поэтике романтизма сыграла исключительную важную роль в становлении творческого метода Достоевского. И он уже как теоретик неоднократно обращался к обоснованию правомерности своей позиции. Эта сторона его деятельности требует специального рассмотрения, что нами и осуществляется во втором разделе данной главы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: