Краткое содержание «И дольше века длится день» Чингиза Айтманова

«И дольше века длится день» является романом, написанным Кыргызским автором Чингизом Айтматовым, и первоначально был опубликован на русском языке на страницах литературного журнала «Новый мир» в 1980 году.

Действия романа происходят в течение одного дня, который включает в себя усилия железнодорожника-стрелочника Едигея, направленные на то, чтобы похоронить его покойного друга, Казангапа, на особенно кладбище, предвещавшем последнему покой духа его. Путь к месту захоронения был долгий. На протяжении пути,

Кроме того, есть сюжетные отступления с участием двух космонавтов, одного американского и одного советского, которые вступают в контакт с внеземной формой интеллектуальной жизни и путешествуют на неизвестную им планету. Расположение Советского космодрома недалеко от железнодорожного узла, являющегося местом работы Едигея, сплетает этот фрагмент с основной историей.

Первоначально Едигей вспоминает, как он воевал во

Изменения в жизни с приездом родных

В конце 1951 года родственник Едигея Абуталип и его супруга Зарипа вынуждены приехать жить в эти края с двумя маленькими сыновьями. Они изначально сталкиваются с трудностями адаптации к здешней жизни, из-за суровых условий. Абуталип также участвовал в войне и был взят в плен немцами, но он бежал и воевал в рядах югославской партизанской армии. Тем не менее, по его возвращении в СССР он не смог вернуться к прежнему укладу жизни, побывав в плену, и часто переезжал по ряду политических причин.

Абуталип совершенно напрасно решает писать о своем пребывании в плену, его побеге, и борьбе на стороне партизан. К сожалению, были обнаружены эти виды деятельности в ходе рутинной проверки и сообщение об этом достигло вышестоящие инстанции. Его арестовывают. Позже Казангап находит письмо, предназначенное для Зарипы, оповещающее о смерти супруга, но решает просто сказать ей о письме, не говоря о его содержании.

Едигей после этого становится отцовской фигурой в жизни её детей, и обещает любить их больше, чем собственных дочерей. В конце концов, он понимает, что любит Зарипу, это усугубляется ещё и тем, что он проводит так много времени с ней и ее детьми. Она не ответила на его любовь и уехала с детьми искать новое место жительства, когда Едигей был занят поисками потерявшегося Каранара. В результате, Едигей проявляет свой гнев, избивая Каранара.

Завершение траурной процессии

Годы спустя, после внутренних реформ в Советском Союзе, Едигею удается добиться от правительства расследования смерти Абуталипа и того, что он был признан ни в чем не виновным. Едигей также узнает, что Зарипа вышла замуж и снова начала работать учителем в школе.

Ближе к концу истории, группа, которая должна похоронить Казангапа уже почти достигла кладбища. Тем не менее, они набрели на препятствие на их пути, в виде колючей проволоки в середине их маршрута. Оказалось невозможным достичь кладбища, которое оцеплено, охраняется и на территорию которого никого не пускают, поскольку серию ракет запускают в космос внутри огороженной территории.

Так как против традиций возвращаться из погребения с телом, все решают похоронить Казангапа возле пропасти в его родных краях.

Этот запуск, и обстоятельства, окружающие его, были сохранены втайне от общественности, и американский запуск из Невады происходил в то же время. После того, как не удается связаться с первыми космонавтами, посылают вторых. Они выясняют, что их предшественники полностью исчезли, но вскоре появились с информацией о новой планете, её трудностях, о необходимости оказания ей помощи. Но это повлекло за собой только то, что обе страны начали разработки спутников для обеспечения предотвращения угроз с её стороны.

П. П. Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание

Сборник рассказов «Малахитовая шкатулка» был написан Павлом Бажовым, который создал его на основе историй Уральского горнозаводского фольклора. Ими любил баловать своих слушателей горняцкий сказитель Василий Хмелинин. «Уральские сказы», как их иначе называли, стали выходить в периодическую печать с 1936 по 1945 год, а потом их перевели на разные языки мира.

Много наград и премий за свою жизнь получил П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание которой будет представлено немного ниже) – это уникальная литературная сокровищница, которая вошла в школьную программу для внеклассного чтения. Это тот народный фольклор, который, как настоящий самородок, по-своему ярко и изысканно представляет русскую культуру.

«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника

В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.

Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.

Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.

Бажов, «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание

Настасья хотела продать эти украшения и даже приценивалась. Знающий в этих вопросах толк человек подсказал ей, что немалых денег стоит эта малахитовая шкатулка. Краткое содержание дальше повествует о том, что Настасья поначалу долго не хотела продавать ее, и все думала про черный день. А тем временем покупателей было много: кто сто рублей давал, а кто и двести – каждый хотел малограмотную вдову обмануть, но она не торопилась.

А все потому, что у них со Степаном родилось двое сыновей и младшенькая дочка Танюшка. Она очень сильно оплакивала смерть отца. Единственным утешением для нее стала шкатулка с драгоценностями, «тятина памятка», которую мать стала давать ей поиграть. После всей работы по дому она бралась примерять на себя кольца и сережки из шкатулки. От них она чувствовала утешение, радость и тепло.

Как-то раз сидела Татьяна дома, одна без матери и братьев, и после уборки как всегда принялась заниматься любимым делом – примерять и рассматривать украшения. Интригой продолжается «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание дальше рассказывает, что в этот момент к ним в дом вдруг зашел незнакомый мужик, у которого в руках был топор. Танюшка повернулась к нему, а он, увидев ее, как закричит, глаза начал тереть и буквально ослеп от необыкновенного блеска ее камней. Девочка испугалась, выпрыгнула в окно и побежала звать соседей. Никто потом так и не понял, то ли это вор был, то ли просто человек милостыню пришел просить, как он сам и утверждал.

Странница

Без хозяина семье жилось туго, и Настасья часто стала думать о том, что ее может спасти от нищеты малахитовая шкатулка. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась убогого вида женщина, которая попросилась переночевать. Хозяйка возражать не стала и пригласила ее в дом. А странница оказалась совсем непростой, и за короткое время Танюшка к ней очень привязалась. Женщина научила девочку вышивать шелком и бисером.

Матери это занятие было не по душе, так как ни золотых нитей, ни бисера у них не было. Но странница сказала, что на первое время она даст Татьяне все необходимое, а остальное девушка сама себе потом заработает. Тогда-то мать и успокоилась.

Секрет

Потом Танюшка, дождавшись, когда в доме родных никого не осталось, решила показать страннице подарок ее отца – малахитовую шкатулку. Они вместе спустились в погреб, и там девушка открыла заветную коробочку. Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка» дальше продолжается тем, что старушка сразу попросила ее примерить драгоценности. Когда девушка все на себя надела, то странница подправила ей камни так, что они заблестели еще ярче. Затем она сказала, чтобы Танюшка смотрела вперед и не оглядывалась не нее. И вдруг та видит, что стоит посреди малахитовой царской палаты молодая девушка необыкновенной красоты вся в драгоценных украшениях, а рядом с ней мужчина с раскосыми глазами, похожий на зайца, а она на него почти не смотрит. Странница сказала, что эти комнаты украшены малахитом, который ее отец добыл, а кто эта красавица, она потом поймет, и заулыбалась.

И вот теперь женщина засобиралась в дорогу. Она оставила на память о себе пуговку и сказала, что если возникнут вопросы по работе, пусть девушка в нее заглядывает. Там она сразу увидит все ответы.

Пожар

И тут случилось несчастье – дом их сгорел. Поджигатели, наверное, рассчитывали на то, что Настасья, в конце концов, шкатулку продаст, так как нужда ее заставит.

Выставила она цену в две тысячи рублей. Сначала покупателя не было, но потом приказчик новый Паротя с женой приехал, и ей уж очень приглянулись эти украшения, а так как она была любовницей барина Турчанинова, то и деньги у нее такие нашлись. Однако украшения она носить так и не смогла.

Портрет

Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».

Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.

Краткое содержание рассказа «Малахитовая шкатулка» заканчивается тем, что девушка посмотрела на Турчанинова и усмехнулась. Барин подбежал к ней и провел внутрь, где все ждали царицу, но Танюшка не стала там задерживаться, а пошла в малахитовую комнату. Все от неожиданности отправились за ней.

Царские малахиты

Царица же, войдя в комнату для приемов, никого не обнаружила и тоже от удивления поспешила выяснить, где эта своевольница. Танюшка совсем рассердилась на барина и сказала ему, что это она царицу велела ей показать, а не ее царице нужно показывать. После этих слов прислонилась она к малахитовой стене и растаяла навечно. Только камни остались сверкать, да пуговка на полу валялась. Турчанинов поднял ту пуговку, а в ней сама Танюшка смеялась над ним и называла его полоумным зайцем.

Больше про нее никто ничего не слышал, только поговаривали потом люди, что Хозяйка Медной горы двоиться начала – в одинаковых нарядах сразу двух девушек видели.

Так закончился рассказ «Малахитовая шкатулка». Краткое содержание, однако, не заменит оригинала. Поэтому лучше прочитать его самостоятельно.

Рабочая программа по литературе для 5 класса ( по учебнику-хрестоматии под ред. В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Данная рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (под ред. В.Я.Коровиной. – М. Просвещение, 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2012-2013_uch.god_.doc 518 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:

Методическим объединением Директор школы

от «___» ____________ 2012 г. _____________ А.И.Перлов

« ___» __________ 2012 г.

Принята на методическом

от «____» ____________ 2012 г.

по русскому языку 5 класс

на 2012 — 2013 учебный год

Составитель: Кащеева М.В.,

учитель русского языка и литературы

Раздел I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (под ред. В.Я.Коровиной. – М. Просвещение, 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). В то же время в учебнике предлагаются ранее не входившие произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся этого возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представление о художественном наследии русской и зарубежной литературы (Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», Жорж Санд «О чем говорят цветы» и другое).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге, художественное произведение и автор, характеры героев.

Авторы программы избегают жесткой регламентированности, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе. Авторы предлагают задания по формированию навыков выразительного чтения: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебник-хрестоматию включены рубрики о художественном чтении, рекомендации известных чтецов и воспоминания о чтении произведений русскими писателями – классиками 19 – 20 веков.

Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся. В учебнике-хрестоматии предлагаются специальные рубрики, обращающие внимание на работу со словом: «Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и другие. В учебник включены различные виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы (создание сказок, стихотворений и другое).

Несомненным достоинством учебника является фонохрестоматия. Расширению представления о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений служат материалы о литературных местах, помещенные как в учебнике- хрестоматии, так и в книге «Читаем, думаем, спорим».

Учебник-хрестоматия В.Я.Коровиной способствует успешной социализации личности школьника, позволяет творчески сотрудничать учителю с учащимися.

Авторы учли возрастные особенности пятиклассников, художественные тексты сопроводили рисунками лучших художников-иллюстраторов, произведения интересны, потому что поднимают вечные проблемы. Радует, что вновь изучаются такие произведения, как «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, «В дурном обществе » В.Г.Короленко.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Отличительной особенностью рабочей программы является последовательное планирование работы по развитию речи учащихся и введение уроков по региональному компоненту (по литературе Донского края). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю, итого 102 часов за учебный год.

Краткий пересказ басен крылова для читательского дневника

С какого уровня нужно начинать учить испанский? Это первый вопрос, который задает себе каждый, кто решает заняться иностранным. Универсального ответа нет, так как в испанском шесть ступеней знаний – все они имеют свои особенности и свою аудиторию, соответственно. Далее вы узнаете, что это за уровни, чем они отличаются друг от друга и зачем вообще необходима единая система оценки знаний.

Планируя путешествие, каждый из нас хочет, дабы оно было радостным и легким, без малейшего напряжения и дискомфорта. Естественно, это невозможно без знания английского. Он значительно облегчит вам любую поездку, независимо от того, в какую страну вы отправляетесь – этот язык интернационален, поэтому используется практически везде. Но что делать, если ваш уровень иностранного не настолько хорош, чтобы использовать его в жизни? Здесь вам помогут наши 7 простых советов, как быстро и результативно выучить английский для путешествия – рассказываем о них далее.

Грамотно организованный учебный процесс – принципиальное условие для достижения желаемого успеха в изучении английского. Именно поэтому перед тем, как перейти к делу, нужно определиться с несколькими важными моментами. Во-первых, в какое время суток лучше заниматься языком? Во-вторых, как часто нужно учить иностранный? В-третьих, какой продолжительности должны быть занятия? В-четвертых, как планировать обучение? Далее мы поможем вам разобраться со всеми этими вопросами, а также научим эффективно организовывать занятия иностранным.

Легкое восприятие английского на слух – залог успешного использования языка на практике, поэтому очень важно регулярно тренировать аудирование. Один из вариантов эффективного тренажера – подкасты. Эти, на первый взгляд, простые аудиофайлы способны не только улучшить ваш иностранный, но даже и избавить от коммуникационного барьера. Чем же так хороши подкасты и как с ними работать, чтобы получить для себя максимально возможную пользу? Давайте разбираться вместе.

Чтобы полноценно развить навык грамматики, еще недостаточно выучить все правила – одна теория не даст результата, если не знать, как язык «работает» на практике. И здесь незаменимым помощником для вас станет привычка читать. Всевозможная литература, статьи, публицистика, новости – все эти инструменты позволят выйти на качественно новый уровень грамматики. А достигнуть желаемого результата помогут 6 следующих простых, но полезных упражнений.

Слушать любимых музыкантов и одновременно учить английский – кажется, что эта перспектива слишком привлекательна, чтобы быть реальностью? Но на самом же деле, песни – отличный неформальный способ подтянуть уровень языка, который доступен каждому. Последний фактор во многом и сделал его очень востребованным. Чем этот способ заслужил свою популярность и как именно учить иностранный по песням, чтобы это дало ощутимый результат? Разберемся по порядку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: