Мастер короткого рассказа

Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса. В этом журнале было помещено сатирическое стихотворение Антоши, посвященное инспектору Дьяконову. Так, уже тринадцатилетним мальчиком Чехов начал отравлять существование «человека в футляре».

Начинал Чехов свой

Многие читатели и критики воспринимали на первых порах Антошу Чехонте в общем ряду привычных поставщиков увеселительного чтива. Чехов нередко в своих рассказах оставался как будто в пределах обыкновенного развлекательного рассказа. И читатели более чуткие все яснее начинали понимать, что перед ними нечто новое, только по внешности похожее на обыкновенное.

В маленьких рассказиках Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы — маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман. Его стиль: «Краткость — сестра таланта», «Искусство писать — это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах».

Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он может несколькими штрихами давать исчерпывающие характеристики людей. Чехов отверг такие характеристики персонажей, когда писатель, прежде чем герой начнет действовать, подробно знакомит читателя с его предыдущей биографией, с его родителями, а то и предками. Чеховские герои всегда раскрываются в самом действии, в поступках, в мыслях и чувствах, непосредственно связанных с действием. Чехов — мастер, изучающий человека по поведению.

Изучая рассказы Антоши Чехонте, поражаешься ранней зрелости художника. За три-четыре года Чехов превратился в сложившегося замечательного мастера. Только зрелый, мудрый художник мог создать «Злоумышленника» или «Дочь Альбиона». Ранняя художественная зрелость Чехова может сравниться лишь с ранней художественной зрелостью Пушкина, Лермонтова. Эта зрелость далась писателю ценою упорного труда. В его рассказах появляется все большее богатство жизненных красок, в них чувствуется глубокая трагическая тема. Он жил и работал и для своего времени, и для будущего, для нас. Он верил в нас, в наш разум, в нашу волю, в наше счастье.

Антон Павлович Чехов

Брожение умов (Из летописи одного города)

Двадцать девятое июня (Рассказ охотника, никогда в цель не попадающего)

Дядя Ваня Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Иванов Драма в четырех действиях

Который из трех? (Старая, но вечно новая история)

Леший Комедия в 4-х действиях

Медведь Шутка в одном действии

На большой дороге Драматический этюд в одном действии

О вреде табака Сцена-монолог в одном действии

Предложение Шутка в одном действии

Свадьба Сцена в одном действии

Скучная история (Из записок старого человека)

Страх (Рассказ моего приятеля)

Темпераменты (По последним выводам науки)

Три сестры Драма в четырех действиях

Чайка Комедия в четырех действиях

Экзамен (Из беседы двух очень умных людей)

Антон Павлович Чехов краткая биография. А П Чехов биография краткая. Краткая биография Чехова Антона Павловича

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра.

Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Сам себя он называл «коммерсантом». Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети еще успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного.

Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Братья и сестры: Александр — литератор, лингвист (1855 — 1913 г.г.); Николай — художник (1858 -1889 г.г.); Михаил — писатель, юрист (1868 — 1936 г.г.); Иван — учитель (известный московский педагог) (1861 — 1922 г.г.); Мария — художница-пейзажистка (1863 — 1957 г.г.). Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми.

В 1868 году Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле».

«Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.

В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, так как служил конторщиком, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года.

После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ сценка, этюд, набросок, основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни.

В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история».

В конце 1880 он много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании.

После возвращения он написал книгу «Остров Сахалин» (1893 — 1894); отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата № б». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс.

В 1892 Чехов покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1895г. Чехов приезжает в Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.

В 1898 г. Чехов переезжает в Ялту. В это время выходят огромные тома его произведений. Чехов очень дружит с Толстым, Куприным Александром Ивановичем, Буниным Иваном Алексеевичем, Максимом Горьким, художником Левитаном и другими выдающимися людьмиВ Ялте начинает строительство дома — на средства, вырученные от продажи прав на свои сочинения книгоиздателю А.Ф. Марксу. По проекту архитектора Шаповалова была построена дача — «Чеховский сад». К осени 1899, продав мелиховское имение, Чехов с матерью и сестрой окончательно перебрался в Ялту. Начал активную общественную деятельность: как местный житель, был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции.

В 1900 году его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902 году он вышел из ее рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.

В мае 1901 года Антон Чехов и ведущая актриса МХАТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах Ольга Книппер обвенчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна повезла мужа в Уфимскую губернию на кумыс (считалось, что он помогает при чахотке). Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 гг. и 1903 г.) в издательстве А. Маркса.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия.

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по- немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О. Л. Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря. 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия — А. П. Чехова и его отца (при этом захоронение П. E. Чехова было оставлено на старом месте).

Чехов прожил короткую, но замечательную жизнь. Антон Павлович оставил большой след в русской истории. На произведениях писателя – Чехова выросло не одно поколение наших соотечественников. Его произведения актуальны и по сей день, и дают нам много размышлений о нас самих. Пьесы Антона Павловича «Вишнёвый сад», «Дама с собачкой», его знаменитая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), «Дядя Ваня» и другие его творения популярны во многих странах мира. Многие театры ставят спектакли по произведениям великого русского классика Антона Павловича Чехова и почитают его талант. Получив медицинское образование, он всё же связал свою жизнь с литературным творчеством. Каждый его персонаж, это наблюдения и острое чутьё, а также умение автора передать читателю тонкости души и мысли героев. Вот такая вот краткая биография Антона Павловича Чехова.

Любовь Трайдук

Одна из ярчайших звезд отечественной литературы Антон Павлович Чехов имеет отношение к Кисловодску. Несколько статей в Интернете, посвященных писателю, кавказские эпизоды пропустили. Это упущение необходимо устранить — литературная общественность 15 июля 2014 года отметит день памяти Чехова как 110 годовщину со дня смерти.

На Кавказе впервые Антон Павлович оказался в 1888 году. В июле 1888 года из Феодосии Чехов пароходом отправляется к черноморскому побережью Кавказа, «Был я в Новом Афоне, в Сухуме, в Батуме, в Тифлисе, в Баку, хотел съездить в Бухару и в Персию, но судьбе было угодно повернуть мои оглобли назад,» — пишет Антон Павлович в одном из писем. Обратный путь проходил по Военно-Грузинской дороге. Сердце его затрепещет, пораженное грандиозной кавказской природой.

Пишет с Кавказа наш путешественник: «Впечатления новые, резкие, до того резкие, что все пережитое кажется мне сновидением». Антон Павлович очень увлекался Лермонтовым, хорошо знал его произведения. Наблюдая за меняющимися ландшафтами, он в своём восприятии горного мира переживает поэтические образы поэта. Находит «тучки, ночующие на груди утеса-великана». Вспоминает «царицу Тамару», Демона. Его поражает Эльбрус — «прелесть невообразимая».

Чехов не был склонен обращаться к метафорам, но кавказский мир побуждает его к этому: «Змея злится, ревет и щетинится. » — это о Тереке. «Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Всё ново, сказочно, глупо и поэтично. а главное — горы, горы и горы, без конца и краю». В письме к писателю Д.В. Григоровичу Чехов открывает душу: «Если бы я жил на Кавказе, то писал бы сказки. Удивительная страна!»

А вот ещё одно письмо, редактору журнала «Осколки» Н. Лейкину: «Кавказ вы видели. Кажется, видели и Военно-Грузинскую дорогу. Если же вы ещё не ездили по этой дороге, то заложите жён, детей, «Осколки» и поезжайте. Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный «Демоном», который влюблен в Тамару».

А.П. Чехов работал над совершенством своего литературного языка. Считая прозу Лермонтова образцовой, он душой тянулся в эти места, связанные с именем любимого поэта. Позже поэту А.Н. Плещееву он советовал: «Коли хотите ошеломиться природой и ахнуть, то поезжайте на Кавказ. Минуя курорты вроде Кисловодска, поезжайте по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, оттуда в Боржом, из Боржома — в Батум.»

Спустя двенадцать лет по этому маршруту А.П. Чехов, М. Горький, В. Васнецов и А. Алексин в конце мая 1900 года выедут из Ялты и отправятся во Владикавказ. По Военно-Грузинской дороге они преодолеют Кавказский хребет и доберутся до древней столицы Грузии — Мцхета. Об их пребывании в Тифлисе напишет местная газета «Иверия». Через несколько дней компания друзей отправится к черноморскому побережью, чтобы морем вернуться в Крым. Здесь поджидает Чехова неожиданная встреча — в поезде Тифлис — Батум едет его будущая жена — актриса Ольга Книппер! Кавказ оставит ярчайший след в короткой их общей судьбе.

В следующую поездку на Кавказ Чехов собирался летом 1889 года. В это время (с 1886 года) на кисловодском курорте в летнее время работает доктор Н.Н. Оболонский, с ним хорошо знаком Антон Павлович по учебе на медицинском факультете Московского университета. В одном из писем Чехов спрашивает Оболонского: «Как вы живете? Существует ли «клуб благополучных идиотов?» Много ли в Кисловодске хорошеньких женщин? Есть ли театр? Вообще, как проводите лето? Напишите мне. Когда нет курицы, то довольствуются одним бульоном, когда нельзя ехать на Кавказ, нужно утолять слегка жажду письмами с Кавказа. Я приеду в Кисловодск, но не раньше августа. » Этим планам 1889 года не суждено было сбыться.

Свою мечту пройтись по земле Лермонтова Антон Павлович осуществит только летом в 1896 году. В самом конце августа, 24, прибыл писатель в Кисловодск. Остановился он в гостинице наследников Зипалова, против галереи «Нарзан», гостиница считалась одной из лучших. Чехов принял нарзанные ванны в здании галереи и одну ванну в только что выстроенном рядом с галереей деревянном здании Скальковского.

Общение писателя на курорте было разнообразным. Ещё по дороге в Кисловодск он встретился со своим одноклассником по гимназии Львом Волькенштейном. Известный адвокат имел в Кисловодске собственную дачу. Судя по записям, Чехов встречался и подолгу беседовал с А.И. Чупровым, профессором Московского университета, экономистом и публицистом. Знакомый врач П.И. Иорданов и Н.Н. Оболонский были главными собеседниками. Проникнувшись медицинскими идеями курортного лечения нарзаном, Чехов как врач заинтересовался этой темой и даже планировал ею заняться. В короткие дни пребывания Чехова в Кисловодске состоялись похороны известного кисловодчанина генерала И.И. Сафонова. При печальных обстоятельствах Чехов знакомится с сыном генерала Василием Ильичем Сафоновым, известным музыкантом.

В раковине (так называлась летняя эстрада, построенная в виде раковины) возле Курзала по вечерам играл симфонический оркестр, а днем в нижнем парке играл оркестр Терского казачьего войска. Антон Павлович оставит замечание: «два раза в день ходил на музыку».

Архивные записи позволяют представлять Чехова в курортной читальне. Здесь писатель заводил беседы со смотрительницами, перечитал «Княжну Мери» М.Ю. Лермонтова, его стихи. Сотрудницам читальни дал свой адрес на случай, если понадобится помощь. И действительно, помощь доктора Чехова понадобилась сыну одной из смотрительниц. Об этом можно судить по письму, написанному Е.Н. Беспаловой. Спустя шесть лет после визита в Кисловодск, доктор отзывается на тревожную просьбу.

В кисловодском парке, вероятно, произошла встреча с А.Н. Веселковским, историком литературы. Веселковский занимал тогда пост председателя Общества любителей российской словесности. Можем предположить, что состоялся разговор о Лермонтове, на то указывает пометка в записной книжке Антона Павловича.

Вместе с председателем акционерного общества Владикавказской железной дороги бароном Штейнгелем побывал Антон Павлович на охоте в окрестностях Кисловодска. Ночевали на Бермамыте, впечатления были потрясающими: близость Эльбруса, снежные вершины, выстроившиеся горным хребтом, пронизывающий ветер.

В этот курортный сезон был открыт Курзал, выдающееся здание на Кавказских Минеральных Водах. Наверняка, Антон Павлович посетил театр, наверняка, его поразило великолепие убранств зрительного зала, не уступающего по отделке лучшим театрам России.

В записной книжке писателя находим маленькую пометку: «Дама с мопсом». Три года спустя после поездки в Кисловодск, Чехов написал замечательный рассказ «Дама с собачкой». Трогательный сюжет из курортной жизни стал одним из лучших произведений писателя.

Курортная жизнь не очень привлекала писателя, он привык постоянно работать, в письме к двоюродному брату Г.М. Чехову он заметит: «Здесь я встретил знакомых, таких же праздных, как я.»

Нарзан! Он поразил Чехова. Незадолго до приезда Антона Павловича в Кисловодск (1894 год) было закончено сооружение нового каптажного колодца, который в настоящее время находится в галерее под стеклянным колпаком. Профессор П. Ковалевский так описал нарзан в новом колодце: «Нарзан невольно тянет к себе всех проходящих мимо. Это магнит для всякого человека. Вы видите как вода прибывает волнами, клубится и волнами разливается по зеркалу колодца. Это нескончаемое движение, эта постоянная деятельность, эта непрерывная жизнь невольно привлекает каждого. Так бы, кажется, стоял и смотрел бесконечно на эту дивную картину. Хочется смотреть, любоваться на эту мощь, силу, разнообразие картин и неиссякаемость источника». Эту картину наблюдал Чехов и говорил: «Нарзан — это удивительная штука!»

Пребывание писателя в Кисловодске было недолгим. Позвали неотложные дела в обратный путь, испортилась погода и по признанию самого путешественника «почел за благо удрать». 31 августа Чехов Кисловодск покинул с надеждой сюда ещё не раз вернуться. Но судьба распорядится иначе.

В этот день он узнал, что 1 сентября1896 года в клубе на станции Минеральные Воды состоится представление по его водевилю «Медведь». В письме к А. Маслову, удивляясь быстроте проникновения его произведений в глубь страны, Чехов написал: «Мой «Иванов», можете себе представить, даже в Ставрополе шёл».

Возвращаясь с Кавказа, Антон Павлович обнаружит в своем чемодане гостиничные полотенца. Он очень обеспокоится этой находкой. Вероятно, слуги в гостинице по ошибке положили полотенца в багаж писателя. В Ростове Чехов попросит проводников поезда эти полотенца вернуть в гостиницу, сопроводив посылку запиской с извинениями. Просьба писателя была выполнена. Записка же, написанная Чеховым, была положена в деловые бумаги владетеля гостиницы. И только спустя почти семьдесят лет эта записка была случайно обнаружена! Она-то и послужила причиной исследования пребывания А.П. Чехова в Кисловодске!

Сегодня на здании бывшей гостиницы Зипалова есть мемориальная доска. Установлена она была в 1973 году.

Антон Павлович Чехов. Это замечательное литературное имя вошло в биографию курортного города Кисловодска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: