Сочинение по произведению на тему: Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Н. В. Гоголь

Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам.
Э. Севрус

Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой «Божественной комедии» Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души — это не крестьяне, не мужики, это — помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь «сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы», это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, «который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностьюЕ». И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить «свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеровЕ». Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, «который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество». В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод «Мертвых душ» Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа «Мертвых душ» воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством — источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизни крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка — в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее «дубинноголовой» Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки — комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и «прочая живность». Второй ряд ящиков комода наполнен разным «хозяйственным овощем»: картофель, свекла и прочее — для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, — это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе «гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ»
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными — например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц — на стенах висели картины с какими-то птицами, окно «глядело едва ли не в курятник», дворик перед окнами дома «весь был наполнен птицами — индейкам и курам нет числа». Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости — как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится «прогадать» в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения — а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В таком неожиданном повороте мысли суть характера «крепколобой» старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним — копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. «Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах». Чичиков почти не владеет собой и костит «проклятую старуху».
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».
Выход в свет «Мертвых душ» стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя «потрясла всю Россию» — вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг «Мертвых душ» кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма «Мертвые души» остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Сочинение Гоголь Н.В. — Мертвые души

Тема: — Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме , Мертвые души

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Н. В. Гоголь

Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам.
Э. Севрус

Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой «Божественной комедии» Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души — это не крестьяне, не мужики, это — помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь «сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы», это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, «который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностьюЕ». И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить «свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеровЕ». Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, «который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество». В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод «Мертвых душ» Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа «Мертвых душ» воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством — источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизни крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка — в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее «дубинноголовой» Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки — комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и «прочая живность». Второй ряд ящиков комода наполнен разным «хозяйственным овощем»: картофель, свекла и прочее — для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, — это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе «гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ»
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными — например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц — на стенах висели картины с какими-то птицами, окно «глядело едва ли не в курятник», дворик перед окнами дома «весь был наполнен птицами — индейкам и курам нет числа». Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости — как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится «прогадать» в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения — а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В таком неожиданном повороте мысли суть характера «крепколобой» старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним — копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. «Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах». Чичиков почти не владеет собой и костит «проклятую старуху».
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».
Выход в свет «Мертвых душ» стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя «потрясла всю Россию» — вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг «Мертвых душ» кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма «Мертвые души» остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Коробочка в поэме гоголя мертвые души

Портреты помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Работу над поэмой Гоголь начал в 1835 году. «Мертвые души» были порождены социальными явлениями и конфликтами, которыми характеризовалась русская жизнь 30-х — начала 40-х годов XIX века. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.
После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «»Мертвые души» произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами. она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности. »
Сюжет поэмы прост: делец-предприниматель, ловкач и аферист Чичиков приезжает в город, чтобы совершить там сделку — купить «мертвые души» у местных помещиков. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Гоголь несколькими штрихами рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». О прошлом Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в отставке, Манилов — бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь. пожаловал бы их генералами», мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. «В общении он слащав и обходителен». Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день», «именины сердца», «сердечное влечение», но в целом лишена содержания. «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем’, пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение. одной книги на протяжении двух лет. Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов растерялся, услышав просьбу продать «мертвые души», и не нашел ничего лучшего, как просто их подарить.
Следующий потенциальный продавец «мертвых душ» — Коробочка. Чичиков окрестил ее «дубинноголовой». В этом едком определении заключена вся сущность помещицы. Глупость, полное отсутствие мысли, скопидомство — основные черты характера Коробочки.
Характер помещицы наиболее полно раскрыт в сцене купли-продажи душ. Помещица совершенно не понимает сути этой сделки, но боится продешевить и оказаться обманутой при продаже «странного, совсем небывалого товара» («ведь я мертвых никогда еще не продавала»), пытается «примениться» к рыночным ценам — все это придает сатирическую окраску образу Коробочки, которая совершенно не видит разницы между мертвыми и живыми душами. Образ Коробочки — образ собирательный. В крепостной России того времени имения часто управлялись женщинами-помещицами.
Совсем другой по характеру помещик Ноздрев. Это человек, которого привлекает буйный разгул, веселье, карточная игра. Основные черты его характера — мотовство, бахвальство, вранье; любимое занятие — псарня. В отношениях с другими он держится нагло, вызывающе, имеет «страстишку нагадить ближнему». Сам авантюрист по натуре, он по достоинству оценивает затею Чичикова: «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это тебе сказать по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве».
Собакевич — типичный помещик-кулак. У Собакевича все хозяйство в порядке, отличается добротностью и мебель в доме, а сам хозяин показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Делец по натуре, Собакевич из тех, кто никогда не упустит своего. Когда Чичиков предложил купить «мертвые души», Собакевич смекнул, что «покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду», что здесь возможно выгодное дельце, и заломил по сто рублей за штуку. На отказ Чичикова платить намекнул на возможность доноса на «не всегда позволительные» покупки такого рода.
Последним, к кому Чичиков обратился с предложением продать ему «Мертвые души», был Плюшкин. Гоголь настолько ярко нарисовал образ этого помещика, что его имя стало нарицательным. В далеком прошлом Плюшкин был рачительным хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам. Его поместье было в свое время образцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Постепенно «мудрая скупость» превратилась в скаредность. Страсть обогащения, жадность привели к деградации личности. Плюшкин перестал быть человеком, превратился в «прореху на человечестве». Его абсолютно ничего не интересует: ни крестьяне, которые умирают от голода, ни собственная жизнь, ни жизнь его детей. Внешний вид соответствует характеру героя. Увидев Плюшкина, Чичиков подумал, что, если бы встретил его у церковных дверей, «дал бы ему медный грош». Между тем в амбарах у него хранились огромные запасы. Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе и громоздить запасы:
Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни действительной». Эту действительную жизнь с ее пороками и показал Гоголь в своей поэме.

Коробочка одна из мертвых душ

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» – это коллекция людских типажей, галерея «душ», среди которых писатель пытается найти живую, имеющую шанс к последующему развитию. Образ Коробочки раскрывает один из типов помещиков, характерных тому времени. Им свойственно обращение «батюшка», стремление услужить, устроить в гостях лучшим образом.

Настасья Петровна коробочка – пожилая женщина, вдова коллежского секретаря. Хозяйство ведет самостоятельно и видно, что получает неплохой доход, который пытается скрыть за речами о неурожае и убытках. Поэтому

На первый взгляд Коробочка кажется очень набожной женщиной. В ее разговоре часто встречаются присказки, например, «видно, в наказание-то бог и послал его». Но как только слышит о возможности получить выгоду за продажу мертвых душ, сразу принимается ее высчитывать. Таким товаром она еще не торговала, поэтому боится продешевить («я боюсь на первых-то порах, чтобы не понести убытку…»). Помещица долго торгуется, в чем появляется ее «дубиноголовость», когда никакие доводы не могут искоренить неверных мыслей в голове.

Гоголь поставляет Коробочку светской

«Дубиноголовость» персонажа заключается не в меркантильности, а в ограниченном мышлении, которое приводит к краху аферы Чичикова. Это происходит когда помещица приезжает в город, чтобы узнать «почем нынче мертвые души…».

Настасья Петровна предстает перед читателем бережливой и практичной, но при всем этом ограниченной и глупой женщиной, мысли которой лишь о хозяйстве. Круг общения у нее узок. В него входят лишь те, кто связан с торговлей и уплатой налогов. Коробочка бездуховна: молитвы читает по привычке; не имеет интереса в познании и стремлении к чему-либо. Главное в разговоре с Чичиковым для нее не продешевить, не смотря на необычный предмет торга. Причиной такого поведения можно считать положение женщины в обществе того времени и систему ее воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: