СОДЕРЖАНИЕ
Реферат на тему: Панаевский цикл Н.А. Некрасова и Денисьевский цикл Ф.И. Тютчева
Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ |
Как выразительна и психологически насыщена характеристика горюющей матери! Выразительна потому, что художник уловил главное: потрясенность, смятенье — до потери мысли, до потери речи. Он заметил и упорство, нежелание сдаться «мертвому мраку»: отсюда — «Сухие, напряженные глаза». В сердце мужа возникла надежда на то, что жена, мать «воззвать могла бы к свету» (таковы сила, возможности женской любви). Но этого не происходит. Возвращаясь к мысли о живом, подчас преходящем характере любви, скажем, что Некрасов-художник не боится изображать появляющиеся на пути любящих испытания, тревоги, заботы, подчас круто все меняющие. Напомним строки из стихотворений «Еду ли ночью по улице темной.» («Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной.») и «Тяжелый крест достался ей на долю.» («Кому и страсть, и молодость, и волю — Все отдала — тот стал ее палач!»). С самыми разными основаниями связаны возникновение и переживание качественно неодинаковых состояний любви. Подчас она определяется настроением («Если, мучимый страстью мятежной.», «Ты всегда хороша несравненно.», «Я не люблю иронии твоей.» и т. д.), подчас зависит от времени жизни, встреч, общения («Я посетил твое кладбище.», «Давно — отвергнутый тобою.!»). В последнем из названных стихотворений изображаются фазы любви, обусловленные также разными обстоятельствами. Первая: «он», не получив признания, пытался уйти из жизни, броситься в волны, но они «грозно потемнели» и остановили печальное намерение. Вторая: счастье взаимности, полноты жизни при наличии общих интересов. И еще один поворот: любовь ушла, жизнь утратила притягательность, что якобы понимает сама природа («волны не грозят сурово, А манят в глубину свою.»). В изумительной лирической миниатюре «Прости» (1856), по форме своей вызывающей ассоциацию с заклинанием (перечисление того, что не надо помнить), определенно прочерчена линия зависимости состояния любви от хода жизни: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Однако при всем этом герой наделен благодарной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Ему хочется, чтобы общее прошлое осталось дорогим и для его избранницы. Развитие авторской мысли в этой миниатюре интересно тем, что светлое чувство, признательность к пережитому толкуются как возможность противостоять неизбежным крайностям. После упоминания о них с противительного союза «но» начинается программное утверждение. Очевидно, нельзя пройти и мимо того, как высоко поднято чувство любви, сколько дает оно для жизни: Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь! Бодрость при свершении пути как производное от того, что было, ласкало, согревало «светило любви», — сколько тут человеческой и художнической щедрости!. Появление в образной ткани стихотворения метафорической цепочки «любви светило» — «путь» не является неожиданным. В первой, такой наполненной житейским материалом строфе уже было упоминание о бурях. «Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило».
В Тютчеве клокотал бунт против смерти. «Двумя самыми великими скорбями» он назвал смерть первой его жены Элеоноры и смерть Елены Денисьевой. Из его письма мужу Марии, сестры Елены: «Все кончено — вчера мы ее похоронили. Во мне все убито: мысль, чувство, память, все. Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустая, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там, где- то. Сердце пусто — мозг изнеможен». Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: «Не живется. Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Теперь я что-то бессмыслен, но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество,.» Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне, замирают ноги. Друг мой милый, видишь ли меня? Прошел год, но любовь все жива в его сердце больном. Чтобы как-то забыться, он едет в Италию, но там еще более тяжко: в Турине похоронена его первая жена. Он едет в Ниццу — и там горькие думы о Елене. «Денисьевский» цикл полнится новыми стихами. О, этот юг! О, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет и не может. Но жизнь торжествует над увяданием, над старостью, над смертью. В «денисьевском» цикле появляются стихи о том, что даже в минуты сокрушающего горя поэт различает за окном «веселый» (не унылый, а именно «веселый») шум летнего дождя. В стихотворении «Последняя любовь» есть и такие строки: Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Стихи, посвященные Елене Александровне,— это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Тютчев рассказал вечную историю любви, страдания и смерти. Она полна утверждения жизни, упоения своим чувством и в то же время — горестного сознания обреченности, беспомощности человека, душевного протеста.Использованная литература: Айхенвальд Ю. И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994.Григорьев А. Эстетика и критика. — М.,1980.Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова: В 3 т. – М.; Л., 1947Кожинов В.В. О поэтической эпохе 1850-х годов // Рус. лит. – 1969 — №3.Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. – М.; 1978 год.Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж,1964.Мемуары. Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников.- М., 1971.Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова. – М., «Просвещение», 1988.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., 1985.Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994. (ЖЗЛ)Тютчев Ф.И. Избранная лирика. — М.,1986.Эйхенбаум Б. М. Некрасов: Статья // О прозе. О поэзии. Л., 1986.
Не встретится в них застылости, однообразия в отношении к живому чувству любви. Крайние проявления этого чувства выражены в предельно четком четверостишии (1855—1856): О сердце бедное мое! Боюсь: ты скоро изнеможешь. Простить не можешь ты ее. Зачем же не любить не можешь?. Особенно интересна для наших наблюдений группа стихотворений Некрасова о письмах, то есть своего рода документах любви. Первое из них — ранее называвшееся «Письма» (1852), — открывается характеристикой противоречий чувства: О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Затем, в соответствии с такой экспозицией, представляется отнюдь не однозначное к ним отношение при будущих прочтениях: «Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу»; «правды в них и проку мало». Однако при всем этом — «Они мне милы». Более поздний текст с заглавием «Письма» (1855) целиком основан на раскрытии, казалось бы, взаимоисключающих начал. Письма продиктованы сердцу любовью, в них запечатлены «души черты, Корыстному волненью непричастной», но они со злобой сожжены той рукой, «Которая с любовью их писала!». Поэт, очевидно, дорожа этими стихами, включил их в свой первый программный сборник и затем перепечатывал во всех прижизненных собраниях стихотворений. И вот — 1877 год: «Горящие письма». Как и в 1855 году, сохраняется мотив сожженных писем, вызывающий в памяти известное стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо». Правда, мотивировки сожжения разные: «она велела» — у Пушкина, «злоба» — в стихотворениях Некрасова. Сохраняется и раскрытие противоречивости чувств, а также поступков человека, обусловленных его настроем и социальными обстоятельствами. Не отец, не старший брат, как принято было в ту пору, определил судьбу женщины: «Свободно ты решала выбор свой». Этот смелый шаг повлек за собой и другие: «Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.» И хотя «он», любящий, умом признает за женщиной право самостоятельных решений, сердцу его тревожно и больно: «Безумный шаг. быть может, роковой.» Если продолжить наблюдения над общими особенностями произведений Некрасова о любви, наблюдения над изображением «благородного сердца», то следует сказать, как устойчивы, часто употребляемы и некоторые обозначения ситуаций жизни и свойств личности лирической героини. Избранница героя- интеллигента не только «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», но единомышленница человека, избравшего нелегкую писательскую стезю (см. «Последние элегии», 1855). Одна из цитированных элегий («Ты меня отослала далеко.») включала в себя обращение к женщине-другу. «Другом одиноким, больным и бездомным» представала «она» из воспоминаний рассказчика в более раннем стихотворении «Еду ли ночью по улице темной.» (1847). Еще годом ранее в произведении «В неведомой глуши, в деревне полудикой.» раскрывалось, что же привносит женщина-друг в отношения любящих: И думал, что душе, довременно убитой, Уж не воскреснуть никогда. Но я тебя узнал. Для жизни и волнений В груди проснулось сердце вновь: Влиянье ранних бурь и мрачных впечатлений С души изгладила любовь.
Так, обращение к «ты» и — еще более явно — к «вы» в сущности подразумевает то же самое всеобщее «мы» (то есть «я» и «ты» — каждое, любое «ты», — взятые совместно): Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь… Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены… Над вами светила молчат в тишине, Под вами могилы — молчат и оне… То же значение имеет и глагольная форма, обращенная к «ты», хотя само это местоимение отсутствует: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится… И в стихотворении, о котором еще будет речь: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… Кстати сказать, подчас «ты» явно, открыто переходит у Тютчева в «мы»: И рад ли ты, или не рад, Что нужды ей? Вперед, вперед! Знакомый звук нам ветр принес… И ты ушел, куда мы все идем… Прямо-таки поразительно, что Тютчев иногда уклоняется от формы «я» даже и в своей любовной лирике, где, казалось бы, просто неуместно «мы»! Вот строки стихотворений из «денисьевского цикла»: О как убийственно мы любим… Нежней мы любим и суеверней… Все это не могло
Тема: Лирика Некрасова. Основные черты.
Предмет: Литература
Содержание | |||||||
Тип работы | |||||||
Объем | |||||||
Автор | |||||||
Предприятие |
Если вас есть вопросы по данному плану или библиографии, вы можете задать их специалисту, заполнив форму. Реферат по теме:
|
Тема и предмет | Тип и объем работы |
Лирика Некрасова. Основные черты. Литература |
Реферат 14 стр. |
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы
Панаевский цикл Н.А. Некрасова и денисьевский цикл Ф.И. Тютчева
Литература: |
Айхенвальд Ю. И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994.
Григорьев А. Эстетика и критика. — М.,1980.
Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова: В 3 т. – М.; Л., 1947
Кожинов В.В. О поэтической эпохе 1850-х годов // Рус. лит. – 1969 — №3.
Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. – М.; 1978 год.
Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж,1964.
Мемуары. Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников.- М., 1971.
Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова. – М., «Просвещение», 1988.
Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., 1985.
Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994. (ЖЗЛ)
Тютчев Ф.И. Избранная лирика. — М.,1986.
Эйхенбаум Б. М. Некрасов: Статья // О прозе. О поэзии. Л., 1986.
RWS Media Group © 2007-2016, Все права защищены