Контрольные вопросы с выборочными ответами на тему «Устное народное творчество»

1. Почему к фольклору можно применить слово богатство? Что такое богатство? Это множество материальных ценностей, например денег. Но есть и богатство духовное, например пословицы, поговорки, легенды, сказки. Родившиеся среди народа, они передаются из уст в уста. При этом они изменяются по форме и содержанию. Это — духовный труд народа. Вот почему плоды такого труда имеют название «фольклор», т.е. то, что принадлежит к словесному народному творчеству. Богатства души каждого творческого человека воплощены в фольклоре.

2. Почему, когда говорят о фольклоре, то непременно употребляют и слово «казна»? Казна — это накопление чего-то очень ценного. К этой казне принадлежит устное народное творчество, которое еще называют фольклором. Итак, фольклор — это казна украинской культуры. У всех народов есть такая духовная казна.

3. Что характерно для пословиц? Пословица — это небольшое выражение, которое помещается в одном предложении. Краткая мысль высказывается доступным языком, но так точно, что пословица запоминается сразу.

4. Найдите пословицы, которые имеют одинаковую тематику, но принадлежат разным народам:

а) жить — означает работать;

б) наука и работа;

а) Не напоит землю вода, которая не бежит (араб.).

Был бы ум, а дело найдется (укр.).

б) Тот, кто много знает, тот и создает (япон.).

Стремление к науке не позволит жить, сложив руки (укр.).

Накапливать знания — все равно, что счет в банке пополнять (англ.).

в) Дружба и братство дороже богатства (укр.).

Дружба сильнее камня (тур.).

Вода камень точит, а дружба народы соединяет (исп.). Дружба с пользой врозь идут (араб.). Беда друга — моя беда; радость друга — моя радость (кит.).

Предыдущий реферат из данного раздела: План: Миф о Дедале и Икаре

Пушкин А. С. «Он весь — дитя добра и света» (по лирике А. С. Пушкина)

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: «Он весь — дитя добра и света» (по лирике А. С.Пушкина)

Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека и в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую, снежную вершину человеческого духа.
“Изучая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”, — сказал В. Г.Белинский. Хочется пояснить — совершенного человека, точнее, человека, неустанно стремящегося к самосовершенствованию. Таким был Пушкин. Что же составляет первооснову его духовной организации? Исчерпывающий ответ мы найдем в удивительном стихотворении “Пророк”. Написанное в 1826 году в селе Михайловском, это стихотворение является манифестом творческой деятельности поэта. Гражданское мужество, верность своему предназначению — предназначению поэта-пророка, чей путь сулит “и труд и горе”, не может не восхищать в Пушкине. Томимые “духовной жаждой” найдут в его стихах пищу для ума и сердца. Читая его стихи, понимаешь, что счастье в служении другим, в самоотдаче, а не в стяжательстве и накопительстве.
Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(“Два чувства дивно близки нам”)

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
(“Брожу ли я вдоль улиц шумных.”)

Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на “родное пепелище”. Трудно было бы ему “опознать” родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:

Как счастлив я, когда могу покинуть
Докучный шум столицы и двора
И убежать в пустынные дубравы.
(“Как счастлив я”)

Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(“Зимнее утро”)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(“ Осень ”),

Перечитывая “Вакхическую песню”, веришь, что жизнь не “дар напрасный, дар случайный”, а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб “мыслить и страдать”, ибо только этот путь ведет к восхождению.

Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
(“Я думал, сердце позабыло”)

Высокая самоотдача во всем: в творчестве, в дружбе, в любви — это тот волшебный магнит, с помощью которого наша связь с Пушкиным с течением лет становится все более глубокой и прочной. В интимной лирике поэта, по словам Белинского, нашли выражение изящнейшие и благороднейшие свойства пушкинской натуры. Преданность друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам доказана на деле. Лучшее тому доказательство — стихотворение “Арион”. Умел он быть благодарным и спешил подставить плечо друзьям, о чем читаем в стихотворениях “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд”, “И. И.Пущину”.
Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: “Редеет облаков летучая гряда.”, “Сожженное письмо”, “Все в жертву памяти твоей”, “На холмах Грузии”, “Я вас любил.”, “Что в имени тебе моем.”, “Я помню чудное мгновенье.”, “Мадонна”. Каждый раз они находят отклик в наших душах.
Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа.
Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.

Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»

Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы.

Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы он ни писал, поэт думает о свободе человеческой личности, об одиночестве передового человека во враждебном мире. Трагедия одиночества раскрывается и через олицетворение природы («Утес», «Тучи», «На севере диком», «Дубовый листок» и др.), и через судьбы реальных людей («Смерть Поэта», «Памяти А. Одоевского»), и через глубокие философские раздумья о смысле жизни («Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Дума»),

Стихотворения Лермонтова словно насыщены электричеством, они «написаны кровью сердца». Поражают его оценочные, часто контрастные эпитеты, ярчайшие сравнения и метафоры.

Мне кажется, что лирика Пушкина спокойнее, «старше» как-то, а поэзия Лермонтова — неудержимый порыв, каждое стихотворение — сгусток энергии и эмоций.

Сумел ли Лермонтов сказать свое слово в поэзии?

Безусловно. Он как никто отразил свое время, эпоху 30-х годов, мрачный после-декабристский период, когда рушились иллюзии, не оправдывались надежды и тоска, уныние, безверие овладели умами и сердцами даже лучших, передовых людей.

Поэт показал, что его поколение не ведает «ни любви, ни дружбы славной», не может найти применения своим силам, знаниям. После светлого пушкинского восприятия жизни, гимна преданной дружбе, пропетого гениальным поэтом, лирика Лермонтова воспринимается как выражение трагической судьбы его поколения.

И как художник Лермонтов всегда узнаваем. Жажда активного действия, глубокие раздумья поэта над смыслом жизни находят неповторимое, совершенное воплощение в его лирике. В изумительных аллегорических образах, картинах природы, созданных им, проявился талант художника. У поэта свой мир, свое видение жизни, своя лексика, своя «живопись словом». Не с чем сравнить такие его шедевры, как «Парус», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Валерик». А «Смерть Поэта» навсегда останется величественным памятником гению и приговором его палачам.

  • Как в лирике Лермонтова противопоставляются прошлое и настоящее и каково идейное значение этого противопоставления?
  • Как понимает Лермонтов роль поэта и назначение поэзии в общественной жизни?
  • В чем проявилась «странная» любовь поэта к своей родине?
  • Как раскрывается в лирике Лермонтова его протест против войны?
  • Каким вы представляете себе лирического героя Лермонтова?
  • В чем художественное своеобразие лирики Лермонтова?
  • Чем волнуют вас стихотворения Лермонтова?
  • На какие этапы можно разделить творческий путь М.Ю. Лер­монтова?

    Два этапа: романтический — 1828-1836 гг. и реалистический — 1837-1841 гг.

    Чем определено и в чем заключается различие пафоса твор­чества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?

    Поэтическое сознание А.С. Пушкина складывалось в услови­ях относительно большего либерализма правительства до вос­стания декабристов, М.Ю. Лермонтов формировался как поэт в условиях реакции после подавления декабристов. Это во мно­гом обусловило различие пафоса творчества поэтов. У А.С. Пушкина — жизнеутверждающий пафос, доминирование гармонии, уравновешенности, оптимизма. В поэзии М.Ю. Лермонтова гос­подствует пессимизм, мрачность, сомнения, противоречивое отношение ко многим ценностям.

    Каков герой байронической поэзии М.Ю. Лермонтова? На­зовите стихи, в которых создается этот образ.

    Герой байронической поэзии М.Ю. Лермонтова одинок, разо­чарован, не удовлетворен жизнью. Это романтическая мятущая­ся натура, жаждущая свободы.

    Почему любовь М.Ю. Лермонтова к Отчизне «странная»?

    «Странная «любовь» к Родине возникает от двойственности чувства поэта, который любит красоту родной природы, песни и обычаи простого народа, но не может превозмочь ненависть к России крепостнической, самодержавной, «стране рабов, стра­не господ».

    С чем связан часто повторяющийся символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова?

    Образ носит символический характер — вся Россия представ­лялась поэту тюрьмой, где мыслящий человек — узник.

    Образы-символы одиночества в поэтической системе М.Ю. Лер­монтова: одинокий парус, одинокая сосна, одинокий утес, лис­ток, оторвавшийся от ветки родимой, узник. Материал с сайта //iEssay.ru

    Назовите мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, приведите примеры стихотворений и проанализируйте одно из них.

    Мотив одиночества — «Парус», «Утес», «На севере диком», «Узник»;

    любви к родине — «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива»;

    назначения поэта и поэзии — «Смерть поэта», «Поэт», «Кин­жал», «Пророк»;

    разочарованности в своем поколении — «Дума», «И скучно, и грустно»;

    неприятия света — «Как часто пестрою толпою окружен», «Смерть поэта», «1-е января»;

    любви — «Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»;

    философские мотивы — «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ».

    Контрольные вопросы с выборочными ответами к теме Лирика А

    1. Какие существуют выделительные органы?

    2. Какие функции выполняют почки?

    3. Что является функциональной единицей почек?

    4. Из каких отделов состоит нефрон?

    5. В чем заключаются особенности кровоснабжения почек?

    6. Какое значение имеет юкстагломерулярный аппарат?

    7. Какие существуют этапы образования мочи?

    8. В чем сущность клубочковой ультрафильтрации?

    9. Какие факторы влияют на процесс клубочковой ультрафильтрации?

    10. В чем сущность канальцевой реабсорбции?

    11. В чем отличие первичной мочи от плазмы крови?

    12. В чем отличие вторичной мочи от первичной?

    13. Какие процессы происходят в эпителии почечных канальцев?

    14. За счет каких механизмов осуществляется регуляция деятельности почек?

    15. Каково значение симпатических и парасимпатических нервов в регуляции образования мочи?

    16. Какие гормоны принимают участие в мочеобразовании?

    17. Сколько мочи выделяется у человека за сутки?

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: