Конспект урока по литературе по теме — Любовная лирика А

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  • Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
  • Любви все возрасты покорны,
    Её порывы благотворны:

    Вступительное слово учителя:

    Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину — «солнце русской поэзии». Что же движет Солнце?

    «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:» — утверждает поэт. Любовь — вот, что движет Солнце.

    Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.

    Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры:

    Беседа с учащимися:

    Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.

    Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.

    Каким вы увидели Пушкина в любви?

    Любовь для Пушкина — предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый.

    Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

    Тема любви раскрывается в лирике Пушкина просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике А.С.Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто: все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается н вдруг; все лаконизм каким всегда бывает истинная поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт:»

    Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829год).

    Какое чувство осталось после прочтения?

    (индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения).

    Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталии Николаевне?

    Вернемся к словам Гоголя. Можно ли утверждать, они применимы к этому стихотворению? Как понимаете слова «нет наружного блеска»?

    Все слова просты, но они складываются в единый музыкальный образ грусти, «светлой печали». Почему печаль у Пушкина «светла»?

    Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

    Почему сердце лирического героя «не любить не может»?

    Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Н.В.Гоголя?

    Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, не витиеватостью фраз, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. П.И Чайковский говорил об этом произведении «:в самом стихе:есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка

    Содружество музыки и поэзии

    Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия.» Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая поэтом, нашла отражение в музыке.

    Какие музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина вам известны?

    Сообщения учащихся об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина

    :Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

    Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

    Для вас, души моей царицы,
    Красавицы, для вас одних
    Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
    Под шепот старины болтливой,
    Рукою верной я писал:

    (Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами презентации)

    (Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

    Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока. Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье.

    И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери. В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное. Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

    Ответьте на вопросы:

    1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?

    2. Кому посвятил поэт стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»?

    3. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил:»(1829г.)?

    4. К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?

    Алина! Сжальтесь надо мною,
    Не смею требовать любви:
    Быть может, за грехи мои,
    Мой ангел, я любви не стою.

    5. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

    Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его «страстям мятежным». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина — это не «донжуанский список», не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.

    Конспект урока литературы в 9 классе «Любовная лирика Пушкина»

    Выбранный для просмотра документ Урок 33.docx

    Тема. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина.

    знакомство с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина, анализ стихотворений «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновенье» (1825), «Не пой красавица при мне» (1828), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Мадонна» (1830);

    развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

    воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    І. Организационный момент.

    IІ. Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение наизусть свободолюбивых стихотворений А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

    III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы, цели, плана урока.

    2.Вступительное слово учителя.

    В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.

    Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П.Керн – в 1819 и 1825 г., но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

    Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

    Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах.

    В те дни. в те дни, когда впервые

    Заметил я черты живые

    Прелестной девы, и любовь

    Младую взволновала кровь.

    «Я счастлив был. Нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.

    Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии.

    Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов — элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.

    «Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, – считает литературовед Нина Забабурова. – Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более, что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже поэтому должна была смотреть на него, как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства».

    Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…

    В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви…

    Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери: «. Как новость скажу тебе, что Бакунина выходит за господина Полторацкого, двоюродного брата госпожи Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием. Говорят, он два года, как влюблен. ».

    По-видимому, Пушкин – уже женатый в то время человек – присутствовал на свадьбе Екатерины Павловны. По заведенному обычаю императрица Елизавета Алексеевна благословила свою любимую фрейлину и подарила молодым икону, которую Бакунина хранила всю жизнь. Покинув высший свет, двадцать один год прожила она с мужем в полном согласии. Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала детей – сына Александра и дочь Екатерину, наслаждалась семейным счастьем.

    «…Екатерина Павловна между тем стала замечательной художницей, – рассказывает Лев Анисов. – Имела выставки, много заказов. Однако прославилась она и осталась в памяти потомков именно влюбленностью в нее великого поэта. Вполне сознавая это, она, как реликвию, берегла до конца своих дней написанный рукою Пушкина на желтоватом листке альбомного формата его мадригал ко дню ее именин».

    Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.

    3.Сообщения подготовленных учеников, реализация домашнего задания.

    Мария Николаевна Раевская – дочь генерала Николая Николаевича Раевского, жена декабриста Сергея Григорьевича Волконского. С семьей Раевских еще с 1817 года был близок А.С.Пушкин. Особо он подружился с Раевскими во время их совместного путешествия на Кавказские Горячие воды во время своей южной ссылки.

    Пушкин посвятил Марии Раевской целый ряд своих стихотворений: «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824), «На холмах Грузии…» (1829).

    Твоя печальная пустыня,

    Последний звук твоих речей —

    Одно сокровище, святыня,

    Одна любовь души моей.

    (Из посвящения к «Полтаве»)

    Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена новороссийского генерал-губернатора, в подчинении которого находился А.С.Пушкин в Одессе.

    Там, под заветными скалами,

    Теперь она сидит, печальна и одна,

    Никто ее любви небесной не достоин.

    («Ненастный день потух…», 1824)

    Ей же посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Все жертву памяти твоей», «Талисман».

    Анна Петровна Керн (Полторацкая) – русская дворянка. Впервые познакомилась с А.С.Пушкиным в 1817 году на балу в Санкт – Петербурге, но впечатления на него не произвела.

    Вторая их встреча произошла в 1825 году в Тригорском, куда Анна приехала погостить у своей тетушки, Прасковьи Александровны Осиповой.

    В это время она уже была замужем.

    Пушкин был так очарован прекрасной соседкой, что, прощаясь, подал ей листок со знаменитыми теперь строками:

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты…

    («Я помню чудное мгновенье…», 1825)

    Екатерина и Елизавета Ушаковы.

    Когда я слышу голос твой

    И речи резвые, живые,

    Я очарован, я горю,

    И содрогаюсь пред тобою…

    («Когда бывало в старину…», 1827)

    Вы избалованы природой;

    Она пристрастна к вам была,

    И наша вечная хвала

    Вам кажется докучной одой.

    («Вы избалованы природой…», 1827) Также сестрам Ушаковым были посвящены стихотворения «В отдалении от вас…» (1827), «Ответ» (1830).

    Амалия Ризнич — двадцатилетняя жена одесского коммерсанта, дочь австрийского банкира. А.С.Пушкин познакомился с ней во время ссылки на юг (в Одессе). Ей он посвятил несколько своих стихотворений: «Простишь ли мне…» (1823), «Для берегов отчизны дальной…» (1824).

    Простишь ли мне ревнивые мечты,

    Моей любви безумное волненье?

    Ты мне верна: зачем же любишь ты

    Всегда пугать мое воображенье?

    («Простишь ли мне…», 1823)

    Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) жена А.С.Пушкина. Их венчание состоялось 18 февраля (2 марта) 1831 года в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

    Исполнились мои желания, Творец

    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

    Чистейшей прелести чистейший образец.

    IV. Закрепление изученного.

    1.Работа со стихотворением «Я вас любил…» (стр.148, часть 1).

    — В стихотворении «Я вас любил…» много психологических деталей. Каких? (Пик чувства пройден. Поэта не мучит болезнь любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но ещё «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.)

    — Какая это была любовь? (Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).

    — Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима).

    — Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (Нет. Черты любимых женщин поэт часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий).

    2.Работа со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» (стр.144-145, часть 1).

    В этом стихотворении Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолётным виденьем», с «гением чистой красоты». Её «голос нежный» не сливается с житейским шумом, а «милые черты» являются ему во снах.

    — Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите её этапы.

    — В чём смысл «кольцевой» композиции, повторов? (Как и в стихотворении «Я вас любил…», здесь на первом плане – субъективное впечатление о женщине. С особой силой в стихотворении подчёркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.

    Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увеличивает всё, из чего состоит жизнь. Именно любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю» любовь, может быть, только на её «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, — самая высокая и светлая надежда Пушкина).

    V. Подведение итогов урока.

    1.Анакреотические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. (Любовь – безоблачная, любовь-мечта, любовь-веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит, она главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры).

    2.Романтические образы талисмана – символа любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман («Храни меня, мой талисман…»).

    3.Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

    4.Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…».

    5.Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии».

    6.Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов отчизны далёкой».

    1.Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье» или «Мадонна».

    2.Читать стихи А.С.Пушкина: «К другу стихотворцу», «Жуковскому», «Поэт и толпа», «Поэт», «Арион», «Я памятник себе воздвиг…».

    Любовная лирика Пушкина. Разработка урока по литературе в 9 классе.

    Урок проводится в 9 классе как обобщающий по любовной лирике Пушкина. В урок включены материалы по знакомству с адресатами любовной лирики. Представлена схема анализа лирического текста. Кроме выступления учителя, учащиеся тоже готовят заранее выступления к уроку. Прослушивание романсов позволяет глубже понять настроение лирического героя/

    Комментарии

    КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    Похожие материалы

    «Домик у перехода» (изучаем ПДД)

    Раздел: Окружающий мир — Дидактические материалы

    Предлагаю озвученное и анимированное стихотворение о светофоре.

    Урок по теме «Мастерская стиха. Мастерство перевода». 4 класс.

    Раздел: Литературное чтение — Разработки Уроков

    Разработка урока по переводу японских трехстиший хокку.

    Способы задания множеств.

    Раздел: Информатика — Разработки Уроков

    Конспект урока по информатике во 2 классе ОС «Школа 2100» с мультимедийной презентацией.

    © Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
    св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

    При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

    ИП Барановский Евгений Михайлович
    Филиал Точка Публичного акционерного общества Банка «Финансовая Корпорация Открытие»
    Расчётный счёт 40802810901500073441
    Корреспондентский счёт 30101810845250000999 в ГУ банка России по ЦФО
    БИК банка 044525999 ИНН банка 7706092528
    КПП банка 770543002 ОКПО банка 04503985
    ОГРН банка 1027739019208 ОКТМО банка 45906000000

    • Отдел по работе с сертификатами
      +7 (812) 313-20-42
    • Секретарь главного редактора
      +7 (495) 215-18-63

    О проекте

    Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения

    Название Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения
    Дата публикации 25.05.2014
    Размер 142.17 Kb.
    Тип Урок

    literature-edu.ru > Литература > Урок

    Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения,

    представить картины и людей, в нем изображенных;

    учить выразительному чтению стихотворения;

    развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;

    развивать воображение учащихся, их фантазию.

    портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “ грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”, макет пушки, солдатская форма

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя

    — Сегодня на уроке мы повторим о биографии М.Ю.Лермонтова., познакомимся со стихотворением «Бородино», расскажем о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года;
    Основная мысль нашего урока заключена в словах самого поэта (запись на доске):
    Москва, Москва. люблю тебя как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно

    Отрывок из поэмы «Сашка» читает учитель

    Москва, Москва. люблю тебя, как сын,
    Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
    Люблю священный блеск твоих седин
    И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
    Напрасно думал чуждый властелин
    С тобой, столетним русским великаном,
    Померяться главою. и обманом
    Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
    Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
    Вселенная замолкла. Величавый,
    Один ты жив, наследник нашей славы.

    -Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город

    Михаил Юрьевич Лермонтов – самый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

    . М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 году Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель – народ – сохранил до наших дней.

    2. Из биографии М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.

    1 Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
    Лермонтова всегда интересовало и восхищало историческое прошлое Родины. Особое внимание он уделял Отечественной войне 1812 года

    _ Почему же он так интересовался Отечественной войной 1812 года

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил в школу военных прапорщиков. Окончив школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями с молодыми солдатами.

    Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича.

    4. Сообщение ученика.

    Отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.

    — Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

    5.Вступительное слово о событиях 1812 г.

    Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

    Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

    Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

    6.. Сообщение. Историческая справка о Бородинском сражении и о итоге войны 1812 года.

    Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. 7 сентября 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы . Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов

    . Армию французов возглавлял Наполеон

    Храбро сражались русские воины.Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить. Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

    Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

    -Русский народ одержал победу в этой войне. Давайте посмотрим видеоролик и прослушаем песню «Гимн русскому воинству», посвященную этим героям

    8.Слово учителя
    — Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее, и помнить о тех кто принес мир на Российскую землю.

    Лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий,

    а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.

    9.Словарная работа.

    — Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить

    Задание: прочитать слова вслух и сказать, что они обозначают. ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).

    • редут (франц.) — квадратное земляное укрепление на поле боя;
    • мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) — сударь, господин;
    • картечь — артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
    • лафет — боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
    • бивак — стоянка войск под открытым небом;
    • кивер — высокий военный головной убор из твердой кожи;
    • булат — оружие из булатной стали — стали особой закалки;
    • улан, драгун — солдаты конных полков;
    • басурманы — люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

    — С точки зрения лексики, что это за слова?

    (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector