Система уроков по поэме я — Мертвые души — план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Скачать:

Вложение Размер
Взято из интернета 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Конспекты и презентации к урокам литературы в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.
За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Иванова Елена Ивановна
Место работы: МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа
Добавил: Ленок8142

Литература

Материалы для учителя литературы

Конспекты уроков литературы

Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 класса. Тема: «И вот они опять, знакомые места. ».

— открыть перед учащимися удивительный мир детства русских писателей, неповторимую красоту литературных мест, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Максима Горького;

— расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о писателях;

— прививать любовь учащихся к «родному пепелищу», своей «малой родине», родному дому.

Инсценировки по произведениям Пушкина для старших классов 9-11 класс

Алексей (на авансцене, разочарованный)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

Инсценировка по поэмам А.С. Пушкина для старшеклассников

В ауле, на своих порогах,

Черкесы праздные сидят.

Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах

Литературный КВН для школьников средних классов «Древнерусская литература»

1-й конкурс «Приветствие».

Команды по жребию выходят на сцену и представляются, называя девиз, приветствие соперникам и само название команды.

Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Игра викторина для учащихся средних классов с ответами «В стране чудес»

И начинается рассказ,

Где ждут вас превращения.

Не обойдется без прикрас

Рассказ мой, без сомненья.

Страна Чудес встречает нас,

Викторины для учащихся 5-7 класса «Сказы Урала»

Викторина «Тайна малахитовой шкатулки» по творчеству П. П. Бажова

1. «Платье на ней. меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью сверкает. » (Хозяйка Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка».)

2. «Старушка, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе». (Вихориха из сказа «Каменный цветок».)

Литературная викторина для школьников средних классов «Творчество Н. В. Гоголя

1. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весенний день. Кто этот писатель и что это за день?

(1 апреля 1809 года или 20 марта (старый стиль), Гоголь.)

2. О ком Н. В. Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал я без его совета»? (О Пушкине.)

Игра викторина по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1-й тур «Ночь перед Рождеством».

— должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве? (Сотник.)

— предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (Сундук.)

— казака, который, согласно молве, был немного сродни чёрту? (Пацюк.)

Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца»

1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее . отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».)

Литературная викторина с ответами. Николай Семёнович Лесков «Левша»

Кому принадлежат приведённые ниже слова и как вы их понимаете?

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал». (Император.)

«Это, — говорит, — ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле. » (Платов.)

Литературная викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова «Да, были люди в наше время. »

1. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:

Да были люди в наше время. («Бородино».)

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью. (Казачья колыбельная песня.)

Игра КВН по роману «Капитанская дочка» для школьников

1-й тур. «Разминка».

— Переведите устаревшие слова на современный язык: челобитье, обиняки, лазутчик, оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять.

— Целовальник — это. (продавец вина в трактире).

Инвалид — это. (военнослужащий, состарившийся на военной службе).

Грош — это. (монета достоинством в две копейки).

Литературная викторина по повести А. С. Пушкина «Дубровский» для школьников 6 класса

1. Сколько гончих и борзых было на псарном дворе Кирилы Петровича? А сколько собак было у Дубровского? (12 гончих, 14 борзых; около 4 — 5.)

2. В какие моменты жизни Кирила Петрович насвистывал мотив «Гром победы раздавайся»? Назовите их. (Во время обхода псарни.)

Игра по литературе для школьников старших классов «Следствие ведут знатоки литературы»

Эта игра для ищущих и любознательных. Каждое произведение имеет не только своего автора, но историю своего возникновения. При внимательном и вдумчивом прочтении произведения может обнаружиться немало интересного и увлекательного.

Цель игры: расширить кругозор учащихся, ориентировать на глубоко осмысленное прочтение не только художественной, но и специальной, научно-познавательной литературы.

Литературная викторина по сказкам Братьев Гримм для школьников

1-й этап. Найди заблудившуюся сказку.

«Храбрый портняжка», «Калиф-аист», «Лиса и гуси», «Умная Эльза», «Король Дроздобород», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Семеро храбрецов».

2-й этап. Угадай сказку.

«На краю леса, в маленькой избушке одиноко жила бедная вдова. Перед избушкой у неё был сад, а в саду росли два розовых куста. » («Беляночка и Розочка».)

Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Конспект урока-беседы по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».

ТЕМА: (ребята формулируют в конце урока) , учитель может предложить: «Человек «…так себе, ни то ни се…».

Цель: проанализировать образ помещика Манилова.

выявить приемы описания характера помещика, внутреннюю логику создания образа;

обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;

приобщить учащихся к исследовательской работе.

Оборудование: рисунки А. Агина «Чичиков и Манилов», П. Боклевского «Манилов».

Дорога в Маниловку – это дорога в никуда. Много верст проехал Чичиков, прежде чем добраться до деревни и увидел господский дом. Здесь было безжизненно и царила полная бесхозяйственность: дом стоял на юру, открытый всем ветрам, на горе были разбросаны по-английски две-три клумбы, пруд был весь подернут зеленью. Бездеятельность хозяина одновременно совмещалась с сентиментальностью. Беседка с плоским зеленым куполом и голубыми колоннами называлась «Храм уединенного размышления». Хозяин обратился к Чичикову со словами нарочитого искусственно-книжного радушия: «чересчур было передано сахару», в приемах «было что-то заискивающее расположения и знакомства». Жизнь в доме и во всем имении как будто остановилась: в книжке так и осталась закладка на 14 странице, два кресла были не готовы и обтянуты рогожей. Хозяин с женой общались между собой приторно-сентиментально: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Выражается Манилов крайне изысканно и по-книжному: «Уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца…». Каждый человек у Манилова добрый, обходительный, милый, приятный, умный, образованный, начитанный и достойнейший, но не потому, что так оно есть на самом деле, а потому, что в людях Манилов ничего не понимает. Имена детей Манилова — Алкид и Фемистоклюс – явно отдают языческим античным прошлым, стародавними временами до рождества Христова.

Рисуя характер Манилова, автор, признается Гоголь, находится в большом затруднении. Писатель дает ключ к пониманию Манилова и любого другого персонажа: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов».

Манилов принадлежит к таким людям, о которых говорят: «Люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан ни в селе Селифан…». Все, что остается от общения с ним, — смертельная скука. «От него, — пишет Гоголь, — не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор…, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было».

Встреча с Маниловым происходит уже в первой главе. Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение…»

Преобладающий оттенок в описание героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.

Приятнейшая маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним, не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, — так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого…слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности.

Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков – и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка – это беспощадный суд, который вершится писателем.

Главная социально-психологическая черта – желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость – его «гербовая печать».

Манилов — спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов – человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».

Манилов способен только мечтать, но мечты его мертвые, они никогда не осуществляются и, главное, никуда не ведут. Хорошо было бы, пустопорожно фантазировал Манилов, «от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…», а потом после отъезда Чичикова, посетили его голову другие мысли: «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву…». Здесь опят Гоголь играет антитезой «живой — мертвый». В применении к Манилову она означает, что, хотя этот помещик не причинил никому зла, но и «пользы тоже не принес никакой» и никому. В нем нет ничего – ни отрицательного, ни положительного. Его душа совершенно умерла и не может производить ни плохого, ни хорошего. Поэтому в Манилове нечему возрождаться. Творческая бездеятельность души свидетельствует о его полной духовной смерти. Но личной вины Манилова тут мало: он не наделен умом и способностями. Оттого из описаний Гоголя исключены резкие, обличающие его эпитеты и выбран почти бесстрастный тон наблюдателя.

Да, и маниловщина – явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.

СТРУКТУРА УРОКА

В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческой души. Автору достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, так как вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других – к мотовству.

«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: