9 ИЮНЯ — ДЕНЬ ДРУЗЕЙ

9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей

Разделы

Сценарии

Возьмемся за руки, друзья! / ред.-сост. Л. И. Жук. — Минск: Красико-Принт, 2009. — 128 с. — (Праздник в школе).

Хороший, верный друг — это так важно в нашей жизни: и когда мы — дети, и когда мы — взрослые. Вместе учиться, творить и. жить — именно теме «Дружба» посвящается эта книга, где верность, преданность друзей воспеты в стихах и литературно-музыкальных композициях.

Издание предназначено для всех, кто по роду своей деятельности соприкасается с праздником (да и для каждой семьи тоже).

Содержание

«Друг в беде не бросит. » КВН

Дайте руку вам пожать. Театрализованное представление

Когда рядом друзья

Ребята, давайте жить дружно!

Дружили в одной роте. Творческая постановка по рассказу И. В. Богданова «Дружба»

Испытание боем. Сцены из жизни на войне по книге В. Л. Кондратьева «Селижаровский тракт»

Трубачев и его друзья. Сцены из школьной жизни по повести В. А. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи»

Отважные ребята. Творческая постановка по мотивам повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

Последний лист. Пьеска по одноименному рассказу О’Генри

Если хочешь иметь друзей. Театрализованное представление на библейскую тему

Я — помогу! Творческая постановка по страницам романа Э. М. Ремарка «Три товарища»

Друзья — бесценный капитал. Сценическая композиция к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина

Сказка о дружбе

В методическую копилку учителя

Кулакова, Е. По рельсам : разговор о дружбе / Е. Кулакова // Классное руководство и воспитание школьников : [газ. Изд. дома «Первое сентября»]. — 2011. — 1-15 апр. (№ 7). — С. 16-18.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дружбе.

Андреева, Е. Ты да я, да мы с тобой: Что такое дружба: классный час / Елена Андреева, Марина Гумарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. — 16-30 нояб.( № 22). – Режим доступа: http://ruk.1september.ru/view_article.php? >

Вагабова, З. А. Классный час «О товариществе и дружбе» / З. А. Вагабова // Классный руководитель. — 2009. — № 2. — С. 49-53.

Классный час с элементами ситуационной игры на тему дружбы и доброты.

Янкина, И. В. Классный час «Поговорим о дружбе и друзьях» / И. В. Янкина // Классный руководитель. — 2009. — № 2. — С.54-55.

Волкова, М.А. «Друг в беде не бросит…»: КВН о дружбе и друзьях для учащихся 5-6 кл. / М.А. Волкова // Читаем, учимся, играем. – 2006. — № 4. – С. 73-74.

Сысоева, О.В. План-конспект часа общения на тему «Дружба» / Сысоева О.В. // Классный руководитель. — 2004. — № 3. — С. 104.

Евстигнеева, М. В круге света: «На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей: классный час в духе орлятских традиций / М. Евстигнеева // Сто друзей: прил. к «Учительской газете». – 2001. — № 7 (22 февр.). – С. 3. – Режим доступа: http://www.ug.ru/old/01.08/ps4.htm . – 06.06.2011.

Лупанова, И.А. Дружба начинается с улыбки: классный час / И.А. Лупанова // Начальная школа. – 2000. – № 4. — с. 92-94.

Береги Друзей [Электронный ресурс]: материалы для проведения классного часа. – Режим доступа: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=424. – 06.06.2011.

Беседа : о дружбе, товариществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Библиотечный час «В дружбе — сила!» [Электронный ресурс] / Альбина Николаевна Фомина. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/203963. – 06.06.2011.

Классный час «Ищу друга» [Электронный ресурс]: 7 кл. – Режим доступа: http://uchitel.edu54.ru/node/139814. – 06.06.2011.

Классный час «О товариществе и дружбе» [Электронный ресурс]: сценарий беседы / Шаламова Валентина Алексеевна. – Режим доступа: http://aleks-night-school.narod.ru/DswMedia/otovarishaestve.doc. – 06.06.2011.

Классный час «Поговорим о дружбе» [Электронный ресурс] / Анна Павловна Маркова. – Режим доступа: http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/2074.html. – 06.06.2011.

Классный час «Поговорим о дружбе» [Электронный ресурс]: 2 кл. – Режим доступа: http://skovschool1.narod.ru/p262aa1.html. – 06.06.2011.

Урок литературы на тему «Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина» [Электронный ресурс]: / Венера Васильевна Раджапова, учитель русского языка и литературы. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/553441/. – 06.06.2011.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях [Электронный ресурс]: (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) / Т.Н. Богачева. – Режим доступа: http://www.litrusia.ru/node/411. – 06.06.2011.

Пахомова, О. Бесценный дружеский союз: урок по обществознанию и психологии / О. Пахомова, А. Игнатова // Школьный психолог : [газ. Изд. дома «Первое сентября»]. — 2010. — 1-15 авг. (№ 15). — С. 28-31.
Урок по обществознанию и психологии, ставящий своей целью расширение представления учащихся о дружбе.

Казакова, Н. Н. С детства дружбой дорожи / Н. Н. Казакова // Начальная школа. — 2010. – № 6. – С. 71-73.
Ход занятия для учеников младших классов, посвященного дружбе, взаимоотношениям людей. Из опыта работы.

Кинжибалова, Т. Н. Правила дружбы, или О воспитательном значении уроков литературного чтения / Т. Н. Кинжибалова // Начальная школа. — 2010. — N 3. — С. 17-18.
Учитель начальных классов о воспитательном значении уроков литературного чтения. На этих уроках дети знакомятся с правилами дружбы, учатся отличать дружеские отношения от всех остальных.

Чепикова, Л. В. Воспитание гуманизма / Л. В. Чепикова // Воспитание школьников. — 2009. — № 6. — С. 14-22.
Примеры двух мастерских для учащихся 5-6 классов на темы «Дружба» и «Моя семья».

Литвяк, С. Дружба как фактор социализации / С. Литвяк // Воспитание школьников. — 2009. — № 5. — С. 64-67.
Методические материалы для проведения беседы с родителями о том, как научить ребенка дружить и заводить друзей.

Петрова, В. Азбука нравственного образования: III класс / В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник // Воспитание школьников. — 2009. — № 3. — С. 31-35.
Методическая разработка занятия для 3 класса на тему «Твои друзья и ты».

Петрова, В. Азбука нравственного образования : III класс / В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник // Воспитание школьников. — 2009. — № 5. — С. 26-28.
Методическая разработка занятия, которое поможет детям усвоить понятия «дружба» и «коллективизм».

Фесенко, Г. Что такое дружба? / Г. Фесенко, С. Иванова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С. 57-59.
В дошкольный период развиваются коммуникативные качества, формируется обобщенное представление о дружбе. Задача педагога — помочь детям понять, что дружба приносит радость лишь тогда, когда они внимательно относятся к своим друзьям, понимают их настроение, разделяют радости и огорчения. Приводится конспект досуга, цель которого — формирование представлений дошкольников о дружбе.

Кочетков, В. Дружба и войсковое товарищество : план-конспект урока / Валерий Кочетков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2007. — № 2. — С. 14-18.
План-конспект урока для 10-го класса. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Конспект урока литературы в 11 классе на тему “Любовная лирика Сергея Есенина”

Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта.

Любовь всегда остается зерном и центром,

на который навивается вся поэтическая нить.

Работа по теме урока.

Чтение под музыку стихотворения » Руки милой. «.

— Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем.

» Я сердцем никогда не лгу», — сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, » ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.( записать число, тему сообщить цели урока).

А эпиграфом нашего урока будет являться высказывание А. Фета.

— Как вы понимаете строчку Фета, написанную им в письме к Я. Полонскому?

— Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В нашей книге несколько глав, мы очень кратко познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду в жизни писателя. ( доска).

3. Итак, откроем 1 главу » Не надо рая, дайте Родину мою».

На фоне музыки слово учителя. В 1924 году Есенин написал поэму » Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 17-18 годов. А в образе главной героини воплотились черты помещицы Л. Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами, ей было посвящено стихотворение » Зеленая прическа». ( чтение стихотворения).

4. Беседа по вопросам.

— В ранней лирике какой видится любимая поэту?

— Почему именно в образе березки?

— А лирический герой, каков он?

— Задание: какие черты характера характеризуют лирического героя Есенина в данном стихотворении, подчеркните те, которые вы считаете наиболее подходящими.

( Работа в парах по карточкам). Докажите текстом. Делаем вывод.

5. Откроем следующую главу » Куда несет нас рок событий».

На фоне портрета и музыки звучит выступление о З. Райх.

Чтение стихотворения » Письмо к женщине».

— Что искал в буре событий лирический герой?

— Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению.

— Каков здесь лирический герой?

Итак, здесь герой иной, он вовлечен в » бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.

7. Познакомимся с третьей главой нашей книги » Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего».

Чтение стихотворения » Пой же, пой».

— Каков теперь лирический герой?

— Из чего складывается такое впечатление?

— Почему произошла переоценка ценностей? ( Изменились взгляды на жизнь).

— М. Горький считал, это стихотворение отражает взаимоотношения Есенина с А. Дункан. На фоне портрета сообщение и сценка.

8. Откроем главу № 4. Она называется » В первый раз отрекаюсь скандалить». Попытаемся выяснить, почему поэт так сказал?

На фоне портрета сообщение о Миклошевской. Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил прекрасные лирические стихотворения: » Заметался пожар голубой», » Дорогая. Сядем рядом»,

» Мне грустно на тебя смотреть» и другие, включенные в сборник » Любовь хулигана». » Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге».

Чтение стихотворения » Заметался пожар голубой».

— Каков основной мотив стихотворения?

— В чем видит смысл своего существования герой?

Вывод: здесь мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного.

9. Познакомимся с последней главой нашей книги «В этих строчках — песня».

Сообщение о Шаганэ, прослушивание песни на фоне портрета.

— Какова тема стихотворения?

— О чем хочет лирический герой рассказать героине?

— Дайте характеристику лирическому герою, опираясь на перечень черт характера.

» Персидские мотивы» — это попытка обрести согласие с самим собой и с миром.

10. Итак, мы прочитали главы из книги » Любовная лирика Есенина».

— Что характерно для любовной лирики поэта?( В женщине видит друга, тема любви сближается с темой Родины).

— Какой смысл тогда вкладывал поэт, произнося фразу: » У меня стихов про любовь нету». ( В есенинской поэзии любовь — неотъемлемая часть эстетического идеала поэта.) Л.+ Р.+Нрав. Здоровье= Основа полноценной духовной жизни.

Все должно быть в гармонии, и к ней хотелось прийти герою С. Есенина.

Домашнее задание: Написать эссе «Мое отношение к поэзии Есенина».

Урок – семинар Чувства добрые я лирой пробуждал литература 9 класс

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал»

(литература, 9 класс)

Подготовка к семинару

Вывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначается консультант. Учитель оказывает помощь в отборе материала. Консультанты определяют степень участия каждого члена своей группы в обсуждении микротемы.

Планы выступлений групп:

I группа. Тема дружбыодна из основных тем лирики Пушкина.

1. Сообщение о друзьях, современниках поэта, кому посвящены его стихи.

2. Чтение и анализ стихов «Мой первый друг…», «В Сибирь». 3. «К Каверину» (« Забудь, любезный мой Каверин…») 4 «19 октября 1925 года»

II группа «Явас любил…»

1. Сообщение об адресатах лирики Пушкина.

2. Чтение стихов и их анализ (1-2 стихотворения).

3 Обобщение. Что объединяет любовную лирику Пушкина? Белинский о лирике любви и дружбы.

III группа. Гражданственность и патриотичность лирики Пушкина.

1 .Выступление по теме (консультант). В центре его сообщения стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «К Чаадаеву», 2.«Перед гробницею святой» (обратить внимание на высокую лексику).

3. Чтение и анализ стихотворения «Клеветникам России».

IV группа. « Лелеющая душу гуманность…» (В. Белинский). 1 Белинский о гуманизме творчества Пушкина.

2.Чтение стихов: «Анчар», «Деревня» (II часть). Анализ стихотворения

3 .Устное сочинение по теме.

V группа. Оптимистичностъ лирики Пушкина. 1 .Вступительное слово консультанта.

2. Чтение стихов: «Если жизнь тебя обманет…», «О нет, мне жизнь не надоела».

3 Чтение и анализ стихотворения «На холмах Грузии».

4 Чтение стихотворения «Элегия», отрывок из стихотворения «Вновь я посетил».

5.«Вакхическая песня» (Консультант). Чтение, анализ, заключительное

Примечание. В обычном классе количество тем нужно сократить или объединить первую и вторую темы, как это сделано у В.Рождественского в статье «И дружба и любовь» (см. список литературы).

Вопросы оппонентов, дополнения к выступлениям.

(Знакомятся с содержанием ответов групп заранее у консультантов) 1-ой группе.

— Может ли быть дружба-вражда?

— Есть ли у Пушкина хотя бы одно стихотворение, где он не идеализирует это чувство?

(Вопросы задаются, если не будет прочтено и проанализировано стихотворение «Коварство»).

2-ой группе.

-Знаете ли вы, какие стихи Пушкина о любви положены на музыку? (Сообщение о романсе Глинки «Я помню чудное мгновение».)

3-ой группе.

— Вам не кажется, что в стихотворении «Клеветникам России» лирический герой больше националист, чем патриот? Это легко доказать.

— В чем современность этого стихотворения?

4-ой группе.

— Вы утверждаете, что раб из стихотворения «Анчар» вызывает в поэте чувство жалости, сострадания к бесправному человеку? А мне кажется, что раб также повинен в том, что «князь» отравленные стрелы «разослал к соседям в чуждые пределы»? По-моему, эта мысль четко прослеживается в стихотворении. (Следуют доказательства.)

5-ой группе.

— Я бы не стал утверждать, что вся поэзия Пушкина пронизана оптимизмом. Вспомните стихи: «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Телега жизни», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Бесы». (Аргументы в виде композиции из цитат, взятых из этих стихов)

Задание по словарю.

Дать лексическое толкование слов: гражданин, пробуждать, лелеять.

Индивидуальное задание.

Написать сочинение на тему « Чувства добрые я лирой пробуждал».

I. Вступительное слово учителя и беседа с классом

— Итак, ребята, сегодня у нас обобщающий урок по лирике Л.С.Пушкина. Я предлагаю провести его в форме семинара. На обсуждение выносится тема «Чувства добрые я лирой пробуждал». Ваша задача не только поделиться своими мнениями, наблюдениями, сведениями, добытыми самостоятельно, но и сделать краткий конспект материалов урока.

— Какие, на ваш взгляд, слова темы являются ключевыми для данного урока? («…добрые», «пробуждал»)

— Давайте подумаем, какой смысл вкладывал Пушкин в это выражение. Говорят, что в стихотворении «Я памятник себе воздвиг …» речь идет о назначении поэзии и о праве поэта на память после его смерти.)

— Подумайте, почему поэт выбрал слово «пробуждал». Может быть, лучше было бы сказать «воспевал»?

Пробуждать. — 2.Вывести из состояния покоя и пассивности, сделать активным, вызвать к жизни.

(После предположительных ответов учащихся.)

-Значит, одна из задач поэзии Пушкина — воспитание высоконравственной, активной личности, что было важно для эпохи, в которую жил поэт. А критик Белинский отметил, что чтение творений Пушкина «полезно для молодых людей обоего пола». Эту мысль он высказал в 5-ой статье, где дан разбор лирических произведений поэта. Именно из этой статьи взяты строчки эпиграфа.

2.

«Добрым спутником нашей жизни» называет Пушкина советский поэт Вс. Рождественский. Он отмечает благородство А.С., его способность страстно отзываться на все живое, с удивительной прямотой и честностью отдавать себя людям. В многообразии тем лирики Пушкина особое место занимает тема дружбы. Рождественский пишет по этому поводу: «Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия к этой стороне человеческих отношений».

— Да, у поэта было много друзей. На стендах только некоторые портреты тех, кого он воспел или с кем общался. Поэт знает все проявления дружбы (прочный братский союз, союз единомышленников).

Какой же он показал дружбу? Каков его идеал друга? Выступление

1-ой группы. Вопрос оппонента. Ребята высказывают свое мнение, читают и анализируют стихотворение «Коварство».

— Наряду с лирикой дружбы большое внимание, как вы знаете, поэт уделяет теме любви. Что же объединяет любовную лирику Пушкина. (В ней -преклонение перед женщиной, вера в животворящую силу любви, в ее гуманные начала.)

Образец выступления консультанта 5-ой группы.

Поэзия Пушкинаобразец оптимизма

Поэт — величина неизмеримая, особенно если речь идет о Пушкине. Им восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. К его поэзии мы обращаемся в разные периоды своей жизни, каждый раз черпая из нее вечные истины, обогащая свой эмоциональный мир, постигая истинную красоту русского поэтического слова, Недаром говорят, что, читая Пушкина, можешь стать настоящим человеком. Вся его лирика пропитана оптимизмом. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар. Он преклоняется перед самим чудом жизни, и она в его лирике прекрасна в любых своих проявлениях, когда поэт видит, что люди по-прежнему коснеют во зле и несправедливости, и тогда он создает грустные произведения, но и в них робко мелькает искорка надежды на лучшее. И я предлагаю убедиться в этом на примере нескольких стихотворений.

1. .«Если жизнь тебя обманет» (Чтение члена группы.)

2. «О нет, мне жизнь не надоела». (Чтение и анализ члена группы.)

3. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». (Чтение и подробный анализ. Делает один из членов группы.)

5. «Вакхическая песня».(Чтение и анализ консультанта.)

«Вакхическая песня» — это застольная песня. Вакх — бог вина у древних греков и римлян. В первой половине стихотворения воспевается торжество жизни, вино и любовь. А затем с характерной для Пушкина непосредственностью и легкостью тема стихотворения делается серьезной и важной: в нем затрагивается проблема, волнующая Пушкина, — это светлое будущее России. Его лирический герой предлагает тост за искусство и науку («Да здравствует муза…). Пир кончается, наступает утро, восходит солнце. Последний тост — за торжество «бессмертного солнца ума» над суеверием, темнотой, невежеством (цитата).

И мы не перестаем удивляться, как сильно нужно любить эту жизнь и верить в нее, чтобы, несмотря ни на что, восхищаться ею. А так поэтично любить жизнь может только настоящий поэт. Вы увидели, как многогранна лирика Пушкина, но в каждом его стихотворении прослеживается пламенная любовь поэта к жизни, его бодрое, жизнерадостное мироощущение и вера в успех. Кто-то со мной не согласен?

(В дискуссию вступает оппонент. Смотри вопросы выше.)

Выступление П-ой группы и ответ на вопрос оппонента.

— Если бы Пушкин писал только о любви и дружбе, то, конечно, заслужил бы признание и современников, и потомков. Но вряд ли он написал бы о себе тогда такие строки:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…

-За что же еще будет он «любезен» своему народу? (Ответ учащихся.) —

— Ответ дал и Гоголь: «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, в нем русская душа. русский характер отразились… в очищенной красоте…». Мы добавим: это верный сын России, один из тех, кого называют истинными гражданами. Он писал «о России и для России».

Сообщение по теме «Патриотизм лирики Пушкина».

III группа. Дискуссия по вопросу о национализме Пушкина. (См. вопросы оппонента.)

— В наш век дефицита милосердия, сострадания ко всему живому поэзия Пушкина может сыграть роль лекаря души. Не об этом ли говорил Белинский, указывая на «лелеющую душу гуманность» поэзии Пушкина? Выступление 1У-ой группы. Ответ на вопрос оппонента.

А каким вы еще увидели поэта и, конечно, его лирического героя? (Ответы с места)

— Оптимизм поэзии — вот то, что особенно привлекает в его творчестве сегодня.

Выступление У-ой группы и дискуссия с оппонентом.

Итак, какой же ответ мы получили на вопрос темы? Каким предстал перед нами поэт и его лирический герой?

Зачитывается заранее подготовленное на эту тему сочинение

Использованная учителем и учащимися литература:

1.В.Г.Белинский. Статья пятая. «Разбор лирических произведений Пушкина»

2.Вс.Рождественский. И дружба и любовь. (Из сб. «Русская классическая

литература. Разборы и анализы» Составитель Д.Устюжанин. М. 1969)

3 .Н.А.Демин. Изучение творчества Пушкина в 8 классе. Москва. «Просвеще

4.Ж. «Литература в школе» №4-88, С.22 (Типы семинарских занятий).

5. «Активные формы преподавания литературы». Составитель Р.И.Альбеткова. М. 1991.

6. Критическая литература по выбору учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: