Конспект урока основные мотивы в лирике пушкина

Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; оказывать содействие формированию гуманной личности.

Оборудование: портрет А. Пушкина, гроздь на тему «Пушкин».

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

I. Актуализация опорных знаний.

Гронирование на тему «Пушкин».

Работа ведется на доске и в тетрадях: ученики поочередно выходят к доске, записывают слово-ассоциацию и коротко комментируют его.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Пушкина еще в двадцатилетнем возрасте признали первым, т.е. наилучшим поэтом России. и в русской столице, и в степях Украины, и на Кавказе, и в Крыму, и в Одессе, и в степях Молдавии — всюду, где поэт побывал за четыре года южной ссылки, он встречал храбрых офицеров и волшебных женщин, которые знали его стихи наизусть. Чем же стихи Александра Пушкина волновали и очаровывали, вызывая желание выучить их, чтобы тем самым оставить в своем сердце? О лирике поэта, ее жанрово-тематическом разнообразии мы будем говорить сегодня. (Ученики записывают тему, а после комментариев учителя — и эпиграф урока в тетради).

III. Работа над темой урока.

1. Работа в группах.

Основные мотивы лирики А. Пушкина.

Задача для группы 1.

Прочитайте и проанализируйте стихи «К морю», «Осень», «Зимнее утро»; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стиха «Осень».

1) В какой части стиха речь идет о целебном и таком, что дарит вдохновение, влияние осени на поэта?

2) Какие цвета осени называет Пушкин в своем стихе? Какие ассоциации они вызывают? Возможно ли нарисовать пушкинскую осень?

3) Как вы поняли содержание 12-той части? Связано ли содержание этой части с тем, о чем шла речь в предыдущих частях? Какая функция точек в этой части?

4) Что оказывает содействие эмоциональности поэзий Пушкина?

5) Какими являются характерные особенности написания поэзии?

Ориентировочная схема анализа стиха «К морю».

1) Какая форма стиха?

2) Какая композиция стиха?

3) Что вы можете сказать о системе образов произведения? Как развиваются чувства и мысли в произведении?

4) Определите идею стиха, сформулируйте свое суждение о мыслях автора.

Задача для группы 2.

Прочитайте и проанализируйте стихи «Я вас любил. », «Я помню чудное мгновенье. », «Мадонна», определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихов.

1) Определите тему каждой части и тему стиха вообще.

2) Определите сюжетную линию стиха и средства, которыми она изображена.

3) Определите систему образов стиха.

4) Определите способы создания образов.

Задача для группы 3.

Прочитайте и проанализируйте стихи «Памятник», «Пророк», «Поэту», определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихов.

1) Укажите основной образ поэзии.

2) С помощью каких художественных средств он создается?

3) Каким, по мнению автора, является назначение поэта?

Задача для группы 4.

Прочитайте и проанализируйте стихи «Вольность», «К Чаадаеву», «19 октября 1827»; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стиха «Вольность».

1) Какая основная тема стиха?

2) Какая система образов произведения? Что вы можете сказать о главном образе-волнении? Определите, какие события повлияли на появление этого образа.

3) Определите ключевые фразы стиха, его идею.

4) Какая форма написания стиха?

Ориентировочная схема анализа стиха «К Чаадаеву»

1) Какое чувство пронизывает стих, как это чувство связано с адресатом?

2) Какая основная мысль стиха? Определите идею стиха?

3) Найдите элементы русского романтизма в стихе.

Примечание. Во время презентации результатов работы ученики выразительно читают поэзии, предложенные для анализа (если есть возможность, наизусть).

Делается коллективно и записывается учениками в тетради.

IV.Рефлексия.

  1. Выразительное чтение наизусть стихов А. Пушкина.
  2. «Микрофон».

Ученики сжато высказываются на тему «Какого Пушкина я открыл для себя».

V. Домашняя задача.

Опережающая задача для 3-4 учеников: подготовить выразительное чтение поэзий М. Лермонтова (можно наизусть).

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Конспект урока основные мотивы в лирике пушкина

Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина (урок-презентация)

Тема урока: Основные темы, мотивы лирики А. С.Пушкина (урок-презентация)

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходит становление поэта. Повторение ранее пройденного материала и использование полученных знаний в данной теме.

— Обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.

— Развить умение творчески мыслить, способность к ассоциациям;

— Умение выступать перед большим классом

— Формирование познавательного интереса

За неделю до урока дать учащимся задание. Довести до учеников важность данного урока, ответственность.

Организовать урок, то есть выделить 3-6 групп учащихся по 2-4 человека, которые подготовят презентации по заранее придуманным темам. Задание: выбрать стихотворение из творчества Пушкина (каждая группа готовит презентацию по стихотворению с отдельной темой – любви, природы, лицейской жизни, ), оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка).

Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы);

Подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения.

Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.

1. Учитель подготавливает, если необходимо оборудование для презентации

2. Узнает кто из ребят, что подготовил, чтобы в ходе урока приглашать их выступить

3. По ходу урока учитель останавливается на наиболее значимых проблемах, вопросах. Дополняет учащихся.

4. В конце урока учитель просит учащихся сделать вывод. Или, если в работах учащихся не было представлено достаточно материала, делает вывод сам.

5. Учитель отмечает и хвалит учеников, которые приняли участие в уроке, были оригинальны и говорит об ошибках, делая акцент на то, что это было вводное, первое занятие по ДАННОЙ теме. Говорит о теме следующего урока.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся освоят навыки:

— создания и редактирования электронных презентаций;

— отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;

— демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.

Учащиеся получат опыт:

— отбора материала для презентации по теме своего проекта;

— использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;

— создания презентации в программе MS Power Point.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: