Конспект урока Образы помещиков

Тема урока: Образы помещиков.

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

раскрыть характеристику образов помещиков;

научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;

выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

развитие навыков характеристики образа;

развитие монологической речи и анализа текста

воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Средства обучения: тест

Проверка дом задания

1) Где ,когда и в какой семье родился Гоголь?
2).- Где учился Гоголь и чем увлекался?
3).- Кем начинал работать Гоголь? (
4).- .Какое первое произведение пишет Гоголь и печатает его под псевдонимом В. Алов?

5).- Где и в какое время Гоголь пишет «Мёртвые души.»?
6).- . Назовите произведения, которые написал Гоголь.
7).- Кто подсказал Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые Души»?
Тесты .
1. Определите жанр «Мёртвых душ» (авторское определение).
а) роман;
б) повесть;
в) роман — эпопея;
г) поэма;
д) роман-хроника.
2. «Мёртвых душах» главная тема:
а) жизнь помещиков;
б) жизнь чиновников;
в) жизнь крестьянства; г) столичная жизнь;
д ) жизнь России.
3. Смысл названия произведения «Мёртвые души» заключается в том, что
а ) автор объявил »мёртвыми душами» крепостников и чиновников;
б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами;
в) автор НЕ раскрывает в произведении смысла названия.
4 Для чего Чичиков скупал «мёртвых. душ»?
а) для того, чтобы считаться богатым помещиком;
б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысячи душ;
в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых;
г) были другие причины.

I. Слово учителя.

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

II . «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

Описание усадьбы Маниловка.

Авторская характеристика Маниловки.

Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III . Лексическая находка.

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный.

IV . Итоги по образу Манилова.

Что же главное в Манилове? — Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

— Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

— С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

— Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

— К каким выводам автор приводит читателей?

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вывод. Вместо настоящего чувства — у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Что такое «маниловщина»?

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V . Литературная разминка.

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI . Трудный диалог.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям .

— Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

— Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

— Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

— Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX . Индивидуальные задания на следующий урок.

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X . Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).

Как звали жену Манилова? (Лизанька).

Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).

Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).

Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Система уроков по поэме Н.В.Гоголя»Мертвые души»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Скачать:

Вложение Размер
Взято из интернета 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

План-конспект урока по теме «Россия «Мертвых душ». Система образов в поэме Н.В. Гоголя»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: выявить основные приёмы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа, обучать учащихся умению определять принципы типизации социальных явлений; познакомить с понятием “лексический повтор”; повторить роль детали в характеристике героя; приобщать учащихся к исследовательской работе.

Словарная работа: лексический повтор, антитеза, говорящие фамилии.

Оборудование: средства ИКТ, художественная литература, портрет писателя, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, дополнительная литература.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Ход урока

I. Оргмомент. (Слайд 1)

Мы продолжаем путешествие по необъятной России вместе с плутом Чичиковым. Нам предстоит углубить представление о приёмах, используемых Гоголем при описании характеров помещиков, раскрыть внутреннюю логику создания образа, для того, чтобы научиться определять принципы типизации социальных явлений. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II. Повторение.

    Карточки с индивидуальным заданием.

Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?

Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

  • Опрос: (для слабой группы). // Сильные ученики в это время решают тестовые задания. (2 учащихся у доски) (Тест прилагается)
    • С какой целью путешествовал Чичиков?
    • У кого из помещиков он уже побывал?
    • Приобрел ли Чичиков мёртвые души?
    • А мы с вами какой сделали вывод?
    • В чём проявилось омертвение его души?
    1. Проверка тестовых заданий (Слайды 2, 3, 4, 5, 6)

    III. Проверка домашнего задания

    IV. Анализ 3 главы.

    Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей как важнейший элемент создания сатирического образа. Так диалог Чичикова и Коробочки – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих. Посудите сами.

  • Инсценирование диалога-торговли. (Слайд 10 с вопросом о стилистическом приёме, с помощью которого Гоголь подтверждает свою мысль о “дубиноголовости” помещицы)
  • Ответ на вопрос. (Многократный повтор вопросов “понимаете?”)
  • Словарная работа: Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тесте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя. (Задание А3 ГИА по русскому языку)
  • Вывод обсуждения:
    • Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга? (Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит…”
    • Во что превратилась душа Коробочки? (в коробочку)
    • Как называется такой приём изображения сути героя через его имя? (Говорящие фамилии)
    1. Итог: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

    V. Итог урока

    В образе коробочки Гоголь обнажает социальную проблему: застойность крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах XIX века. Вспомните, что в Росси на целое столетие дольше сохранилось рабство в форме крепостного права.

    VI. Домашнее задание: (Слайд 15)

    1. Главы 4-5
    2. 1-й вариант – характеристика Ноздрёва (по плану)
    3. 2-й вариант – характеристика Собакевича (по плану)
    4. Дополнительно-развивающее задание: составить вопросы к викторине “Узнай героя по деталям описания”

    Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?

    Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

    Промежуточный тест по произведению Н. В. Гоголя “Мёртвые души”

    1. Каков жанр произведения Н. В. Гоголя “Мёртвые души»?

    А. Поэма.
    Б. Роман.
    В. Повесть.

    2. Внешность Чичикова: “… не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод” – указывает:

    А. На неточную характеристику облика Чичикова.
    Б. На двойственность его характера, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам.
    В. На типичность и обобщённость его образа.

    3. Описывая гостиницу, в которой поселился Чичиков, “где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”, автор:

    А. Передаёт детали интерьера в соответствии с законами реализма.
    Б. Акцентирует внимание на особенностях интерьера.
    В. Иронизирует, усиливая комическое несоответствие предметов и явлений, используя оксюморон.

    4. Характерная особенность Манилова, которой воспользовался Чичиков при покупке мёртвых душ:

    А. Обходительность и любезность.
    Б. Замкнутость и немногословность.
    В. Грубость и напористость.

    5. Отношение Манилова к хозяйству, к крепостным характеризует его:

    А. Как не интересующегося делами имения человека.
    Б. Как крепкого хозяина, строго относящегося к крепостным, заботящегося об их благополучии.
    В. Как реформатора, осуществляющего свои идеи в имении.

    Целостный анализ произведения «Мертвые души» Н.В. Гоголя

    Белорусский Государственный Университет Филологический факультет Кафедра теории литературознанияЦелостный анализ произведения«Мертвые души» Н.В. Гоголя Студента 1-го курса Отделения славянской филологии (польская и русская филология) Свистунова Вадима Александровича Преподователь: Морозова Т.А. Мінск – 2006 год В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом &quo ;Мертвых душ&quo ; писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями. Проблематика в поэме двухплановая – национальная и социокультурная. Национальная проблематика заключается в изображении отношения Гоголя к России того времени. Возникает вопрос — куда идет Россия — который автор раскрывает двухсторонне. С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Социокультурная проблематика выражается авторской акцентировкой черт повседневной культуры и быта у различных персонажей поэмы. Тут же с проблематикой близко связана и идея поэмы: писателя волнует вопрос о человек, о смысле и назначении его в жизни. Так же показывается все бесправие, вся темнота и пошлость интересов как губернского общества, так и помещиков. Несомненно в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. На мой взгляд, в отношении помещиков, да и самого Чичикова, можно применить такое определение, как инвектива. Действительно, сатирически обличая, например, в Плюшкине все его дурные стороны, объект насмешек становится настолько жалок, что смеха уже не вызывает. Чтобы в полной мере передать всю убогость и опущенность помещиков, Н. В. Гоголь очень мастерски использует различные художественные детали, в первую очередь внешние. Рассмотрим одну из художественных деталей – портрет – на примере различных помещиков. Ноздрев — портрет описание: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Так же портрет раскрыт с помощью описания манеры поведения и натуры Ноздрева: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем этом бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке.

    Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Собакевич – портрет-сравнение: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Значительно место среди художественных деталей у Гоголя занимает пейзаж. Так описательный пейзаж виден у Манилова: «Деревня Маниловка немногим могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили мелколистные жиденькие вершины.».Психологический пейзаж так же можно увидеть, если вспомнить погоду, которая была при посещении Чичиковым Коробочки – была ночь и лил очень сильный дождь. Характерно и то, что Чичиков собирался ехать к Собакевичу, но заблудился и попал к Коробочке. Все это не сулило Чичикову ничего хорошего – именно Коробочка впоследствии и рассказала о странных его сделках. Однако существенное место среди художественных деталей, наравне с портретом, занимает мир вещей. Гоголь открыл почти новую функцию в использовании вещных деталей. Но все таки я обозначу эту функцию как психологическую. Так с помощью вещей раскрываются особенности Плюшкина: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.» Хронотоп поэмы абстрактный. Гоголь через неназваный город показывает всю Россию. Героев поэмы ярко характеризует их собственная речь. Так у Ноздрева очень большой запас слов разных языковых окружений.В его речи встречаются французские варваризмы: «безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»; жаргонизмы: «банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»; профессионализмы собаководства: «мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»; и множество вульгаризмов: «свинтус», «каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей».

    Так же в произведении есть архаизмы: «ключник», «барин», «кучер»; и историзмы: «осьмнадцать». Речь Манилова очень богата различными тропами, которые служат для придания речи возвышенности, учтивости и любезности: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие», «какого горя не вкусил». Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть &quo ;миллион. В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы. Следующие пять глав (завязка и развитие действия) посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах.Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом, внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества. Кульминация поэмы – разоблачение Чичикова сначала Ноздревым, а потом и Коробочкой. А развязка попадает на бегство Чичикова из города. Значительное место в поэме &quo ;Мертвые души&quo ; занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Вставной эпизод — это «Повесть о капитане Копейкине». Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно-полицейской России, нарисованную в “Мертвых душах”. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность – вот мысль в произведении Гоголя. В поэме фабула совпадает с сюжетом. Конфликт на содержательном уровне. Система персонажей была сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова &quo ;шло как-то само собою&quo ;. Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы. Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство. По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Даже речь Манилова слишком туманна: &quo ;какая-нибудь этакая наука&quo ;, &quo ;паренье этакое&quo ;. Он никому не доставил пользы и живет пустяками.

    Пугать, надувать, приводить в уныние это его дело». Легко догадаться, кто именно этот «мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие», то есть, в качестве ревизора, распекающий всех. В черновых заметках к «Мертвым душам» Гоголь пишет: «Весь город со всем вихрем сплетен прообразование бездельности (то есть пошлости) жизни всего человечества в массе Как низвести всемирную картину безделья во всех родах до сходства с городским бездельем? и как городское безделье возвести до прообразования безделья мира?» Итак, опять-таки по собственному признанию Гоголя, в обоих величайших произведениях его в «Ревизоре» и «Мертвых душах» картины русского провинциального города 20-х годов имеют, кроме явного, некоторый тайный смысл, вечный и всемирный, «прообразующий», или, как мы теперь сказали бы, символический, ибо символ и значит «прообразование»: среди «безделья», пустоты, пошлости мира человеческого, не человек, а сам черт, «отец лжи», в образе Хлестакова или Чичикова, плетет свою вечную, всемирную «сплетню». «Я совершенно убедился в том, что сплетня плетется чертом, а не человеком,P пишет Гоголь в частном письме по поводу частного дела.P Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово ревизор?)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: