Конспект урока на тему: Смысл эпиграфа «Капитанской дочки»

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». Урок начнем с вопроса-напоминания: «Что такое эпиграф?» Сообща приходим к краткой формуле: «Эпиграф — это ключ к книге». «Береги честь смолоду»: в этом «ключе» какое слово «ключевое»? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (. ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы.

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.

4. Лиха беда со мной приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой.
5. Погиб Поэт! — невольник чести.
6. Досадно мне, коль слово честь забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Определим вместе авторов этих строк, произведения, откуда они взяты.

1. «Слово о полку Игореве» ребята будут читать через год. Но в классе всегда находятся один-два ученика, которые догадываются, откуда эти слова. Во всяком случае, всем очевидно, что текст древнерусский. Делаем под цитатой соответствующую запись.

2. Стихотворение «К Чаадаеву» мы читаем и учим наизусть в VIII классе (так же как «В Сибирь» и некоторые другие, доступные восьмиклассникам, стихи Пушкина). Эти строки ребята сразу вспоминают.

3. Балладу Лермонтова «Беглец» мы читали в прошлом году, в VII классе, ведя разговор об этом жанре. Это стихотворение многие учащиеся узнают быстро.

4. Четвертая цитата сознательно не закончена, чтобы не было подсказки. Но это не мешает ребятам вспомнить наше прошлогоднее чтение «Песни. » Лермонтова.

5. «Смерть поэта» мы еще не учили, это ждет нас в IX классе, но вот автограф этого стихотворения видели и читали стихотворение в прошлом году, когда говорили о начале славы Лермонтова, о 1837 годе.

6. Автора последних строк ребята, конечно, не узнают. Предложим опереться на стиль, на ритм — но успех маловероятен. Песни В. С. Высоцкого они, конечно, слышали, но не знают их или знают плохо. Учитель сам скажет, что это строки из песни Высоцкого «Я не люблю».

Итак, мы определили и записали на доске авторов строк и название стихов. Теперь попробуем, опираясь на наши знания этих стихов, определить, какое значение, какой смысл вкладывает поэт в слово честь в каждом случае. Пометим названные значения возле цитат.

Для неизвестного автора «Слова» честь — антоним позора, бесчестья, а синоним почета, уважения и славы (которая и стоит рядом).

Для юного Пушкина честь и слава в 1818 году тоже стоят рядом, но тут надо добавить еще одно слово: гордость.

Горцы из «Беглеца», а с ними и поэт, воспринимают честь как достоинство, независимость.

А вот купец Калашников в слово «честная» вкладывает, скорее всего, значение «порядочная». Но не только. Когда он выходит на бой защищать свою честь и честь своей жены, то речь идет ведь о защите опять же достоинства. О том же самом Лермонтов говорит в стихотворении «Смерть поэта» — о защите чести, о защите достоинства личности (и стихи-то одного 1837 года). Пушкин — по Лермонтову — «невольник чести».

Ну а что есть честь в последних строчках, в строчках Высоцкого, пока оставим под вопросом.

Домашнее задание к этому уроку состояло из двух частей:

1. Выписать из толкового словаря значение слова «честь».

2. Попробовать определить, что есть честь для каждого из офицеров «Капитанской дочки».

Обратимся к 1-й части задания и сравним словарное толкование с теми значениями слова честь, которые мы записали на доске.

Объединяем толкования слова, данные разными словарями, и делаем следующую запись на доске:

1. Достойные уважения моральные качества и принципы личности.

2. Незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет, уважение.

Итак, мы столкнулись практически с каждым из этих значений.

Слово «честь» не просто многозначно, оно несет свой смысл в представлении каждого из героев «Капитанской дочки». Что же значит оно для героев повести?

В повести Пушкина четыре офицера (а для русского человека слово честь ассоциируется с офицерской средой). Имена этих офицеров — Андрей Петрович Гринев, Петр Андреевич Гринев, Алексей Иванович Швабрин, Иван Кузьмич Миронов.

Первое слово повести Пушкина (если не считать эпиграфов) — отец. «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году». Вопрос о дате отставки Андрея Петровича Пушкин оставил загадкой, но ясно одно: старший Гринев вышел не просто в отставку, он вышел в оппозицию, оставшись верным данной им присяге. Недаром его так раздражает чтение «Придворного календаря»: другие, поступившиеся принципами, достигают чинов, получают награды. Понять и принять такой измены он не в состоянии. Нет таких обстоятельств, которые могут оправдать ее. Далее если дело касается его собственного сына. Вспомним его отчаяние в 14 главе: «Он лишился обыкновенной своей твердости и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как! — повторял он, выходя из себя. — Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду. «» По-видимому, для Андрея Петровича честь — это прежде всего дворянская честь, верность присяге, верность сословию.

Отправляя Петра Андреевича на службу, отец дает сыну напутствие: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В эпиграф Пушкин выносит только половину пословицы. Задумаемся почему? (Ребята здесь говорят о необходимости концентрации смысла в эпиграфе.)

Совсем иначе представляет себе честь Алексей Иванович Швабрин. Пять лет назад, как мы знаем, он в крепость «переведен за смертоубийство», т.е. за дуэль. Это дает нам основание ожидать от него поведения человека с чувством достоинства. Но оказывается иное. Перечитаем два эпизода: «Петр Гринев приносит Швабрину стихи. Ссора. Вызов на дуэль» и «Дуэль» (4 глава). Что же мы видим? Для Швабрина вполне приемлемо: 1) подличать за глаза; 2) быть неблагодарным; 3) делать исподтишка — но абсолютно неприемлемо прямое оскорбление в свой адрес. Честь для Швабрина — вполне формальная вещь, и поэтому для него, говоря словами Высоцкого, «в чести наветы за глаза». Вот эта-то двойственная мораль, двойной стандарт в принципах и приводит его к двойному предательству.

Для капитана Миронова, как и для Андрея Петровича Гринева, лучше смерть, чем измена. Капитан, судя по эпиграфу к 7 главе, происходит из солдатских детей, его понятие о долге, о чести близко к народному: «Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. «Что же вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузьмич. — Умирать так умирать: дело служивое!»» Останься капитан Миронов в живых, вряд ли бы он смог понять линию поведения Петра Гринева, как и Андрей Петрович Гринев. Ведь с точки зрения отца, младший Гринев родительский завет не выполнил.

А как мы смотрим на это? Что же такое честь для Петра Гринева? Какое слово-синоним поставим мы рядом с ним? Здесь ребята, опираясь на материал предыдущих уроков, говорят, что Петр Андреевич Гринев сохранил верность своим убеждениям, свое достоинство, смог защитить и честь Маши Мироновой. Понятие стремительно повзрослевшего Петра Гринева о чести весьма близко к пушкинскому. Пушкин все-таки не был «невольником чести», он был ее господином, когда стоял перед Дантесом у Черной речки. Он до последних минут жизни защищал Наталью Николаевну, не впутывал ее, повторяя: «Ты ни в чем не виновата». Гринев ведет себя так же: «Я хотел продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и все прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Между этими двумя эпизодами (не в истории, а в жизни) — несколько месяцев: окончание повести «Капитанская дочка» Пушкин датировал «19 октября 1836 года».

Безусловно, вынося слово честь в эпиграф, Пушкин делает вопрос о чести центральным в повести. И нам, сегодняшним читателям, стоит задуматься о том, что есть такое слово «честь» и действительно ли оно, как говорит В. С. Высоцкий, «забыто». Возвратимся к знаку вопроса, который поставили возле строчек Высоцкого. И этим вопросом закончим урок.

Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – проблемы долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.
Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, подлинной героиней произведения является Маша Миронова. На это, по моему мнению, указывает и название повести. Именно дочь капитана Миронова воплощает идеал автора – человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви.
Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» — она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».
Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.
Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.
Во время захвата Белогорской крепости пугачевцами Маша также ведет себя очень достойно. Несмотря на ужас, который она испытывает, девушка не показывает своего состояния, готова быть с защитниками крепости до конца.
В этом вихре кровавых событий Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью, остается верна себе. Ведь, оправившись после болезни, она оказывается в крепости одна, в окружении врагов, и за нее некому заступиться. Больше того, подлый Швабрин, воспользовавшись беззащитностью девушки, держит ее в плену, принуждая выйти за него замуж.
Но и это не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они — судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.
После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».
Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту.
Мы видим, что именно Маша Миронова, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю, ни разу не изменила долгу и чести, ни разу не осквернила память родителей, ничем не запятнала свою девичью и человеческую честь. Именно поэтому повесть названа «Капитанская дочка» — образ Маши отражает идеал самого Пушкина, верившего, что только честь может помочь человеку быть и оставаться Человеком.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Напишите сочинение на тему: смысл названия повести капитанская дочка. Помогите плз очень надо

Мне тоже задавали. мне поставили 5,5 не знаю как тебе. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – проблемы долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, подлинной героиней произведения является Маша Миронова. На это, по моему мнению, указывает и название повести. Именно дочь капитана Миронова воплощает идеал автора – человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви.

Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…

Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин.

Да и мать Маши «подлила масла в огонь» — она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась». Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка».

Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути. Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.

Во время захвата Белогорской крепости пугачевцами Маша также ведет себя очень достойно. Несмотря на ужас, который она испытывает, девушка не показывает своего состояния, готова быть с защитниками крепости до конца. В этом вихре кровавых событий Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью, остается верна себе. Ведь, оправившись после болезни, она оказывается в крепости одна, в окружении врагов, и за нее некому заступиться.

Больше того, подлый Швабрин, воспользовавшись беззащитностью девушки, держит ее в плену, принуждая выйти за него замуж. Но и это не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу.

Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они — судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда. После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости.

И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха». Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Мы видим, что именно Маша Миронова, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю, ни разу не изменила долгу и чести, ни разу не осквернила память родителей, ничем не запятнала свою девичью и человеческую честь. Именно поэтому повесть названа «Капитанская дочка» — образ Маши отражает идеал самого Пушкина, верившего, что только честь может помочь человеку быть и оставаться Человеком.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 80 966 раз

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!» Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…».

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачёв всё понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: «они видели благо дать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить». Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. «Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что «вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова».

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector