Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Урок литературы в 9 классе по изучению лирики А. С. Пушкина с использованием методов критического мышления

Литература. 9 класс. Конспект урока с использованием методов критического мышления. Тема: Лирика А. С. Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения.

Красота любовного чувства лирического героя «Поэзия учит нас Эмоционально мыслить и Умно чувствовать». (Андрей Битов, литературовед) I часть урока — Перед чтением стихотворения определим задачи (записаны на сигнальных карточках, помещаются на доске): 1.

Какое настроение владеет лирическим героем? 2.

Какие чувства возникают после его прочтения? 3. Каков характер лирического героя? Как он выражает свои чувства? 4. Тема стихотворения Для решения этих задач нам необходимо проанализировать текст, обратить внимание на словесный ряд, на образы. Чтение стихотворения: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. 1829 Составление цепочки ключевых слов (запись в тетрадях): Лежит мгла Шумит Грустно — легко – светла Печаль полна Тобой – тобой Не мучит — не тревожит Горит – любит Не любить не может (выводы воспроизводятся на экране через мультимедиа после того, как учащиеся попытаются их сформулировать самостоятельно)  В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ ключевые СЛОВА из первой и последней строки? ( лежит мгла — не любить не может) Мгла – туман, сумрак, тьма – не – не – усиливают смысл слов может любить (сердце живо лишь тогда, когда оно любит) Понятия противопоставлены С какой целью? ( наиболее ярко, страстно выразить желание всегда ощущать любовь) Если проследить движение мысли и чувства, то каким оно будет от начала к концу стихотворения? ( от спокойного к напряжённому, к душевному порыву — признанию) Какую роль играет слово печаль? Почему она светла? ( Лирический герой любит, но разлучён со своей возлюбленной, что не умаляет его чувства, а лишь делает его более ощутимым) Что ещё в стихотворении подчёркивает чувства поэта, его светлую печаль, его грусть и лёгкость? ( состояние ночной засыпающей природы) Читаем стихотворение ещё раз и отвечаем на вопросы, которые мы определили (слова-понятия помещаются на доске сигнальными карточками, учащиеся выходят к доске парами от каждой рабочей группы и записывают ответы) Настроение – от светлой печали и грусти Л. Г. переходит к страстному признанию Чувства – горячее желание любить Характер ЛГ – живой, импульсивный, способный на истинное глубокое чувство, которое ярко выражается в последней строке стихотворения ( состояние без любви равносильно смерти) Тема стихотворения – вечна сама потребность любить, как вечна и величественна природа Кавказа, как вечна женская красота и вдохновение, рождённое ею. II часть урока. Чтение стихотворения Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829 Составляем синквей (работа в группах, с последующим сравнением и защитой результатов работы) В результате должен получиться примерный ряд и вывод: Я Искренно нежно Любил не угасла не тревожит Дай Бог быть любимой Любил Я любил — любовь уходит, но «ещё угасла не совсем», она была «безмолвная», без надежды на взаимность, она колебалась между робостью и ревностью. ЛГ с горечью, но искренне желает своей возлюбленной быть счастливой пусть с другим, значит – он человек высокой души и благородства, значит — любил по-настоящему. Слово Бог – как чистота помыслов, искренность сердца. Обращаем внимание на повторы: сколько раз повторяется местоимение я, предложение «я вас любил»? Почему? Почему глагол употреблён в прошедшем времени? (Вопросы задаются тем членам рабочих групп, которые, по наблюдениям учителя не проявляют достаточной активности: они дают приблизительный ответ, группа редактирует, ученик, учитывая помощь, даёт ответ учителю) III часть урока Лекция с остановками. Пушкин не искал вечной любви, для него была важна сама потребность любить. Любовь для него подобно буре, властно захватывала, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но затем угасало, превращаясь в «цветок засохший, бездуханный» Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед: в них правда его любовных переживаний, искренность, чистота порывов, благородство. ( тексты перед учащимися на партах, репродукции – на экране) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кр
откие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Любовь заставляет душу поэта пробудиться, она доставляет высшее наслаждение, она награда за тяготы и горести жизни: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… И может быть – на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. IV часть урока Опираясь на проведённые наблюдения, записи в тетрадях, материалы лекции с остановками, составить кластер Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя

    Автор: Мальченко Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Ордынского района Новосибирской области

Конспект урока по литературе по теме «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  • Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
  • Любви все возрасты покорны,
    Её порывы благотворны:

    Вступительное слово учителя:

    Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину — «солнце русской поэзии». Что же движет Солнце?

    «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:» — утверждает поэт. Любовь — вот, что движет Солнце.

    Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.

    Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры:

    Беседа с учащимися:

    Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.

    Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.

    Каким вы увидели Пушкина в любви?

    Любовь для Пушкина — предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый.

    Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

    Тема любви раскрывается в лирике Пушкина просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике А.С.Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто: все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается н вдруг; все лаконизм каким всегда бывает истинная поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт:»

    Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829год).

    Какое чувство осталось после прочтения?

    (индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения).

    Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталии Николаевне?

    Вернемся к словам Гоголя. Можно ли утверждать, они применимы к этому стихотворению? Как понимаете слова «нет наружного блеска»?

    Все слова просты, но они складываются в единый музыкальный образ грусти, «светлой печали». Почему печаль у Пушкина «светла»?

    Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

    Почему сердце лирического героя «не любить не может»?

    Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Н.В.Гоголя?

    Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, не витиеватостью фраз, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. П.И Чайковский говорил об этом произведении «:в самом стихе:есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка

    Содружество музыки и поэзии

    Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия.» Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая поэтом, нашла отражение в музыке.

    Какие музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина вам известны?

    Сообщения учащихся об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина

    :Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

    Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

    Для вас, души моей царицы,
    Красавицы, для вас одних
    Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
    Под шепот старины болтливой,
    Рукою верной я писал:

    (Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами презентации)

    (Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

    Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока. Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье.

    И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери. В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное. Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

    Ответьте на вопросы:

    1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?

    2. Кому посвятил поэт стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»?

    3. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил:»(1829г.)?

    4. К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?

    Алина! Сжальтесь надо мною,
    Не смею требовать любви:
    Быть может, за грехи мои,
    Мой ангел, я любви не стою.

    5. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

    Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его «страстям мятежным». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина — это не «донжуанский список», не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector