Конспект урока литературы в 9 классе «Свободолюбивая лирика Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Урок 32.docx

Тема. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828);

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Пущину».

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции темы, свободолюбивой лирике.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря».

3.Работа с текстом оды «Вольность» (1817).

Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» — «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).

В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные» стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».

— Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

— Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчёркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?

— Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?

— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

— Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, — по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

— Каково настроение, чувство лирического героя? (Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казнённый Людовик – «мученик ошибок славных»), подчеркнув её разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция – акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:

Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.)

— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

— Чем заканчивается ода? (Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» — призывом, обращённым к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)

4.Работа с текстом стихотворения «Деревня» (1819).

«Деревня» — пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы.

В этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостном праве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня – это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденное в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идёт о конкретной деревне, где поэт обрёл «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создаётся обширный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию – страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчёркивают, что речь идёт не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество «Свободы просвещённой» связывает с волей царя.

— В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? (В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли).

— Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить»).

— На какие три части делится стихотворение?

— Как в первой части – идиллического изображения природы – проявляется традиция сентиментальной литературы?

— Идиллия «Деревни» оказывается лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, она отменяется второй часть стихотворения. Проанализируйте пейзаж в «Деревне». Докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».

— Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

— Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?

— Как в стихотворении «работает» приём контраста?

5.Работа с текстом стихотворения «К Чаадаеву» (1818).

«К Чаадаеву» — в отличие от абстрактного изложения политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.

Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический символ веры молодых друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

— Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?

— Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

— _ На какие три части можно разделить стихотворение? О чём эти части?

— Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

— Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?

— Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?

— Что возникает в финале стихотворения? (Образ будущего. В котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» — это тирания, деспотизм).

6.Работа с текстами стихотворений «Птичка» (1823), «Узник» (1822).

В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей дарования свободы, как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить декабристов.

— Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

— Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

7.Работа с текстом стихотворения «Анчар» (1828).

В этом стихотворении Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

— Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

— Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

— Какое звучание придаёт стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

2.Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».

Урок литературы в 9 классе по изучению лирики А. С. Пушкина с использованием методов критического мышления

Литература. 9 класс. Конспект урока с использованием методов критического мышления. Тема: Лирика А. С. Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения.

Красота любовного чувства лирического героя «Поэзия учит нас Эмоционально мыслить и Умно чувствовать». (Андрей Битов, литературовед) I часть урока — Перед чтением стихотворения определим задачи (записаны на сигнальных карточках, помещаются на доске): 1.

Какое настроение владеет лирическим героем? 2.

Какие чувства возникают после его прочтения? 3. Каков характер лирического героя? Как он выражает свои чувства? 4. Тема стихотворения Для решения этих задач нам необходимо проанализировать текст, обратить внимание на словесный ряд, на образы. Чтение стихотворения: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. 1829 Составление цепочки ключевых слов (запись в тетрадях): Лежит мгла Шумит Грустно — легко – светла Печаль полна Тобой – тобой Не мучит — не тревожит Горит – любит Не любить не может (выводы воспроизводятся на экране через мультимедиа после того, как учащиеся попытаются их сформулировать самостоятельно)  В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ ключевые СЛОВА из первой и последней строки? ( лежит мгла — не любить не может) Мгла – туман, сумрак, тьма – не – не – усиливают смысл слов может любить (сердце живо лишь тогда, когда оно любит) Понятия противопоставлены С какой целью? ( наиболее ярко, страстно выразить желание всегда ощущать любовь) Если проследить движение мысли и чувства, то каким оно будет от начала к концу стихотворения? ( от спокойного к напряжённому, к душевному порыву — признанию) Какую роль играет слово печаль? Почему она светла? ( Лирический герой любит, но разлучён со своей возлюбленной, что не умаляет его чувства, а лишь делает его более ощутимым) Что ещё в стихотворении подчёркивает чувства поэта, его светлую печаль, его грусть и лёгкость? ( состояние ночной засыпающей природы) Читаем стихотворение ещё раз и отвечаем на вопросы, которые мы определили (слова-понятия помещаются на доске сигнальными карточками, учащиеся выходят к доске парами от каждой рабочей группы и записывают ответы) Настроение – от светлой печали и грусти Л. Г. переходит к страстному признанию Чувства – горячее желание любить Характер ЛГ – живой, импульсивный, способный на истинное глубокое чувство, которое ярко выражается в последней строке стихотворения ( состояние без любви равносильно смерти) Тема стихотворения – вечна сама потребность любить, как вечна и величественна природа Кавказа, как вечна женская красота и вдохновение, рождённое ею. II часть урока. Чтение стихотворения Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829 Составляем синквей (работа в группах, с последующим сравнением и защитой результатов работы) В результате должен получиться примерный ряд и вывод: Я Искренно нежно Любил не угасла не тревожит Дай Бог быть любимой Любил Я любил — любовь уходит, но «ещё угасла не совсем», она была «безмолвная», без надежды на взаимность, она колебалась между робостью и ревностью. ЛГ с горечью, но искренне желает своей возлюбленной быть счастливой пусть с другим, значит – он человек высокой души и благородства, значит — любил по-настоящему. Слово Бог – как чистота помыслов, искренность сердца. Обращаем внимание на повторы: сколько раз повторяется местоимение я, предложение «я вас любил»? Почему? Почему глагол употреблён в прошедшем времени? (Вопросы задаются тем членам рабочих групп, которые, по наблюдениям учителя не проявляют достаточной активности: они дают приблизительный ответ, группа редактирует, ученик, учитывая помощь, даёт ответ учителю) III часть урока Лекция с остановками. Пушкин не искал вечной любви, для него была важна сама потребность любить. Любовь для него подобно буре, властно захватывала, давала ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но затем угасало, превращаясь в «цветок засохший, бездуханный» Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед: в них правда его любовных переживаний, искренность, чистота порывов, благородство. ( тексты перед учащимися на партах, репродукции – на экране) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кр
откие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Женщина для Пушкина прежде всего предмет поклонения, источник вечной красоты, гармонии, поэтического вдохновения, совершенство, идеал: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Любовь заставляет душу поэта пробудиться, она доставляет высшее наслаждение, она награда за тяготы и горести жизни: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… И может быть – на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. IV часть урока Опираясь на проведённые наблюдения, записи в тетрадях, материалы лекции с остановками, составить кластер Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя

    Автор: Мальченко Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Ордынского района Новосибирской области

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #16138b40-5a29-11ea-a0b9-3507aef56799

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: