Конспект урока литературы в 9 классе «Любовная лирика Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Урок 33.docx

Тема. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина.

знакомство с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина, анализ стихотворений «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновенье» (1825), «Не пой красавица при мне» (1828), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Мадонна» (1830);

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть свободолюбивых стихотворений А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Вступительное слово учителя.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П.Керн – в 1819 и 1825 г., но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

Екатерина Павловна Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах.

В те дни. в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь.

«Я счастлив был. Нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.

Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии.

Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов — элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.

«Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью, – считает литературовед Нина Забабурова. – Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более, что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она уже поэтому должна была смотреть на него, как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства».

Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…

В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви…

Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери: «. Как новость скажу тебе, что Бакунина выходит за господина Полторацкого, двоюродного брата госпожи Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием. Говорят, он два года, как влюблен. ».

По-видимому, Пушкин – уже женатый в то время человек – присутствовал на свадьбе Екатерины Павловны. По заведенному обычаю императрица Елизавета Алексеевна благословила свою любимую фрейлину и подарила молодым икону, которую Бакунина хранила всю жизнь. Покинув высший свет, двадцать один год прожила она с мужем в полном согласии. Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала детей – сына Александра и дочь Екатерину, наслаждалась семейным счастьем.

«…Екатерина Павловна между тем стала замечательной художницей, – рассказывает Лев Анисов. – Имела выставки, много заказов. Однако прославилась она и осталась в памяти потомков именно влюбленностью в нее великого поэта. Вполне сознавая это, она, как реликвию, берегла до конца своих дней написанный рукою Пушкина на желтоватом листке альбомного формата его мадригал ко дню ее именин».

Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.

3.Сообщения подготовленных учеников, реализация домашнего задания.

Мария Николаевна Раевская – дочь генерала Николая Николаевича Раевского, жена декабриста Сергея Григорьевича Волконского. С семьей Раевских еще с 1817 года был близок А.С.Пушкин. Особо он подружился с Раевскими во время их совместного путешествия на Кавказские Горячие воды во время своей южной ссылки.

Пушкин посвятил Марии Раевской целый ряд своих стихотворений: «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824), «На холмах Грузии…» (1829).

Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей —

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

(Из посвящения к «Полтаве»)

Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена новороссийского генерал-губернатора, в подчинении которого находился А.С.Пушкин в Одессе.

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит, печальна и одна,

Никто ее любви небесной не достоин.

(«Ненастный день потух…», 1824)

Ей же посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Все жертву памяти твоей», «Талисман».

Анна Петровна Керн (Полторацкая) – русская дворянка. Впервые познакомилась с А.С.Пушкиным в 1817 году на балу в Санкт – Петербурге, но впечатления на него не произвела.

Вторая их встреча произошла в 1825 году в Тригорском, куда Анна приехала погостить у своей тетушки, Прасковьи Александровны Осиповой.

В это время она уже была замужем.

Пушкин был так очарован прекрасной соседкой, что, прощаясь, подал ей листок со знаменитыми теперь строками:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

(«Я помню чудное мгновенье…», 1825)

Екатерина и Елизавета Ушаковы.

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован, я горю,

И содрогаюсь пред тобою…

(«Когда бывало в старину…», 1827)

Вы избалованы природой;

Она пристрастна к вам была,

И наша вечная хвала

Вам кажется докучной одой.

(«Вы избалованы природой…», 1827) Также сестрам Ушаковым были посвящены стихотворения «В отдалении от вас…» (1827), «Ответ» (1830).

Амалия Ризнич — двадцатилетняя жена одесского коммерсанта, дочь австрийского банкира. А.С.Пушкин познакомился с ней во время ссылки на юг (в Одессе). Ей он посвятил несколько своих стихотворений: «Простишь ли мне…» (1823), «Для берегов отчизны дальной…» (1824).

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

(«Простишь ли мне…», 1823)

Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) жена А.С.Пушкина. Их венчание состоялось 18 февраля (2 марта) 1831 года в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

IV. Закрепление изученного.

1.Работа со стихотворением «Я вас любил…» (стр.148, часть 1).

— В стихотворении «Я вас любил…» много психологических деталей. Каких? (Пик чувства пройден. Поэта не мучит болезнь любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но ещё «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.)

— Какая это была любовь? (Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).

— Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима).

— Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (Нет. Черты любимых женщин поэт часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий).

2.Работа со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» (стр.144-145, часть 1).

В этом стихотворении Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолётным виденьем», с «гением чистой красоты». Её «голос нежный» не сливается с житейским шумом, а «милые черты» являются ему во снах.

— Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите её этапы.

— В чём смысл «кольцевой» композиции, повторов? (Как и в стихотворении «Я вас любил…», здесь на первом плане – субъективное впечатление о женщине. С особой силой в стихотворении подчёркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.

Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увеличивает всё, из чего состоит жизнь. Именно любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю» любовь, может быть, только на её «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, — самая высокая и светлая надежда Пушкина).

V. Подведение итогов урока.

1.Анакреотические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. (Любовь – безоблачная, любовь-мечта, любовь-веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит, она главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры).

2.Романтические образы талисмана – символа любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман («Храни меня, мой талисман…»).

3.Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

4.Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…».

5.Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии».

6.Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов отчизны далёкой».

1.Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье» или «Мадонна».

2.Читать стихи А.С.Пушкина: «К другу стихотворцу», «Жуковскому», «Поэт и толпа», «Поэт», «Арион», «Я памятник себе воздвиг…».

Конспект открытого урока в 9 классе «Любовная лирика А. С. Пушкина»

Назва Конспект открытого урока в 9 классе «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Дата конвертації 12.07.2013
Розмір 34.22 Kb.
Тип Конспект
скачать >>>
Конспект открытого урока в 9 классе

«Любовная лирика А.С. Пушкина»

а) познакомить учащихся с темой любви в любовной лирике Пушкина;

б) рассмотреть женские образы, одухотворенные любовью поэта;

в) показать поэтическое мастерство поэта;

г) закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся как исследование и анализ лирического произведения;

д) повысить познавательный интерес к творчеству поэта;

е) учить овладению искусством общения;

ё) развивать коммуникативные навыки сотрудничества.

Сборник произведений А.С. Пушкина

Фотографии и портреты А.С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.П. Керн.

Эпиграф: Я вас любил…

I. Цели и задачи урока.

II. Работа по теме урока.

Учитель (стихи о любви)

Любовь – воздушней нету чувства,

Кто испытал ее, тот знает,

Что это высшее искусство,

Оно ведет и окрыляет!

Любовь – божественное чувство,

С ней не страшна печаль, тревога,

С ней не бывает в мире пусто,

Мы выходим в мир с любовью Бога!

Несколько дней назад, ребята, мы были участниками и зрителями литературной гостиной «Любовь в произведениях И.С. Тургенева». А сегодня это чувство мы будем переживать вместе с А.С. Пушкины. К вам тоже рано ли поздно придет любовь (Мелодия )

«Любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения»

Все лучшее, что было создано человечеством, было вызвано к жизни любовью.

Влюбчивый поэт, увлекающийся до беспамятства, оставил множество любовных стихотворений. Судить по ним о его действительных увлечениях трудно, мы же попробуем сгруппировать их по периодам жизни.

Итак, готовясь к уроку, каждая группа получила задание подготовить проект:

лирика южной ссылки,

Стихи, посвященные Наталье Гончаровой.

Слово тем, кто готовил проект по южной ссылке.

— Почему Пушкина удалили из Петербурга?

— Какими яркими событиями обернулась эта ссылка?

— Кто стал музой поэта в то время?

(защита проекта 1 группой, чтение стихотворение.)

В жизни Пушкина была и тайная любовь, это Елизавета Воронцова, жена генерал-губернатора в Одессе. Поэтому следующий цикл посвящаем ей.

(Воронцовский цикл, 2 группа)

Да, Пушкин покидал Одессу, перед ним лежала дорога в Михайловское. В черновиках «Евгения Онегина» он написал:

А я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских,

От оперы, от темных лож,

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов тригорских,

В далекий северный уезд,

И был печален мой приезд…

В. — Почему действительно приезд Пушкина домой был печален?

— Кто скрасил пребывание поэта в скромном Михайловском?

(3 группа, тригорская лирика)

А между тем в России было неспокойно. Пушкин ждет решения участи своих друзей – декабристов. Летом 1826 года он узнает о казни пятерых из них и о том, что 120 друзей, товарищей на каторге. Это потрясло его. Ссылка закончилась, Александр думает о семье.

В. — Что тревожит поэта в этот период

— С кем сводит судьба?

— Какие разочарование ожидают?

— Где встречает Пушкин юную красавицу Гончарову?

(4 группа, стихи, посвященные Н.Н. Гончаровой)

Жена стала для Пушкина не только любимой женщиной, матерью его 4 детей, она стала другом и помощником.

«Мой ангел, съезди к Плетневу и попроси его, чтобы он к моему приезду велел переписать из Собрания законов 1773-1775 годов все указы, относящиеся к Пугачеву. Не забудь… Я пишу… Я в хлопотах, никого не вижу – и привезу тебе пропасть всякой всячины…»

Письма поэта к жене искренне полны любви и нежности. За 6 лет семейной жизни он несколько раз покидал Петербург и наиболее количество писем (64) он написал жене.

«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив»

В своем дневнике в конце 1836 года Александр Сергеевич запишет:

«Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться…»

Но мы-то знаем, что до выстрела Дантеса оставалось немного.

Но это другой разговор… А разговор о любовной лирике Пушкина хотелось бы закончить на другой ноте

(Концовка 4 группа, мелодия, кадры на экране.)

Презентация к уроку литературы. «Говорите мне о любви» (адресаты любовной лирики Пушкина)

Данный ресурс расширяет знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина, знакомит их с адресатами его любовной лирики. Во время урока звучат романсы на стихи поэта, выразительное чтение его произведений. Все это вызывает отклик в душе слушателей.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Дворницына Любовь Анатольевна
Место работы: МОУ СОШ №97 п.Бреды Челябинской области
Добавил: коростелева

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Тема урока: “Печаль моя полна тобою”

Цель урока: проанализировать стихотворение А.С.Пушкина “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”

1) рассмотреть способы передачи душевного состояния лирического героя;
2) повторить признаки элегического жанра;
3) воспитывать чуткое. внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.

Оборудование:

  • портреты А. С. Пушкина (худ. А.Кипренский). автопортреты.
  • Портреты Н. Н. Гончаровой (худ. А. Брюллов). М. Н. Волконской;
  • напечатанные на листе варианты стихотворения “На холмах Грузии…”;
  • фотография рукописи стихотворения;
  • грамзаписи романсов А.Алябьева. М.Глинки. Н.Римского-Корсакова. В.Мурадели на стихи А.С.Пушкина;
  • толковый словарь;
  • сборник стихотворений А. С. Пушкина (т.9. 10 из Собрания сочинений А. С. Пушкина).

На доске записаны тема урока и эпиграфы: “Душе влюблённой грустно было…” (А. С. Пушкин. “Приметы”. 1829); “И может быть – на мой

закат печальный / Блеснёт любовь улыбкою прощальной” (А. С. Пушкин.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Сообщения на тему “Адресаты лирики А. С. Пушкина)

1. Вступительное слово учителя.

Давайте вспомним замечательных русских женщин первой трети XIX века. которые своей ли красотой. умом или благородством натуры вдохновляли Пушкина. Им мы обязаны появлениям пушкинских шедевров лирической поэзии. Сквозь их отдельные судьбы проступают черты эпохи Пушкина и декабристов.

2. Сообщения учеников (основная мысль).

Давлекамова Далия (о первой любви молодого поэта к Е.Бакуниной)

“…Молоденькая девушка. приветливая. милая. Екатерина Бакунина была сестрой одного из лицеистов. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо её. дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг среди всей лицейской молодёжи. Пушкин был впервые пылко влюблён. задумчив. рассеян. в классах отвечал невпопад. По вечерам. оставшись один. он доставал дневник и давал волю чувствам. В дневнике была запись: “Как она была мила! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! Какое положение. какая мука. Но я был счастлив 5 минут”…

Семыкин Иван (о чувствах молодого Пушкина к М.Н. Раевской)

“Во время путешествия по Крыму и Кавказу Пушкин встретил Марию Раевскую. Память поэта хранила дорогие сердцу воспоминания : и море перед грозою. и юную 15-летнюю Марию. играющую с волнами. и чувство преклонения перед красотой женщины и окружающего мира. Мария Раневская вновь и вновь являлась Пушкину: и в образе черкешенки в “Бахчисарайском фонтане” и в посвящении к “Полтаве”…(Иван читает стихотворение “На холмах Грузии…”. потом класс слушает романс М.Римского-Корсакова. написанный на эти стихи).

Дунаева Вера (о сильном. хотя и непродолжительном чувстве поэта к Амалии Ризнич)

“Говоря о взаимоотношениях Пушкина с женщинами. нельзя не вспомнить Амалию Ризнич. чувство к которой было омрачено ревностью. Поэт познакомился с ней в июле 1832 года и пережил сильное. хотя. видимо. и непродолжительное чувство. Умерла она в 1825 году в нищете в Италии”…

(Вера читает стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…”)

Задёргина Ирина (о чувстве поэта к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой)

“Осенью 1823 года в Одессе Пушкин встретил Елизавету Воронцову. Девушка сразу же привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. По настоянию Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Милайловское. Он очень страдал. Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет. вспоминая эту обаятельную женщину”…(Ирина читает стихотворения “Талисман”. “Сожжённое письмо”).

— А теперь послушаем романс М.Глинки на стихи А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

Сообщения нескольких учеников. подготовивших небольшую композицию о Н.Н.Гончаровой. (на доске репродукция портрета А.Брюллова Н.Н.Пушкиной. в записи звучат некоторые отрывки из писем молодых людей друг другу).

Только об одной женщине Пушкин сказал: “чистейшей прелести чистейший образец”. С Натальей Николаевной Гончаровой связаны самые счастливые и трагические годы жизни поэта. Пушкин познакомился с 16-летней Натали на балу. в 1828 году. Поэт сразу же обратил внимание на эту необычайно красивую девушку. “Когда я увидел её в первый раз. то полюбил её. голова у меня закружилась”. По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 13-й любовью. Дважды Пушкин просил руки Натальи Николаевны. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны. “Я женат и счастлив. одно желание моё. чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь”.

III. Анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

1. Беседа учителя.

Говоря сегодня о любовной лирике Пушкина. мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения “На холмах Грузии…”. Попытаемся понять. чем вызвана переработка первого варианта. назовём адресата каждого текста и рассмотрим. как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.

Обратимся к первому варианту. (Листы с печатным текстом на столе)

— Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью. печалью)

— А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и с грустью думает о том. что многое изменилось. Чувствуется ностальгия по прошлому…)

— Можно ли на основе сказанного определить жанр произведения? (Да. перед нами элегия)

— Как признаки этого жанра обнаруживают себя в строке. которой я назвала наш урок: “Печаль моя полна тобою…”. (По словарю С.И.Ожегова: элегия – лирическое стихотворение. проникнутое грустью. В этой строке. написанной четырёхстопным ямбом. переданы состояние души. грусть лирического героя.)

— Попробуйте заменить эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)

— Где большая глубина чувства? (Конечно. в стихотворении. Полна – перен. – целиком проникнута. охвачена чем-нибудь.)

— Сравним первый и второй варианты стихотворения и попытаемся понять. почему поэт изменил первоначальный замысел:

Место действия. 1 вариант – Кавказ; 2 вариант – Грузия.

Время действия. 1 – вечер. наступление ночи (“идёт ночная мгла”); 2 – ночь(“лежит ночная мгла”).

— Какие строфы не вошли в окончательный текст?(3-я и 4-я строфы)

— Какие строки вошли во второй вариант без изменений? (3-я. 8-я строки)

— В чём смысл правки этих строф? (Изменились смысловые отношения частей сложных предложений)

До сих пор в разных изданиях мы находим сведения о разных адресатах этого стихотворения. Есть основания полагать. что первый вариант стихотворения посвящён М.Н.Волконской. К такому выводу пришёл учёный С.М.Бонди. проведя подробные исследования черновиков А.С.Пушкина. Пушкин так кропотливо работал над стихотворением. Оно датировано 15 мая 1829 года. но 1 мая 1829 года Пушкин сделал предложение Н.Н.Гончаровой и. не получив точного ответа. уехал на Кавказ. Пушкин влюблён и страдает от неопределённости. Очевидна автобиографичность стихотворения. Теперь понятно. почему исключены 3-я. 4-я строфы. (Пушкин не мог по этическим соображениям писать о любви к другой женщине в то время. когда сделал предложение и ждал ответа).

И уже В.Ф.Вяземская. посылая в Сибирь литературные новинки. написала. что это стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.

Итак. печаль поэта полна ею. Н.Н.Гончаровой. (Рассматриваем портрет кисти А.Брюллова).

— Обратите внимание на лексику. Лексические повторы родственных слов со значением грусти закрепляют в сознании читателя этот образ. а контрастная лексика передаёт раздвоенность сознания души лирического героя.

— Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

— Какова роль пейзажа? (он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя). Бросается в глаза. что между описанием природы и остальной частью стихотворения нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнём читать стихотворение с 3-го стиха (“Мне грустно и легко; печаль моя светла…”). то сразу станет ясно. что пейзаж подготавливает читателя к восприятию следующих строк…

3-й стих состоит из коротких предложений. каждое из которых – оксюморон. Если “мне грустно”. то почему одновременно и “легко”?

Любовная тема прояснилась. Каков характер любовного чувства? Вдумаемся в сказуемые. выражающие эмоции: грустно. легко. светла … Все сказуемые здесь выполняют функцию эпитетов. Давайте выпишем в тетрадь синонимы-существительные в порядке возрастания чувства.

Грусть – чувство печали. уныния.

Печаль – чувство грусти. скорби. состояние душевной горечи.

Уныние – безнадёжная печаль. гнетущая скука.

— Что выявляют повторы и синонимы? (глубину переживания лирического героя).

У каждого из нас. наверное. были в жизни моменты. когда было очень трудно выразить своё состояние души. Вот и в душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (любовь – это радость. счастье). Почему грусть? (любовь неразделённая).

Я зачитаю вам отрывок из письма Пушкина матери Н.Н.Гончаровой от 1 мая 1829 года.

“На коленях, проливая слёзы благодарности. вот как должен бы я писать Вам теперь. когда граф Толстой привёз мне Ваш ответ: этот ответ не отказ. вы мне позволяете надеяться. Тем не менее. если я ещё ропщу. если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья. — не обвиняйте меня в неблагодарности…”

Если переводить письмо на язык поэзии. то понятно. почему Пушкин так изменил первоначальный вариант.

Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами.

В предпоследнем стихе Пушкин соединяет два глагола-сказуемых: горит и любит. Удивительная вещь. Пушкин. славящийся своим лаконизмом. на тесном пространстве восьми стихов четырежды пользуется повтором в разных формах. Вот насколько важен для поэта в этом стихотворения эффект эмоционального напряжения.

Слова о том. что сердце поэта не может не любить. воздействуют на нас так сильно. потому что они содержат в себе всю энергию предыдущих стихов и подводят итог всему сказанному.

2. Заключительное слово учителя.

Кроме счастья. много страданий выпало на долю жены Пушкина. Через несколько десятков лет были опубликованы письма Пушкина к Наталье Николаевне. Внимательно изучив их. можно воссоздать образ той. душу которой Пушкин любил более её прекрасного лица.

Пушкин умер 29 января 1837 года. До последней секунды рядом с ним находился его друг Владимир Даль. врач. писатель. составитель толкового словаря. Может быть. именно в этот день его словарь пополнился ещё одним словом. толкование которого он записал тут же. в квартире Пушкина. на отдельном листке бумаги. Это слово “бессмертие”. (Ученик зачитывает по словарю значение этого слова). Именно так и случилось. Пушкин бессмертен. Жизнь духовная бесконечна.

Историческая справка:

29 января 1887 года к особняку в аристократическом квартале Парижа. на улице Монтель. подошёл высокий седой человек.

Особняк казался нежилым из-за спущенных массивных жалюзи на окнах. В тёмном кабинете перед камином сидел дряхлый старик. Он не любил этот день: тяготило бремя воспоминаний.

В сущности. жизнь сложилась удачно. Разжалованный. выгнанный из России офицер стал сенатором Франции.

Седой человек поднялся на крыльцо. Непочтительно сильно грянул дверной звонок. Лакей тихо вошёл в кабинет и подал визитную карточку.

— Месье Дантес — это русский. Он настаивает на свидании с вами.

Старик вздрогнул. с трудом разобрав русские буквы. Они сложились в имя… “Онегин”.

Седой человек в чёрном сюртуке стоял у дверей. Надвигаясь на Дантеса. Онегин громко и размеренно сказал: “Ровно пятьдесят лет назад в эту самую минуту скончался Александр Пушкин. Вы убили его!”

Кто же такой Онегин?

Жил в Петербурге странный и загадочный человек. Никто не знал ни его прошлого. ни его родителей. Звали человека Александр Фёдорович Отто. И была у него большая и глубокая страсть. прошедшая через всю его жизнь. Он любил поэзию Пушкина. любил так сильно. что даже переменил свою фамилию и стал Онегиным.

Александр Фёдорович был дружен со многими выдающимися представителями русской культуры. Некоторое время он был секретарём у И.С.Тургенева. Сын В.А.Жуковского Павел Васильевич подарил Онегину пакет с письмами Пушкина и те бумаги. что имели отношение к дуэли. К этим материалам он добавлял новые. Покинув в 1860 году Россию. Александр Фёдорович продолжал собирать всё. что касалось Пушкина. Так образовался внушительный музей редчайших экспонатов истории русской культуры.

…Тогда. зимой 1887 года. Онегин пришёл к Дантесу. чтобы задать ему один вопрос: “Как вы на это решились и неужели не знали. что Пушкин – гений. слава России?”

Итог урока.

— Какое чувство вызвало у вас осмысленное прочтение этого стихотворения?

— В чём вы видите сходство стихотворения “На холмах Грузии…” и других стихотворений любовной тематики?

Гармония с миром начинается с гармонии внутри каждого из нас. А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции. чувств. Именно поэтому. по словам Белинского. “читая его творения. можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

Домашнее задание.

Выучить наизусть и проанализировать стихотворение (по выбору), относящееся к любовной тематике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: