Конспект урока литературы в 8 классе по басне ва Обоз

Домен зарегистрирован
и припаркован в REG.RU

Создайте сайт c REG.RU

Надёжный и быстрый

  • Стабильность

На всех тарифах установлена защита от DDoS-атак.

Эффективная антивирусная проверка и лечение файлов.

Мы гарантируем возврат за неиспользованный период.

Выберите подходящую платформу для проекта любой сложности и обеспечьте вашему сайту максимальную скорость!

Используйте Готовые решения на CMS с возможностью тонкой настройки и установки дополнительных модулей.

Оцените удобный инструмент для лёгкого и быстрого создания современных адаптивных сайтов за несколько минут.

Защитите ваш сайт

Установите бесплатный SSL-сертификат и обезопасьте ваш проект от злоумышленников! Кроме того, вы повысите авторитет сайта среди посетителей и клиентов и улучшите его SEO-показатели.

Урок литературы в 6 классе

Литература 6 класс.

Тема: Рубцов Николай Михайлович «Тихая моя Родина»

Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»

(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.

Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.

Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.

Валеологическая: следить за осанкой, зрением, отрабатывать правильное дыхание.

ХОД:

Орг. Момент

Дыхательные упражнения

Наш язык- язык труда и света

Твой и мой родной язык.

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык.

Живя в России, в такой огромной стране, мы должны с вами хорошо знать свой родной язык, знать русских писателей, поэтов и уметь читать их произведения.

4.Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей».

— Чьё выступление вам понравилось больше и почему?

5. Прослушайте небольшое стихотворение. Определите тему урока.

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём»

Тема урока –« Родина».

Беседа о Родине.

— Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы)

На доске записаны пословицы:

Человек без Родины – соловей без песни.

Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)

6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Но сначала давайте вспомним биографию поэта. (Дети рассказывают о жизни и творчестве поэта).

Нам в наследство он оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.

Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много стихов. С одним из его стихов мы сегодня и познакомимся.

Откройте учебник на стр.162. Внимательно слушаем, определяем тему, идею, настроение.

Чтение учителем.

Чтение детьми данного стихотворения (самостоятельно).

Выразительное чтение детьми вслух.( 2 ученика)

По цепочке по 1 строфе.

А) Найдите 2 строфу, прочитайте и объясните смысл этих строк.

Что такое погост?

Б) Найдите 3 строфу,какие слова вам не совсем понятны?(обоз, обитель).Объяснить смысл. (обращаемся к словарю)

В) Почему в 1, 4, 6 строфах стоит многоточие?

Г) Зачитайте строки, где выражена основная мысль данного стихотворения.

Д) Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к данному произведению?

Конкурс чтецов (чтение на оценку).

7.Знакомство с другими стихами Н.М.Рубцова «Далёкое», «Деревенские ночи».

Заранее готовили дети. Чтение дожно быть очень выразительным, образцовым.

Анализ: тема, идея, настроение, рифма.

8.Гимнастика для глаз.

–Давайте вспомним, какие ещё стихи мы с вами читали о Родине? (автор + отрывок наизусть)

(Суриков «Детство», Тютчев «Эти бедные селенья», Есенин «Белая берёза»и мн.др.)

-Что вы должны были подготовить? (Своё четверостишие или стихотворение, презентацию уч-ся «Моя малая Родина», выставка рисунков). Анализ.

— Сейчас мы прослушаем песню. Она была написана более 30 лет назад к художественному фильму «Щит и меч». Эта песня знакома многим поколениям. Может и вам она знакома?

-Давайте прослушаем. (Звучит песня «С чего начинается Родина »)

— Какая мелодия в этой песне?

-Кто написал? (муз. Баснера,сл. Матусовского)

-Ещё одну мелодию хочу представить вашему вниманию.

Эта песня уже написана в наши дни, совсем молодая. Давайте прослушаем. (звучит песня «От чего так в России берёзы шумят»

— Кто знает название данной песни?

-Что за группа исполняет? («Любэ»,Николай Расторгуев)

— Какие песни этой группы вы ещё знаете? ( «Давай за нас», «Ты неси меня ,река», «Ребята с нашего двора»и др.)

-Чем похожи эти песни?

12. Заключительная часть.

Чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Родина» (читает учитель).

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

— Любите свою Родину, умейте работать на благо Родины, читайте и изучайте нашу русскую родную литературу. Любите Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И пусть их произведения будут вашими спутниками по жизни.

13. Домад: стр. 162-163 выразительное чтение, вопросы.

14. Оценки.

Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс

I. Слово учителя: Дети, у нас сегодня необычный урок. Необычность его заключается в том, что мы отправляемся в увлекательное путешествие: мы побываем в басенном мира И.А.Крылова. И.А.Крылов. Имя великого баснописца известно всему миру. Он был одним из первых русских писателей, чье имя узнала Европа. И.А.Крылов был не только баснописцем. Его перу принадлежат гениальные стихотворения, повести, сатирические произведения, немало он и переводил. И все-таки известен он стал прежде всего, благодаря басням. Однажды А.С.Пушкин воскликнул: «Крылов — самый народный поэт, превосходящий всех баснописцев». И как был прав гений. До сих пор так никто и не сумел превзойти Крылова в написании басен.
II. (обращение к портрету).
Перед нами портрет И.А. Крылова, выполненный пером Брюллова. Проницательный и прозорливый дедушка Крылов словно смотрит нам в душу, и его житейская мудрость как бы высвечивает все глубины и тайны нашего внутреннего мира, все наши недостатки, пороки русского человека. Н.В.Гоголь говорил: «В баснях Крылова — вся Русь, в них пахнет Русью». Итак, что же нас ждет сегодня во время путешествия? Мы побываем в литературном клубе, посетим картинную галерею, остановимся на театральной станции, заглянем в кинотеатр, побываем в творческой мастерской, и, возможно, нас ждет сюрприз.
III. Ну, что же, путешествие начинается. Итак, 1 станция — литературная. Мне очень хочется узнать, насколько хорошо вы знаете басни. Сейчас я буду зачитывать вам цитаты из басен, а вы постараетесь угадать их название. Готовы? Начинаем!
1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней». («Квартет»)
2) «Кумушка, мне странно это, Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей»)
3) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. » («Лебедь, Щука и Рак»)
4) «Как счастье многие находят лишь тем, что на задних лапках ходят. » («Две собаки»)
5) «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)
6) «Уж сколько раз твердили миру, что лесть глупа, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
7) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
(«Свинья под дубом»)
8) «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он». («Слон на воеводстве»)
9) «Мартышка к старости слаба глазами стала…» («Мартышка и очки»)
10) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум» («Волк на псарне»)

IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
2) «Ай, Моська, знать она сильна…»

(«Что лает на слона»)
3) «Волк, ночью думая залезть в овчарню…»
(«Попал на псарню»)
4) «Свинья под дубом вековым…»
(«Наелась желудей, досыта, до отвала»)
5) «Соседушка, мой свет,
Пожалуйста, покушай».-
(«Соседушка, я сыт по горло»)

6)«Ты всё пела? Это дело…»
(«Так пойди же, попляши!»)

7) «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?»
(«За то, что хвалит он Кукушку.»)

8) «Кто виноват, кто прав — судить не нам…»
(« Да только воз и ныне там»)
9) «А вы, друзья, как ни садитесь…»
(«Всё в музыканты не годитесь»)
V. Вы хорошо справились с заданием на литературной станции. А теперь попробуем заглянуть в картинную галерею. Басни И.А.Крылова иллюстрировало немало художников. Сумеете ли вы отгадать, к каким басням относятся следующие иллюстрации. ( Учитель показывает иллюстрации – дети отгадывают.)
VI. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что вы любите театральные постановки. Следующая станция – театральная. Ваши одноклассники приготовили 2 инсценировки басен И.А.Крылова. Послушаем их.
1) «Волк и Ягненок».
— Комментарий учителя:
-Я думаю, вы согласитесь с тем, что учащимся удалось раскрыть характеры героев басен при помощи интонации чтения, мимики и жестов, Всем понятно, что беззащитный Ягненок не в силах что-то доказать, так как Волк сильнее. Поэтому уже вначале басни автор высказывает мораль : «У сильного всегда бессильный виноват». Главные герои — животные, но не нужно забывать, что басня носит аллегорический характер, и под образами животных мы подразумеваем людей. Так, к сожалению, и в жизни бывает… прослушаем вторую басню.
«Кукушка и петух».
-Комментарий учителя:
-Эта басня высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели… И действительно, кукушка хвалит петуха за то, что он хвалит кукушку. Наверное, знакомая ситуация. А порой в образах басенных героев можно узнать себя, задумайтесь.
VII. Учитель.
Все участники инсценировок большие молодцы, спасибо им за старания. А давайте сейчас послушаем, как профессионалы (актеры, художники) сумели передать содержание басни Крылова «Ворона и Лисица». (просмотр мультфильма «Ворона и Лисица» 1953г)
VIII. Вам понравился мультфильм? Что высмеивает Крылов?
(Хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны.)
IX. Дети вы посмотрели классический мультфильм по басне Крылова, 1953г. Прошло немало лет , а к этим басням обращаются снова и снова. И следующий клип этому подтверждение.
(Видеозапись. Просмотр клипа к басне.)

X. Понравилось?
Вы познакомились с современным видением басни Крылова. С чем-то можно не согласиться, чему-то улыбнуться, но одно бесспорно — басни Крылова живут, к ним обращаются по сей день.
XI. Физминутка.
А давайте немного взбодримся и поиграем. Представим, что мы герои басни «Лебедь, Щука и Рак». (Выполним движения героев: Лебедь – тянет обоз в облака, Щука – тянет обоз в воду,
Рак — пятится назад.)
XII . Зарядились немножко? Значит хватит сил побывать в клубе знатоков.
(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», эпизод «Черный ящик»)
Отгадайте, что находится в этом ящике(3 предмета)
1) Это то, что героиня с полудюжины себе купила (очки)
2) Это то, при помощи чего можно увидеть себя (зеркало)
3)Это тот самый предмет, из-за которого подрались два перепуганных пса (кость)
XIV. Итак, вы хорошо поработали на каждой станции во время путешествия, поэтому заслужили сюрприз: инсценировку «Демьянова уха» показывают учащиеся старших классов.
XV. Заключение .
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник Крылову. На высоком постаменте изображены персонажи любимых крыловских басен. Памятник был сооружен на деньги, собранные со всей России. Почему же народ так любит великого баснописца? Наверное, потому, что Крылов учил и учит людей узнавать в образах героев себя, обнаруживать недостатки и пороки. Он подсказывает нам, как можно избавиться от них, он учит нас житейской мудрости. И закончить я хочу словами М.Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Вариант тематического планирования уроков литературы в 8 классе

Номер урока Тип урока Тема урока
I четверть
1. Ч/о Введение. Литература и история.
2. Ч/о Устное народное творчество. Отражение жизни народа в

народных песнях, частушках, преданиях. Особенности

художественной формы произведений устного народного

творчества. 3. Ч/о Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности их содержания и художественной формы. 4—5. Ч/и Развитие понятия о древнерусской литературе.

Житийная литература как особый жанр. «Житие князя

Александра Невского» (фрагменты). 6. В/ч «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII

века. 7. Ч/о Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая

основа повести «Наталья, боярская дочь». 8. Ч/о События повести и характеры героев. Новаторство

повести «Наталья, боярская дочь». 9. Ч/о И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки,

просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. 10. Р/р Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в

древнерусской литературе и в литературе XVIII века

(на примере 1—2 произведений). 11. Ч/о К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы»

К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. 12. Ч/и К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с

русской историей. Дума Рылеева и народное предание

«О покорении Сибири Ермаком». 13. Ч/о А. С. Пушкин и история. Историческая тема в

творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). 14—15. Ч/и Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка

его личности. Гринев и Швабрин. 16. Ч/и Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. 17. Ч/и Пугачев и народное восстание в повести и в

историческом труде Пушкина. 18. Р/р Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из

«Капитанской дочки» А. С. Пушкина. II четверть 19. Ч/о М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в

творчестве Лермонтова (с обобщением ранее

изученного). 20—21. Ч/и Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический

герой. Его сила и слабость. 22. Р/р Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы

в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме».

Развитие представлений о жанре поэмы. 23. Ч/о Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в

художественном творчестве и в научном исследовании.

Исторические произведения в творчестве Гоголя. 24. Ч/и «Ревизор» как социальная комедия, способная

«высмеять все дурное в России». История создания

комедии и ее первой постановки. 25. Ч/и Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы

сатирического изображения чиновников. Понятие о

комедии. 26. Ч/и Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

Хлестаковщина как нравственное явление. 27. Ч/и Особенности композиционной структуры комедии:

специфика завязки, развития действия, кульминации,

истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в

драматическом произведении» (на примере элементов

сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). 28. В/ч И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю,

культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок

охотника» (с обобщением ранее изученного). 29—31. Ч/и Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение

нравственной красоты и душевных качеств

«тургеневской девушки». Образы героев в повести

«Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи

И. С. Тургеневым. 32. Р/р Урок-зачет. Литература и история в произведениях

М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева. III четверть 33—34. Ч/и М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к

современной ему действительности. «История одного

города» как сатира на современные писателю порядки. 35. Ч/о Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные

проблемы рассказа «Старый гений». 36—37. Ч/и Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После

бала». Психологизм рассказа. 38. В/ч Нравственные проблемы в произведениях Л. Н.

Толстого. 39. Р/р В чем смысл критического отношения к российской

действительности в произведениях

М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова,

Л. Н. Толстого. 40. Ч/и А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова

«О любви» как история об упущенном счастье. 41—42. Ч/о И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в

рассказе «Кавказ». 43—44. Ч/о А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные

проблемы рассказа «Куст сирени». 45—46. Ч/и М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».

Герои и их судьбы. Авторское представление о

счастье. 47. Р/р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению на материале

рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького

или по личным впечатлениям (письменно). 48—49. Ч/о А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его

творчестве. «На поле Куликовом» (цикл

стихотворений). 50. Ч/о С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на

историческую тему. Образ предводителя восстания. 51. Р/р Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,

произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. 52. Ч/о М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание

реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». 53. Ч/о И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал

писателем» — воспоминание о пути к творчеству. IV четверть 54—55. Ч/о Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение

исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник».

М. Зощенко. «История болезни». 56. Ч/и А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий

Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и

«необыкновенные читатели». 57. Ч/и Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский

характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в

литературной критике. Сочинение в классе. 58. Ч/и Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство

А. Т. Твардовского в поэме. 59. Ч/о А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная

проблематика рассказа «Возвращение». 60. Ч/о Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 61—62. Ч/и В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа

«Фотография, на которой меня нет». Отражение

довоенного времени в рассказе. 63. Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Великая

Отечественная война в произведениях писателей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: