Конспект урока литературы в 11 классе на тему — Любовная лирика Сергея Есенина

Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта.

Любовь всегда остается зерном и центром,

на который навивается вся поэтическая нить.

Работа по теме урока.

Чтение под музыку стихотворения » Руки милой. «.

— Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем.

» Я сердцем никогда не лгу», — сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, » ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.( записать число, тему сообщить цели урока).

А эпиграфом нашего урока будет являться высказывание А. Фета.

— Как вы понимаете строчку Фета, написанную им в письме к Я. Полонскому?

— Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В нашей книге несколько глав, мы очень кратко познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду в жизни писателя. ( доска).

3. Итак, откроем 1 главу » Не надо рая, дайте Родину мою».

На фоне музыки слово учителя. В 1924 году Есенин написал поэму » Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 17-18 годов. А в образе главной героини воплотились черты помещицы Л. Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами, ей было посвящено стихотворение » Зеленая прическа». ( чтение стихотворения).

4. Беседа по вопросам.

— В ранней лирике какой видится любимая поэту?

— Почему именно в образе березки?

— А лирический герой, каков он?

— Задание: какие черты характера характеризуют лирического героя Есенина в данном стихотворении, подчеркните те, которые вы считаете наиболее подходящими.

( Работа в парах по карточкам). Докажите текстом. Делаем вывод.

5. Откроем следующую главу » Куда несет нас рок событий».

На фоне портрета и музыки звучит выступление о З. Райх.

Чтение стихотворения » Письмо к женщине».

— Что искал в буре событий лирический герой?

— Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению.

— Каков здесь лирический герой?

Итак, здесь герой иной, он вовлечен в » бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.

7. Познакомимся с третьей главой нашей книги » Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего».

Чтение стихотворения » Пой же, пой».

— Каков теперь лирический герой?

— Из чего складывается такое впечатление?

— Почему произошла переоценка ценностей? ( Изменились взгляды на жизнь).

— М. Горький считал, это стихотворение отражает взаимоотношения Есенина с А. Дункан. На фоне портрета сообщение и сценка.

8. Откроем главу № 4. Она называется » В первый раз отрекаюсь скандалить». Попытаемся выяснить, почему поэт так сказал?

На фоне портрета сообщение о Миклошевской. Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил прекрасные лирические стихотворения: » Заметался пожар голубой», » Дорогая. Сядем рядом»,

» Мне грустно на тебя смотреть» и другие, включенные в сборник » Любовь хулигана». » Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге».

Чтение стихотворения » Заметался пожар голубой».

— Каков основной мотив стихотворения?

— В чем видит смысл своего существования герой?

Вывод: здесь мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного.

9. Познакомимся с последней главой нашей книги «В этих строчках — песня».

Сообщение о Шаганэ, прослушивание песни на фоне портрета.

— Какова тема стихотворения?

— О чем хочет лирический герой рассказать героине?

— Дайте характеристику лирическому герою, опираясь на перечень черт характера.

» Персидские мотивы» — это попытка обрести согласие с самим собой и с миром.

10. Итак, мы прочитали главы из книги » Любовная лирика Есенина».

— Что характерно для любовной лирики поэта?( В женщине видит друга, тема любви сближается с темой Родины).

— Какой смысл тогда вкладывал поэт, произнося фразу: » У меня стихов про любовь нету». ( В есенинской поэзии любовь — неотъемлемая часть эстетического идеала поэта.) Л.+ Р.+Нрав. Здоровье= Основа полноценной духовной жизни.

Все должно быть в гармонии, и к ней хотелось прийти герою С. Есенина.

Домашнее задание: Написать эссе «Мое отношение к поэзии Есенина».

Урок литературы для 7 класса Тема любви в лирике на

Урок литературы в 10 классе Тема: Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Цели: в центре внимания – образ женщины, которая была «гением чистой красоты» для поэтов в разные периоды его жизни и творчества, наша задача раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей, пробудить интерес к лирическим стихотворениям.
Эпиграф:
Жизни блаженство в одной лишь любви…
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя
«Жизнь сердца» у Ф.И.Тютчева, по утверждению биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к своей дочери Дарье он писал, что несет в своей крови, это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…» «Жизни блаженство в одной лишь любви» — эта строка из стихотворения Тютчева может стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого взята эта строка, представляет собой перевод лирической миниатюры Гете. Тютчеву в момент его написания было 67 лет. И это фраза в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, звучит как откровение.
Действительно, Тютчев не был однолюбом. Он мог страстно обожать двух женщин сразу и не кривил душой. Женщины же, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самозабвенным чувством «Жизни блаженство в одной лишь любви…»

2. Первой сердечной привязанностью Ф.И.Тютчева была Амалия Лерхенвельд, в замужестве баронесса Крюденер. Она поняла и оценила любовь поэта, но не связала с ним жизнь (сообщение учащихся «Тютчев и Амалия Крюденер»). Чтение стихотворения наизусть: «Я помню время золотое»
— Как часто бывает в искусстве, гениальные стихи нашли отзвук в музыке, и родился шедевр русской культуры (звучит романс «Я встретил вас – и все былое…»)
Слово учителя: Последняя их встреча произошла в марте 1873г, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова. А на следующий день дрожащей рукой он напишет дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения, вследствие свидания… с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете.… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Амалия пережила Тютчева на 15 лет.
Задание: сопоставительный анализ более раннего стихотворения «Я помню время золотое…» 1836г. и «Я встретил вас – и все былое…»(1870г.)
— Каковы ключевые образы этих стихотворений? Как они связаны?
— Какое время года и суток изображается в 1 стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
— Важно ли время года во 2 стихотворении?
— Какое из стихотворений исполнено большего философского смысла?
Таким образом, Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.

3. Слово учителя.
Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими и любимыми им женщинами. В 1826г. поэт обвенчался с молодой вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботлир. Сообщение «Тютчев и Элеонора Петерсон» (чтение стихотворения наизусть «Еще томлюсь тоской желаний» 1848г.)
Задание: анализируем стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний» (стр.52)
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
— Ключевые образы текста?
— Какую роль в 1 строфе играет прием анафоры?
— Но воспоминания о ней в «сумраке». О чем это говорит?
— В чем упрекает себя лирический герой во 2 строфе?
Вывод: Глубина чувства в стихотворении создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, способный много лет искать на небе неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство
— О любви Элеоноры Тютчев впоследствии писал родителям: «…я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня?

4. Слово учителя
После смерти Элеоноры Федоровны Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг
(сообщение «Тютчев и Эрнестина Дернберг»)
— Стихотворение «Она сидела на полу…» имеет в основе жизненный факт. Эрнестина, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Письма, как одно из главных средств общения в 19в, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Так бытовую ситуацию Тютчев превратил в лирический шедевр. Давайте представим эту картину: «Она сидела на полу…»
(инсценировка стихотворения)
5. Слово учителя.
Когда возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта? ( чтение стихотворения «Последняя любовь» под музыку или романс «Последняя любовь»). Эти строки посвящены последнему сердечному увлечению Тютчева Елене Денисьевой, Леле, как называл ее поэт. Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта, Федор Федорович писал: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на нем глубокий след. Слушаем сообщение «Тютчев и Елена Денисьева»
— Поэт пережил свою «последнюю любовь» на 9 лет. Смерть любимой была ударом, от которого поэт так и не смог оправиться. 8 августа 1864г. он в письме другу напишет: «Все кончено – вчера мы ее хоронили… Во мне все убито: мысль, чувство, память – все… Пустота, страшная пустота…»
Горе, раскаяние, поздние сожаления – все вылилось в предельно откровенных стихах, составивших знаменитый «Денисьевский цикл» «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…» (прослушивание стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» на фоне сонаты Бетховена «К элизе»)
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» — последнее из произведений «денисьевского цикла». Мы можем почувствовать, как велико, поистине безмерно человеческое горе в момент прощания с близким, подарившим поэту «блаженство» «последней любви»

Слово учителя:
Тютчев был уверен, что без любви немыслима жизнь вообще. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинной человеческих отношений, любовь по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, по именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья «Жизни блаженство в одной лишь любви»

Домашнее задание:
1) Мое отношение к любовной лирике Ф.И.Тютчева
2) Письменный сравнительный анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас…» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: