Смерть чиновника — А

План-конспект открытого урока литературы в 9 классе

Скачать:

Вложение Размер
chehov._smert_chinovnika..doc 43.5 КБ
chehov._smert_chinovnika..ppt 113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова — рассказчика. «Смерть чиновника».

Эволюция «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

Цель: дать краткий обзор биографии писателя; охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторить юмористические рассказы писателя; раскрыть художественное мастерство Чехова; обсуждение рассказа «Смерть чиновника».

Оборудование: портрет Чехова, иллюстрации к рассказам, сообщения уч-ся, слайды для мультимедийной системы, словарь, тексты.

II. Подготовка к экзамену

Особенности классицизма как литературного направления (по творчеству Державина или Ломоносова)

III. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

«Чехов – это Пушкин в прозе» — так ещё при жизни своего младшего современника оценил его творчество Л. Толстой, утверждая этим самым и огромное значение чеховских художественных открытий, и право писателя на бессмертие. И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.

  1. Индивидуальные задания уч-ся по темам:

— Краткая биография писателя. Детство.

— Эпоха Чехова. «Безвременье».

— Какие рассказы А. П. Чехова вы помните, и о чём они? (Работа с иллюстрациями)

— Что характерно всем рассказам Чехова?

Чеховские шутки, юмор, анекдоты, остроумные, увлекательные, вызывают быструю, живую реакцию читателей. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален. Не сводится только к игре слов. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он в совершенстве овладел комическим поворотом темы, был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, любил динамические, быстрые композиции с неожиданным началом, сразу вводящими в суть изложения, с финалами контрастно повёрнутыми к началу рассказа, широко использовал живые диалоги с комическими оборотами разговорной речи, вводил гиперболические приёмы, пародийные фамилии.

V. Работа с опорными тезисами

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

  1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).
  2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)
  3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка , где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
  4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
  5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
  6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,
  7. Наличие подтекста

VI. Работа со словарём.

Найти значение слова «подтекст».

VI. Знакомство с рассказом «Смерть чиновника» (Выразительное чтение)

Уроки литературы

7 класс

Презентации по литературе [485]
Печатные тесты по литературе [64]
Контрольные работы по литературе [35]
Интерактивная доска (литература) [1]

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

Первый урок литературы в 7 классе по программе В.Я. Коровиной.

В процессе урока воспитанники знакомятся с учебником, отвечают на вопросы анкеты по прочитанным летом произведениям. Затем в процессе групповой работы знакомятся с высказываниями писателей, критиков, искусствоведов о чтении, обсуждают их, высказывают свое мнение.

Целевая аудитория: для 7 класса

Целевая аудитория: для 7 класса

Целевая аудитория: для 7 класса

Целевая аудитория: для 7 класса

Предложенную работу рекомендуется использовать при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (2-ой урок) в 7 классе (прогр. Т.Ф.Курдюмовой) и в 8 классе (прогр. В.Я.Коровиной).

Целевая аудитория: для 7 класса

Целевая аудитория: для 7 класса

Данная разработка представляет собой личностно ориентированный урок в 7-м классе на тему «Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», включающий в себя конспект урока и материал презентации. Цель данного урока: привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением «Размышления у парадного подъезда”; формировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам, поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки. Структура урока такова, что позволяет творчески реализовать поставленные цели и самостоятельно провести анализ текста произведения, глубже познакомиться с данной темой в творчестве поэта.

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок литературы в 7 классе для учащихся школы V вида на тему: «Пока не стало поздно»
(по произведению К.Паустовского «Телеграмма»
На уроке используются приёмы ТРКМ (приемы обращения к личному опыту, кластеры, синквейн).

Целевая аудитория: для 7 класса

Сценарий может быть использован как форма контроля за чтением на обобщающем (итоговом) занятии по курсу « Вокруг тебя — мир. » в 7 классе. В разработке дается подробное описание хода игры. Найдете вы и ее правила. На все вопросы предлагаются ответы. В презентацию, которая прилагается к игре, не вставлены ответы, потому что они довольно объемные. На основе разработки можно провести открытое мероприятие, объединив несколько 7-х классов.

Литература

Материалы для учителя литературы

Конспекты уроков литературы

Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 класса. Тема: «И вот они опять, знакомые места. ».

— открыть перед учащимися удивительный мир детства русских писателей, неповторимую красоту литературных мест, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Максима Горького;

— расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о писателях;

— прививать любовь учащихся к «родному пепелищу», своей «малой родине», родному дому.

Инсценировки по произведениям Пушкина для старших классов 9-11 класс

Алексей (на авансцене, разочарованный)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

Инсценировка по поэмам А.С. Пушкина для старшеклассников

В ауле, на своих порогах,

Черкесы праздные сидят.

Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах

Литературный КВН для школьников средних классов «Древнерусская литература»

1-й конкурс «Приветствие».

Команды по жребию выходят на сцену и представляются, называя девиз, приветствие соперникам и само название команды.

Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Игра викторина для учащихся средних классов с ответами «В стране чудес»

И начинается рассказ,

Где ждут вас превращения.

Не обойдется без прикрас

Рассказ мой, без сомненья.

Страна Чудес встречает нас,

Викторины для учащихся 5-7 класса «Сказы Урала»

Викторина «Тайна малахитовой шкатулки» по творчеству П. П. Бажова

1. «Платье на ней. меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью сверкает. » (Хозяйка Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка».)

2. «Старушка, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе». (Вихориха из сказа «Каменный цветок».)

Литературная викторина для школьников средних классов «Творчество Н. В. Гоголя

1. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весенний день. Кто этот писатель и что это за день?

(1 апреля 1809 года или 20 марта (старый стиль), Гоголь.)

2. О ком Н. В. Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал я без его совета»? (О Пушкине.)

Игра викторина по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1-й тур «Ночь перед Рождеством».

— должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве? (Сотник.)

— предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (Сундук.)

— казака, который, согласно молве, был немного сродни чёрту? (Пацюк.)

Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца»

1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее . отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».)

Литературная викторина с ответами. Николай Семёнович Лесков «Левша»

Кому принадлежат приведённые ниже слова и как вы их понимаете?

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал». (Император.)

«Это, — говорит, — ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле. » (Платов.)

Литературная викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова «Да, были люди в наше время. »

1. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:

Да были люди в наше время. («Бородино».)

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью. (Казачья колыбельная песня.)

Игра КВН по роману «Капитанская дочка» для школьников

1-й тур. «Разминка».

— Переведите устаревшие слова на современный язык: челобитье, обиняки, лазутчик, оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять.

— Целовальник — это. (продавец вина в трактире).

Инвалид — это. (военнослужащий, состарившийся на военной службе).

Грош — это. (монета достоинством в две копейки).

Литературная викторина по повести А. С. Пушкина «Дубровский» для школьников 6 класса

1. Сколько гончих и борзых было на псарном дворе Кирилы Петровича? А сколько собак было у Дубровского? (12 гончих, 14 борзых; около 4 — 5.)

2. В какие моменты жизни Кирила Петрович насвистывал мотив «Гром победы раздавайся»? Назовите их. (Во время обхода псарни.)

Игра по литературе для школьников старших классов «Следствие ведут знатоки литературы»

Эта игра для ищущих и любознательных. Каждое произведение имеет не только своего автора, но историю своего возникновения. При внимательном и вдумчивом прочтении произведения может обнаружиться немало интересного и увлекательного.

Цель игры: расширить кругозор учащихся, ориентировать на глубоко осмысленное прочтение не только художественной, но и специальной, научно-познавательной литературы.

Литературная викторина по сказкам Братьев Гримм для школьников

1-й этап. Найди заблудившуюся сказку.

«Храбрый портняжка», «Калиф-аист», «Лиса и гуси», «Умная Эльза», «Король Дроздобород», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Семеро храбрецов».

2-й этап. Угадай сказку.

«На краю леса, в маленькой избушке одиноко жила бедная вдова. Перед избушкой у неё был сад, а в саду росли два розовых куста. » («Беляночка и Розочка».)

Конспект урока по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (8–9-й класс)

Разделы: Литература

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

Цели и задачи урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
  • развитие навыков монологической речи;
  • развитие навыков работы с критической литературой;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

  • портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;
  • иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;
  • фильм “Шинель”;
  • раздаточные листы к уроку по группам.

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… — пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

— Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем — “маленький человек”?

— А что это за тип героя?

— Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург — выбран неслучайно.

— Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

— Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

— Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

— Каково отношение к нему сослуживцев?

— Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

— Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

— Подберите строчки из текста.

— Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

— ДОСКА: АКАКИЙ — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

— Как вы думаете почему?

— Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

— А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

— Башмачкин — несчастный или посмешище?

— Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

— Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

— Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

— Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

— Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

— Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

— Где кульминация повести?

— Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

— В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

— К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

— Что удалось изобразить иллюстраторам?

— Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

— Каким же вы увидели чиновника?

— Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

— Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

— А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

— За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

— Как вы понимаете авторскую позицию?

— О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

— Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

— Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). —Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

— Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector