Конспект пробного урока по внеклассному чтению

Во 2 «б» классе средней школы №465

Предмет: Внеклассное чтение

Тема урока: Б.С. Житков о смелых и отважных людях.

Используемые учебники и учебные пособия учащимся: Б.С. Житков «Помощь идет»

Конкретные цели урока: Познакомить с личностью Житкова и его произведениями; cсовершенствовать навыки работы с книгой-сборником; ссовершенствовать навыки чтения и пересказа.

Оборудование урока: Выставка книг Житкова. Портрет писателя.

2. Работа по книжной выставке

3. Чтение – рассматривание сборника рассказов. Житков «Помощь идет»

б) титульный лист

в) статья о писателе

3. Чтение рассказов

б) чтение рассказа «На льдине»

в) чтение по вариантам.

I в. «Пожар» с 12-15

II в. «Дым» с 26-28

III в. «Пожар в море» с 29-31

г) обмен впечатлениями

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок по внеклассному чтению проведу у вас я.

2. Работа по книжной выставке

Ребята, посмотрите на доску. На ней представлены различные рассказы одного автора. Какие из этих произведений вы читали? Какой рассказ вам больше всего запомнился? Какой показался самым веселым/грустным? За судьбу какого героя вы переживали больше всего? Почему? Что вы можете сказать об авторе, основываясь на этих рассказах? Познакомимся с ним поближе.

Примечание: на доске представлены рассказы Житкова. Раздаются сборники

3. Чтение – рассматривание сборника рассказов. Житков «Помощь идет»

б) титульный лист

Как называется книга? «Помощь идет» . Назовите автора книги. Б.С. Житков . Что изображено на рисунке? Это иллюстрация к одному из рассказов . Как называется серия, в состав которой входит издание книги? «Читаем сами» ! Это значит, что в этой серии может быть помещен портрет писателя, сведения о нем. Почему вы решили, что это сборник. Собрано несколько рассказов одного автора . Познакомимся ближе с их автором.

Откройте титульный лист. Перед нами портрет писателя. Борис Степанович прожил всего 56 лет, но успел много написать.

в) статья о писателе

Примечание: дети читают по одному абзацу .

Что вы узнали о писателе? Он владел разными специальностями, много ездил по России и другим странам. Был мужественным человеком. Писал о мужественных людях. Что хотел сказать в произведениях, помещенных в данном сборнике? Чтобы читатель не робел, не терялся в опасных ситуациях.

Это был необыкновенный человек. Те, кто его знали, говорили о нем, что его главная особенность – быть другом, другом бескорыстным, который стремился предать людям все, что знал и умел. А умел он очень много. Из его книг можно было узнать:

-как сделать звонок, шалаш, лук, модель маленького киноаппарата, планера, самолета;

-как одеть куклу;

-как скорей и лучше научится плавать, стрелять из винтовки, овладеть топором и другими инструментами…

Он был другом и людям, и животным. И животные чувствовали это своим безошибочным инстинктом. В. Бианки был свидетелем того, как Борис Степанович приручил беспризорную кошку «…и страшный зверь неожиданно превратился в домашнее животное и уютно замурлыкал, круто выгибая спину…»

Борис Степанович был «мастер на все руки», человек всесторонних знаний. Он уважал мастеровых людей, людей, готовых в любую минуту придти на помощь людям. Об этих людях мы будем сегодня читать.

3. Чтение рассказов

Начнем наше чтение с рассказа «Наводнение». Что такое наводнение? Когда разливается водоем

-когда вы больше всего волновались?

-какая главная мысль этого рассказа? что надо помогать людям.

В каких строчках она заключена? «Вот, — сказал начальник, — здесь вы помогали нашим, а там товарищи спасли ваших»

б) чтение рассказа «На льдине»

Я сейчас вам прочту рассказ, иллюстрацию к которому вы видите на обложке.

-как называется этот рассказ? «На льдине»

-Найдите его по оглавлению и откройте на указанной странице.(стр. 20)

-В какую беду попали рыбаки? Оторвались в море на льдине

-Какую находчивость проявил отец Володи? Связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг.

-Назовите людей, оказавших помощь рыбакам ( начальник порта, капитан парохода )

Очень опасно наводнение, опасно на льдине, но не менее опасен пожар.

в) чтение по вариантам.

I в. «Пожар» с 12-15

II в. «Дым» с 26-28

III в. «Пожар в море» с 29-31

3 рассказа сборника рассказывают о пожаре.

-Назовите эти рассказы ( «Пожар» с 12, «Дым» с 26, «Пожар в море» с 29 )

Сейчас вы самостоятельно, по вариантам, будете читать эти рассказы и подготовитесь к пересказу.

I в. О том, как из-за шалости Пети начался пожар, учитель вызвал пожарных. Когда пожарные потушили пожар, а учитель пустил семью Пети к себе жить, пока починят дом. – О чем заставил задуматься рассказ? О том, что не надо баловаться с огнем и порохом

II в. –Что вы узнали об опасности дыма при пожаре? В дыму можно задохнуться, в нем ничего не видно, дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.

– Почему пожарные надевают маски? В ней можно долго дышать в дыму, но только все равно ничего не видно.

— Как спасли Петьку?

Так случается пожар в доме, но может быть пожар на корабле, пароходе.

III в. –Какие приказы отдал капитан, узнав о начале пожара? Закупорить помещение так плотно, чтобы было, как в закупоренной бутылке.

–Что сделал помощник капитана? (пересказ)

– Как потушили пожар? С помощью пожарных машин

г) обмен впечатлениями

Вы увидели, насколько страшен пожар, как много бед он может принести, какие отважные люди-пожарные.

Это неравнодушные люди, не проходят мимо чужой беды.

Вот случай, свидетелем которого был автор: «Как тонул один мальчик (с 23-24)

Хорошо, что все благополучно закончилось и даже картуз нашли, хотя мама обрадовалась бы, увидев мальчика живым и без картуза. Почтальон спас тонущего мальчика, не прошел мимо.

И врач пришел на помощь девочке Вале, хотя путь машине врача преградил обвал в горах. Ему пришли на помощь люди и устранили обвал (Можно прочитать, как они это делали с 8)

Вот о каких прекрасных людях написал свои рассказы замечательный человек Борис Степанович Житков.

Житкову посвятил свое замечательное стихотворение «Почта», которое начинается словами «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой пять на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он – ленинградский почтальон» Почтальон приносил письма от Бориса Житкова, путешествующего по разным странам мира.

Во время Великой Отечественной войны С.Я. Маршак написал поэму «Почта военная». Он посвятил его Б.С. Житкову

Жил со мной тогда приятель

И герой моих стихов –

И чудак Борис Житков

Черноморец, штурман старый,

Он объехал целый свет,

И кругом земного шара

Шло письмо за ним вослед…

Дети Тулы и Ростова

Барнаула и Черкасс

Про товарища Житкова

Прочитали мой рассказ.

Но Житкова нет на свете

Этих лет минувших дети

На фронтах ведут бои

Около 70 лет уже нет Житкова, а люди продолжают читать и открывать для себя произведения этого талантливого человека.

Прочитайте книги, представленные на выставке.

Конспект пробного урока по внеклассному чтению. 2 класс

Тема урока: Б.С. Житков о смелых и отважных людях.

Урок внеклассного чтения – урок на тему «В стране Уолта Диснея»

Урок внеклассного чтения имеет свои требования к структуре. Например, урок на тему «В стране Уолта Диснея» будет состоять из таких элементов:

Актуализация опорных знаний (сведения о стране Диснея, о его сказках и о нем самом).

Просмотр выставки книг известного сказочника.

Разговор о прочитанных сказках Диснея.

Просмотр выставки ученических рисунков по мотивам прочитанных сказок.

Рассказ о новых сказках Диснея.

Просмотр отрывков из мультипликационного фильма.

Беседа (сравнение сказки Диснея с мультипликационным фильмом).

Структура урока выразительного чтения тоже имеет свою специфику. Среди его разнообразных структурных элементов есть обязанности, которые повторяются несколько раз:

Чтение текста (с чередованием известных учителю приемов метода творческого чтения).

Беседа (с чередованием вопросов):

А) о чем прочитали?

Б) как прочитали?

В) как необходимо прочитать?

В школьной практике появляются и новые формы урока — нестандартные, нетрадиционные, творческие. Тяжело согласиться с этими не совсем удачными названиями, поскольку возникают вопросы: а что же такое стандартный или традиционный урок? Разве все другие уроки не имеют творческого характера?

Новые формы урока появляются тогда, когда учитель формулирует необыкновенные, но необходимые для учебного процесса задачи урока, заботится об эффективности их воплощения. Так возникают уроки-экскурсии (в музей, библиотеку, к памятнику), уроки-путешествия (в страну сказок, к писателю, в прошлое, будущее, в космос), урок — литературная игра, урок-ребус, урок-конкурс, урок-концерт, телеурок, киноурок и др.

Для примера приведем цепочку учебных ситуаций библиографического урока для 6 класса, который проводится в школьной библиотеке:

Вступительное слово учителя о библиотеке.

Рассказ библиотекаря о справочно-информационном фонде библиотеки.

Ознакомление с выставкой словарей.

Практическое занятие (выясняется, как работать со словарями, какую помощь они предоставляют во время изучения литературы).

Выразительное чтение учениками стихов о словаре (Д. Билоуса, М. Рыльского, С. Маршака).

Завершающее слово учителя (роль словарей в жизни и деятельности известных ученых, писателей, актеров, журналистов).

В старших классах структура уроков литературы усложняется.

Структура урока, на котором будет анализироваться художественное произведение, зависит не только от определенной цели. Нужно также учитывать объем произведения (будет он прочитан в классе полностью, частично или будет читаться дома); жанр; путь анализа; количество часов, отведенных на его изучение по программе и т. п.

Учитывая ряд объективных и субъективных условий, учитель составляет цепочку учебных ситуаций.

Вот простейший пример учебных ситуаций (если художественное произведение небольшое и по программе изучается 1 час):

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Подготовка к анализу прочитанного произведения.

Анализ художественного текста.

Если учитель, изучая художественное произведение, решил пойти путем анализа «вслед за автором», то цепочка учебных ситуаций среди других возможных обязательно будет иметь такие:

Правильное и выразительное чтение отрывка художественного текста.

Они будут повторяться несколько раз на протяжении урока, поскольку такая работа помогает учителю осуществить замысел.

Если выбрать другие пути анализа, будут доминировать другие учебные ситуации.

Избранные учителем новые формы урока (урок-встреча, урок-память, урок-диспут, урок-раздумье, урок-пресс-конференция, интегрированный урок и т. п.) нуждаются в интересных, неповторимых учебных ситуациях. Примером может быть цепочка учебных ситуаций обзорного урока из новейшей литературы в классе на тему: «По праву совести, по праву памяти»:

Минуты гордости (слово учителя о писателях и их произведениях: А. Твардовский «По праву памяти», А. Ахматова «Реквием», О. Гончар «Собор», В. Быков «Знак беды», Ч. Айтматов «Плаха» и др., по выбору учителя).

Минуты памяти (чтение подобранных учителем отрывков из произведений о людях, ценой жизни которых завоевывалось счастье).

Минуты раздумий (беседа о больших победах и горьких поражениях, о героическом и трагическом в прошлом и настоящем).

Минуты решений (содержание наших сегодняшних проблем и забот, мысли о будущем).

К обзорному уроку учитель подбирает другую цепочку учебных ситуаций. Так, в классе один час отводится на вступление

«Мировая литература XX ст , основные этапы, тенденции, эстетичные поиски, художественные открытия, традиции и новаторство в прозе, поэзии, защита личности и культуры в художественных произведениях выдающихся писателей XX ст ».

Изучение информационно насыщенного материала не целесообразно подавать в виде лекции. Удачным будет урок, если учитель проведет его в литературном музее с интересными экспозициями по теме или превратит кабинет мировой литературы в импровизированную литературную гостиную, где соберутся «представители» всех литературных течений XX столетия. Такой урок должен продумываться заранее. Субъективное и объективное обстоятельства, при которых он готовится, будут диктовать цепочку учебных ситуаций

Предложенные примеры учебных ситуаций уроков, бесспорно, не могут быть эталоном. Подготовка к каждому конкретному уроку является следствием индивидуального творчества педагога.

Определяя на уроках формы, методы и приемы реализации разных видов работы, учитель, прежде всего, продумывает целесообразность каждой учебной ситуации. Но есть среди них повторяемые — домашняя задача и итоги урока.

По сей день в методической литературе окончательно не выяснено, должны ли ученики выполнять домашние задачи по литературе Ученых беспокоит, не отразится ли у учеников принудительное чтение программных текстов на любви к книге. Ведь свидетельством высочайшего мастерства учителя литературы является, бесспорно, постоянный интерес его воспитанников к серьезному чтению.

По нашему глубокому убеждению, само чтение художественных текстов и изучение текста наизусть было и остается главной домашней задачей по литературе. Оно оказывает содействие успешному выполнению таких задач на уроке, как анализ художественного текста, составление планов, тезисов, откликов; написанию письменных работ разных типов; работе с цитатами. Благодаря вдумчивому чтению самостоятельная работа ученика развивает поисковый, творческий, исследовательский характер.

Сегодня весомое влияние на построение и содержание урока имеют новейшие технические средства обучения. Широко известные ныне теле-, видео-, кино-уроки, а также компьютерные уроки. Тем не менее, таким формам работы, если даже они и имеют положительные последствия, не следует отводить первостепенную роль в учебном процессе, тем самым отодвигая на второй план главный предмет изучения литературы — художественные тексты. Посещение театра или просмотр фильма по мотивам художественного произведения также уместны как домашняя задача или итоговое занятие.

Завершающая учебная ситуация урока — подведение итогов. Учитель должен четко видеть весь процесс обучения на конкретном уроке и его реальные результаты. Чтобы подытожить занятие, он должен тщательно продумать такие вопросы:

Выполнена ли задача урока?

Как усвоен учебный материал?

Вызвал ли он интерес у школьников?

Были ли они активными на уроке?

Чему научились? Что нового узнали?

Ответив на эти вопросы, учитель выяснит вопрос формирования мировоззрения учеников, наполненности их знаний, уровня интеллектуального развития.

1. Куцевол О. Н. Особенности изучения зпиграфированных художественных произведений в 8-9 кл. школ гуманитарного профиля: Дис. . канд. пед. наук. — К., 1993. — 172 с.

2. Ильин Е. Н. Рождение урока. — М.: Пегагогика, 1986. — 176с.

3. Махмутов И. А, Современный урок. — М.: Педагогика, 1985. — 150 с.

4. Мельник А. О. Зарубежная литература. 5 кл.: Развернутое планирование уроков по программе 2005 г. (12-летняя шк.). — X.: Факт, 2005. — 208 с.

5. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; Под ред. О. Ю. Богдановой. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — С. 296 — 317.

6. Николенко О. М., Куцевол О. М. Современный урок зарубежной литературы: Учеб. для учителя. — К.: Академия, 2003. — 288 с.

7. Пасечник Е. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. — К.: Ленвит, 2000. — С. 138-184.

8. Токмань Г. Л. Методика преподавания украинской литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. — К.: Милениум, 2002. — С. 110-119.

Урок внеклассного чтения по сказкам Г. Х. Андерсена

Представляю вашему вниманию несколько видео с уроков внеклассного чтения разных лет по сказкам Г. Х. Андерсена. Ниже вы найдёте конспект урока и презентацию.

Видео с уроков

Датский волшебник и его сказки

Урок внеклассного чтения по сказкам Ганса Христиана Андерсена

  • Тема
  • Эпиграф: «Вот сказка моей жизни. Рассказал я её здесь открыто и чистосердечно, как бы в кругу близких друзей». Г.-Х. Андерсен
  • Портрет Андерсена
  • Иллюстрации детей к сказкам
  • Выставка книг Андерсена и о нём
  1. Нарисовать иллюстрации у любимой сказке Андерсена
  2. Подготовиться отвечать на вопросы:
  • Чем понравилась сказка?
  • Почему захотелось нарисовать иллюстрацию к ней?
  • Какой эпизод изобразил и почему?
  • В каком цвете изобразил и почему?

3. Инсценировка эпизода (по командам)

А. Стойкий оловянный солдатик

Б. Пастушка и трубочист

(готовят вопросы зрителям)

4. Один ученик готовиться рассказывать о биографии Андерсена
5. Игру оценивает жюри, состоящее из старшеклассников или учителей

  1. Слово учителя

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.

И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

  • За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.

Викторина

(класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)

  • Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

  • «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)
  • «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)
  • «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

А этот конкурс «Кто быстрее?» Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежит следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.

  • «А король-то голый!» (Ребёнок, «Новое платье короля»)
  • «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)
  • «Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)
  • «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок»)
  • «Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки)
  • «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)

Конкурс знатоков (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)

1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?

У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?

С дюйм. Отсюда её имя

4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?

Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?

7. Куда попали осколки зеркала Каю?

В сердце и в глаз

8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?

Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится

9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие?

Целую дюжину устриц

3. Рассказ о сказочнике

Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает)

«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.

Но жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был прежде пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».

Андерсен часто вспоминал о своём детстве.

Ученик. «Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц. Я часто заходил туда и скоро сделался любимцем старух за своё красноречие, служившее, однако, верным признаком моей недолговечности. «Такой умный ребёнок не заживётся на свете! – говорили они. Это мне чрезвычайно льстило. Как-то случайно я слышал разговор врачей о внутреннем строении человека и немедленно прочёл по этому поводу моим старухам целую лекцию. Я смело чертил мелом на двери какие-то вавилоны, которые должны были изображать внутренности, и нёс что-то о сердце и почках. Всё, что я говорил, произвело на почтенное собрание глубочайшее впечатление. Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир, не уступавший по богатству тому, что рисуется нам в «Тысяче и одной ночи».

4. Беседа по иллюстрациям.

Да, действительно, мир тех сказок был великолепен. От старых прядильщиц Андерсен узнал народные варианты сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и другие. Посмотрите, какую галерею вы создали.

  • Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)

5. Рассказ о сказочнике.

А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.

Ученик. «Мне шёл уже четырнадцатый год, и мать решилась отдать меня в ученье к портному. Она любила меня всем сердцем, но не понимала, к чему я стремлюсь, да я сам-то этого не понимал тогда. Я принялся умолять её позволить мне лучше попытать мне счастья в Копенгагене, который в моих глазах тогда был столицей мира. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета.»

Учитель. И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.

В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.

6. Викторина.

В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки».

  1. Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка»)
  2. Другую интересную историю ему поведало… бутылочное горлышко. Вспомните название истории. («Бутылочное горлышко»)
  3. Сюжет какой истории, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»? («Дурень Ганс»)

Учитель. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. На что, бывало ни взглянет, к чему ни прикоснётся, — всё превращалось в сказку. «Часто мне кажется, — писал он, — будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе».

7. Конкурс артистов.

(Каждая команда готовит инсценировку сказки)

А. «Стойкий оловянный солдатик»

Б. «Пастушка и трубочист»

(потом герои инсценировок задают зрителям вопросы на знание сказки и о себе)

8. Викторина.

В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необыкновенное назначение.

  1. Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева»)
  2. В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели? («Сундук-самолёт»)
  3. Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25)
  4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:
  • В одной из сказок спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком чае идёт речь? (Речь идёт о росе, так как спички «в детстве» были деревом. (Сказка «Сундук-самолёт»)
  • Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Гарда услышала от лапландки, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждые вечер зажигает голубые бенгальские огни»)
  • Коротая с детьми вечера, бабушка рассказывала им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и мена детей? («Снежная королева», Кай и Герда)

9. Подведение итогов. (жюри называет победителей и награждает их)

10. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

За что народ любит сказки Андерсена?

Учитель. Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо научиться стать внимательными читателями.

Материалы викторины взяты из поурочных разработок для 5 класса

Самоанализ урока внеклассного чтения во 2 классе

Сегодняшний урок по теме «А.Л.Барто. Стихи для детей» из раздела «Писатели- детям».

Его цель: целеноправленное формирование речевого механизма как условие активного развития лексикона младших школьников

К обучающим задачам я отнесла:

  • расширять знания детей о жизни и о творчестве А.Л.Барто;
  • продолжать знакомство со стихами А.Л.Барто;
  • учить нравственно- эстетическим ценностям;
  • формировать читательские переживания;
  • учить сравнивать и сопоставлять.

К воспитательным задачам:

  • прививать любовь к чтению
  • воспитывать умение работать в парах и группах
  • способствовать развитию ситуации успеха, творчества
  • осуществлять сотрудничество детей и учителя через коммуникативную деятельность

Урок был также призван способствовать развитию у учащихся монологической речи, развитию речи, способности мыслить словесно- художественными образами; развитию памяти, внимания, мышления, познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с книгой способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На уроке в качестве дидактической игры был использован тематический кроссворд, ключевое слово «БАРТО» послужило подсказкой к самостоятельной формулировке темы младшими школьниками. Я, как учитель лишь конкретизировала ее «А.Л.Барто . Стихи для детей»

Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера заинтересованного изучения нового материала. На этом этапе задачей было создание мотивации обучения. Здесь я применила технологию развивающих игр.

Учащиеся имели возможность выбора работы с дидактическим материалом, работа с книгой, чтение стихотворений по рисункам учащихся, инсценировка стихов. (технология уровневой дифференциации)

На этапе изучение нового материала я использовала технологию – элементы педагогики сотрудничества. Учащиеся работали в группах, при необходимости помощи я давала совет и отвечала на их вопросы.

При проведении этапа закрепления мной использовалась технология гуманного обучения. На протяжении всего урока преобладала технология развивающего обучения. Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.

Достижению цели способствовали следующие методы и приемы:

  • словесности
  • самостоятельные работы учащихся в парах и группах;
  • использование в качестве наглядности мультимедийной техники;
  • работа с дидактическим раздаточным материалом.
  • прием создания ситуации занимательности (введение в урок игровых моментов);
  • прием игры (во время инсценирования стихотворения) Это дает возможность высказаться, раскрыть свою личность, выразить свои чувства, эмоции)

Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Показателем эффективности усвоения новых знаний, по моему мнению, явились активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока. (технология педагогики поддержки)

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, межпредметные связи (изо, окружающий мир), что послужило опять же для формирования целостного представления о теме.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз и двигательная. (здоровьесберегающая технология)

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. (использовала технологию электронных ресурсов. )

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием выбора карточек с характерными чертами, которые учащиеся считают должны присутствовать у человека, с заключительной песней о дружбе.(технология гуманного обучения). Каждый ребенок почувствовал свою нужность на уроке, свою значимость, и слабый, и сильный.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: